Главные вкладки

    План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»
    план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

    Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку. Методическая особенность уроков – исследование. Это позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. Для организации работы обучающихся на уроке использованы методы сингапурской системы обучения. На таких занятиях, есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания обучающихся, развивать навыки творческой работы, умения подводить итоги и делать определённые выводы. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словесным и наглядным методами выступают в дидактическом единстве. Применение данных методик, позволяет обеспечить постоянный контроль уровня усвоения учебного материала; даёт возможность каждому ребёнку проявить себя; использовать гибкое обучение с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории; интегрировать отечественную и зарубежную системы образования. Степень апробации работы - на уровне школы. Использованные программные средства. 1.Учебник «География материков и океанов. 7 класс. /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М.: Дрофа, 2009г. 2.Атлас по географии для 7 класса – М.: Дрофа 2013 г., Приложение: мультимедийная презентация MS PowerPoint , компьютер, видеофильм, рабочий модуль к уроку географии в 7 классе на тему: «Воды Мирового океана».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka1.docx30.53 КБ
    Microsoft Office document icon tetrad_k_uroku_1.doc369 КБ

    Предварительный просмотр:

                        План-конспект урока географии

                      на тему: « Воды Мирового океана»

     Цель:

    -Сформировать представление о Мировом океане, изучить важнейшие свойства вод Мирового океана

    Задачи:

    Образовательные задачи:

    - Сформировать представление о солености вод океанов и температуре поверхностных вод

    -Установить причины различий солености и температуры в разных частях  Мирового океана

    Развивающие задачи:

    -Развивать грамотное владение речью и пространственное мышление.  

    -  Продолжить формирование умений работать с картой

    - Продолжить формирование умения сравнивать (сравнение солености и температуры поверхностных вод в различных частях Мирового океана)

    - Формировать умение делать выводы (установить причины различной  солености вод океанов, температурных характеристик)

    Воспитательная задача:

    - Воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов

    Тип урока: Урок усвоения нового материала

    Методы: Исследовательский,репродуктивный, частично-поисковый.

    Технологии: блочно – модульные, работа в малых группах, игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания, структуры сингапурской методики – ( «ЭЙ АР ГАЙД» ,  «Микс – Фриз – Груп», «Билетик на выход»)

    Средства обучения:

    1. Учебно - материальные : Учебник «География материков и океанов. 7 класс. /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М.: Дрофа, 2009г.

    Атлас по географии для 7 класса – М.: Дрофа 2013 г.,

    Рабочий модуль к уроку географии  в 7 классе на тему: «Воды Мирового океана», мультимедийная презентация MS PowerPoint , компьютер, видеофильм.

    2. Дидактико-методические (дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);

    3. Используемая методическая литература:

     1.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: «ВАКО»,2005. География. 6-8 классы.

    2.Уроки с использованием блочно – модульной технологии. / Сост. Н.В. Болотникова – Волгоград: Учитель, 2005.

    3. Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

    4.Интернет – ресурсы: 

    http://ezhva-licey.ru/teachers/

    http://900igr.net/prezentatsii/geografija/Vody-Mirovogo-okeana/Vody-Mirovogo-okeana.htm

    pdonline.educare.sg

    http://www.youtube.com/

                                       

                                       План урока

    1. Организационный момент
    2. Актуализация опорных знаний
    3. Введение в тему урока
    4. Изучение нового материала
    5. Закрепление. Практическая работа.
    6. Подведение итогов
    7. Домашнее задание

                                 Ход урока

    1. Организационный момент.

     Класс разбит на группы по 4 человека( МЭНЭДЖ МЭТ).

    ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).

    Учитель: Здравствуйте, садитесь.

     II. Актуализация опорных знаний

    Учитель: На столах у вас лежат карточки с различными изображениями. Попробуйте  сгруппировать их по разделам атмосфера, литосфера. Как вы думаете, в какую группу, мы можем объединить оставшиеся карточки? (Правильно – гидросфера).

    Учитель: Гидросфера это - …(водная оболочка Земли)

    Учитель: Из каких частей состоит гидросфера?  (слайд 2)

      III. Введение в тему урока

     Учитель: Почему  на фотографиях из космоса  наша планета  кажется голубой? (слайд 3)

    Сравните площадь суши и океана на диаграмме в учебнике стр. 46, рис. 22.

    Площадь суши значительно меньше чем океана.

    Учитель: Откуда же взялась такая масса воды?

    Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (сообщение темы слайд 4.)

    Применение структуры «ЭЙ АР ГАЙД»  просмотр видеоролика «Происхождение вод Мирового океана»  

    IV. Изучение нового материала

    Учитель: Вы слышите эти удивительные звуки? Они зовут нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: изучить важнейшие свойства вод Мирового океана

    Предлагается в группах рассмотреть рабочий модуль к уроку с заданием (Приложение №1).

    Учитель: Мы  на поверхности океана, и первое исследование, которое нам нужно провести, это определить температуру поверхностных вод на разных широтах.

    Задание 1: Определить температуру поверхностных вод, используя карту атласа стр.22. (Слайд 8).

    Распределение температуры поверхностных вод (слайд 5,6,7).

    90˚ с. ш.(ответ – 17˚C)

    60˚ с. ш.(ответ + 4,8˚C)

    30˚ с. ш.(ответ + 21˚C)

    0˚ ш. (ответ + 27˚C)

    Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты

     Учитель: - При какой температуре замерзает морская вода? (Солёная вода замерзает при t˚ -2˚C) (слайд 8,9).

    Учитель: - В каких широтах образуется лёд? ( В арктических и субарктических широтах)

    Учитель: Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующих изменение воды с глубиной.  (слайд 10,11,12)

    Задание 2: Изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах), атлас стр. 23 (слайд 15)

    0 метров

    +16˚C)

    200 метров

    +15,5˚C

     1000 метров

    +3,8˚C

    5000 метров

    +2,8˚C

    Учитель: Разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, можно использовать для производства электроэнергии. Электростанции на этом  принципе  могут быть построены только в тропических районах – из-за большой разности температур между поверхностными и глубинными водами.  В отличие от электростанций на ветряной и солнечной энергии,  способны производить электроэнергию  -  24 часа в сутки,  365 дней в году. Строящаяся китайская электростанция, основанная на этом принципе, будет крупнейшей на сегодняшний день, с мощностью 10 мегаватт.  (слайд 13)

    Учитель: Наша океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и солёность морской воды. Ребята, вспомните, в чём измеряется солёность?  

    Задание 3: Изменение солёности с широтой (в промилле), используя карту атласа стр.22.   (слайд14)

    Экватор(ответ: 34)

    Тропики (ответ: 35,8)

    Умеренные(ответ: 33)

    Вывод: самая высокая солёность океанской воды в тропических широтах

    Учитель: Чему равна средняя соленость Мирового океана? (35 промилле, в 1 литре морской воды содержится 35 гр. минеральных веществ). (слайд 15)

    Задание 4: Изменения солёности по океанам (в промилле), используя карту атласа стр.22 (слайд16,17,18)

    Тихий (ответ: 34,8)

    Атлантический(ответ: 35,5)

    Индийский(ответ: 34,8)

    Северный Ледовитый(ответ: 32)

    Вывод: самый солёный океан Атлантический

    Физкультминутка - применение структуры «Микс – Фриз – Груп»  (ученики смешиваются под музыку волн, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы , количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос учителя)  (слайд19,20)

    Вопросы: Сколько океанов на Земле?

    Сколько букв, в слове гидросфера?

    Сколько материков на Земле?

    Учитель: Ребята как вы думаете, где в океане самая прозрачная вода? (слайд 21)

    Задание 5: Прозрачность морских вод на примере морей

    Белое(ответ: 8  м)

    Баренцево(ответ: 11-13 м)

    Саргассово (ответ: 66,5 м)

    Средиземное(ответ: 60 м)

    Вывод: прозрачность вод тропических морей выше, чем морей умеренного пояса

     Заранее подготовленный ученик : На нашей планете всего около 90 морей. И все они имеют берега. И только одно море не имеет берегов. «Берегами» у этого моря являются три океанических течения. Это самое большое море на планете — Саргассово море. Оно является чудом природы. Площадь этого моря меняется в зависимости от сезона и от постоянного изменения морских течений. Максимальная площадь Саргассова моря может достигать более 8 млн. кв. км. Прозрачность вод Саргассова моря, находящегося в центре Северной Атлантики, приближается к прозрачности дистиллированной воды. В этом районе диск Секки исчезает из виду на рекордной глубине - 65 м. Круговорот течений образовал в Саргассовом море район с теплыми поверхностными водами. Даже в зимние месяцы температура верхних слоев воды не опускается ниже +18 град.С. Летняя температура достигает +28 град.С. Вода здесь повышенной солености и ее слои хорошо перемешиваются течениями, поэтому до глубин в 400 м вода теплая (до +17 град.С). Такой теплой воды в глубине океана нет даже в тропиках.

    Это явление отрицательно сказалось на развитии фитоводорослей - фундамента пищевой пирамиды океана. Скудная  микрорастительность явилась причиной малого количества зоопланктона в Саргассовом море, и, как следствие, бедной фауны. Здесь проживает не более 60 видов представителей водного животного мира.
    Однако животные, приспособившиеся к жизни в Саргассовом море, очень своеобразны и, по-своему, уникальны. Отмечу,
    что малое количество микроорганизмов в море и является причиной необыкновенной прозрачности его вод. 

     Водные массы

    Учитель: - Существующие представления о водных массах Мирового океана, областях и причинах их формирования, переносе и трансформации крайне ограничены. Вместе с тем исследования всего того многообразия свойств вод, которое встречается в реальных условиях, необходимо не только для понимания структуры и динамики вод, но также для изучения особенностей развития биосферы и других важнейших сторон природы Мирового океана.

    О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:

    Учитель:- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах).

    Учитель - Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да).

    Задание 6. Что такое водные массы? Найди определение в учебнике, стр. 49

    Водная масса это________________________________________

    Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются (слайд 25).

    V. .Закрепление. Практическая работа

     Применение структуры «Билетик на выход»

    Практическая работа «Сравнение температуры, солёности и прозрачности водных масс» (слайд 22)

    Работу можно оформить в виде таблицы:

    Типы водных масс

    Температура

    Солёность

    Прозрачность

    Экваториальные

    Высокая

    Низкая

    Высокая

    Тропические

    Высокая

    Высокая

    Высокая

    Умеренные

    Меняется по сезонам года

    Низкая

    Низкая

    Полярные

    Низкая

    Средняя

    Средняя

     VI. Подведение итогов 

    (Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность. )

     Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    1. сегодня я узнал…
    2. было интересно…
    3. было трудно…
    4. я выполнял задания…
    5. я понял, что…
    6. теперь я могу…
    7. я почувствовал, что…
    8. я приобрел…

    VII. Домашнее задание: §9, записи в тетради. (слайд 23).



    Предварительный просмотр:

                             Тетрадь

    к уроку географии  в 7 классе на тему:

                 «Воды Мирового океана»

            

    Учени…_________________________________

    В результате изучения темы: «Воды Мирового океана»

    ты должен знать:

    • Какими основными свойствами обладают воды Мирового океана.  
    • Особенности распределения температур, солености, прозрачности по поверхности океане
    • В чем измеряется соленость океанической воды.

    ты должен уметь:

    • наблюдать
    • работать с картой, сравнивать

    I. Целевая установка:

    во время путешествия ты узнаешь о свойствах океанических вод, об обитателях подводного мира, и в конце путешествия тебя ожидает небольшая проверочная работа, которая покажет, насколько внимателен ты был. Тебе предстоит провести множество наблюдений. Записывай, пожалуйста, их результаты в судовой журнал, и помни, что аккуратность заполнения – залог научных достижений!

     Желаем тебе приятного путешествия!

    Задание 1.   Структура ЭЙ АР ГАЙД

    а) Поработайте над этим заданием самостоятельно

    б) В столбике «ДО» поставьте «+» ,если вы согласны с утверждением, или « - »,если вы не согласны с утверждением.

    в) Чтобы приять решение ,учитывайте свой личный опыт , знания и убеждения.

    г) Давайте посмотрим видео. Используйте утверждения , чтобы сфокусироваться на основной идее видео.

    ДО

                  УТВЕРЖДЕНИЯ

    ПОСЛЕ

    Вода покрывает 2 /3 поверхности планеты

    Глубина океана достигает 20 км.

    Мировой океан зародился 4,5 м

    Минеральные вещества в том числе и соль в морской воде выделились из остывшей лавы.

    Задание 2. Проведи  наблюдения за изменениями температуры поверхностных вод с помощью карт атласа. Запиши данные в судовой журнал, проведи анализ полученных данных.

    90◦ с.ш.

    60◦ с.ш.

    30◦ с.ш.

     0◦  с.ш.

    Вывод:__________________________________________________

    ________________________________________________________

    Задание 3. Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующих изменение воды с глубиной:

    0 метров

    200 метров

     1000 метров

    5000 метров

    Подумай над этими цифрами и запиши вывод.

    Вывод:__________________________________________________

    ________________________________________________________

    Задание 4. 

    Наша океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и солёность морской воды. Проанализируйте полученные результаты и объясните такую закономерность изменения солёности.

    1.Экваториальные широты

    2. Тропические широты

    3.Умеренные широты

    В каких широтах вода самая солёная? Подумай и запиши свой вывод. Проверь его по учебнику страница

    Вывод:__________________________________________________

    ________________________________________________________

    Задание 4. Прозрачность морских вод на примере морей.

    Белое море –

    Баренцево море –

    Саргассово море –

    Средиземное море –

     

    Задание 5.  Наша лодка быстро идёт вперёд, рассекая водные массы. Что такое водные массы? Найди определение в учебнике.

    Водная масса это________________________________________

    II. Наше путешествие заканчивается

     Задание 4. Заполните схему:

    Типы водных масс

    Температура

    Солёность

    Прозрачность

    Экваториальные

    Тропические

    Умеренные

    Меняется по сезонам года

    Полярные

    Задание 5. Попытайтесь объективно оценить свою работу и поставьте себе оценку.

     Ставлю себе

    Заполните схему:

    Задание на дом: §9, записи в тетради, работать с терминами словаря в тетради к уроку.

    СЛОВАРИК

    ОКЕАН, М и р о в о й о к е а н, водное пространство земного шара. Пл. 361 млн. км2, или 71% всей земной поверхности. Делится материками на 4 части: Тихий, Атлантический, Индийский и Сев. Ледовитый океаны (площадь их % соответственно: 50, 25,21 и 4). В О. выделяются отдельные моря, проливы, заливы, бухты.

    Изоте́рма (греч. ισος «изос» — равный, θέρμη «термос» — тепло) — изолиния одинаковых температур. Обычно используются понятия изотермы июля и изотермы января.

    Изогалина – изолиния солености воды — линия на карте, соединяющая точки с равной соленостью воды.

    Соленость – количество граммов веществ, растворенных в одном литре воды.Соленость измеряется в промилле (‰). Средняя соленость Мирового океана – 35‰, это значит, что в 1 литре воды растворено 35 граммов солей и веществ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

    План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

    План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

    Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

    План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

    На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

    Конспект урока по теме "Воды Мирового океана".

    Цель: формировать представления о Мировом океане, важнейших свойствах вод Мирового океана, особенностях распределения температур, солености океана.Оборудование: карта полушарий или физическая карта ми...