План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку. Методическая особенность уроков – исследование. Это позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. Для организации работы обучающихся на уроке использованы методы сингапурской системы обучения. На таких занятиях, есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания обучающихся, развивать навыки творческой работы, умения подводить итоги и делать определённые выводы. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словесным и наглядным методами выступают в дидактическом единстве. Применение данных методик, позволяет обеспечить постоянный контроль уровня усвоения учебного материала; даёт возможность каждому ребёнку проявить себя; использовать гибкое обучение с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории; интегрировать отечественную и зарубежную системы образования. Степень апробации работы - на уровне школы. Использованные программные средства. 1.Учебник «География материков и океанов. 7 класс. /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М.: Дрофа, 2009г. 2.Атлас по географии для 7 класса – М.: Дрофа 2013 г., Приложение: мультимедийная презентация MS PowerPoint , компьютер, видеофильм, рабочий модуль к уроку географии в 7 классе на тему: «Воды Мирового океана».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka1.docx30.53 КБ
Microsoft Office document icon tetrad_k_uroku_1.doc369 КБ

Предварительный просмотр:

                    План-конспект урока географии

                  на тему: « Воды Мирового океана»

 Цель:

-Сформировать представление о Мировом океане, изучить важнейшие свойства вод Мирового океана

Задачи:

Образовательные задачи:

- Сформировать представление о солености вод океанов и температуре поверхностных вод

-Установить причины различий солености и температуры в разных частях  Мирового океана

Развивающие задачи:

-Развивать грамотное владение речью и пространственное мышление.  

-  Продолжить формирование умений работать с картой

- Продолжить формирование умения сравнивать (сравнение солености и температуры поверхностных вод в различных частях Мирового океана)

- Формировать умение делать выводы (установить причины различной  солености вод океанов, температурных характеристик)

Воспитательная задача:

- Воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов

Тип урока: Урок усвоения нового материала

Методы: Исследовательский,репродуктивный, частично-поисковый.

Технологии: блочно – модульные, работа в малых группах, игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания, структуры сингапурской методики – ( «ЭЙ АР ГАЙД» ,  «Микс – Фриз – Груп», «Билетик на выход»)

Средства обучения:

1. Учебно - материальные : Учебник «География материков и океанов. 7 класс. /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М.: Дрофа, 2009г.

Атлас по географии для 7 класса – М.: Дрофа 2013 г.,

Рабочий модуль к уроку географии  в 7 классе на тему: «Воды Мирового океана», мультимедийная презентация MS PowerPoint , компьютер, видеофильм.

2. Дидактико-методические (дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);

3. Используемая методическая литература:

 1.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: «ВАКО»,2005. География. 6-8 классы.

2.Уроки с использованием блочно – модульной технологии. / Сост. Н.В. Болотникова – Волгоград: Учитель, 2005.

3. Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

4.Интернет – ресурсы: 

http://ezhva-licey.ru/teachers/

http://900igr.net/prezentatsii/geografija/Vody-Mirovogo-okeana/Vody-Mirovogo-okeana.htm

pdonline.educare.sg

http://www.youtube.com/

                                   

                                   План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Введение в тему урока
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление. Практическая работа.
  6. Подведение итогов
  7. Домашнее задание

                             Ход урока

  1. Организационный момент.

 Класс разбит на группы по 4 человека( МЭНЭДЖ МЭТ).

ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

 II. Актуализация опорных знаний

Учитель: На столах у вас лежат карточки с различными изображениями. Попробуйте  сгруппировать их по разделам атмосфера, литосфера. Как вы думаете, в какую группу, мы можем объединить оставшиеся карточки? (Правильно – гидросфера).

Учитель: Гидросфера это - …(водная оболочка Земли)

Учитель: Из каких частей состоит гидросфера?  (слайд 2)

  III. Введение в тему урока

 Учитель: Почему  на фотографиях из космоса  наша планета  кажется голубой? (слайд 3)

Сравните площадь суши и океана на диаграмме в учебнике стр. 46, рис. 22.

Площадь суши значительно меньше чем океана.

Учитель: Откуда же взялась такая масса воды?

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (сообщение темы слайд 4.)

Применение структуры «ЭЙ АР ГАЙД»  просмотр видеоролика «Происхождение вод Мирового океана»  

IV. Изучение нового материала

Учитель: Вы слышите эти удивительные звуки? Они зовут нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: изучить важнейшие свойства вод Мирового океана

Предлагается в группах рассмотреть рабочий модуль к уроку с заданием (Приложение №1).

Учитель: Мы  на поверхности океана, и первое исследование, которое нам нужно провести, это определить температуру поверхностных вод на разных широтах.

Задание 1: Определить температуру поверхностных вод, используя карту атласа стр.22. (Слайд 8).

Распределение температуры поверхностных вод (слайд 5,6,7).

90˚ с. ш.(ответ – 17˚C)

60˚ с. ш.(ответ + 4,8˚C)

30˚ с. ш.(ответ + 21˚C)

0˚ ш. (ответ + 27˚C)

Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты

 Учитель: - При какой температуре замерзает морская вода? (Солёная вода замерзает при t˚ -2˚C) (слайд 8,9).

Учитель: - В каких широтах образуется лёд? ( В арктических и субарктических широтах)

Учитель: Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующих изменение воды с глубиной.  (слайд 10,11,12)

Задание 2: Изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах), атлас стр. 23 (слайд 15)

0 метров

+16˚C)

200 метров

+15,5˚C

 1000 метров

+3,8˚C

5000 метров

+2,8˚C

Учитель: Разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, можно использовать для производства электроэнергии. Электростанции на этом  принципе  могут быть построены только в тропических районах – из-за большой разности температур между поверхностными и глубинными водами.  В отличие от электростанций на ветряной и солнечной энергии,  способны производить электроэнергию  -  24 часа в сутки,  365 дней в году. Строящаяся китайская электростанция, основанная на этом принципе, будет крупнейшей на сегодняшний день, с мощностью 10 мегаватт.  (слайд 13)

Учитель: Наша океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и солёность морской воды. Ребята, вспомните, в чём измеряется солёность?  

Задание 3: Изменение солёности с широтой (в промилле), используя карту атласа стр.22.   (слайд14)

Экватор(ответ: 34)

Тропики (ответ: 35,8)

Умеренные(ответ: 33)

Вывод: самая высокая солёность океанской воды в тропических широтах

Учитель: Чему равна средняя соленость Мирового океана? (35 промилле, в 1 литре морской воды содержится 35 гр. минеральных веществ). (слайд 15)

Задание 4: Изменения солёности по океанам (в промилле), используя карту атласа стр.22 (слайд16,17,18)

Тихий (ответ: 34,8)

Атлантический(ответ: 35,5)

Индийский(ответ: 34,8)

Северный Ледовитый(ответ: 32)

Вывод: самый солёный океан Атлантический

Физкультминутка - применение структуры «Микс – Фриз – Груп»  (ученики смешиваются под музыку волн, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы , количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос учителя)  (слайд19,20)

Вопросы: Сколько океанов на Земле?

Сколько букв, в слове гидросфера?

Сколько материков на Земле?

Учитель: Ребята как вы думаете, где в океане самая прозрачная вода? (слайд 21)

Задание 5: Прозрачность морских вод на примере морей

Белое(ответ: 8  м)

Баренцево(ответ: 11-13 м)

Саргассово (ответ: 66,5 м)

Средиземное(ответ: 60 м)

Вывод: прозрачность вод тропических морей выше, чем морей умеренного пояса

 Заранее подготовленный ученик : На нашей планете всего около 90 морей. И все они имеют берега. И только одно море не имеет берегов. «Берегами» у этого моря являются три океанических течения. Это самое большое море на планете — Саргассово море. Оно является чудом природы. Площадь этого моря меняется в зависимости от сезона и от постоянного изменения морских течений. Максимальная площадь Саргассова моря может достигать более 8 млн. кв. км. Прозрачность вод Саргассова моря, находящегося в центре Северной Атлантики, приближается к прозрачности дистиллированной воды. В этом районе диск Секки исчезает из виду на рекордной глубине - 65 м. Круговорот течений образовал в Саргассовом море район с теплыми поверхностными водами. Даже в зимние месяцы температура верхних слоев воды не опускается ниже +18 град.С. Летняя температура достигает +28 град.С. Вода здесь повышенной солености и ее слои хорошо перемешиваются течениями, поэтому до глубин в 400 м вода теплая (до +17 град.С). Такой теплой воды в глубине океана нет даже в тропиках.

Это явление отрицательно сказалось на развитии фитоводорослей - фундамента пищевой пирамиды океана. Скудная  микрорастительность явилась причиной малого количества зоопланктона в Саргассовом море, и, как следствие, бедной фауны. Здесь проживает не более 60 видов представителей водного животного мира.
Однако животные, приспособившиеся к жизни в Саргассовом море, очень своеобразны и, по-своему, уникальны. Отмечу,
что малое количество микроорганизмов в море и является причиной необыкновенной прозрачности его вод. 

 Водные массы

Учитель: - Существующие представления о водных массах Мирового океана, областях и причинах их формирования, переносе и трансформации крайне ограничены. Вместе с тем исследования всего того многообразия свойств вод, которое встречается в реальных условиях, необходимо не только для понимания структуры и динамики вод, но также для изучения особенностей развития биосферы и других важнейших сторон природы Мирового океана.

О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:

Учитель:- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах).

Учитель - Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да).

Задание 6. Что такое водные массы? Найди определение в учебнике, стр. 49

Водная масса это________________________________________

Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются (слайд 25).

V. .Закрепление. Практическая работа

 Применение структуры «Билетик на выход»

Практическая работа «Сравнение температуры, солёности и прозрачности водных масс» (слайд 22)

Работу можно оформить в виде таблицы:

Типы водных масс

Температура

Солёность

Прозрачность

Экваториальные

Высокая

Низкая

Высокая

Тропические

Высокая

Высокая

Высокая

Умеренные

Меняется по сезонам года

Низкая

Низкая

Полярные

Низкая

Средняя

Средняя

 VI. Подведение итогов 

(Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность. )

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…

VII. Домашнее задание: §9, записи в тетради. (слайд 23).



Предварительный просмотр:

                         Тетрадь

к уроку географии  в 7 классе на тему:

             «Воды Мирового океана»

        

Учени…_________________________________

В результате изучения темы: «Воды Мирового океана»

ты должен знать:

  • Какими основными свойствами обладают воды Мирового океана.  
  • Особенности распределения температур, солености, прозрачности по поверхности океане
  • В чем измеряется соленость океанической воды.

ты должен уметь:

  • наблюдать
  • работать с картой, сравнивать

I. Целевая установка:

во время путешествия ты узнаешь о свойствах океанических вод, об обитателях подводного мира, и в конце путешествия тебя ожидает небольшая проверочная работа, которая покажет, насколько внимателен ты был. Тебе предстоит провести множество наблюдений. Записывай, пожалуйста, их результаты в судовой журнал, и помни, что аккуратность заполнения – залог научных достижений!

 Желаем тебе приятного путешествия!

Задание 1.   Структура ЭЙ АР ГАЙД

а) Поработайте над этим заданием самостоятельно

б) В столбике «ДО» поставьте «+» ,если вы согласны с утверждением, или « - »,если вы не согласны с утверждением.

в) Чтобы приять решение ,учитывайте свой личный опыт , знания и убеждения.

г) Давайте посмотрим видео. Используйте утверждения , чтобы сфокусироваться на основной идее видео.

ДО

              УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Вода покрывает 2 /3 поверхности планеты

Глубина океана достигает 20 км.

Мировой океан зародился 4,5 м

Минеральные вещества в том числе и соль в морской воде выделились из остывшей лавы.

Задание 2. Проведи  наблюдения за изменениями температуры поверхностных вод с помощью карт атласа. Запиши данные в судовой журнал, проведи анализ полученных данных.

90◦ с.ш.

60◦ с.ш.

30◦ с.ш.

 0◦  с.ш.

Вывод:__________________________________________________

________________________________________________________

Задание 3. Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующих изменение воды с глубиной:

0 метров

200 метров

 1000 метров

5000 метров

Подумай над этими цифрами и запиши вывод.

Вывод:__________________________________________________

________________________________________________________

Задание 4. 

Наша океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и солёность морской воды. Проанализируйте полученные результаты и объясните такую закономерность изменения солёности.

1.Экваториальные широты

2. Тропические широты

3.Умеренные широты

В каких широтах вода самая солёная? Подумай и запиши свой вывод. Проверь его по учебнику страница

Вывод:__________________________________________________

________________________________________________________

Задание 4. Прозрачность морских вод на примере морей.

Белое море –

Баренцево море –

Саргассово море –

Средиземное море –

 

Задание 5.  Наша лодка быстро идёт вперёд, рассекая водные массы. Что такое водные массы? Найди определение в учебнике.

Водная масса это________________________________________

II. Наше путешествие заканчивается

 Задание 4. Заполните схему:

Типы водных масс

Температура

Солёность

Прозрачность

Экваториальные

Тропические

Умеренные

Меняется по сезонам года

Полярные

Задание 5. Попытайтесь объективно оценить свою работу и поставьте себе оценку.

 Ставлю себе

Заполните схему:

Задание на дом: §9, записи в тетради, работать с терминами словаря в тетради к уроку.

СЛОВАРИК

ОКЕАН, М и р о в о й о к е а н, водное пространство земного шара. Пл. 361 млн. км2, или 71% всей земной поверхности. Делится материками на 4 части: Тихий, Атлантический, Индийский и Сев. Ледовитый океаны (площадь их % соответственно: 50, 25,21 и 4). В О. выделяются отдельные моря, проливы, заливы, бухты.

Изоте́рма (греч. ισος «изос» — равный, θέρμη «термос» — тепло) — изолиния одинаковых температур. Обычно используются понятия изотермы июля и изотермы января.

Изогалина – изолиния солености воды — линия на карте, соединяющая точки с равной соленостью воды.

Соленость – количество граммов веществ, растворенных в одном литре воды.Соленость измеряется в промилле (‰). Средняя соленость Мирового океана – 35‰, это значит, что в 1 литре воды растворено 35 граммов солей и веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

Конспект урока по теме "Воды Мирового океана".

Цель: формировать представления о Мировом океане, важнейших свойствах вод Мирового океана, особенностях распределения температур, солености океана.Оборудование: карта полушарий или физическая карта ми...

Конспект урока по теме "Течения Мирового океана", 7 класс

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Для рационального использования времени на уроке, автор предлагает "рабочий лист"....