Урок по географии на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Сухарь Людмила Антоновна

Урок по географии  на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_5_klass.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии  на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)

« Семь тысяч рек, ни в чем не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль, - семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.»   А. Твардовский

 

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

   Сформировать знания о реках Земного шара, показать их различие и общие черты.

   Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны и водоразделы.

     Составлять описание реки по плану на основе анализа карты.

    Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану на основе анализа карт.

     Обозначить на контурной карте крупнейшие реки мира.

    Совершенствование учащегося через его познавательное развитие.

     Создать условия для формирования умений работы в группе, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

Задачи урока:

1.    Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.

2.     Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения, определять положение описания реки.

3.     Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.

4.     Формирование умения работы в группе, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

5.     Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Средства обучения: физическая карта мира, атласы, учебник А.А. Летягин «География 5 класс», электронные презентации с видами рек, задания для учебных групп для каждого ученика в виде опорного конспекта, компьютер, проектор, экран, электронное видео «Источник - река».

Основные представления и понятия: река, исток реки, устье реки, речная система, бассейн реки, водораздел, горная и равнинная река, порог, водопад.

Методы и приемы:

ü     Проблемное изложение;

ü     Исследование с опорой на географическую карту и текст учебника;

ü     Организация коллективной учебной деятельности.

Номенклатура: реки Волга, Терек, Дон, Нева, Замбези, Конго, Меконг, Ниагара; водопады Ниагарский, Стэнли, Кении.

Ход и содержание урока:

  1. Приветствие и актуализация знаний. Создание эмоционального настроя.

Учитель:  Тема нашего сегодняшнего урока «Воды, суши, реки». Открыли тетради, записали число, тему уроку. (Запись темы урока раскрытие цели и задачи).Мы познакомимся с реками Земного шара. Вы узнаете, что такое река, исток, устье, речная система. Закрепите умение работать с картой, с различными источниками географических знаний. Научитесь описывать реки по плану.

Если мысленно перевернуть карту так, чтобы устье реки оказалось внизу, то можно увидеть, как речная система превращается в дерево с раскидистой кроной. Главная река – ствол дерева, ее притоки – ветви. Ребята внимание на экран (в этот момент на экране схема «Волжское дерево речной бассейн реки Волги»). А сейчас ребята приступаем к выполнению индивидуальной работы.

1. Задание № 1. В тетради выполните следующее задание:

            1.Дополните предложение

А) Постоянный или временный поток воды, текущий в углубление рельефа ………

Б) Место, где река берет свое начало …….

В) Место впадения реки в другую реку, озеро или море ……..

Г) Главная река и ее притоки образуют …….

Д) Территорию, с площади которой поверхностные и подземные воды стекаю в главную реку …….

Е) Между двумя соседними бассейнами проходит линия …….

       2. Выберите правильный ответ (подчеркните)

А) У равнинных рек по сравнению с горными скорость течения

                    1. Выше

                    2. Такая же

                    3. Ниже

Б) Если река имеет широкую долину и извилистое русло, то по характеру течения эта река

                   1. Равнинная

                   2. Горная

В) Горные реки обычно берут начало

                   1. Из ледника

                   2. Из моря

                   3. Из болота

                   4. Из родника

II. Проверка правильности выполнения задания по ответам в учебнике. Переход к следующему заданию, если не допущены ошибки. В случае затруднения учащийся обращается за консультацией к учителю.

Учитель: Сейчас обсуждаем задание № 1.

Ответы на задание 1)

А) река                     Г) речная система

Б) исток                   Д) бассейн реки

В) устье                   Е) водораздел

                                 2)

А) 3

Б) 1

В) 1

Эвристическая беседа по выявлению причинно-следственных связей.

1.     Что такое река?

2.     Какие части имеет река?

3.     Что называется речной системой?

4.     Бассейн реки?

5.     Водораздел реки?

Учитель:Сейчас мы переходим к следующему заданию № 2. Но работать будем в группе (паре). Цель этой работы – закрепить знания о частях реки (в это время на экране появляются слайда рек Волги и Терека).

Вопросы к учащимся (в письменном виде):

1. В какой реке течение в среднем быстрее в Волге или Тереке? Почему? __________________________________________________

2. Где Волга несет больше воды у Казани или у Волгограда?

____________________________________________________

III. Оцените свою работу

1)     Нет ошибок – 5 баллов;

2)     1-2 ошибки – 4 балла;

3)     Есть ошибки, работал, но пользовался подсказкой своих одноклассников, и частично самостоятельно – 3 балла;

4)     Работал, все время пользовался подсказкой одноклассников – 2 балла.

Поставьте себе оценку           

Учитель: Вы хорошо поработали, идите дальше. Удачи Вам!

Следующее задание № 3. Работа в паре. Цель этой работы – закрепить знания о бассейне реки (вопросы раздаются на листочках).

1.       Обсудить вопрос к бассейнам каких океанов относятся реки, пользуясь физической картой мира:

Замбези                                         Нил

Волга                                            Лена

Амазонка                                      Меконг

Обь                                                Конго

2.       Дайте с помощью разных источников информации описание рек Волги и Енисея:

План описания

Волга

Енисей

1

На каком материке

 

 

2

Где берет начало

 

 

3

Общие направления течения

 

 

4

Куда впадает

 

 

5

Характер течения

 

 

 

3.       Обозначить на контурной карте крупнейшие реки России и Мира: Волга, Обь, Енисей, Дон, Нева, Амур, Конго, Амазонка, Замбези, Меконг.

Учитель:Проверьте свою работу, оцените свою работу по той же шкале оценок, что и в задании № 2.  Поставьте себе оценку      

А сейчас проверяем задание № 3

- Описание рек Волги и Енисея (устное выступление с опорой на тетрадь);

- Бассейны рек (работа с физической картой мира)

IV. Домашнее задание

Учащийся записывает и выбирает уровень задания. Параграф № 17.

1.     Стр. 102 задание 2,5  - Базовый уровень

2.     Стр. 102 задание 1,3,4 – Повышенный уровень

3.     Стр. 99 в дневнике географа-следопыта – Высокий уровень:

          - совершите воображаемое путешествие по рекам Волга и Терек

          - составьте фото-коллаж водопады Мира, используя интернет-ресурсы и дополнительную литературу

4. Доработать задание № 3 в части обозначения крупнейших рек России и Мира – общее задание для всех учащихся (контурная карта).

V. Рефлексия

Все ли мы учебные задачи выполнили? Что мы сегодня узнали? Чему сегодня научились? О чем мы сегодня задумались? Как работали в группах? Насколько нам это удалось?

Оценки …….

VI. Проверка и закрепление изученного материала.

1.     Что такое исток, устье?

2.     Что такое бассейн реки?

3.     Что называется рекой?

4.     Что такое речная система?

5.     Приведите примеры равнинной и горной реки?

6.     Что такое порог, водопад?

7.     Покажите по карте самый знаменитый водопад в Африке?

Учитель: Спасибо всем, кто активно работал на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Воды суши: реки и озёра»

Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Гидросфера", это урок изучения нового материала. Составлен по новым стандартам ФГОС...

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Урок географии по теме "Воды суши. Реки."

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Урок в 6 классе на тему "Воды суши: реки"

Представленный урок – открытие нового знания – построен на основе деятельностного подхода и технологии практического обучения, что позволяет максимально использовать активность ученика. На уроке...

Урок географии в 6 классе по теме «Воды суши: реки и озёра»

Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле ...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...