Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Воды суши. Реки»

ФИО:          Лопатина Надежда Дмитриевна – учитель географии МКОУ «Мостовская средняя общеобразовательная школа»;

           

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Воды суши. Реки»

Базовый учебник:  А.А. Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. Издательство – Вентана Граф. 2013.

Цель урока:  создать условия для формирования целостного представления о реке, её частях и её роли в жизни                человека.

 Задачи:  

  • Составить схему «Река»;
  • Продолжить формирование предметных и метапредметных УУД;
  • Формировать культуру общения в парах.
  • Анализировать схемы, формулировать задачи, делать выводы.

Личностные результаты:

  • Формировать мотивационную основу учебной деятельности;
  • Осознавать значимость знаний о реках для их практического использования их человеком;

Метапредметные результаты:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между рельефом земной поверхности и характером реки;

  • Делать выводы по результатам сравнения равнинных и горных рек;
  • Создавать схему «Река». Применять схему для решения познавательных задач.

    Предметные результаты:

  • Объяснять существенные признаки понятия «река» и использовать его для решения учебных задач по определению положения бассейна реки;
  • Приводить примеры равнинных и горных рек;
  • Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и характером реки;
  • Сравнивать реки (горную и равнинную)

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Формы работы обучающихся:    в парах

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер, ресурсы сети Интернет.

Структура и ход урока

Этап

Действия учителя

Действия обучающегося

Мобилизирующий этап

Темой  нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

                                (река)

Настрой на урок

Самоопределение обучающимися на основе антиципации.

Учитель: давайте предположим, чем мы будем сегодня заниматься? Как вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока? А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье)

- А что бы вы хотели еще узнать о реках? (почему вода в реке не кончается, узнать какие реки бывают, от чего они зависят).

Сформулируйте цель урока.

Определяют тему урока.

Называют «Реки»

Подготавливают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Формулируют цель урока: объяснять особенности рек.

Момент осознания обучающимися недостающих знаний

1.Учитель предлагает ученикам найти в тексте параграфа ответы на следующие вопросы:

Откуда берется вода в реках?

Какие бывают реки?

Какая вода в реках?

Какие части реки вы знаете?

Составить схему «Река».

2.Продумайте названия основных пунктов плана   для характеристики реки.

1.Отвечают на вопросы. Вспоминают, что вода в реке все время движется по естественному углублению от истока (начала реки) до устья (места впадения ее в океан, море, другую реку). Определяют: реки пополняются подземными водами, осадками, талыми водами ледников. Рассказывают о том, что реки бывают большие и малые, глубоководные и мелководные. Утверждают: в реках вода всегда пресная. Называют известные им части реки: исток, устье.

2.Называют основные пункты при характеристике реки:

-название реки;

-строение реки;

-тип реки;

-роль реки.

Дополнения учителя:

-Речная система.

-Строение речной долины.

-Типы рек (в зависимости от рельефа местности)

-Роль рек в мировом круговороте воды.

1. Выделите основные вопросы, которые мы изучим, и сформулируйте основные задачи урока.

1.Определяют, какие вопросы будут затронуты на уроке:

-что такое речная система?

-Каково строение речной долины?

2.Формулируют основные задачи урока:

-определить, что является речной системой?

-Изучить строение речной долины.

-Выделить типы рек в зависимости от рельефа местности.

Содержательный этап.

1.Просмотрите фильм «Источник. Река». Расскажите о строении реки, выполните задание №2 в рабочей тетради. (После того как дети выполнят задание, учитель чертит схему на интерактивной доске)

2.Используя текст учебника (с. 96-97) описать, как функционирует речная система. Продолжите заполнение схемы «Река»

3.Ответить на вопросы: Что является бассейном реки? Что такое линия водораздела?

4. Используя рис. 62, стр. 97,определите речную систему и бассейн реки Лены. Чем отличаются понятия «бассейн» и «речная система».

Что является водоразделом рек Волга и Обь?

Назовите водораздел реки Лена.

5.Напишите названия рек России с. 51 рабочая тетрадь, используя текст с. 97.

6.Рассмотрите  рис. 1 и 2 (с. 100-101). В чем различие бассейнов этих рек?

1.Просматривают видеофрагмент. Определяют, что река имеет русло, исток и устье. Заполняют схему в тетради.

2.Рассказывают, что река собирает воду с определенной террритории, малые реки впадают в главную, образуют речную систему.

3.Отвечают на вопросы.

4.Высказывают предположения о связи рек и океана. По физической карте определяют водораздел рек Волга и Обь.

5.Подписывают названия рек, которые принадлежат к бассейнам океанов.

6.Анализируют изображения бассейнов рек и ищут различия. Пробуют определить причину различия. Говорят о горном и равнинном рельефе местности, по которой протекают реки.

Закрепление.

1. Укажите части реки

C:\Users\школа\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\океан.png

Исток

Русло

Устье

Левый приток

Правый приток

2.Назовите реки нашего края. К какому типу они относятся?

Рефлексия.

1.Что нового узнали на уроке?

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было трудно………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

8. Я хотел еще узнать……..

1.Обучающиеся проговаривают чему они научились на уроке.

Рассказывают о том, что узнали на уроке.

Домашнее задание.

Задания на выбор.

1.Задание №3 с.102. Определить к какому бассейну относятся реки нашей местности.

2. Составить фото-коллаж «Водопады мира», используя интернет - ресурсы и дополнительную литературу.

3. Написать небольшой рассказ « Моё путешествие по Енисею»

Формулируют уточняющие вопросы учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по географии 5 класс

представляю технологическую карту урока географии 5 класс по ФГОС. тема урока"  как люди изучали Вселенную      ".в ходе урока использовались материалы электронного учебника п...

Урок по географии на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)

Урок по географии  на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)...

технологическая карта урока по географии на тему "Население Северной Америки" (7 класс, география)

Технологическая карта урока по географии на тему " Население Северной Америки"....

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»...

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...