Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»
план-конспект урока по географии

Цадова Ирина Александровна

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Цадова Ирина Александровна –

преподаватель географии

высшей квалификационной категории

Проектирование урока географии в колледже на основе системно-деятельностного подхода

При проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода необходимо детально продумать основные этапы (шаги) урока.

  1. этап:

-определить четко тему, цель и тип урока, его место в учебном курсе;

-выделить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

-обозначить ту часть учебного материала, которая будет использоваться на уроке в дальнейшей деятельности.

  1. этап:

-сформулировать в соответствии с требованиями ФГОС:

личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

 3 этап:

-спланировать учебный материал;

- подобрать или разработать вопросы и задания с учетом следующих уровней познавательной деятельности:

I уровень – задания на воспроизведение учебного материала, например: Что изучает география? С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?

II уровень – задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу, в повторяющейся знакомой ситуации, например: В чем главное отличие планеты Земля от других планет? Составьте таблицу «Сходство и отличие планет земной группы?

Задания этого уровня позволяют выяснить взаимосвязи между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность студентов путем анализа, сравнения, синтеза, выявления причинно-следственных связей.

III уровень – творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации, например: Сформулируйте правила поведения в природе. Подготовьте сообщение о пользе березового сока.

Разнообразие вопросов и заданий позволяет учителю дифференцированно подходить к организации проверки усвоенного содержания.

  1. этап:

-продумать «изюминку» урока (урок должен содержать интересный факт: неожиданное открытие, занимательный опыт или эксперимент).

5 этап:

  • -разработать структуру урока с учетом расчета времени для каждого этапа и вида деятельности, подбора методов, приемов и форм обучения.
  1. этап:

- определить критерии оценивания результатов урока.

  1. этап:

- разработать домашнее задание, которое должно быть комплексным и дифференцированным, позволяющим школьникам право выходить на различные уровни выполнения и представления результатов.

  1. этап:

-подготовить оборудование для урока.

-оформить материалы в виде технологической карты урока.

Технологическая карта урока − современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся.Разрабатывая технологическую карту урока, необходимо учитывать, что графа «Деятельность преподавателя» рекомендуется заполнять одной из последней.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.

Создание технологической карты урока позволяет учителю:

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- установить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

- найти возможности реализации межпредметных понятий (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

- определить универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

Универсальные учебные действия (УУД) − система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

- соотнести результат с целью обучения после создания продукта − набора технологических карт.

Таким образом, использование преподавателем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести  системный анализ урока .

     

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Технологическая карта урока по географии

по теме  «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук.»

 

Преподаватель

Цадова Ирина Александровна  - преподаватель географии

высшей квалификационной категории

Предмет

Экономическая и социальная география ,  УМК: Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Курс

Первый

Тип урока

Урок освоение новых знаний и видов деятельности

Технологии построения урока

Педагогические технологии

-информационно-коммуникационные – использование слайдов, презентаций, интерактивной доски(электронные карты, схемы и др.)

- здоровье-сберегающие - физминутка

-технология проблемного обучения – постановка проблемных вопросов, решение проблемы

-технология развивающего обучения- используется на протяжении всего урока

   - технология дифференцированного обучения – разно уровневые задания на уроке, дифференцированное домашнее задание

Тема

«Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»  

Цель

Выявить актуальность географической науки на современном этапе; ознакомить обучающихся со

структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами

географических исследований и ведущими экономико - географами;

Задачи

  1. Общеобразовательная: создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:

-давать определения понятиям по тематике урока;

-раскрывать особенности социальной и экономической географии;

-указывать условия создания хозяйственного комплекса;

-определять природные условия, влияющие на формирование и функционирование хозяйственного комплекса;

-называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока.

Развивающая:- развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся;

-продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока;

 -сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения.

Основные термины, понятия

-социально-экономическая география, хозяйственный комплекс. природно-ресурсный потенциал страны,населённые пункты,

промышленные центры, транспортные пути, экономические районы, отрасли хозяйства.

Планируемый результат

Предметные результаты:

  Предметные:  знать и объяснять существенные признаки понятий:экономическая и социальная

география, метод; использовать эти понятия для решения учебных задач; знать и понимать основные

этапы развития экономической географии как науки; объяснять сущность традиционных и современных

методов географических исследований и уметь применять их.

 Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений:  отбирать нужные

источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость,  работать с

разнообразными источниками информации.

Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

ПознавательныеУУД

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Оборудование

Физическая карта России, атласы, компьютер, мультимедийный проектор

Оформление доски

Тема, понятия

Формы работы  

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Рабочая тетрадь, учебник, атлас

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Цифровые образовательные технологии

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1. Организационный – мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке

-приветствует

-отмечает присутствующих

-организует внимание

-учащихся на работу

              -желает успеха

-приветствуют учителя

-контролируют готовность к уроку

-настраиваются на работу

-слушают учителя

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Активизирует знания учащихся - беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним»

- Уже 4 года вы изучаете географию. И все эти годы вы занимались физической географией.

Давайте вспомним

- Что изучает физическая география?

- Что такое природа?

- Что такое природный комплекс?

- Показывает схему ПК

- Природный комплекс (или ландшафт) — это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы (рельефа, климата, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира) на какой- либо территории.

- Слушают учителя

- Отвечают на вопросы

Личностные: осознание своих возможностей

Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии

Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

3. Целеполагание

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий

- Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала

- Будучи частью природы, человек своей  хозяйственной деятельностью способен в большей или меньшей степени изменять природные комплексы. Эта деятельность зависит от природных условий различных районов страны.

- Настало время поговорить о географических особенностях этой деятельности, о её зависимости от природных условий различных районов страны. Нам в этом поможет социально-экономическая география.

- Сообщает тему урока

- Подводит учащихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете»

- Что изучает социально-экономическая география.

- Что такое хозяйственный комплекс.

- Каковы причины создания хозяйственного комплекса.

- Ставит проблемный вопрос: Чем отличаются физическая, социальная и экономическая география?

- Слушают учителя

- Записывают тему урока

- Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания

Личностныесамоопределение

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения

Коммуникативныеинициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками 

Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

- Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

- Предлагает найти в тексте определение понятия «социально-экономическая география»

- Задает вопрос:

- Что изучает экономическая география?

- Объектами изучения этой науки являются

-природно-ресурсный потенциал страны,

-населённые пункты,

-промышленные центры,

-транспортные пути,

-экономические районы,

-отрасли хозяйства.

- Эти социально-экономические объекты связаны между собой не менее закономерно, чем компоненты природных комплексов.

- Представьте неосвоенный район планеты.

Много людей будут жить здесь?

- Предлагает найти в тексте определение понятия «хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс»

- Запомним очень важное: это сочетание предприятий и населённых пунктов — взаимосвязанное; это не простой их набор, не склад случайно забытых вещей.

В отличие от компонентов природного комплекса, элементы хозяйственного комплекса могут быть изменены в результате целенаправленной деятельности человека.

- Возвращается к проблемному вопросу: Чем отличаются физическая, социальная и экономическая география?

- Организует физминутку

- Слушают учителя, просматривают слайды

- Находят определение понятия, записывают в тетрадь

- Отвечают на вопрос, делают записи в тетрадь

- Находят определение понятия, записывают в тетрадь

- Отвечают на проблемный вопрос

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других

Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок

5. Первичная проверка понимания

Цель этапа: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

- Организует практическое задание - стр.10, предварительно проинструктировав его выполнение

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Составьте план работы по выполнению практического задания.
  3. Определите перечень источников информации, необходимы для выполнения практического задания.
  4. Проанализируйте источники информации.
  5. Выберите из всего спектра информации ту, которая непосредственно относится к выполняемому заданию.
  6. Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.

- Следит за самостоятельностью выполнения

- Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления

- Слушают учителя, ищут информацию в учебнике

- Систематизируют учебный материал

 - обучающиеся по своему усмотрению выбирают хозяйственны комплекс, рассматривают его характеристики (размеры, составные части, связи между компонентами). В заключение работы формулируется вывод о целостности хозяйственного комплекса

- Проговаривают алгоритм действий

- Выполняют ПЗ

Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, аргументация своего мнения и позиции

Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля

6. Первичное закрепление

Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

- Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Вопросы по параграфу

  1. Что такое ландшафт?
  2. Что изучает социально-экономическая география?
  3. Что такое хозяйственный комплекс?

Кто быстрей? – работа со сложными вопросами учебника

  1. Как человек может изменить неблагоприятные природные условия?
  2. С какой целью человек изменяет природные условия территории?
  3. В чём разница между природным и хозяйственным комплексами?

Самостоятельное применение знаний

  1. Работа с ключевыми понятиями – стр.9
  2. Задания в рабочей тетради – стр.5

- Осуществляют учебные действия по намеченному плану

- Задают друг другу вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки.

- Работают с учебником стр.10

- Работают с ключевыми понятиями

- Работают в РТ в парах с взаимопроверкой

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Задает и комментирует дифференцированное задание

&1

Вопросы по уровням - стр.10

Практические задания – стр.10

- Записывают домашнее задание.

- Выбирают задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: выделение существенной информации

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные:

регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке

-Какова была ваша учебная задача?

-Чему вы научились на уроке?

--можно применить полученные знания?

- Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке (с использованием слайда дополнить схему)

Я знаю, что такое

Я могу

Я научился

- Выставляет оценки за работу на уроке

- Анализируют свою деятельность на уроке.

- Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностныесамооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативныеумение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивныеумение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

                                                                                                                   

                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока немецкого языка по теме "Введение модальных глаголов" в 2 классе

Технологическая карта урока немецкого языка по теме "Введение модальных глаголов" в 2 классе составлена в свете новых требований образовательных стандартов. В технологической карте указаны все ууд,при...

технологическая карта урока и презентация по теме "Биология как наука"

Технологическая карта урока "Биология как наука" биологии УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построена в соответствии с требованиями преподавания ФГОС...

Технологическая карта урока английского языка на тему "География" в 5 классе

УМК: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Гренджер  «Английский язык», Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Технологическая карта урока № 1 в 8 классе по географии

Выявить географическое положение России. Оценить место России среди других государств мира. Место России в Европе и Азии....

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Роль цвета в портрете". 6 класс

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Роль цвета в портрете". 6 класс...

Технологическая карта урока математики (6 класс) Тема «Значение выражений, содержащих степени»

Основной целью данной темы является накопление знаний о степенях, то есть создание своего рода фундамента для последующего изучения широкого круга тождественных преобразований различного вида и раздел...