Технологическая карта урока № 1 в 8 классе по географии
план-конспект урока по географии (8 класс)

Шутова Галина Николаевна

Выявить географическое положение России. Оценить место России среди других государств мира. Место России в Европе и Азии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 1

Раздел: Россия в мире

Тема: «Мы и наша страна на карте мира»

Цели урока:

Образовательные цели: 

- выявить географическое положение России;

- оценить место России среди других государств мира;

- оценить место России в Европе и Азии.

Развивающие цели: 

- формировать у учащихся умения определять границы России и пограничные государства.

Воспитательные цели: 

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

- формирование знаний об особенностях географического положения России, её крайних точках, о месте России среди других государств мира, о место России в Европе и Азии.

Метапредметные: 

- формирование умений:

1) работать с текстом, картами и диаграммами;

2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм;

3) определять по политико-административной карте соседей России.

Личностные: 

- осознание своей принадлежности к величайшей стране мира;

- воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Основное содержание: 

- Россия на карте мира, уникальность географического положения России, площадь территории России, крайние точки, место России среди других стран мира, место России в Европе и Азии, государственная граница России.

Деятельность обучающихся:

- выявлять особенности географического положения России;

- наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России;

- сравнивать географическое положение, размеры государственной территории России и других стран;

- выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения её территории;

- определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам и наносить их на контурную карту;

- сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.

Ценностный компонент урока: 

- значимость курса «География. 8 класс» в личностном развитии обучающихся..

Оборудование: учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2018. (Полярная звезда); физическая и политико-административная карты России.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Знакомит с содержанием учебника.

Приветствие учителя.

2.Актуализация знаний

Вспомните, какие источники информации являются основными для работы с учебником?

Учитель зачитывает стихотворение о России:

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

Что же нам предстоит изучить в этом году?

Учащиеся отвечают на вопрос.

3.Содержатель-ный этап.

Россия – самое большое государство в мире. Его площадь составляет 17,1 млн км2.

Вспомните, с чего мы начинали изучать материки?

Определите:

  1. Положение страны по отношению к экватору и нулевому меридиану.

  1. Крайние точки и их координаты.

Сопоставьте физическую карту России и «Федеративное устройство России» и определите, к какому субъекту РФ относится каждая крайняя точка.

  1. Положение в климатических поясах.
  2. Моря и океаны, омывающие страну.

  1. Государства – соседи России.

  1. Особенности географического положения.

На каком материке расположена наша страна?

Россия располагается в двух частях света – Европе и Азии.

По территории России проходит граница между Европой и Азией.

Учитель показывает по карте границу между Европой и Азией. Граница проходит по восточному склону Урала и Мугоджар. После она идет по реке Эмбе, до северного берега Каспия до 
Керченского пролива. То есть, Урал целиком входит в состав Европы, а Кавказ – в Азии. Что касается Азовского моря, то оно «европейское».

В какой части света находится большая часть России? (рис. 2, с. 6)

Россия – страна, самая богатая природными ресурсами. Какие природные ресурсы имеются в России?

Рассмотрим место России в мире. Учитель организует работу с рис. 1 на с. 5.

Перечислите страны, выделяющиеся по площади.

На каком месте находится Россия по численности населения?

Уровень развития страны определяет такой показатель, как ВВП на душу населения.

По этому показателю Россия находится на 14 месте.

С определения географического положения.

Россия расположена севернее экватора, восточнее нулевого меридиана.

Северная – мыс Челюскин (770 с. ш., 1040 в. д.)

Южная – гора Базардюзю (410 с. ш., 470 в. д.)

Западная – коса в Гданьском заливе (540 с. ш., 190 в. д.)

Восточная – мыс Дежнёва (660 с. ш., 1690 з. д.)

Мыс Челюскин находится на территории Красноярского края, гора Базардюзю – Республики Дагестан, коса в Гданьском заливе – в Калининградской области, мыс Дежнёва – Чукотского АО.

Арктический, субарктический, умеренный, субтропический.

Северный Ледовитый океан – Баренцево море, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское;

Атлантический океан – Балтийское, Азовское, Чёрное;

Тихий океан – Берингово море, Охотское, Японское.

Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, КНДР. Морская граница – с США и Японией.

Большая часть страны расположена за Северным полярным кругом, поэтому получает малое количество тепла, что неблагоприятно для ведения хозяйства.

На материке Евразия.

В азиатской.

Минеральные, водные, лесные, биологические, земельные.

  1. Россия,
  2. Канада,
  3. Китай,
  4. США,
  5. Бразилия,
  6. Австралия,
  7. Индия,
  8. Аргентина.

На 9-м.

  1. Китай
  2. Индия
  3. США
  4. Индонезия
  5. Пакистан
  6. Бразилия
  7. Нигерия
  8. Бангладеш
  9. Россия
  10. Мексика (Япония)

4.Закрепление знаний

Учитель организует работу по вопросам на с. 7.

Учащиеся отвечают на вопросы.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

6.Домашнее задание.

§ 1, на контурную карту нанести названия крайних точек России, границу России и государств, с которыми она граничит, названия этих государств.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта урока в 5 классе по географии " Как люди открывали Землю"

План урока, технологическая карта составлена по ФГОСАМ...

Технологическая карта урока по теме: "География транспорта мира " 10 класс

Технологическая карта урока  по теме:"География транспорта мира " 10 класс...

Технологическая карта урока в 5 классе по географии : Состав и строение гидросферы.

Технологическая карта 5 класс по географии . Тема урока:Состав и строение гидросферы. План урока пмогает провести урок по новым федеральным законам....

Технологическая карта и анализ урока географии в 8 классе с учащимися с УО по теме "Антарктида"

Технологическая карта и анализ урока географии в 8 классе с учащимися с УО по теме "Антарктида. Географическое положение. Антарктика" разработана в соответствии с программой Воронковой В.В. ...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...

Технологическая карта внеурочного мероприятия по географии Викторина "Знатоки географии"

Цель мероприятияСоздать условия для расширения кругозора учащихся по предмету география. Задачи мероприятия Продолжить формирование общеучебных навыков работы с картой.Развивать память, логическо...