Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Тип урока: изучение и первичное закрепление

Форма проведения урока: путешествие

Цель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.

Задачи урока:

  • раскрыть существенные признаки природных зон, причины их разнообразия;
  • объяснить их особенности размещения;
  • углубить знания об основном законе широтной зональности;
  • развивать умение работать с картами атласа, источниками дополнительной информации;
  • воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе
  • сформировать умения применять полученные знания в жизни.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме, в форме презентации.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД:формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Основные понятия: природный комплекс, природная зона, экваториальный лес, саванна, пустыня, вечнозеленые жестколистные леса и кустарники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога: Ренсевич Людмила Николаевна

Должность: учитель географии

Полное название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутовская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: география

Класс: 7

тема «Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закрепление

Форма проведения урока: путешествие

Цель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.

Задачи урока:

  • раскрыть существенные признаки природных зон, причины их разнообразия;
  • объяснить их особенности размещения;
  • углубить знания об основном законе широтной зональности;
  • развивать умение работать с картами атласа, источниками дополнительной информации;
  • воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе
  • сформировать умения применять полученные знания в жизни.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме, в форме презентации.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД:формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Основные понятия: природный комплекс, природная зона, экваториальный лес, саванна, пустыня, вечнозеленые жестколистные леса и кустарники.

Ресурсы «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв.; мультимедийное оборудование, атлас.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I этап. Организационный момент.

Цель:

1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, уважаемые гости.

-Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Читая книги о новых землях , мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий берег. Таинственный мир зовёт нас за собой.

-Сегодня нас вновь позвала Африка! Мы отправляемся в виртуальную научную экспедицию по Африке. Я предлагаю вам отправиться туда под девизом:

Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”




Приветствуют учителя,


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.


Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД

установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Опрос д.з.

  1. Работа по номенклатуре с картой( моря, заливы,проливы, течения, горы, равнины).
  2. Блиц-опрос
  1. Назвать крайнюю южную точку материка
  2. Самая полноводная река Африки….
  3. Озеро-двойник Байкала…….
  4. Наивысшая точка Африки…….
  5. Африка занимает 1 место в мире по добыче……
  6. Водопад, открытый Ливингстоном…
  7. Озеро, часто меняющее свою площадь



Игольный, Конго, Танганьика,Килиманджаро,Золото, Виктория, Чад.

II этап. Актуализация субъектного опыта учащихся.














Крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира - …….

Итак ,определим тему урока

« Природные зоны Африки» Слайд1


-Какова цель урока?

-Сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка ,раскрыть существенные признаки природных зон, причины их разнообразия; объяснить их особенности размещения;

-Ребята, мы продолжаем с вами изучать экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с природой во всем её величии и красоте.

Как вы думаете? Компоненты, определяющие особенности природных зон, существуют обособленно и изолированно, либо в тесной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга?


На примере характеристики природных зон Африки вы должны показать эту взаимосвязь и выявить главный компонент, влияющий на формирование природных зон.

Природная зона.






Какие ПЗ есть В Африке?






Взаимозависимость.

Личностные УУД

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные УУД

Формирование целостной картины мира

Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;

IIIэтап.Практический

















IVэтап.Физкультминутка

















Что называют природной зоной? Слайд 2.

Какие ПЗ есть в Африке? Слайд 3.

Класс разбит на путешественников и учёных.

Путешественники доложат о результатах своих исследований.

А мы будем заполнять таблицу Слайд 4.

Природная зона

ФГП

Климат.

пояс

почвы

растительность

Животный мир

гилея

саванна

пустыни

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

Поиск информации о ФГП, климатическом поясе, почвах из атласа.

Сообщение об экваториальном лесе.

1 сообщение.Слайды 5-7.

2 сообщение.Слайды 8-10.

3 сообщение.Слайды 11-12


Делаем вывод: В экваториальных лесах почвы красно-желтые ферраллитные перегной в почвах не накапливается и они малоплодородны.

 

Экваториальные леса-природная зона, образование которой обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года.

Слайд 13

Я по Африке иду (ходьба на месте),

Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).

У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)

Пальма зашуршит листвой,

Но придется приседать (приседания),

Чтобы фиников набрать.

Вот вильвичия, турист (руки поочередно вытягивают вперед):

Левый лист, правый лист (руки в стороны).

А огромный серый слон (круг руками)

Посылает нам поклон (наклоны вперед).

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)

И за парты поспешим (садятся на свои места).

Сообщения о саванне.

4 сообщение Слайды 14-15

5 сообщение Слайды 16-17

6 сообщение Слайды 18

7 сообщение слайды 19-22

Саванна-природная зона, для которой характерны смена сухого и влажного сезонов года, преобладание травянистого покрова.

Сообщения о пустыне.

8 сообщение слайды 23-24

9 сообщение слайд 25

10 сообщение слайды 26-27

Пустыня- природная зона с большими амплитудами температур.

Сообщение о вечнозелёных лесах и кустарниках.

11 сообщение слайд 28



Путешественники докладывают о результатах исследований в каждой природной зоне.

Учёные географы и биологи ( делают выводы о Г.П, климате, почвах, об органическом мире)

. Учёные заполняют таблицу на листах Формата А4.

Дополнительный поиск информации в атласах, учебниках.




Работают с представленной информацией,

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.


Обосновывают выбор написания.












По ходу рассказа составляется таблица.







Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной и письменной форме Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;


Личностные УУД

Формировать умение способности к саморазвитию



Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.


















Коммуникативные УУД

владение монологической и диалогической формами речи .


V.Этап рефлексии

Какой компонент природной зоны самый главный?

Климат – соотношение тепла и влаги, т.е. в гилее высокая температура и много осадков – густая, пышная, богатая растительность -много птиц, насекомых, небольших животных.

В Саванне жарко, немного влаги, травянистая растительность, много крупных животных, травоядных и хищников.

В пустыне мала влаги, днём жарко, ночью холодно растительность отсутствует или скудная, животные ведут ночной образ жизни.

29 слайд. Задание 1: Для каких природных зон характерны:

А) баобаб, антилопа, пальма дум, марабу, гепард

Б) масличная пальма, желтое дерево, фикус, окапи

В) молочай, алоэ, черепаха, гиена, шакал

30 слайд. Задание 2: определите природную зону по описанию.

«цвет африканских сезонов круглый год один и тот же – зеленый. Только в один период зеленый цвет чист, ярок, а в другой – блеклый, словно выцветший… В сухой сезон земля превращается в камень, трава – в мочалу, деревья трещат от недостатка сока. И вот первый же ливень возвращает природу к жизни. Жадно напившись водой, земля разбухает от влаги, щедро отдает её деревьям, травам, цветам. Они пьют, пьют и напиться не могут… Температура воздуха падает, и местные жители зябко поводят плечами, жалуются: «Холодно!». Когда термометр показывает 18-20 градусов, некоторые африканцы считают, что наступили «морозы». (Л. Почивалов)

Как вы думаете на территории, какой природной зоны будет создано больше всего национальных парков и заповедников и почему?

Домашнее задание: 1. параграф № 21

2.мини-сочинение « Мое путешествие в Африку»

Оцените своё участие в уроке и загрузите в соответствующий вагон.(стеки с Ф.И.О.).

  • Красный вагон: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимаю всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».
  • Оранжевый вагон: «Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
  • Серый вагон: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов». Выставление оценок за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 7 класс. "Природные зоны Африки".

Виртуальное путешествие по природным зонам Африки с использованием презентации....

Природные зоны Африки

Эти конспекты уроков помогут начинающим учителям географии при изучении Африки, Индии....

"Природные зоны Африки"

Как за короткое время изучить разнообразие природных зон Африки? Предлагаемая разработка урока дает возможность работы в группах с последующим обменом изученным материалом....

Природные зоны Африки.

Презентация по географии для 7 класса....

Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"

Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...

Технологическая карта урока "Природные зоны Африки" 7 класс

Цель:  сформировать представление о природных зонах Африки и  их компонентах.Задачи:образовательные: познакомить с особенностями природных зон Африки, проследить их зависимость от климата, д...