Африка. Природные зоны Африки.
методическая разработка по географии (7 класс)

Симакова Наталья Михайловна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План урока16.99 КБ
Microsoft Office document icon Самоанализ28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  географии

тема: Африка.

               Природные зоны Африки.

7 класс

Цели урока.

Образовательная:

- формировать целостное представление о природной зоне;

- научить устанавливать закономерности распределения природных зон на материке;

- научить определять зависимость между природными зонами и климатическими поясами.

Воспитательная:

- совершенствовать коммуникативную культуру учащихся в отношениях: учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – учебный материал;

- воспитывать уважительное отношение к своему труду;

- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности, убежденность в необходимости прочных знаний;

- экологическое воспитание через понимание глобальных экологических проблем.

Развивающая:

- развитие познавательного интереса к предмету;

- логического мышления (сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи);

- эмоционально-чувственной сферы учащихся.

Оборудование:

- тематические карты «Природные зоны мира», «Климатические пояса Африки», «Почвенная карта мира»;

- атласы для 7 класса;

- таблицы «Влажный экваториальный лес бассейна р.Конго», «Растительность пустыни Намиб», «Животный мир пустыни Сахара»;

-  мультимедийное сопровождение урока.

ХОД УРОКА:

  1. Вступление

« Африка - неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли — материта, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и оказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.»

(В.Корочанцев)

-   Настолько ли завораживающе хороша эта земля?

-   Сегодня на уроке мы продолжим изучение этого материка, и будем изучать природные зоны Африки.

-    Вспомните, что называют природной зоной?

-   Откройте стр. 15 атласа и вспомните, какие природные зоны есть в Африке? Назовите их и покажите на карте.

-   Посмотрите,  какая  связь  существует между природными  зонами  и кш1матическими поясами?

-   Кракова закономерность размещения природных зон?

Сегодня на уроке мы будем рассматривать две большие, значительные природные зоны Африки.

По этим природным зонам путешествовали ребята из нашего класса. Это путешествие собрано в группы представителей нескольких направлений:

1. Картограф - климатолог     -   определяет физико-географическое положение данной                           территории, типичный для данной территории характер  погоды

2. Почвовед               -   изучает поверхностный слой земной коры, в котором

                                развивается растительная жизнь.

3. Ботаник                 -   специалист по растительному миру.

4. Зоолог                 -   специалист по животному миру.

5. Эколог                 -   изучает    взаимоотношения    живых    организмов     с

     окружающей средой.

Эти группы собрали очень интересный и большой материал (на сообщения время регламентировано - 10 минут).

2. Задача для класса:

1. Составить краткий опорный конспект в тетради в виде таблицы.

2. Подумать - почему образовались такие природные зоны? Вследствие чего?

3. Какие предложения у вас есть по решению экологических проблем этих природных зон?

3.  Выступление групп о природных зонах (мультимедийное сопровождение).

Учащиеся кратко конспектируют излагаемый материал в таблицу.

Название природной зоны

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Экологические проблемы

4.  Подведение итогов урока.

-   Хорошо ли поработали эти экспедиции? Что вы узнали о природных зонах?

-  Почему образовались эти природные зоны?

-   В какой из них благоприятнее жить человеку? Почему?

-  Какие предложения вы можете внести по решению экологических проблем Африки?

Вывод:

- В природных зонах экваториальных лесов и тропических пустынь наблюдается взаимосвязь компонентов природного комплекса.

-  Причина образования природных зон зависит от количества тепла и влаги.

- Человек оказывает воздействие на изменение природной зоны.

Итак, перед вами характеристика природной зоны. Впредь по такому плану мы будем характеризовать все природные зоны

5. Итоговая оценка знаний учащихся.

Домашнее задание: параграф 24, в тетради - характеристика природной зоны саванн и редколесий в форме опорного конспекта. По желанию -мультимедийная презентация.



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока географии в 7 классе «Б» по теме «Природные зоны Африки».

Краткая характеристика класса.

В классе обучается 27 человек: девочек – 13, мальчиков – 14. Преобладающим является средний уровень общего развития. География изучается второй год. За первую четверть получили оценки: 5 – семь человек, 4 – тринадцать человек, 3 – семь человек, 2 – нет.

 Успеваемость – 100%, качество обучения – 74%, средний балл – 4.

Данная тема изучается в разделе «Океаны и материки», на изучение которого программой отводится 52 часа. Тема «Африка» включена в этот раздел и на её изучение программой отведено семь часов. Данный урок пятый в этой теме, он связан с предыдущим разделом «Главные особенности природы Земли». Содержание учебного материала данного урока доступно учащимся. Урок подтвердил это.

Цели урока.

Образовательная:

- формировать целостное представление о природной зоне;

- научить устанавливать закономерности распределения природных зон на материке;

- научить определять зависимость между природными зонами и климатическими поясами.

Воспитательная:

- совершенствовать коммуникативную культуру учащихся в отношениях: учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – учебный материал;

- воспитывать уважительное отношение к своему труду;

- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности, убежденность в необходимости прочных знаний;

- экологическое воспитание через понимание глобальных экологических проблем.

Развивающая:

- развитие познавательного интереса к предмету;

- логического мышления (сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи);

- эмоционально-чувственной сферы учащихся.

Оборудование: 

- тематические карты «Природные зоны мира», «Климатические пояса Африки», «Почвенная карта мира»;

- атласы для 7 класса;

- таблицы «Влажный экваториальный лес бассейна р.Конго», «Растительность пустыни Намиб», «Животный мир пустыни Сахара»;

-  мультимедийное сопровождение урока.

Содержание урока соответствует требованиям программы, целям и задачам урока.

На уроке я развивала умения учащихся в соответствии с целями и задачами урока. Формировала понятия «экваториальный лес», «тропическая пустыня», рассматривала особенности природных зон материка, закрепляла общие понятия «Природная зона», вводила понятие «Почвенная карта», развивала умение устанавливать связь между компонентами в природной зоне, составлять краткий опорный конспект.

Тип урока – комбинированный.

Структура урока.

  1. Актуализация прежних знаний на мотивационно-ориентировочном этапе.
  2. Формирование новых понятий и способов действий на операционально-исполнительском этапе.
  3. Закрепление умений и навыков на рефлексивно-оценочном этапе.

Методы обучения: частично – поисковый, наглядно-иллюстративный, словесно-практический (беседа, объяснение, работа с картой, элементы ролевой игры). Использование слайдов позволяет концентрировать внимание учащихся на важных моментах содержания учебного материала.

На уроках реализовались принципы обучения: научность, доступность, связь с жизнью, практикой, систематичности и последовательности. Преобладал продуктивный характер познавательной деятельности. Принцип дифференцированного домашнего задания.

На уроке сочетались разные формы организации учебной деятельности: фронтальная (беседа по актуализации знаний, объяснение нового материала с элементами обобщения в форме таблицы, с демонстрацией слайдов), индивидуально-демонстрационная (работа с картой), осуществлялось чередование разных видов деятельности учащихся, презентация учебного материала учащимися, подготовленного дифференцированно дома.

Знания и умения учащихся оценивались: непосредственно после ответа и по степени участия, активности на уроке.

Стараюсь на своих уроках, как и на этом, поддерживать демократичный стиль руководства и управления образовательным процессом, создавать условия для психологической комфортности каждого ученика.

Надеюсь, что цели урока были реализованы.

Учитель географии Симакова Н. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 7 класс. "Природные зоны Африки".

Виртуальное путешествие по природным зонам Африки с использованием презентации....

Природные зоны Африки

Эти конспекты уроков помогут начинающим учителям географии при изучении Африки, Индии....

"Природные зоны Африки"

Как за короткое время изучить разнообразие природных зон Африки? Предлагаемая разработка урока дает возможность работы в группах с последующим обменом изученным материалом....

Природные зоны Африки.

Презентация по географии для 7 класса....

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"

Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие з...

Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"

Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...