Технологическая карта урока в 5 классе по географии : Состав и строение гидросферы.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шутова Галина Николаевна

Технологическая карта 5 класс по географии . Тема урока:Состав и строение гидросферы. План урока пмогает провести урок по новым федеральным законам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 6

Учитель Шутова Галина Николаевна

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 1

Тема урока: Состав и строение гидросферы

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока: формировать у учащихся представление о гидросфере

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать знания о составе и строении гидросферы;

- формировать представление о Мировом круговороте воды в природе;

- раскрыть значение воды в природе для всего живого на Земле.

Развивающие:

- формировать у учащихся умение работать с текстом учебника;

- развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

- развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности в работе;

- воспитывать уважение к мнению других.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

  1. Мотивация

Кто из вас летом побывал на море? Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? Кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Кто когда-нибудь пил воду из родника? Кто любит минеральную воду? А кто из вас любит лимонад?

Какое понятие объединяет все эти вопросы?

Вода! Именно о ней, а точнее, о водной оболочке Земли, мы начнём сегодня говорить. А как называется водная оболочка?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Гидросфера.

Личностные результаты:

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Понимание существования разных мнений.

  1. Целеполагание

Сформулируйте цель урока

Учащиеся формулируют цель урока: изучить водную оболочку Земли и её части.

Метапредметные результаты:

Формируют действия целеполагания

  1. Открытие новых знаний

Как вы думаете, много ли воды на Земле? Попытайтесь ответить на этот вопрос, используя физическую карту полушарий в учебнике (с. 176 – 177).

Почему же воды не хватает, если её на Земле больше, чем суши?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить состав гидросферы и как вода распределяется на Земле.

В каких состояниях встречается вода в природе?

Приведите примеры, когда встречается в разных агрегатных состояниях.

Используя текст учебника на с. 95, определите, какими свойствами обладает вода?

Что происходит с водой в природе?

Учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании известного географа А.А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие её сферы: литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в тесное соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойства.  

Как происходит Мировой круговорот воды?

Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение».    

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.  

Какое значение имеет вода?

Почему охрана гидросферы – забота всех людей, населяющих планету?

Учащиеся приходят к выводу о том, что площадь океанов больше площади суши.

Работа с рис.61 учебника. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода.

Работа в тетради-тренажёре (задание 2 на с. 47) – рисуют схему «Состав гидросферы».

Учащиеся дают ответ: в жидком, твёрдом и газообразном.

В жидком состоянии – вода океанов, морей, рек, озёр и т. д., в твёрдом – вода в ледниках, в газообразном – водяной пар.

Свойства воды:

  1. Медленно нагревается и медленно остывает;
  2. При замерзании увеличивается в объёме;
  3. Растворяет многие вещества.

Учащиеся выясняют  понятие «Мировой круговорот воды в природе» (процесс постоянного водообмена между различными звеньями гидросферы)

Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.

Учащиеся делают вывод  о том, что Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.

Учащиеся делятся на две группы  и самостоятельно составляют схему:

Значение воды

для природы              для себя

Земли                             лично

(1 группа – значение воды для природы Земли, вторая группа – для себя лично )

Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Личностные результаты:

Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли. Формирование бережного отношения к окружающей природе.

Предметные результаты:

Формирование представления о составе и строении гидросферы. Формирование представления о Мировом круговороте воды в природе и взаимосвязях оболочек Земли.

Умение определять понятия, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы.

Формирование представления о значении воды для природы и человека.

Метапредметные результаты:

Умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника; умение составлять схемы;

Формирование навыков по поиску информации и ее анализу; навыков самостоятельной и групповой работы;

интерес к предмету, образное мышление.

  1. Рефлексия

О чём вы узнали на сегодняшнем уроке?

Достигнута ли цель нашего урока?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.

Вывод: Основная часть гидросферы – это соленая вода морей и океанов. Без воды жизнь на Земле невозможна, т.к. она играет важную роль в строении и развитии земных оболочек. Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Все больше пресной воды используется человеком для хозяйственных нужд.

Познавательные УУД:

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- умение устно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- установление связи между целью деятельности и её результатом.

  1. Задание на дом:

П. 28, задание 5 (с. 48) в тетради «Мой тренажёр»

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока 6 класс строение Земли

Технологическая карта урока по географии в 6 классе в соотвествии с ФГОС...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Технологическая карта урока  Лабораторная работа № 3  «Знакомство с внешним строением  побегов растения» УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построенна в соответствиии с требованиями ФГОС....

Физика 9 класс . Технологическая карта урока по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"

Физика 9 класс . Технологическая карта урока  по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"...

Маршрутный лист для урока географии в 6 классе по теме: "Состав и строение гидросферы".

Тема: Состав и строение гидросферыТип урока: Урок усвоения новых знанийФорма проведения: традиционныйЦели урока:Образовательные: сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;сформироват...

Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.

Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...