технологическая карта урока по географии 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Лазарева Светлана Александровна

представляю технологическую карту урока географии 5 класс по ФГОС. тема урока"  как люди изучали Вселенную      ".в ходе урока использовались материалы электронного учебника по географии,автор Баринова,Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Авторы,  разработчики:

Учитель географии Лазарева Светлана Александровна

 МБОУ «СОШ №82» , г. Ульяновск

Предмет

География ( раб.программа составлена на основе программы

 основного общего образования по географии. 5—9 классы,

  авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин,

издательство Дрофа. 2012г.

Класс

5 класс

Тип урока

Урок изучения нового материала

Технология построения урока

технология критического мышления.

Тема

Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной

Цель

 Углубить и развить знания учащихся об изучении Вселенной.

Задачи


Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях нашей

 планеты,расположения и вращения Земли в Солнечной системе.

Развивающая: развивать умение работать с электронными

 образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

развивать творческие, коммуникативные способности,

воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать

 экологическое сознание, воспитывать культуру общения

, чувство любви к малой родине.

Основные термины, понятия

Вселенная ,Солнечная система, планеты и их название, древние ученые

Таблица  № 2

Планируемый результат

Предметные умения













 Личностные УУД

  • овладение на уровне общего образования законченной

системой

  •  географических знаний и умений, навыками их применения

в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего

 компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;  

 - проговаривать последовательность действий на уроке;  

- работать по плану, инструкции;  осуществлять самоконтроль.

ПознавательныеУУД

 формирование и развитие по средствам географических знаний

 познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих

 результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

 её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

технических средств.


Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Таблица  № 3

Организация пространства

Формы работы  

Ресурсы:


Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная





Рабочая тетрадь, учебник, атлас

Маршрутный лист

Библиотека элек. наглядных пособий (БЭНП)

«Природоведение», сайт  «Небесные тела солнечной

системы».

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Таблица  № 4

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через

актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному

 выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы

устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности


Табл № 5

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  вызов

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о форме Земли

  1. Предлагает учащимся просмотреть фото Вселенной, дать определение.
  2. Используя учебник,атлас,видео расскажите, как люди в древности представляли Землю. Что общего было в их представлениях?Чем представления различались?

3. Как вы думаете,почему люди разных стран по-разному представляли Землю? Попробуйте изобразить,как могли бы представлять в древности Землю,люди живущие в холодных районах Земли.

Предлагает отправиться в экспедицию по Вселенной(на экране фото  )

Маршрутный лист(На каждую группу)

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5-б   класса МБОУ СОШ№82, команды «Земляне»

Ф.И._______________________________

Тема: «изучение Вселенной»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и сделайте выводы.    Стр23 рабочей тетради              

 

Ученый

Вклад в науку

Пифагор

Аристотель

Клавдий Птолемей

Делятся на три команды (заранее):

«Земляне»- полетят на Меркурий,

«Россияне»-- на Венеру,

«Ноябряне» - на Марс.

 На старт! Поехали!

Вспоминают ,что знают об древнегреческих ученых, анализируют дополнительную информацию ,каждая группа работает с сайтом «Небесные тела Солнечной системы», выбирают информацию  , записывают в таблицу.

Маршрутный лист у каждого учащегося.

Проходят первый этап: оформляют отчёт.

Отчеты групп.

Ученый

Вклад в науку

Пифагор

Предположил, что Земля имеет форму шара

Аристотель

Предложил систему мира,с центром Земля, вокруг которой вращаются небесные сферы, на кот. неподвижно закреплены небесные тела:планеты, Луна, Солнце, звезды

Клавдий Птолемей

В центре Вселенной земля неподвижная, шарообразная, вокруг которой движутся Луна, Солнце и 5 планет.

 

Вывод: Земля имеет форму шара и находится в центре Вселенной

осмысление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание  особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе

 -умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

  1. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.

2. целью систематизации изученного материала предлагает  приступить к выполнению третьего этапа.

Введение понятия «галактика»

Этап №2. Ответьте на вопросы (после просмотра видеоролика)

1.__чем система мира Коперника, отличалась от системы мира по Птолемею_

2.___каковы заслуги Джордано Бруно____

3.__какой вклад внес Галилей в изучение строения Вселенной_____

4.______________________________________________________________________

Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопросы. По ходу ответов детей на экране появляются выводы. 

 

Выполняют 3-этап.

Ответы групп.

Ответы групп.

 

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: сравните и подумайте, чем система мира Коперника, отличается от современной модели Вселенной.(см.рис. 44 и рис.51)

Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.

Рефлексия (осмысление)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- называть методы изучения Земли;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система, Вселенная , планеты и их название, небесные тела, галактика.

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

Организует рефлексию. 

Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.

Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

10 правильных ответов – оценка «5»

8 правильных ответов – оценка «4»

Меньше 6 правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:

  1.  Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму( презентация к уроку).

2.Предлагает отправиться еще в одно виртуальное путешествие, на этот раз - сказочное.

3.Итог урока.

Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.

А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Выполняют тест

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Слушают, анализируют.

Отвечают на вопросы:

Этап №5. Домашнее задание.

Повторить материал темы  

Творческое задание: сочинить,сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.8-9,раб.тет.с.23-25

Пример синквейна с урока:

Урок географии

Интересный, познавательный

Путешествовали, искали, узнавали

Быстро прошел урок.

Здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Технологические карты уроков по географии 9 класс.

Технологические карты уроков 9 классУМК - предметная линия учебников "Полярная звезда". География. Россия 9 класс; учебник общеобразовательных учреждений, под редакцией А.И.Алексеева. М., "Просвещение...

технологическая карта урока по географии на тему "Население Северной Америки" (7 класс, география)

Технологическая карта урока по географии на тему " Население Северной Америки"....

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»...

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...