Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"
план-конспект урока географии (6 класс) по теме

Медникова Мария Анатольевна

 

Тема урока:

"Воды суши. Подземные воды"
 

 

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны. Разобрать новые понятия и определения.
  2. Продол­жить формирование умения работать с географической картой.
  3. Воспитывать экологическую культуру.

 

Оборудование: учебная литература, схемы.

 

Литература:

  1. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова «Начальный курс географии, 6 класс». – М.: Дрофа, 2005
  2. И.Ю. Алексашина и др. «Естествознание, 6 класс». – Спб.: СпецЛит, 2003.
  3. Т. В. Иванова «Тематическое и поурочное планирование по географии: 6-й кл.: к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой "Начальный курс географии, 6 класс": Метод. пособие – М.: Издательство "Экзамен", 2006.
  4. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vody_sushi_podzemnye_vody_mednikova_m_a.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

"Воды суши. Подземные воды"

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло виях залегания, использования и проблемах охраны. Разобрать новые понятия и определения.
  2. Продол жить формирование умения работать с географической картой.
  3. Воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: учебная литература, схемы.

Литература:

  1. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова «Начальный курс географии, 6 класс». – М.: Дрофа, 2005
  2. И.Ю. Алексашина и др. «Естествознание, 6 класс». – Спб.: СпецЛит, 2003.
  3. Т. В. Иванова «Тематическое и поурочное планирование по географии: 6-й кл.: к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой "Начальный курс географии, 6 класс": Метод. пособие – М.: Издательство "Экзамен", 2006.
  4. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2007.

План урока:

  1. Организация класса
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала
  1. вводное слово учителя;
  2. изучение водопроницаемых и водонепроницаемых слоев;
  3. составление схемы в тетради;
  4. запись терминологии по теме
  1. Закрепление изученного материала
  2. Итог урока

Ход урока:

  1. Организация класса

Проверка отсутствующих.

  1. Проверка домашнего задания

Опрос по заданным вопросам параграфа.

  1. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжим изучать тему «Гидросфера».

Напомните мне определение гидросферы. (водная оболочка Земли)

Вспомним составные части гидросферы:

ГИДРОСФЕРА  100%

Мировой Океан  94%       Вода атмосферы  0,1%        Воды суши  5,9%

Какие воды суши вы сможете назвать?

Давайте разделим их на две части:

ВОДЫ СУШИ  5,9%

Поверхностные                                                                     Подземные  4%

Реки  озера  болота  ледники

Как вы думаете, какие из вод суши занимают большую часть? (подземные воды)

Подземные воды – это воды, находящиеся в толще горных пород.

А как вода туда попала? (есть горные породы, которые пропускают воду)

Основная масса подземных вод образуется вследствие просачивания с поверхности дождевой, талой и речной воды.

Но не все горные породы пропускают воду.

Поэтому они делятся на водопроницаемые и водоупорные.

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Водопроницаемые                                         Водоупорные

(пропускают воду)                                         (не пропускают воду)

Песок                                                        Гранит

Гравий                                                        Мрамор

Галька                                                        Глина

Почему песок, гравий и галька пропускают воду? (в них есть поры, трещины, пустоты – промежутки между частицами горной породы)

Кто из вас отдыхал летом в Болгарии? Какие там замечательные песчаные пляжи! Но если пройдет даже небольшой дождик, пляж надолго становится сырым, на нем уже не поваляешься вдоволь. А кто отдыхал в Сочи? Пляж там галечный, из мелких камешков. Лежать не очень удобно, зато после дождя пляж быстро становится сухим и можно загорать снова.

Как вы думаете, что пропускает воду лучше? Песок или галька?

Чем крупнее частицы, тем шире поры и тем легче через породу проходит вода.

Гравий                        Песок                        Гранит

В легкорастворимых породах (гипсе, известняке, каменной соли) вода может вымывать углубления – пещеры, колодцы, воронки. Это явление называется карст.

Самая большая пещера – Мамонтова в США – 200 км, самая глубокая – Берже во Франции – 1135 м.

Но вернемся к подземным водам.

Поверхность суши обычно покрыта водопроницаемыми породами. Они могут залегать горизонтально или образовывать изгибы.

Водопроницаемые и водоупорные слои могут чередоваться:

вода

почва

водопроницаемый                            

водоупорный

водопроницаемый

водоупорный

Если слой крупнозернистого песка лежит на слое водоупорной глины, то дождевая вода быстро просачивается сквозь песок, но задерживается над слоем глины, постепенно заполняя поры в песке.

Так образуется водоносный слой – слой, насыщенный водой.

Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами – грунтовые воды.

Глубина, на которой залегают грунтовые воды – уровень грунтовых вод.

В какое время года уровень грунтовых вод выше, а в какое – ниже? (весной выше, летом ниже)

Там, где грунтовые воды залегают неглубоко, обычно выкапывают колодцы. Колодезная вода чище речной. Почему? (горные породы действуют как фильтр)

почва

 водоносный слой песка                                                  

                        уровень               грунтовых вод                     источник

  грунтовые воды

 

  водоупорный слой глины

Грунтовые воды могут перемещаться, стекать по порам водоносного слоя в сторону уклона. Могут выходить на поверхность в оврагах и речных долинах, образуя источники.

Источник (родник) – выход грунтовых вод на поверхность.

Иногда слои горных пород располагаются с изгибом, в виде чаши.

              вода

                   уровень грунтовых вод                          

                                                          песок

уровень межпластовых вод            глина

                                                           песок

                                                           глина

Воды, находящиеся между 2 водоупорными слоями – межпластовые (артезианские).

Вода попадает в нижний водоносный слой только там, где он выходит на поверхность. Поэтому межпластовые воды пополняются очень медленно.

А если в центре такой чаши пробурить скважину, т вода будет подниматься по ней под напором и мы увидим фонтан.

Подземные воды выполняют очень важные функции:

  1. Регулируют уровень воды в реках и озерах;
  2. Используются для питья. Подземные воды, содержащие минеральные вещества и газы – минеральные – используются в лечебных целях).
  3. Являются источником воды на промышленных предприятиях (только в Москве более 400 артезианских скважин).

Про экологические проблемы подземных вод мы с вами прочитаем по учебнику. Откройте страницу 86, второй абзац. Прочитайте.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Как вы считаете, как быстро пополняются запасы грунтовых вод? А межпластовых?

Какие экологические проблемы грозят подземным водам?

Есть ли возможность очистки грунтовых вод?

А как нам могут пригодиться знания особенностей образования и залегания подземных вод?

  1. Закрепление изученного материала

Давайте вспомним все новые понятия, которые мы узнали сегодня на уроке:

  1. Подземные воды
  2. Водопроницаемые и водоупорные горные породы;
  3. Карст;
  4. Водоносный слой;
  5. Грунтовые воды;
  6. Уровень грунтовых вод;
  7. Источник;
  8. Межпластовые воды;
  9. Минеральные воды.

  1. Итоги урока

Д/З: §29, вопросы 4. 5.

Подготовиться к географическому диктанту – выучить определения.

К следующему уроку в тетради должен быть конспект, содержащий:

  1. тему урока;
  2. 4 рисунка с подписями;
  3. 10 определений
  4. 4 схемы.

Поставить оценки за работу на уроке.

Географический диктант

(контроль знаний на следующем уроке)

  1. Как называется вода, находящаяся в земной коре?
  2. Как называются породы, не пропускающие воду?
  3. Как называются породы, пропускающие воду?
  4. Как называется слой, насыщенный водой?
  5. Как называется выход грунтовых вод на поверхность?
  6. Как называются воды водоносного горизонта , лежащего между двумя водоупорными слоями?
  7. Как называют подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов?
  8. Как называют воду, находящуюся в водоносном слое не прикрытом сверху водоупорными породами?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе "Подземные воды"

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Подземные воды" сэлементами исследования....

Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...

6 класс. Гидросфера 7 урок. «Воды суши. Подземные воды»

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

Воды суши. Подземные воды.

Воды суши. Подземные воды.Цель урока:         Сформировать представление о видах подземных вод. Воспитывать береженое отношение к подземным водам.Оборудование...

Воды суши. Подземные воды.

Конспект Урока географии в 6 классе...

Конспект урока географии в 7 классе "Внутренние воды Африки"

Тема «Внутренние воды Африки» изучается четвёртой по теме «Африка» курса географии материков и океанов. Учащиеся  уже с 6 класса (начальный курс географии) знакомы с понятиями: река, озеро, подзе...