6 класс. Гидросфера 7 урок. «Воды суши. Подземные воды»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Глазова Алина Александровна

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 7_urok_podzemnye_vody.zip2.18 МБ

Подписи к слайдам:

Подземные воды пополняются также за счет пара, поднимающегося из глубинных слоев Земли (как вы уже знаете, в глубине Земли высокая температура); часть такого пара поступает на земную поверхность при извержении вулканов.
В местах, где грунтовые воды залегают не
слишком глубоко, люди выкапывают колодцы, чтобы добыть питьевую воду. Вода, просочившаяся через поры горных пород, гораздо чище, чем в реке или озере. В колодцах легко наблюдать изменение уровня грунтовых вод.
Особую опасность представляет загрязнение
подземных вод в результате просачивания сточных вод, попадания нефти. Очищать эти воды невозможно, их нельзя загрязнять!!!
Вода, находящаяся в земной коре, называется подземной водой.
Основной источник пополнения подземных вод – атмосферные осадки.
Вода просачивается сквозь горные породы сразу после дождя, или при таянии снега, либо поступает постепенно через реки и озёра.
Образование подземных вод.
В легкорастворимых породах ( например, солях, гипсе, известняках) вода вымывает пустоты – пещеры. В крупных пещерах иногда образуются подземные озера и реки.

Глубина, на которой залегают грунтовые воды, - это уровень грунтовых вод. Он меняется в зависимости от количества просочившейся воды. Весной, после таяния снега, он повышается, а в конце сухого лета – понижается.

Подземные воды, содержащие повышенное
количество растворимых веществ и газов, то есть минеральные воды, используются в лечебных целях.
Подземные

воды

Использование и охрана подземных вод.
Подземные воды выполняют очень важные функции: регулируют уровень воды в реках и озерах, используются для питьевого водоснабжения, для водоснабжения промышленных предприятий, орошения полей в районах, бедных поверхностными
водами.
Хорошо пропускает воду такая рыхлая порода, как песок, особенно крупнозернистый. Почти не пропускает воду глина, и совсем не пропускает ее гранит , если в нем нет трещин.
Горные породы, пропускающие воду, называются водопроницаемыми, не пропускающие ее – водоупорными.
Подземные воды имеют разное происхождение : одни из них образовались в результате проникновения талых и дождевых вод до первого водоупорного горизонта(то есть до глубины 1,5-2,0 м –это так называемая верховодка); другие занимают более глубокие полости в земле.
Грунтовые воды медленно перемещаются, по порам водоносного слоя в сторону уклона водоупорного слоя. На склонах, в оврагах, речных долинах они выходят на поверхность, образуя источники(родники).
Представим себе, что какая-то местность сложена крупнозернистым песком, который лежит на слое плотной водоупорной глины. Когда в этой местности выпадают обильные осадки, вода быстро просачивается через песок, но задерживается над слоем глины, постепенно заполняя поры в песке. Образуется слой, насыщенный водой, - водоносный слой
.
Итог урока:
какие воды называют грунтовыми?
Какие – межпластовыми?
На опорной карточке подпишите грунтовые воды, межпластовые воды и водоупорные слои горных пород
Просачивание воды с поверхности суши происходит только при условии, что горные породы, составляющие эту поверхность, способны пропускать воду. Для этого в них должны быть поры, трещины, пустоты. Поры- промежутки между частицами горной породы. Чем крупнее частицы, тем шире поры и тем легче через породу проходит вода (рис.1).
На поверхности суши распространены осадочные породы различной водопроницаемости. В одних местах слои этих пород залегают горизонтально, в других образуют изгибы. При этом очень часто водопроницаемые и водоупорные слои чередуются.
Грунтовые и межпластовые воды.
Если водоносный слой оказывается между двумя водоупорными слоями, образуются межпластовые воды. Вода может попасть в такой водоносный слой только там, где он выходит на поверхность.

Если слои горных пород залегают чашеобразно, вода под напором поднимается по скважине и иногда бьёт фонтаном.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...

план- конспект урока "Воды суши" 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.

разработка урока по географии 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П....

Воды суши. Подземные воды.

Воды суши. Подземные воды.Цель урока:         Сформировать представление о видах подземных вод. Воспитывать береженое отношение к подземным водам.Оборудование...

Воды суши. Подземные воды.

Конспект Урока географии в 6 классе...

Презентация к уроку природоведения 5 класс. Тема:"Что такое гидросфера?Свойства воды.Три состояния воды."

Учебная презентация  по природоведению 5 класс .При работе с учебником Н.В.Ивановой "Природа. Неживая и живая.5 класс"...

Урок по теме "Подземные воды" 6 класс

Урок «Подземные воды».Цель: создать условия1) для изучения нового материала и  для  повторения изученного материала2) закрепления основных понятий и знаний темы. Тип урока: комбинирован...

Гидросфера. Тема: «Воды суши»

Методическая разработка  по теме "Гидросфера", тема урока "Озёра", 6 класс (формирование представлений об озёрах) с использованием презентации....