Главные вкладки

    Урок географии по теме «Рельеф Евразии» 7 класс
    план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

    Пластинина Юлия Львовна

    Сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии; продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок географии по теме «Рельеф Евразии»

    Пластинина Юлия Львовна, учитель географии МАОУ «Лицей № 11
    г. Благовещенска», заместитель директора по воспитательной работе,

    г. Благовещенск, Амурская область.

    Цели:

    1. образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
    2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
    3. развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.

    Уметь:

    • сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
    • по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
    • составлять  листы опорных сигналов (ЛОС), делать выводы.

    Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.

    Ход урока (40 мин.)

    1. Орг. момент (1 мин.)

    2. Проверка знаний и умений (5 мин.)

    А) индивидуальные карточки -3 чел.

    Б) Игра "Крестики – нолики"
    Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется "крестики - нолики", и условия ее известны каждому.

    На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек.

    3

    6

    8

    5

    9

    1

    2

    4

    7

    Класс делится на 2 команды (команда – «крестики», команда – «нолики»). Для того, чтобы игроки имели возможность вписать свой значок в клеточку, нужно правильно ответить на географические вопросы. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали и диагонали.

    Вопросы:

    1. Что такое литосфера? (Каменная оболочка земли.)
    2. Что такое рифт? (Разлом в земной коре.)
    3. Частью какой плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская)
    4. Почему материк Австралию называют самым спокойным материком в геологическом отношении? (Нет действующих вулканов и областей землетрясений)
    5. Что обозначают эти цифры 1960, 1970, 1985г.? (Землетрясения в Южной Америке, в Андах)
    6. Почему говорят, что в Антарктиде продолжается ледниковый период?
    7. Высочайшая вершина Африки? (Килиманджаро.)
    8.  Высочайшая точка Анд и всего западного полушария? (г. Аконкагуа – до 6960 м.)
    9.  Какие крупные формы рельефа характерны для Северной Америки? (Кордильеры, Аппалачи, Центральные равнины, Великие равнины, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, Приатлантическая низменность, Скалистые горы).         

    3. Актуализация знаний и умений (3 мин.)

    СЛАЙД 1 – эпиграф

    Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К. Паустовского: "Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний".

    Сегодня необычный урок: урок-путешествие.

    СЛАЙД 2 – урок-путешествие, картинки

    Класс разделен на 3 группы

    Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.

    (Раздаются галстуки одного цвета, предлагается повязать их, так чтобы каждая группа отличалась от другой, не снимая галстуки).

    Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.  

    Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км. 

    Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата ПИ?

    На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории.

    Открываем тетради, записываем число, тема: Рельеф Евразии.

    СЛАЙД 3 – тема

    4. Изучение нового материала

    На столах лежат маршрутные листы, используя которые вы сможете без труда совершить путешествие по Евразии.

    СЛАЙД 4 – маршрутный лист

    Начало пути – Станция №1В прошлое – Станция №2 Равнины – Станция №3 Восхождение – Привал – Станция №4 Взрыв – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)            

    СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое

    Музыка №1  - А. Пугачевой «Старинные часы»

    СЛАЙД 6 – Дрейф континентов

    Ребята, вспомните, как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея,

    135 млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).

    Работа с атласом стр. 4–5.

    Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?  

    В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.

    Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу (стр. 4-5, стр. 26-27).

    СЛАЙД 7 – таблица

    Задание №1

    Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры

    Строение земной коры

    Соответствующие формы рельефа (заполнить)

    Древние платформы
    1 группа

    Восточно-Европейская

    Восточно-Европейская (Русская) равнина

    Сибирская

    Среднесибирское плоскогорье

    Индийская

    Декан плоскогорье

    Китайско-Корейская

    Великая китайская равнина

    Области складчатости

    Древняя  
    2 группа

    Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина
    Гоби, Скандинавские

    Средняя 
    3 группа

    Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.

    Новая  
    вместе

    Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи.
    Апеннины, Карпаты
    Иранское нагорье Пиренеи, Альпы

    Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем.

    Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

    СЛАЙД 8 – Станция №2 Равнины

    Музыка №2 – классика

    Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина.

    СЛАЙД 9 – фото – Западно-Сибирская равнина

    До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды. 

    СЛАЙД 10 – Станция №3 Восхождение-фото горы

    Музыка №3 – В. Высоцкий «Песня альпинистов»

    СЛАЙД 11 – Стихотворение

    Я знаю – где-то есть заветная гора.
    Я верю, что придет прекрасная пора. 
    И, может быть, не раз придется отступать – 
    Я должен там когда-то побывать.

    Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.

    Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.

    Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие  горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры.

    СЛАЙД 12 – геологические часы

    Равнины и горы Евразии имеют самую разную высоту.

    Задание №2.  Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:

    Форма рельефа

    Высота,  м

    Западно-Сибирская равнина

    0-200 м

    6

    Среднесибирское плоскогорье

    свыше 1000 м  
    г. Камень-1664 м

    4

    Восточно-Европейская равнина

    200-1000 м
    Хибины 1191 м

    5

    Прикаспийская низменность

    ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря)

    7

    Уральские горы

    г. Народная1895 м

    3

    Нагорье Тибет

    Свыше 5000 м

    1

    Иранское нагорье

     4547 м

    2

    СЛАЙД 13 – Альпы, Тибет, Гималаи

    Гималаи – это климатический рубеж между Центральной и Южной Азией

    Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м).

    СЛАЙД 14 – Привал

    Музыка №4 – Аквариум «Перекресток»

    Физминута (упражнение «Возьмитесь за руки»).

    Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук. На счет 3 вам необходимо дружно крикнуть

    «Мы команда!»

    СЛАЙД 15 – Станция №4 Взрыв

    Музыка №5 – из передачи «Что? Где? Когда?»

    На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

    Работа с учебником стр. 234-235 – используя учебник, атлас, знания полученные ранее отвечают на вопросы задания №4

    СЛАЙД 16

    Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:

    1. Везувий

    А. Пол – в Камчатка

    2. Этна

    Б. Зондские о-ва

    3. Кракатау

    В. Остров Сицилия

    4. Ключевская Сопка

    Г. Японские о-ва

    5. Фудзияма

    Д. Аппенинский  пол-в

    Ответ: 1.Д,  2.В,  3.Б, 4.А,  5.Г.

    Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.)

    Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

    Работа с атласом стр. 6.

    СЛАЙД 17 – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)

    Музыка № 6 – Пикник «Фиолетово – черный»

    СЛАЙД 18 – ПИ

    Задание № 4. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

    1. Район Персидского залива

    А. Драгоценные камни

    2. Пол-в Малакка

    Б. Железная руда

    3. О-в Шри-Ланка

    В. Нефть, газ

    4. Горы Скандинавские

    Г. Оловянные р., Д. Медные р.

    5. Север Великой Китайской равнины

    Е. Кам. уголь

    Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В.

    Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии.

    (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

    5. Закрепление (5 мин.)

    СЛАЙД 19

    Тестовый контроль

    1. Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
      1. одна крупная древняя платформа,
      2. несколько относительно мелких древних платформ.
    2. К древним платформам на территории Евразии относятся:
      1. Южно-Американская и Сибирская
      2. Сибирская и Восточно-Европейская
      3. Восточно-Европейская и Австралийская
    3. Установите соответствие:

    Платформа

    Равнина

    1.Сибирская

    А) Западно-Сибирская

    2. Индийская

    Б) Великая Китайская

    3.Китайско-Корейская

    В) Декан (плоског.) 
    Г) Среднесибирское плоског.)

    1. Установите соответствие:

    Горы

    Возраст складчатости

    1. Карпаты

    А) Древний (Pz)

    2.Скандинавские

    Б) Средний (Mz) 

    3. Верхоянский хребет

    В) Новый (Kz)

    Нормы оценок:

    • Без ошибок  – оценка –«5»
    • 1 ошибка  – оценка –«4»
    • 2 ошибки – оценка –«3»
    • Более 2 ошибок  – оценка –«2»

    СЛАЙД 20–22

    Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина:  история развития материка, разнообразие форм рельефа). Оценивание.

    СЛАЙД 23

    6. Домашнее задание

    §60, §61

    Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З.

    «3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте.

    «4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков?

    С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе?

    «5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?

    СЛАЙД 24 – Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

    Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

    Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

    Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

    Урок географии по теме "Транспорт" 10 класс

    Урок географии по теме "Транспорт" 10 класс...

    Методическая разработка урока географии по теме "Ветер" 6 класс

    . Урок по УМК А.И. Алексеев,  «География» 6 кл., «Просвещение» 2010г. Тип урока - изучение нового материала. В ходе урока обучающиеся приобретут навыки работы в группах (умения распределять роли,...

    Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Горы»

    Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Горы»Класс: 5Урок № 5 в составе темы "Литосфера Земли"Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о рельефе...

    Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Равнины»

    Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Равнины» Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о рельефе Земли, об основных видах рельефа Земли; создать у...

    Урок географии по теме: "Рельеф Евразии"

    Сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии...