Урок "Самый уральский народ: башкиры" география 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Урок НРЭО 8 класс при изучении темы "Население России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uchebnogo_zanyatiya_po_kraevedeniyu_8_klass.docx57.92 КБ

Предварительный просмотр:

         Конспект учебного занятия по географии 8 класс

    тема «Челябинская область. Народы Южного Урала: история и современность»

            Урок «Самый уральский народ: башкиры».

Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Южного Урала.

Задачи:  Расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах. Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, уважения к традициям предков, желание принести пользу Родине. повторение исторических событий в крае.

Оборудование урока: компьютер, экран, герб республики Башкортостан, дополнительная литература, листы бумаги, ручки, контурные карты Каслинского района, таблицы для заполнения, портреты выдающихся личностей Емельяна Пугачева, Салавата Юлаева, картины по теме урока, презентация к уроку.

На изучение «Самый уральский народ: башкиры» отводится 2 часа по тематическому планированию.

План:

  1. Вводное слово учителя
  2. Постановка задач
  3. Разделение и работа в микрогруппах
  4. Выступление микрогрупп и заполнение таблицы
  5. Домашнее задание
  6. Закрепление
  7. Рефлексия

Ход урока

Учитель: Сегодня наш урок я хочу начать с одной очень красивой легенды:

«Давно это было. Жил-поживал в краях наших уральских Загид-батыр. В лесах мед и зверей добывал, в степях отары овец и табуны конские пас. Весело жил, вольно! А в чащебе-урмане глухом леший Шурале обитал. Приходит как-то Шурале к Загид-батыру с обидой:

- Только и слышу: башкир-хозяин пчел, башкир-хозяин гор и лесов, башкир-хозяин степей и озер! Все одному, давай поделимся!

Смеется Загид-батыр:

-Чего же нам делить с тобой? Леса богатые, степи широкие, озера глубокие! Живи!

-Давай делить!- уперся на своем Шурале. Хвостом туда-сюда крутит, злобствует.

- А как делить?

Нечистый в затылке скребет, копытцами землю бьет, башкой мохнатой крутит. Придумал.

-Сроку нам три дня и три ночи. Кто какую веревку за это время сплетет, тот столько себе земли и отхватит. Согласен?

-Согласен. Но смотри, чтоб без обмана какого.

На том и порешили. Поскакал Шурале по глухим урманам да по болотам поганым своих подручных скликать.

Явились тридцать три старых зеленых черт, тридцать три кикиморы, да с полсотни лесных ведьм  набежали. Стали они с осины лыко драть да веревки вязать. Шум, гам, визг – не без этого!

Шурале подгоняет работников, а сам думает:

«Ну, хозяин гор, степей и лесов, посмотрим какую ты веревочку за три дня да за три ночи сплетешь. Удавиться разве»

А Загид-батыр пошел в горы. Поднялся к заветному роднику, откуда голубые реки начало берут. Крикнул:

-Эгей-гей! Иргаил-карлик! Покажись!

Раздвинулись тут горы, стричок с ноготок показался.

- Кто Иргаила-карлика звал?

Поклонился башкир Иргаилу, о своем споре с окаянным Шурале рассказал.

Пообещал помочь Иргаил-карлик. Взмахнул палочкой – откуда ни возьмись налетели золотые пчелки, зажужжали.

Приказал им Иргаил-карлик. Закружились пчелы над большой чашей из яшмы-камня, с крылышек золотую пыльцу стряхивают.

- Вот, - говорит Иргаил-карлик,- сейчас мы золото это переплавим и в моей кузнице горной начнем нить ковать. Помогай, Загид-батыр.

Загид-батыр уголь древесный в горн подбрасывает, молотком по наковаленке стучит.

Тонная, прочная золотая нить получается. Вроде и небольшой клубочек вышел, а хватило окружить и степи жаркие, и горы и леса, и тундру самого Ледовитого море-океана.

Леший Шурале, как ни старался, как свою веревку из лыка осинового ни вытягивал, - достались ему болота топкие да чащи непроходимые.

А ниточка та золотая прошла через хребты уральские, через души и дела человеческие. Известно, золото – металл благородный, не ржавеет и не старится».

Учитель:

- Почему по легенде начинается спор между Шурале и башкиром Загид-батыром? Что означают слова «башкир-хозяин пчел, башкир-хозяин гор и лесов, башкир-хозяин степей и озер»? (ответы учащихся о том что Южный Урал- это историческая земля башкирского народа)

- И сегодня, я предлагаю как на ту золотую нить нанизывать драгоценные бусинки-изюминки  - в истории башкирского народа, их топонимические названия, которые сохранились на века в названиях уральских рек и озер, их обычаи и подвиги. Для этого мы делимся на несколько микрогрупп, каждая группа получает задания и затем рассказывает о своих результатах.

- Все вы сегодня не просто ученики, а исследователи, историки, архивисты и топографисты. И вам нужно помнить несколько правил:

- правило первое – не торопись. Сначала подумай, а потом ответь.

- правило второе – сила человека в дружбе. «Дружба народов -их богатство» так гласит башкирская пословица. С друзьями вместе можно выполнить самые сложные задания.

- правило третье – трудиться нужно весело, чтоб хорошо трудиться. Ну, что же предлагаю приступить к делению на группы и выполнению заданий.

.

Задание первой группы: историческое – «Каково происхождение названия народа- башкиры? Что изображено на гербе республики Башкортостан? Символ - тотем народа?» Приложение 1

Задание второй группы: топонимика – « Работая по книге Н.И. Шувалова «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области» и по карте Каслинского района найти и показать географические названия рек, озер, горных хребтов имеющих башкирское происхождение» Приложение 2

Задание третьей группы: « Как кочевой образ жизни башкир отразился в национальной одежде, жилище, кухне?» Приложение 3

Задание четвертой группе:  «Когда и почему произошло присоединение башкирского народа к Российскому государству?» Приложение 4

Подготовка групп (15 мин) и их выступление.

Первая группа: используя герб и флаг республики Башкортостан, карту России рассказывают о исторических корнях башкир.

Вторая группа: у всех учащихся есть контурные карты Каслинского района, наносятся объекты имеющие в названии башкирское происхождение ( в зависимости от проживания по территории области можно это задание менять под региональный компонент)

Третья группа: работая с презентацией объясняют принцип сборки-разборки юрты, выделяют легкость, прочность материалов конструкцию юрты; обращают внимание на использование войлока как в одежде, так и в оформлении юрты и заканчивают национальной кухней, объясняя почему в ней выделяются кисло-молочные и мясные блюда».

При объяснении групп учащимися заполняется таблица:

История

Топонимика

Особенности проживания

Башкиры-

Дата присоединения к России –

Причины присоединения –

«Куль» –

«Тау»-

«Таш» -

Юрта –

Войлок –

Кумыс –

Бишбармак -

Домашнее задание:

Учитель:



Славен мой 
Урал Высотою скал.
Гребни горных круч
Блещут из-за туч.

Месяц серебрит 
Ручейки долин, 
Сосны, и гранит, 
И снега вершин.

Солнце золотит 
Сосны и гранит,
Ручейки долин 
И снега вершин.

Надо мной шатром 
Неба синева,
Шелковым ковром 
Вся в цветах трава.

Славит соловей
Песнею своей 
Лес, громады гор
И степной простор.

Я гляжу на мир, 
Молодой батыр,
Полный вольных дум,
Слышу леса шум.

Славен мой Урал,
В самоцветах весь!
Взвейся выше скал, 
Об Урале песнь!

Это стихи башкирского поэта-воина, Салавата Юлаева, человека, имя которого было под запретом почти сто лет. Я предлагаю на следующем уроке открыть еще одну страничку истории башкир, но для этого вы должны выполнить домашнее задание: первая группа готовит материал о Салавате Юлаеве и Емельяне Пугачеве, чьи портреты у нас есть в классе; вторая группа расскажет нам о национальных башкирских праздниках, можно приготовить башкирские игры.

Закрепление: на доске таблица, такая же как у учащихся, но пустая, на отдельных листах написаны слова-названия, определения. Необходимо все правильно распределить. Учащиеся по цепочке выходят к доске и распределяют слова-определения  объясняя их.

Рефлексия : смайлики, каждый выбирает смайлик и оценивает урок -понравился - улыбающийся, средний урок- простой смайлик, не понравился – плачущий смайлик

Спасибо, за урок.

Приложение 1


Герб Республики Башкортостан
Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета флага государственного Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: "Башкортостан". В цветовом изображении герба РБ памятник Салавату Юлаеву и орнамент - золотистого, цветок курая - зеленого, восходящее солнце - светло-золотистого, лучи солнца - желтого, фон между памятником и орнаментом - белого, внутренняя и наружная окружности - темно-золотистого цветов". 

Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнета, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана. 

Дата принятия: 06.07.1999 

Номер в Геральдическом регистре РФ: 164 
Герб Республики Башкортостан

Флаг республики Башкортостан 
Флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос: верхнняя полоса синего цвета, средняя - белого цвета, нижняя - зеленого цвета. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из 7 лепестков. Соотношение ширины флага к его длине - 2:3 (первоначально до 2003 г. - 1:2). Верхняя, средняя и нижняя полосы составляют по 1/3 ширины флага, круг располагается в центре флага, и его диаметр составляет 1/8 длины или 1/4 ширины флага. 

Во флаге Республики Башкортостан синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики, белый - их миролюбие, открытость, готовность к сотрудничеству; зеленый - свободу, вечность жизни. Цветок курая - символ дружбы, 7 его лепестков, расположеных в центре белой полосы, символизируют 7 родов, положивших начало консолидации и единению народов Башкортостана на его территории. Окружность, обрамляющая цветок, — знак вечного движения. Синий и белый цвета флага совпадают с цветами флага России. Подтверждение того, что башкиры веками жили в мире и дружбе с Россией. 

Дата принятия: 06.07.1999Флаг Республики Башкортостан

Название башкирского народа башкорт. Что обозначает это слово? В науке существует более тридцати объяснений. Наиболее распространёнными являются следующие: Слово “башкорт” составлено из двух слов “баш” означает “голова, главный”, а “корт” — “волк”. Такое объяснение связано с древними верованиями башкир. Волк был одним из тотемов башкир. Тотем — это животное, реже — явление природы, растение, которому древние люди поклонялись как богу, считая его Родоначальником племени. У башкир существуют легенды о волке-спасителе, волке-проводнике волке-прародителе. Слово “башкорт” согласно другому объяснению также состоит из двух слов “баш” означает “голова, главный”, а “корт” — “пчела”. Башкиры издавна занимались бортничеством, а затем пчеловодством. Вполне возможно, что пчела была тотемом башкир, а со временем стала их названием.

Приложение 2

Работая по книге Н.И. Шувалова «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области» выбрать названия рек, озер, гор имеющих башкирские корни.

«Куль»- с башкирского  - озеро

«Таш» - с башкирского  - камень

«Тау» - с башкирского – гора.

с.20 «Аллаки»- тюркское происхождение, где «ала» - пегий, «кул» -озеро

с. 25 «Багаряк»-возможно, от мужского имени с арабской основой «багар», «бахар»

с.26 «Байнауш» - туркское мужское имя

с. 32 «Биташ»  от татарских слов «эби, аби»-бабушка, «таш» - камень

с.34 «Булзи» от тюркского мужского имени Булза

с.48  «Игиш» башкирское имя

с.51 «Иртяш» башкирские слова «ер» земля, «таш» камень – каменистое место

с.62 «Касли» - с башкирского «гусиное озеро»

с. 80 «Кыштым» - с башкирского «зима, зимовка»

с.96 «Окункуль»  - тюркское мужское имя

с.126  «Тюбук» - от старобащкирского «тюбяк, тюбек» - дальняя, отдаленная местность

с 145 «Шихан» - от тюркского «гребень высоких гор»

Приложение 3

 Юрта - это переносное жилище по своему устройству наиболее соответствует кочевому образу жизни, а по художественному оформлению ему нет равных. 
Конструкция юрты состоит из разбираемого деревянного остова и войлочного покрова. Основой ее стен служит решетка (кереге), состоящая из отдельных звеньев (канат), которые образуют круговую стену юрты. Каждая такая секция представляет собой скрепленные по диагонали планки, которые свободно раздвигаются и складываются. 
Купол юрты делают из изогнутых жердей (уык), а венчает его круглое навершие-обод (шанырак), которое является семейной реликвией, залогом продолжения рода. 
Установка и разборка юрты, хлопоты по расстановке и погрузке утвари являются занятием женщин, только тяжелый обод-шанырак поднимает мужчина.

Распределение внутреннего пространства юрты обусловлено традиционным расположением вешей, установившимся на протяжении многих веков, и вместе с тем ограниченностью плошади помещения, а также необходимостью часто сниматься с места. 
Центральное место юрты занимает очаг (ошак), оно почитается как святое место жилища. За очагом, напротив входа, находится наиболее почетное место (тор), застилаемое красивыми орнаментированными войлоком, коврами, меховыми подстилками. Позади него на деревянных подставках хранятся сундуки с одеждой, поверх которых помещают ковры, укладывают одеяла, подушки. 
Пространство слева от «тора» (от входа справа) считалось женской половиной - сол жак, связанной с хозяйственными заботами; а справа от «тора» (от входа слева): мужской - он жак . В мужской части юрты висела конская сбруя, находились орудия труда. В правой от входа половине юрты, за хозяйственной зоной располагалось также место отдыха хозяев. Здесь устанавливали деревянную резную кровать - тосекагаш, кереует (иногда заменявшуюся металлической, фабричного производства), которую часто завешивали пологом – шымылдык.

Традиционный рацион «питания казахов ярко отражает сложившийся образ жизни кочевого общества. Основой питания служили молочные, мясные и, отчасти, мучные, крупяные продукты. Использовали молоко различных домашних животных, причем никогда не употребляли его в свежем виде. Но любимым напитком казахов всегда оставался кумыс, применявшийся и в лечебных целях. Для его приготовления кобылье молоко сливают в кожаный сосуд – саба и заквашивают его, после чего дают постоять день-два, часто взбалтывая в это время специальной мутовкой – пiспек. С наступлением осени, когда переставали доиться животные, начинала преобладать мясная и, в известной степени, растительная пища. 

Во́йлок (от тюрк. ojlyk — покрывало) — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения.  Единственный природный материал, из которого может быть изготовлен войлок, — это шерсть, причём лучше всего овечья шерсть. Очень хорошо держит тепло.

Приложение 4

Добровольное вхождение башкир в состав Русского государства, произошло в 1557 г

  В середине XVI в. произошло крупное событие в истории края: башкиры добровольно присоединились к Русскому государству. Процесс этот был сложным и противоречивым. Не случайно в исторической литературе по данному вопросу было немало споров. В 50-60-х гг. XX в. в советской историографии утвердилось мнение о добровольном присоединении башкир к Русскому государству.

        Добровольное вхождение в состав соседнего государства - довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием особенностей социально-политического положения башкир и крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжьн в середине XVI в.

        В первой половине XVI в. башкиры не имели своего государства и жили в составе Ногайского, Казанского, Сибирскою и Астраханского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Эти государства переживали период феодальной раздробленности, что отрицательно сказывалось на положении башкир.

        В середине XVI в. произошли серьезные изменения в политической обстановке Среднего Поволжья и Приуралья. Русское государство, заметно укрепившееся в результате реформ царя Ивана IV, повело наступление на Восток. В 1552 г. оно завоевало Казанское ханство. Падение Казани резко ухудшило положение мусульманских государств этого региона. Ногайская Орда, Сибирское и Астраханское ханства переживали острый политический кризис. Положение осложнялось стихийными бедствиями. Засуха, голод, чума свирепствовали в течение нескольких лет.

Несмотря на эти изменения, условий для объединения всех башкир и создания самостоятельного государства не было. Ногайские, сибирские и астраханские ханы и мурзы не собирались отказываться от своей власти над ними. Поэтому башкиры вынуждены были искать покровительства какого-либо государства, чтобы с его помощью избавиться от власти прежних ханств и обрести условия для нормальной жизни и развития.

        Выбор пал на нового соседа - на Русское государство. Возникает вопрос, почему же башкиры решаются войти в состав Русского государства? Важное значение в этом выборе играла успешная борьба последнего с Казанским ханством. Победа русских войск в середине XVI в. в Среднем Поволжье убедила башкир в военном могуществе Русского государства. Особое значение имело и то, что после завоевания Казани русский царь обратился к ним с грамотой - добровольно войти в состав России, обещая за это различные льготы. Сведения об этом акте Ивана IV сохранились в русских летописях. В одной из них говорится: "А сам государь послал всем улусам черным людем ясачным жалованные грамоты..., чтобы шли к государю, не боясь ничего... а их государь пожалует, и а они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям".

 Исключительно важным является вопрос об условиях, на которых башкиры вошли в состав России. Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV, прежде всего, гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязании их бывших властителей, так и от вторжений соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, насильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей.

        Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию

                Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на взаимовыгодные уступки. Условия присоединения отвечали интересам и башкир, и Русского государства.

Литература:

  1. Программа  по краеведению учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области. Под редакцией В.М. Кузнецова , «Абрис», 2007г.
  2. Учебник «Краеведение 8 класс» . под редакцией В.М. Кузнецова «Абрис», 2010г.
  3. Ю. Подкорытов «Сказки из старинной шкатулки» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство 1980г.
  4. Н.И. Шувалов «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989 г.
  5. Интернет ресурсы :

http://geraldika.ru 
http://www.airforce.ru 

           http://bashru-450.narod.ru/stati.html

           http://www.bash-portal.ru

            http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс

Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Роль искусства в сближении народов 8 класс

Презентация к уроку  "Роль искусства в сближении народов"  8 класс...

Урок географии Уральские горы 8 класс

Тема урока: Урал-«каменный пояс русской земли»Максимова Н.М Слобода-Бешкильская СОШ, Тюменская областьТДЦ:Познавательная: показать значение Урала. Сформировать представление о размещении Уральских гор...

Практическая работа.Сравнительная характеристика Кавказских и Уральских гор. 8-класс

Целю работы является формирование умения сопоставлять тематические карты,чтобы сравнить горные объекты по возрасту,строению,минеральным ресурсам, уровню сейсмичности.Работа может выполняться устно и п...

Проект Информационно-познавательный Тема: «Тургояк. История Уральского Байкала» 7 класс

Информационно-познавательный проект "Тургояк.Мстория "уральского" Байкала"...