Урок литературы "Трагедия России. Как в творчестве М.А.Шолохова отразилась трагедия народа?" (11 класс)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы в 11 классе по роману М.А.Шолохова  "Тихий Дон".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sholokhov_tragediya_rossii_tikhiy_don.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Софринская СОШ№2 Пушкинского района Московской области

Урок литературы в 11 классе:

«Трагедия России.

Как в творчестве М.А. Шолохова отразилась трагедия народа?»

Подготовила:

БОЕВА Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы 

2012-2013 учебный год

Тема:         Трагедия России.

Как в творчестве Шолохова отразилась трагедия народа?

Цели:                показать, как в русской литературе отразилась трагедия России, муки социальной борьбы, размах событий, современником и участником которых был сам М.А. Шолохов;

проследить преемственность «мысли семейной» в русской литературе, ее отражение в романе «Тихий Дон»;

проанализировать, как отражена судьба человека, прошедшего через Первую  мировую и гражданскую войны.

Оформление.

  1. Эпиграф

Вся Русь – костер. Неугасимый пламень.

Из края в край, из века в век

Гудит, ревет… И трескается камень.

И каждый факел – человек.

                                М.Волошин

  1. Выставка книг.
  2. Стенд «Сегодня на уроке».
  3. Слова М.А. Шолохова:

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку…»

(из речи на церемонии вручения  Нобелевской премии в 1965 г.)

  1. Музыка Э. Грига «Смерть Озе».

Вступительное слово учителя.

        Сегодня у нас непростой разговор, мы долго шли к этому уроку.

Тема: «Трагедия России. Как в творчестве М.А. Шолохова отразилась трагедия народа?» Как вы понимаете слово «трагедия» (если не говорить о драматургическом жанре)?

*Ожегов (перен.) – потрясающее событие, тяжелое переживание, несчастье (семейная трагедия)

XX век – век войн и революций. Нужно ли говорить, что война всегда угрожает человеку, его семье, его дому.  Особенно страшна гражданская война, когда сосед идет на соседа, брат на брата, когда происходит разлом в самом дорогом, близком – семье, члены которой зачастую оказываются во враждебных лагерях.

Работа по группам. История.

        Вспомните уроки истории. Дано задание охарактеризовать общественно-политическую обстановку в России в переломные моменты:

  1. Первая мировая война;
  2. Октябрьская революция;
  3. гражданская война.

(Готовят все вопросы, берут карточки (на подготовку 3 минуты), обсуждают, выделяют выступающего).

Итак, узловые моменты истории, которые не могли не отразиться на человеке, не отразиться в литературе.

Анализ трагических событий в русской литературе. 

Хочется вспомнить слова поэта Наума Коржавина, написанные в 1952 (!) году:

И в людскую врезается память

Только тот, кто пронес эту тяжесть

На смертных плечах.

        Как же отразились события, о которых вы говорили, в русской литературе?

(Повторение. Группы получили задание вспомнить произведения, о которых говорили на предыдущих уроках)

а) А. Фадеев «Разгром»;

б) И. Бабель «Конармия»;

в) поэзия о трагических событиях России.

        Если мир раскалывается надвое, трещина проходит через самое сердце поэта. Именно поэты особенно остро, чутко воспринимают все то, что происходит с миром. И голос их звучит «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

        Чтение стихотворений.

(М. Цветаева   «Ох, грибок ты мой, грибочек…»).

Трагедия разрушения основ человеческого бытия…

М.А. Шолохов «Донские рассказы».

- Как связана биография писателя с событиями, о которых вы говорили?  

(То, о чем писал Шолохов, он испытал …)

- Каковы основные темы сборника «Донские рассказы»?

(1. детская тема;

2. тема тяжкой судьбы;

3. тема любви;

4. тема веры и безверия и др.

Но все эти темы объединяет тема семьи).

- Какую социальную прослойку изобразил в рассказах Шолохов?

История казачества. Казачество и переломное время.  (Индивидуальное задание).

Анализ рассказов (по группам).

Как  М.А. Шолохов показал казачество в «Донских рассказах?

а) «Родинка»;

б) «Бахчевник»;

в) «Чужая кровь».

Вывод: каждый рассказ трагичен. В каждую семью ворвалась беда.

         Трагедия, ее изображение в искусстве. Категория трагического в искусстве.

(Из литературоведческого словаря (записать): категория трагического в искусстве предполагает неразрешимый художественный конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия героя и сопровождающийся страданием и гибелью героя или его жизненных ценностей).

        От «Донских рассказов» к «Тихому Дону».

«Тихий Дон» - самая масштабная книга о гражданской войне. С потрясающей силой в романе-эпопее показана трагедия России, которая стала трагедией каждой семьи. В основу романа положена «сквозная», «традиционная»  для русской литературы «мысль семейная».

- Назовите произведения русской литературы, в которых «мысль семейная» - основа повествования.

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (семьи Мироновых – Гриневых), Л.Н. Толстой «Война и мир» (семьи Болконских – Ростовых), Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (семья Тараса)).

        - Как эта тема представлена в «Тихом Доне»?

Начало и эпилог романа перекликаются.

Чтение:         Экспозиция: «Мелеховский двор на краю хутора…» (1 абз).

                Эпилог: «Утром на следующий день…» (до конца).

Вспомним, что у Григория Мелехова было и что осталось (перечислить по именам). Почему так случилось? Кто виноват?

Неслыханной тяжести путь пролег между этими точками. Вихри времени пронеслись над домом, сорвали крышу, разметали людей, навсегда невосстановимо разрушили прежний порядок.

- Сколько лет прошло с начала и до конца романа?  (10 лет)

Нам кажется, что это целая жизнь, настолько спрессованы события в романе. (Первая мировая война, Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война).

Мелеховский курень оказался в центре событий мировой и русской истории, ибо волны жизни расходятся от него и сходятся к нему.

- Что же такое дом, семья Мелеховых? От начала и до конца они существуют как единое целое, потому что они частица общенародной жизни.  Из таких семей построен мир.

Любой дом держится на определенном укладе.

- Каким был уклад мелеховского дома?

(свято чтутся традиции, у каждого свои обязанности, отношения старших и младших основаны на любви и уважении, отец – глава семьи, мать – духовный стержень)

        - Как изображает Шолохов разрушение мелеховского семейства? («У всех одинаково рухнулось» .Ч.7, гл.XIII «Семья распадалась на глазах Пантелея Прокофьевича…»)

Так и текла бы, может, жизнь мелеховской семьи со своими радостями и бедами, но судьба распорядилась иначе.  К концу романа нет на земле ни самого дома, ни этой семьи. Рушатся вековые устои человеческой жизни. И если у Толстого герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особой силой подчеркивает трагический характер эпохи, изображенный Шолоховым.

        В чем трагизм Григория Мелехова?

        Практически все исследователи «Тихого Дона» сходятся на том, что Григорий Мелехов – трагический характер, однако объясняют причины и сущность его трагедии по-разному.

        - В чем, на ваш взгляд, трагедия героя?

Григорий постоянно стремится найти и понять большую, извечную правду, «под крылом которой мог бы посогреться всякий». Путь, который ищет Григорий, это путь народного большинства, которому нужно не разрушение, а созидание, мир.

         Роман заканчивается не возмездием над Григорием Мелеховым, а гибелью Аксиньи. Любовь к ней Григорий пронес через всю жизнь («любушка», «незабудняя»). И не вина Григория в этом эпизоде, а невозможность простого человеческого счастья в эпоху жестоких классовых битв.

        - Чтение отрывка (на фоне  музыки Э.Грига).

        Итог урока.

        Финал приводит нас к мысли, что эпоха тоже ответственна перед яркой, незаурядной личностью.

        Проблемы, поднятые Шолоховым в «Тихом Доне» столь глубоки и универсальны, что не поддаются однозначной и окончательной трактовке. Время вносит свои коррективы в прочтение романа.

        Трудно жить в эпоху перемен, «времена не выбирают, в них живут и умирают».

        Закончить урок хочется словами Н.Коржавина:

Время? Время дано.

Это не подлежит обсужденью.

Подлежишь обсуждению ты,

Разместившийся в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Презентация к уроку "Основные этапы жизни и творчества Михаила Шолохова"

В данной презентации даны краткие сведения о  Шолохове, необходимые для изучения его биографии на первом уроке в 11 классе...

Проверочная работа по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс

Цель: проверить знания биографического и историко-культурного контекста романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», знание и понимание текста, усвоение основ теории литературы и умения правильно пользоваться лит...

Методическая разработка интегрированного урока по УД «Иностранный язык (английский)» и УД «Литература» Тема: Жизнь и творчество В.Шекспира (1564-1616). Трагедия «Гамлет».

Данная методическая разработка представляет собой конспект интегрированного урока по УД Иностранный язык и литература. Новизна разработки в ее двуязычии. Урок проводиться на английском и руском яязыка...

Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883)", 10 класс

Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева", 10 кл....

Урок литературы в 11 классе «Ненависть или любовь… Что сильнее?». Раннее творчество М.А. Шолохова. «Донские рассказы»

Тема: «Ненависть или любовь…  Что сильнее?». Раннее творчество М. А. Шолохова. «Донские рассказы»Тип урока: урок – «погружение» в текст ...