Главные вкладки

    Разработка урока. Тема: "Внутренние воды и водные ресурсы России". Обобщающий урок
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Зудина Светлана Михайловна

    Обобщающий урок по теме "Водные ресурсы России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka.docx41.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока. Тема: "Внутренние воды и водные ресурсы России". Обобщающий урок

    Тип урока: контрольно-обобщающий

    Учебно-воспитательные задачи:

    1. Развивать умение работать в группах.                                                         Продолжить закрепление изученной терминологии;
    2. Обеспечить повторение и закрепление знаний по картам и литературе;
    3. Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;
    4. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её, любовь к поэзии;
    5. Формировать общеучебные навыки (работа с картой, учебником);
    6. Закреплять навыки самостоятельной работы.

    Развивающие задачи:

    1. Формировать навыки коллективной работы;
    2. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность;
    3. Осуществлять уровневую дифференциацию знаний;
    4. Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.

    Методы и приемы работы:

    1. Географический диктант по теме;  
    2.  Контроль знаний с применением разных форм деятельности (работа у карты, практические задачи, разгадывание кроссворда).
    3. Практическое применение полученных знаний в выполнении творческой работы.

    Форма проведения урока:

    1. Работа в группах.

    Оформление:

    1. Физическая карта России;
    2. Музыкальное оформление.
    3. Эпиграф: “Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”. А. де Сент-Экзюпери
    4. Презентация «Многообразие внутренних вод России»

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Создание соревнующихся групп, экспертной группы ( учителя, присутствующие на уроке)).

    2. Обобщение и контроль знаний.

    Слайд №1

    Учитель:                                                                              

    С горы, сбегая без труда,
    Она гремит как гром.
    В морозный день она тверда – 
    Руби хоть топором!
    Нагрей её – и к небесам
    Она взлетит тогда|
    Теперь ты мне ответишь сам
    Зовут ее … (вода)

    Слайд №2

    Здравствуйте! Я приветствую вас на контрольно-обобщающем уроке “Внутренние воды и водные ресурсы России”.

    Слайд №3 

    А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери “Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”.

    Но сегодня мы не просто подводим итоги и определяем уровень ваших знаний, полученных на уроках, посвященных этой теме. Нам предстоит установить, кто из вас больше знает о водах страны. А победители будут удостоены звания “Член клуба Всезнайка”. Кто больше наберет баллов, следуя по заданному маршруту, тот и станет членом этого клуба. А эксперты нам во всем помогут.

    Итак, за работу! Мы отправляемся в клуб “Всезнайки”. А вот и основные этапы нашего путешествия. (На доске схема маршрута).

    1этап. -Географический диктант. 2 этап. -Работа с презентацией «Многообразие внутренних вод России». 3 этап. - Картографический. 4 этап.- Практический . 5 этап - Интеллектуальный. 6 этап.  - Работа с презентацией « Водные ресурсы».

    Слайд №4

    I этап: Географический диктант.

    1. Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке. (Половодье)
    2. Превышение истоика реки над устьем. (Падение)
    3. Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности. (Наводнение)
    4. Грязекаменные потоки. (Сель)
    5. Низкий уровень воды в реке. (Межень)
    6. Переувлажненный участок местности. (Болото)
    7. Отношение падения к длине реки или падение реки на километр длины реки. (Уклон)
    8. Воды, расположенные в верхней части земной коры. (Подземные)
    9. Внезапный уровень подъема воды в реке. (Паводок)
    10. Распределение стока реки в течении года. (Режим реки)

    Слайд 5.                                                                                                                             II этап: Работа с презентацией «Многообразие внутренних вод  России»

    Разминка: правильный ответ – 1 балл, дополнение – 0,5 балла. Отвечает первый, поднявший руку:

    Слайд 6, 7. Что мы относим к внутренним водам?

    1. Слайд. 8Верно ли утверждение, что внутренние воды – это пресные воды?
    2. Слайд 9, 10. От чего зависит распределение внутренних вод по территории?
    3. Слайд 11. Найдите ошибку:
    • Слад № 12.Река Лена берет начало из озера Байкал и впадает в море Лаптевых.
    • Река Волга берет начало с Валдайской возвышенности и впадает в Черное море.
    1. Слайд №13.Логическая цепочка. Исключите лишнее и объясните:
    • Лена, Енисей, Амур;
    • Исток, устье, бассейн реки;
    • Река, озеро, море.

    Слайд №14,15,16,17,18,19,20

    III этап (картографический)

    Слайд№21, 22

    Работа у карты. Правильный ответ – 1 балл. По одному представителю от команды, прослушав четверостишье о реке, если необходимо, дают ее название, показывают ее на карте, называют исток и устье, а также к бассейну какого океана она принадлежит:

    1. Коварная, лихая, сумасбродная, /
    Родная дочь Байкала – старика,
    Ты по тайге меж гор течешь свободная
    Могучая сибирская река.

    (Ангара)

    4. От Тувы до океана
    В клочьях серого тумана,
    Поперек Сибири всей
    Катит воды Енисей.

    2. О, Волга! После многих лет
    Я вновь принес тебе привет.
    Уж я не тот, но ты светла
    И величава, как была.

    5. Она бежит промеж корней,
    Сквозь рощи ивняковые,
    Города стоят на ней
    Старинные и новые.
    Свой не меняя цвет и вкус,
    Все дальше пробивается,
    Её встречает белорус,
    И говорит – красавица!
    На Украине широка
    И кругами оправлена…
    Международная река
    Россией в путь отправленная.

    (Днепр)

    3. То над Доном сад цветет,
    Во саду дорожка;
    На нее я б все глядел,
    Сидя из окошка.

    IV этап (практический)

    Слайд №23

    Практическое задание. Правильный ответ – 5 баллов. Особенности хозяйственного использования рек во многом зависит от падения и уклона рек. Сейчас ваша задача, определить падение, уклон рек, указанных на карточке. Ответить на вопрос: “Богата ли река гидроэнергоресурсами?”

    1 группа – Ангара, Лена
    2 группа – Енисей, Волга

    V этап (интеллектуальный)

    Слайд№24

    Решение кроссворда. Правильное, полное решение – 7 баллов. Время – 3 минуты. Используя атлас, знание терминологии, решите кроссворд “Внутренние воды России”

    КРОССВОРД “ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ”

    http://festival.1september.ru/articles/511338/img1.gif

    ПО ГОРИЗАНТАЛИ:

    1. Поток воды, падающий с уступа в горах. 
    6. Граница между бассейнами двух рек.
    8. Отношение падения реки на каком-либо участке к длине последнего.
    9. Приток Волги.
    12. Промерзание грунтов.
    13. Излучина реки.
    16. Приток Иртыша.
    17. Вид питания реки.
    18. Река, вытекающая из озера Байкал.

    ПО ВЕРТИКАЛИ:

    2. Равнина, образовавшаяся из речных наносов перед устьем реки.
    3. Часть речной долины, заливаемая водами при наводнениях.
    4. Замкнутая естественная впадина на поверхности Земли, заполненная водой.
    5. Изменение состояния реки во времени. 
    7. Объем воды, протекающий через поперечное сечение за единицу времени.
    10. Река на севере России.
    11. Ложе (понижение) по которому течет река.
    14. Превышение истока над устьем.
    15. Узкая долина горной реки.

    ОТВЕТЫ:

    ПО ГОРИЗАНТАЛИ:

    1. Водопад. 6. Водораздел. 8. Уклон. 9. Кама. 12. Мерзлота. 13. Меандра. 16. Ишим . 17. Смешанное.

    ПО ВЕРТИКАЛИ:

    2. Дельта 3. Пойма 4. Озеро 5. Режим 7. Расход 10. Таз 11. Долина 14. Падение 15. Ущелье.

    VI этап . Работа с презентацией «Водные ресурсы»

    Учитель зачитывает слова Платона, записанные на доске: “Самое необходимое в жизни – вода, но её легко испортить”. 

    Презентация «Водные ресурсы»

    После просмотра презентации  учитель предлагает прослушать стихотворение. (На фоне музыки)

    Я не хочу, чтоб речка высохла,
    Где плещет столько рыбок золотых,
    Где пляшет резво лодка у причала,
    Где теплый ветер так порою тих!
    Пусть на земле не умирают реки,
    Пусть стороной обходит их беда.
    Пусть чистой остается в них навеки
    Студеная и вкусная вода.
    Пусть никогда не зарастет тиной
    Тот берег, на котором я стою…
    Большие дяди, взрослые мужчины,
    Храните речку, светлую мою!
    А подрасту – и я вам помогу
    И рыбок золотых уберегу.

    3. Подведение итогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии на тему:"Внутренние воды и водные ресурсы"

    Обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии....

    Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

    Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...

    Тест по географии для 8 класса "Внутренние воды и водные ресурсы России"

    Тестовое задание для проверки знаний по географии в 8 классе по теме "Внутренние воды России"...

    Методическая разработка раздела программы «Внутренние воды и водные ресурсы.»

    Программа курса «География России» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования. Кроме основного содержательного блока, представленного в Стандарте разделом &laq...

    Технологическая карта урока по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России"

    Урок по данной теме изучается на основе материалов краеведения, что дает представление не только о внутренних водах страны, но и, возможно главное, знания о водах своей местности. Учащиеся учатся срав...

    ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

    Обобщающий урок на тему: Внутренние воды России....