Главные вкладки

    Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Тимофеева Зоя Петровна

    Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы

               Все – это внутренние воды, или воды суши.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vnutrennie_vody1.docx314.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Усинска Республики Коми

     Урок обобщения и систематизации знаний.

    Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России»

    8 КЛАСС

    Исполнитель:

    Тимофеева Зоя Петровна

    Учитель географии «СОШ №4 с углубленным

     изучением отдельных

     предметов» г. Усинска Республики Коми

    г. Усинск

    2014 г.

    Образовательные цели урока:

    • Корректировка знаний по изученной теме.
    • Повторение  основных понятий, терминов по  теме.
    • Закрепление и систематизация знаний и умений по теме.

    Развивающие цели урока:

    • Продолжить развитие  интеллектуальных и творческих способностей через индивидуальную работу и защиту своих работ.
    • Оценка и анализ презентаций одноклассниками.

    Воспитательные цели урока:

    • Формирование российской этнокультуры и региональной идентичности.
    • Воспитывать бережное отношение к воде как источнику жизни на Земле, источнику красоты  и духовных сил человека.

    Педагогические технологии урока:

    1. Исследовательские методы в обучении.
    2. Проектные методы в обучении.
    3. Игровые методы.
    4. Информационно- коммуникационные технологии.
    5. Здоровьесберегающие технологии.

    План работы

    1. Организационные моменты.

    Мотивация познавательной деятельности учащихся.

    1. Виды внутренних вод.
    1. Актуализация опорных знаний для выполнения теста по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы России».

    Исследовательская работа.

    1. – ая творческая группа:
    1. Литературная пауза
    2. Определение речной системы на рисунках.
    3. Игра «Богач и бедняк»

    II.- ая творческая группа.

    Презентация «Река Уса – источник жизни усинцев».

    Физкультминутка

    1. Обобщение и систематизация знаний.
    1. Задание для всего класса.

    Работа по тесту «Внутренние воды и водные ресурсы России»

    1. Активизация познавательной деятельности учащихся
    1. Презентация III-ей творческой группы «Характеристика реки Уса»
    2. Презентация IV-ой творческой группы «Проект строительства турбазы «Уса» на берегу реки Уса.
    1. Подведение итогов. Рефлексия.
    2. Литература.

    1. Организационные моменты
    1. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

     Мы изучили «Внутренние воды России»

               Приглашаю учеников, которые представляют виды внутренних вод. (Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы)

               Все – это внутренние воды, или воды суши.

    - Каких видов внутренних вод нет в нашей местности?

    ( пруды, каналы)

    - Есть ли ледники в нашей местности?

    (на вершине Полярного и Приполярного Урала встречаются ледники)

    - Какие еще вопросы мы изучили по теме «Внутренние воды»?

    (водные ресурсы, стихийные явления, связанные с водой)

    Изучили все вопросы по этой теме и урок называется :

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    На этом уроке вы получите 3 оценки: одну за тест, вторую за исследовательскую работу  и третью – за индивидуальные ответы. Ваши ответы будут оценивать ученическое жюри  и жюри учителей. Заполните лист самооценки.

    Проблемная ситуация.

    На полуострове Таймыр нашли хорошо сохранившегося мамонта. Он найден на глубине 5м. Мамонты вымерли около 10 тыс. лет назад во время последнего похолодания.

    - Как вы думаете, почему же они не сгнили, а сохранились на такой глубине?

    (многолетняя мерзлота – естественный холодильник)

    Кто желает показать полуостров Таймыр. Комментирует  свой ответ.

    - Почему в Восточной Сибири при малом количестве осадков реки многоводны?

    (одна из причин многоводности является многолетняя мерзлота).

    1. Актуализация опорных знаний

    Для выполнения теста по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России». Ребята  вы провели серьезную работу.

    Исследовательская работа

    I-ая  творческая группа предлагает вам свои познавательные вопросы.

     И познакомит со своей презентацией.

    Я прочитаю вам стихотворение.

    - О какой реке идет речь?

    1. Не приметен ничем, не широк,
      По просторам Валдайского края
      Еле слышно журчит ручеек,
      Меж каменьями путь выбирая.
      То он моет прибрежный песок,
      То внезапно в кустах пропадает,
      И не знает еще ручеек,
      Что его впереди ожидает.
      Николай Якушев о Волге:
    2. Коварная, лихая, сумасбродная,
      Родная дочь Байкала – старика,
      Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
      Могучая сибирская река.
      Молчанов-Сибирский об Ангаре:
    3. У тебя, краса – река,
      Женское обличье,
      Даже имя у тебя
      Нежное, девичье.
      Ласковым тебя не зря
      Окрестили словом,
      Несмотря что родилась
      Ты в краю суровом.
      Леонид Попов о Лене:
    4. Расступись, о старец – море,
      Дай приют моей волне!
      Погулял я на просторе,
      Отдохнуть пора и мне.
      Я родился у Казбека,
      Вскормлен грудью облаков,
      С чуждой властью человека
      Вечно спорить был готов.
      Я сынам твоим в забаву
      Разорил родной Дарьял
      И валунов им на славу
      Стадо целое пригнал
      . М. Ю. Лермонтов о Тереке:

    - К какому типу водного режима относится река Терек?
    ( с половодьем в теплую часть года, река преимущественно ледникового питания)

    - К какому бассейну она относится?

    (область внутреннего стока)

    Определите, какие речные системы изображены на рисунках?

    F:\56\Реки.jpg

    1. Обь
    2. Северная Двина
    3. Печора

    - К какому типу водного режима эти реки относятся?(с весенним половодьем)

    - К бассейну какого океана  они относятся?(к бассейну Северного Ледовитого океана)

    4.  Какая речная система изображена на рисунке?(р.Волга)

    - К какому бассейну она относится?

    ( бассейн внутреннего стока)

    5.р. Амур

    - К какому типу водного режима она относится?(с весенним половодьем в теплую часть года).

    - К бассейну какого океана  она относится?

    Повторение – мать ученья

    Игра «Богач и бедняк»

              Цель игры: ведущий выбирает любого ученика из класса и назначает  игроком. Затем ведущий задает игроку вопрос, а игрок должен найти любого человека, который смог бы ответить на этот вопрос. Если этот человек не может ответить на этот вопрос, то сам игрок имеет право дать ответ. Если  он не отвечает, то ведущий выбирает другого игрока. За каждый правильный ответ – 10 евро.

    1. – Как называется местность, с которой река с притоками собирает воду?(бассейн реки)
    2.  – Как называется кратковременное поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снегов, сильных дождей?(Паводок)
    3. – Как называется масса взвешенных, влекомых по дну реки и растворенных в воде веществ?(твердый сток)
    4. – Как называется обьем воды, протекающих за определенное время через поперечное течение реки?(расход воды)
    5.  – Как называется воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря(эстуарий)
    6. – Как называется  изгиб русла реки?(меандр)

    Кто самый богатый?

    Сильный победит одного,

    знающий – тысячу!

    Свою презентацию показывает 11-ая группа. Презентация называется  «РекаУса – источник жизни усинцев»

    Жители г. Усинска, пгт. Парма и промышленные предприятия пользуются водой реки Уса.

                  Водозабор « р.Уса» расположен в 4,5 км от г. Усинска на правом берегу реки Уса.

    Подготовка питьевой воды для г. Усинска осуществляется на фильтровальной станции. После очистки вода поступает в резервуары чистой воды и далее насосной станцией второго подъема подается жителям  г.Усинска, пгт. Парма и на промышленные предприятия города.

    Протяженность водопроводных сетей составляет 140,42 км, из них 39 км водоводов.

                 Подготовка питьевой воды для г. Усинска осуществляется на фильтровальной станции, запущенной в эксплуатацию в 1985 году. Проектная производительность станции составляет 24 тыс.м3 в сутки, фактическая – 18-20 тыс.м3 в сутки.

                 На фильтровальной станции вода поступает в смесители, в которые подаются реагенты: раствор коагулянта (сернокислый алюминий), флокулянт «Праестол», сода и хлор для обеззараживания исходной воды. Далее вода поступает в рабочие камеры хлопьеобразования осветлителей со взвешенным слоем осадка, где происходит осветление воды.  После этого осветленная вода поступает в сборный канал и подается на скорые фильтры, где она, проходя через фильтрующий материал, оставляет на нем оставшиеся загрязнения. В качестве фильтрующего материала используется кварцевый песок. Затем очищенная вода после вторичного хлорирования собирается в резервуарах чистой воды, откуда насосами второго подъема подается потребителям.

    КАЧЕСТВО ВОДЫ

                 Вода, выходящая с водоочистной станции города Усинска, соответствует действующим санитарным нормам – СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

                 Контроль качества воды по всем этапам очистки и транспортирования осуществляется аккредитованной лабораторией химико - бактериалогического анализа питьевых вод водоочистной станции. Лаборатория оснащена современным оборудованием и проводит испытания по 47 показателям: химическим, микробиологическим, паразитологическим, радиологическим, органолептическим. Специалисты лаборатории регулярно отбирают пробы воды для анализа на выходе воды с водоочистных сооружений и распределительных сетях города.

    Химический состав воды

    Химический состав воды мг/л не более:              НСО   170            

    Гидрокарбанаты                So       10        

    Сульфаты          CL       250

    Хлориды                                                                       CA      8

    Кальций                                                                         Mg     3

    Магний                                                                           NA+220/td>

    Натрий+Калий                                                              K

    Фториды                                                                                    0,75

    Минерализация не более                                                        100мг/л

    Общая жесткость воды не более мг- зкв/л                          0,7

                 Микробиологические показатели. Общая бактериальная загрязненность воды характеризуется количеством бактерий, содержащихся в 1 мл. воды. Согласно ГОСТу, питьевая вода не должна содержать более 100 бактерий в 1 мл. В связи с тем, что при биологическом анализе воды определение патогенных бактерий затруднено, бактериологические определения сводятся к определению общего числа бактерий в 1мл воды, растущих при 37 градусах , и кишечной палочки – бактерии коли. По ГОСТ2874-82 допускается коли-индекс до 3, колотитр-не менее 300, а общее число бактерий в 1 мл до 100.

    Дополнение:

                Воду из крана нельзя сразу использовать. Надо  подождать более 30 минут, чтобы хлор улетучился. При кипячении хлор образует сложные соединения, вредные для эдоровья.

    Физкультминутка

              Продолжаем познавательную деятельность обобщение и систематизацию знаний.

    1. Обобщение и систематизация знаний.
    1. Задание для всего класса.

    Тест – матрица

    по теме « Внутренние воды и водные ресурсы России »

    ( раздел «Реки»)

    Вариант 1

            Задание. Рядом с понятием выпишите номера подходящих им характеристик и определений (из таблицы)

            Примите во внимание, что одному понятию может соответствовать несколько определений.

     Список понятий

    1.Река                    3.водораздел  5. Бассейн реки   7.Межень      9. Речная система

    2. Падение реки   4.Половодье   6. Режим реки      8. Паводок   10. Уклон реки

    1. Изменение состояния реки во времени

    2. Отношение падения реки к ее длине

    3. Главная река со всеми ее притоками

    4.Превышение

    Истока реки над устьем

    5. Время низкой воды в реке

    6. Это явление обусловлено жаркой или морозной погодой, когда поверхностный сток в реку невелик или вообще отсутсвует, а питание реки только грунтовое

    7. Постоянные потоки воды, текущие в выработанном ими углублении рельефа

    8. Ежегодно повторяющееся обычно в один и тот же  сезон года относительно длительное и значительное увеличение воды в реке

    9.Ежегодное поднятие уровня воды в реке, вызываемое  весенним таянием снега

    10.Кратковременное поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снегов, сильных дождей, спуска воды из водохранилищ и др.

    11.Местность, с которой река с притоками собирает воду

    12.Естественный водоток, имеющий исток, устье. долину

    13.Горы, горные хребты, возвышенности

    14. Граница между двумя речными бассейнами

    15. Разность отметок высот воды в реке между ее истоком и устьем

    Тест – матрица

    по теме « Внутренние воды и водные ресурсы России »

    ( раздел «Реки»)

    Вариант 2

            Задание. Рядом с понятием выпишите номера подходящих им характеристик и определений (из таблицы)

    Примите во внимание, что одному понятию может соответствовать несколько определений.  Список понятий

    1. Водопад             4. Наводнение        7. Питание реки     10. Ущелье
    2. Расход воды      5. Речная долина    8. Дельта                 11. Эстуарий
    3. Твердый сток    6. Годовой сток      9. Режим реки        12. Меандр

    1. Расход воды в реке за год

    2.Узкая долина горной реки

    3.Устье реки Обь – это…

    4.Изгиб русла реки

    5.Устье реки Волги - это

    6.Пополнение вод реки притоками, подземными водами и др.

    7.Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря

    8.Изменение состояния реки во времени

    9.Поступление

    Воды в реку от источника питания

    10.Понижение рельефа, в котором течет река

    11.Стихийное бедствие, вызванное внезапным сильным понятием уровня воды в реке и ее разливом

    12. Масса взвешенных, влекомых по дну реки и растворенных в воде веществ

    13. Устье реки, Разделенное на рукава

    14. Оббьем воды, протекающий за определенное время через поперечное сечение реки

    15. Падение реки с уступа, сложенного твердыми горными породами

                   Матрица – это таблица, состоящая из строк  и столбцов.

    Задание: Рядом с понятиями  выпишите номера подходящих им характеристик и определений.

    У каждого на парте лежат варианты заданий. Примите во внимание, что одному понятию может соответствовать несколько определений. Работа по вариантам. Тесты лежат на партах, ответы записываются  в табличку. Табличка для записи ответов лежат у каждого на парте.

    1.  Активизация познавательной деятельности.
    1. III-я творческая группа.

    Презентация «Характеристика реки Уса»

    1. Река Уса - правый приток Печоры. Название реки имеет финно-угорское происхождение.
    2. Уса образуется при слиянии Большой Усы и Малой Усы, начинающихся на склонах Полярного Урала. Течет в юго-западном направлении. Впадает в Печору. В 30 км от впадения Усы в Печору на правом берегу реки расположен город Усинск. В устье реки Уса- село Усть-Уса.
    3. Относится бассейну Северного Ледовитого океана.
    4. Питание смешанное, преобладает снеговое.
    5. Река с весенним половодьем. Межень летом и зимой.
    6. Как определить падение и уклон реки? Высота истока, где слияние Большой и Малой Усы составляет 118 метров. Высота устья – 30 метров. Падение реки 118-30= 88 метров. Уклон=П/Д=88м/680км=8800см/680км=12,9см на 1км.
    7. Это равнинная река.
    8. Уса является источником пресной воды. Наш город пользуется этой водой. Развито судоходство, рыболовство, зона отдыха усинцев.

    - Какие вопросы будут к этой группе?

    2. IV-я творческая группа

    Презентация «Строительство турбазы «Уса на берегу реки Уса»

                    Проект  строительства турбазы «Уса» на берегу реки Уса.

    Красивый лес. Зеленые ели, сосны, березы, высокие лиственницы, чистый воздух благоприятно влияет на здоровье отдыхающих.

    В таком красивом лесу необходимо построить турбазу для отдыха. Это будет двухэтажное здание. На первом этаже будет столовая с четырехразовым питанием, спортзал, актовый зал, где по вечерам будут проводиться различные мероприятия: вечера поэзии, отдыха и танцы, конкурсы. На втором этаже комнаты отдыха.

    Во дворе можно построить много беседок, в которых с одной стороны можно покрыть москитной сеткой, чтобы не кусали комары и мошкара. Сделаем тропинку спускающейся к реке Уса, а вдоль реки построим беговую дорожку вдоль реки с двумя полосами. Поставим скамейки для отдыха.

    Можно организовать экскурсию на лодке на противоположный берег с инструктором, однодневные походы для желающих в лес. Исследовать родные места своего края, летом и осенью собирать грибы и ягоды. Зимой можно кататься на санках и на лыжах.

    Отдых в местной турбазе обойдется на много дешевле, чем выехать куда-то в другие районы. Родная природа лучше для здоровья. Стоимость путевки за 2 недели составляет 15-20тыс. рублей.

    Почему строительство должно быть не  на берегу р.Черная –ведь она ближе чем водозабор?(дальше от города воздух чище).

    Вопросы  по оценке проектной деятельности:

    1. Понравилось ли вам работать по методу проекта?
    2. Что вам больше всего понравилось в проектной деятельности?
    3. Хотели бы вы еще работать по методу проекта?
    1. Подведение итогов. Рефлексия.

    Ребята , свои оценки ставите на листке самооценки  и сдаете их.

                                         

    Продолжите предложение

    Сегодня я узнал …

    Было интересно……

    Меня удивило…

    Было неинтересно…

    Слово  предоставляется ученическому жюри.

    Слово  предоставляется жюри учителей, руководителю методобьединения учителей географии города Любовь Васильевне Коршуновой.

    Спасибо за работу.

    1. Литература
    1. География России. Природа, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова/, 18 –е изд. Москва:Дрофа,2013г.
    2.  И.И. Баринова. Поурочные разработки по географии России: 8класс.М.:Издательство «Экзамены», 2008г.
    3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии :Природа России:8 класс.М.: «Вако»
    4. Методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения. География. Издательский дом «Первое сентября» №4(851),16-29 февраль 2008г.
    5. Поэзия на уроках географии. Стихи М.Ю.Лермонтова, Леонида Попова, Николая Якушева и других.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии на тему:"Внутренние воды и водные ресурсы"

    Обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии....

    Презентация к уроку Тема урока" Обобщение и систематизация по теме"Строение атома,химическая связь"

    Презентация включает в себя отработку материала по теме,проверку и подведение итогов....

    Конспект урока по теме:"Внутренние воды и водные ресурсы" 8 класс

    Урок разработан с использованием электронно образовательных ресурсов....

    Тест по географии для 8 класса "Внутренние воды и водные ресурсы России"

    Тестовое задание для проверки знаний по географии в 8 классе по теме "Внутренние воды России"...

    Технологическая карта урока по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России"

    Урок по данной теме изучается на основе материалов краеведения, что дает представление не только о внутренних водах страны, но и, возможно главное, знания о водах своей местности. Учащиеся учатся срав...

    Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

    Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...