Урокт на тему "Инфраструктурный комплекс"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Ондар Антонина Хеймер-ооловна

Познакомить учащихся с одним из межотраслевых комплексов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infrastrukturnyy_kompleks_9klass.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 9-м классе по теме "Инфраструктурный комплекс"

Цели урока:

- познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;

- продолжить работу со схемами, таблицами;

- воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;

- развивать речь учащихся, географическое мышление.

Оборудование урока: карточки с домашним заданием, презентация.

Ход 1. Организационный момент.

           2. Проверка домашнего задания.

– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)

 – Назовите главную задачу АПК.

 – Сколько звеньев выделяют в составе АПК?

 – Чем занимается 3 звено АПК?

 – Какие отрасли составляют 3 звено АПК?

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе деловой игры определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного комплекса в наших микрорайонах.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4. Объяснение нового материала.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава .

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части

Инфраструктурный комплекс

  1. Коммуникационная система                                            

                                 Транспорт                связь        

  1. Сфера обслуживания

- Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

- Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

- Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

- Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

- Наука и образование (ВУЗы, школы)

- Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, СК, стадионы)

- Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

- Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

- Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:

– Какова задача инфраструктурного комплекса?

 – Этот комплекс производит какие-нибудь товары?

 – Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.

– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потреб-ления услуги существенно различаются .

 Откройте страницу 132 учебника. Найдите таблицу 31 .

– По характеру услуги делятся на 2 группы.

 Назовите первую группу. (материальные).  Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.

 Назовите вторую подгруппу и виды услуг.

 – Назовите вторую группу, на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.

 Посмотрите на таблицу 32.

 По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?

 По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?

 Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.

 Проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг.   Начну  я, вы внимательно следите.

 Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей – нужная немногим.

Мили – ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)

 Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).

 По периодичности? (нужная иногда)

 По широте потребителей? (нужная всем)

Яла, ты – водитель автобуса.

Айдана,  ты – врач.

Айыыжы, ты – офицер ВС.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).

– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?

– Что такое инфраструктура?

Зачитайте определение на стр. 131. Т.е. инфраструктуру и составляют отрасли, входящие в сферу обслуживания и коммуникационную систему. Поэтому комплекс назвали инфраструктурным.

Каково же значение этого комплекса?

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой).

Как и у любого другого, уже изученного нами межотраслевого комплекса, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.

 (Внимание! Проблема! Стр.137)

5. Закрепление изученного.

Познакомились  с проблемами инфраструктурного комплекса у нас в стране в целом. А как обстоят дела в различных отраслях инфраструктурного комплекса у нас в республике, кожууне?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в республике  и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.

У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.

Выступление групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематикон пълан 10 къласы ирон æвзаджы уроктæм.

Тематикон пълан 10 къласы ирон æвзаджыуроктæм.Ныхасы культурæ æмæ коммуникативон этикæ....

Бафæрсты хуызтæ ирон æвзаг æмæ литерæтурæйы урокты.

Мæ куыстыты темæ у « Бафарсты хуызтæ ирон æвзаг æмæ литературæйы урокты»...

Макуловонь Л.Ф. творчествац урокти презентация

1.Л.Ф. Макуловонь идькс пингоц2. Сай пингонь писательть тонафнемац3.Творческяй киц...

Хæслæвæрдтæ ирон æвзаджы уроктæм.

Бакæс æмдзæвгæйæ скъуыддзаг. Базон авторы? Бахахх кæн æмхъæлæсонтæ æзылангон цы дзырдты сты, уыдон.Дæумæ дзурын мæ бæлас,Мæ цард æмæ мæ дарæг.Фехъус, мæ хур, мæ ныхас.Радзурон дын мæ зарæг....

«Ирон æвзаг æмæ литературæйы уроктæм цымыдисдзинад гуырын кæныны фæрæзтæ»

Кæд искæй ахуыр кæныс, уæд бирæ дзурыныл ма архай, цæмæй   коммæгæс зонд бамбара дæ ныхæстæ æмæ сæ ма ферох кæна. Уæлдай цыдæриддæр вæййы, уый зондæй рох кæны.  (Гораций)....