Евразия- величайший массив суши
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Разработка урока для 7 класса с ипользованием коммуникационный компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evraziya-velichayshiy_massiv_sushi.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Евразия- величайший массив суши. История исследования

Форма занятия- урок-семинар-практикум.

 Тип урока - изучение нового материала

Педагогические технологии; личностно-ориентированная,  проектно- исследовательская, информационно-коммуникационная, критического  мышления( приемы- « древо предсказаний», «бортовой журнал»,

« написание эссэ»).

Цели:    Ознакомление учащихся с особенностями географического

положения самого крупного массива суши, а также историей открытия и изучения.

     Формирование мировоззренческой идеи о доминирующей роли географического положения   в развитии природных комплексов.

     Совершенствование навыков   самостоятельной работы с источниками географической информации, компьютерной техникой.

      Развитие кругозора и  пространственного воображения,

Привитие  интереса к изучаемому .

      Воспитание  чувства сопричастности   к объекту изучения,

ответственности.

Оборудование: Физическая карта мира, карты атласа, дидактический материал ( «бортовые журналы» с учебными заданиями), электронный учебник- уроки географии  Кирилла и Мефодия- 7класс.

Электронные уроки и тесты – образовательная коллекция-«География.Наш дом-Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны», интерактивный проектор, персональный компьютер, ноутбуки. Макеты судов и парусников.

Информация на карточках:

 Перечень географической

Номенклатуры:

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Черное, Эгейское, Мраморное, Адриатическое, Северное, Норвежское, Балтийское, Каспийское, Аральское;

Заливы: Финский, Ботнический, Бискайский, Аденский, Персидский, Бенгальский;

Проливы: Ла-Манш, Па-де-Кале, Карский Ворота, Берингов, Лаперуза, Маллакский, Босфор, Дарданеллы;

Острова: Шпицберген. Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Курильские, Сахалин, Японские, Тайвань, Филиппинские, Большие Зондские - Ява, Суматра, Калимантан, Сулавеси; Шри-Ланка, Кипр, Крит, Сицилия, Великобритания, Ирландия, Исландия;

Полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корейский, Индокитай, Маллакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский, Аппенинский, Пиренейский, Скандинавский.

Организация деятельности на уроке.

А. Введение в новую тему.

1. Вступительное слово-        объявление темы и целей урока учащимся.

Ребята, сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир тайн и загадок самого  крупного на Земле материка Евразии. Он занимает одну третью часть суши. Название  состоит из двух сочетаний Европа и Азия. Европа означает- «запад», а Азия- «восток».Евразия-материк, где мы с вами живем.

Сегодня, мы с вами познакомимся с историей открытий и изучений Евразии.

Выясним, почему Центральная Азия была открыта европейцами позже других территорий земли.

Рассмотрим особенности географического положения.

Совершим путешествие по морям и океанам, изучим особенности береговой линии материка.

Евразия-это материк рекордов. Обращаю ваше внимание на представление Евразии, после просмотра которого ответьте на вопрос- Что вам  было известно о  материке? Что узнали нового?

2. Ознакомление с электронной  мультимедийной  информацией

« Евразия- самый, самый…»[3]

Цель -увлечение учеников фактическим материалом.

Учитель------Материк Евразия состоит из двух частей света-Европы и Азии. Граница между ними –Уральские горы, река Эмба, Кума- Манычская  впадина и проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное море и Средиземное.

  1. Работа с контурной картой (под руководством учителя) Определение
    границы между Европой и Азией, ее обозначение.
  2. История исследования материка.

Учитель------Ребята, о том как открывалась и изучалась  Центральная Азия, наиболее труднодоступный регион,  мы сейчас узнаем .Прослушаем представление исследовательской работы-проекта. Это опережающее задание подготовили ваши одноклассницы. Предоставим им время для защиты работы  

« Азия- величавая, многоликая, недоступная».После выступления, слушатели задают вопросы «исследователям».

Например, 1.Почему в проекте большое внимание уделяется путешествиям Пржевальского? 2.Какие события вас удивили больше всего?

Защита проекта с использование презентации и интерактивного проектора.(Проект-приложение1)

  1. Беседа о значении определения географического поло жения материка.
    Вопросы:

а) какие действия необходимо выполнить.

б) назовите пункты плана изучения материка.( стр. 344 учебник)

в) почему географическое положение изучают в первую очередь ?

г)можно ли изменить последовательность изучения материка?

Б. Организация игры -путешествия.

Испытаем себя в роли исследователей!

Кораблики и парусники на столах  будут талисманами наших морских путешествий.

Обьявле ние целей игры: Ребята, мы отправляемся в исследовательское путешествие вокруг Евразии.

 Наши цели:

 А) Определение координат крайних мысов.

 б) Изучение береговой линии.

Б) Расчет  протяженности материка .

   Перед вами на столе номенклатура,  перечень которой должен быть использован во время путешествия.

2.Определение участников морских путешествий и названий кораблей. 1.»Арктика», 2. «Атлантика», 3. «Дежнев», 4. «Пиай». 3.Выдача бортовых журналов с заданиями для групп.

Бортовой журнал судна « Арктика»-Задания( 2 уровень сложности)[1]

1 .Определить координаты северного мыса Челюскин. Сколько километров отделяют мыс от Северного полюса 2.Исследовать очертание береговой линии северного побережья; определить моря, заливы проливы, острова, полуострова. Примерный ответ

    (1.Координаты мыса Челюскина78 градусов северной широты,105 градусов восточной долготы. От данного мыса до северного полюса1332 километра. Мы определили следующим образом. Нашли разницу в градусах. Она равна  12.то есть 90-78=12, а затем умножили на постоянную величину 111 километров, это  величина протяженности дуги в 1 градус на любом меридиане.

    2. Береговая линия сильно изрезана. При движении с запада на восток необходимо преодолеть моря- Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское. Острова: Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. Проливы-Карские Ворота,Берингов пролив. Полуострова: Кольский,  Ямал, Таймыр, Чукотский)

Бортовой журнал судна « Дежнев»- Задания:(3 уровень сложности)[1]

•1. Назовите восточный мыс Евразии, определите его координаты.

2,Составьте рассказ «Наше путешествие», используя названия объектов , которые вы «открыли». Примерный ответ –эссе

     (1.Наше путешествие началось с восточной крайней точки Евразии- мыса Дежнева. Координаты  мыса мы определили достаточно быстро, используя навигационные системы нашего судна65 градусов северной широты,170 градусов западной долготы. Судно держит курс на юго-запад к Командорским островам, но прежде мы должны пересечь самое большое и глубокое море у берегов России –Бернингово.

  2. Нам удается преодолеть границу плавучих льдов и выйти в открытое море. Перед нами каменистые просторы Командор, поражает воображение изобилие птичьих поселений. Западнее наше внимание привлекает курящиеся сопки полуострова Камчатки- действующий вулкан Ключевская Сопка. Под килем судна Курильский желоб, глубина которого9783 метра, немного жутко, но мы верим в надежность российской техники. По правому борту Японские острова. Нам известно об опасности землетрясений и волн цунами,  но интерес исследователя берет над ними преимущество.

     3. Навстречу по курсу- теплое течение Куросио, а впереди самое большое море в мире –Филиппинское. У острова Тайвань наблюдаем- чудо света- каралловые рифы. Судно « Дежнев»  стремительно объезжает их. Все ближе мы подплываем к экватору. Температура воды стала гораздо выше. Южно-Китайское море –конечная остановка нашего путешествии)

 Бортовой журнал судна  « Пиай»-Задания(2  уровень)

1 .Как называется самый южный мыс Евразии? Каковы его координаты? 2.В каких климатических поясах вы путешествуете? Покрыты ли льдом моря , пересеченные вами? Почему?

Назовите природные объекты, граничащие с Евразией с юга

Примерный ответ

    (1.самый южный мыс Евразии-  Пиай, его координаты1градус северной широты,104 градуса восточной долготы.              

    2 Наше путешествие проходит в экваториальном и субэкваториальном  климатических поясах. Мы пересекли Аравийское море, Бенгальский залив Маллакский  пролив, Южно- Китайское море. Все эти водоемы не покрыты льдом, температура воды достаточно высока + 25 градусов. Потому что они расположены близко к экватору, в  тропическом поясе освещенности

 3 К югу от материка расположен архипелаг Больших Зондских островов-это остров Калимантан, Ява, Сулавеси, Суматра,  Филиппинские острова. )

 Бортовой журнал судна « Алантика»,-Задания: (2 уровень сложности)1.Определить координаты мыса Рока

2.Какие моря необходимо пересечь ,следуя с севера-востока на юг-запад на, какому течению противостоять? Сильно ли изрезана береговая линия?Докажите...

Примерный ответ ( 1. Координаты мыса Рока 9 градусов западной долготы  38 градусов северной широты.

   2. Следуя с севера-востока на юг-запад необходимо пересечь Норвежское море, Северное море, а также Бискайский залив. Навстречу движения судна « Атлантика» наблюдается движение Северо-  Атлантического течения. Это течение является продолжением самого большого теплого  течения Гольфстрим.

     3. Изрезаны берега Европы достаточно сильно, о чем свидетельствует наличие большого количества узких, глубоких заливов у берегов Скандинавского полуострова. Они называются-фьорды .Между островом Великобритания и континентальной Европой находятся проливы Ла- Манш и Па-де –Кале.  Балтийское море и Ботнический залив отделяют Скандинавский полуостров)   

4.        Путешествие команд,   выполнение заданий.

5. Отчет групп об итогах   путешествия.

 б.Сопоставление   номенклатуры    в бортовых журналах и на  карточках.

В процессе проведения игры соревнование на самую оперативную

команду.( карточки с данным заданием даются каждой команде)

Задание:    Какая команда быстрее всех определит протяженность

Евразии с севера на юг,а также с запада на восток по 50 градусу северной широты, если известно, что длина одного градуса на этой широте равна 71,68 километров.[2]

Примерный ответ:

1.(Протяженность  Евразии с севера на юг 8547 километров, так как 78-1=77,      77×111=8547 ход решения- мы нашли разность между  широтой северного мыса и южного. Затем  умножили на  постоянную величину 111 километров, это  величина протяженности дуги в 1 градус на любом меридиане).

  2.(Протяженность  Евразии с запада на восток . На 50 градусе северной широты суша простирается с  2 по 141 градус восточной долготы,

Находим разницу, 141-2=139 градусов,   139×71,68=9963,52 километра протяженность  Евразии с запада на восток)

Вывод. Составить прогноз.

  1. На какие компоненты природы географическое положение окажет
    влияние?

Примерный ответ(Огромная протяженность Евразии с севера на юг и с запада на восток обеспечивает положение материка во всех климатических поясах Земли, а это значит, что климат будет разнообразный. Евразию омывают 4 океана, которые будут оказывать влияние на количество выпавших осадков, влажность. Географическое положение окажет влияние на климат Евразии, а также в целом на природные комплексы)


В. Закрепление нового материала.

1,Сравните географическое положение Северной Америки и Евразии.

Назовите черты сходства и различия.

Примерный ответ

1.(Черты сходства: Евразия и Северная Америка являются северными материками, они расположены  в северном полушарии, в одинаковых климатических поясах( за исключением экваториального в Евразии)Эти материки омывают три океана Северный –Ледовитый, Атлантический, Тихий. Данные материки имеют единую историю происхождения. Они  были составными частями древнего материка Лавразия. Береговая линия северных побережий материков достаточно изрезана.Много полуостровов и заливов.

  2.Различия: Евразия гораздо больше по площади, чем Северная Америка, Евразия расположена во всех климатических поясах Земли .Ее берега омывают 4 океана Земли, за исключение Южного. Северная Америка имеет наибольшую протяженность с севера на юг, а Евразия с запада на восток. Стоит предположить, что природа материков будет иметь много схожего.

 

Учитель- Ребята,  вы показали замечательные исследовательские способности. Вы настоящие путешественники! Сейчас мы с вами  выполним практические задания на ноутбуках, а также проверим себя на компьютерном тестировании.

  1. Выполнение практических заданий( с  использованием электронных уроков и тестов – образовательной коллекции-«География. Наш дом-Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны»),

Физкультурная минутка

Вот помощники мои.

Руки вперёд, пальцы выпрямить и развести.

 Их как хочешь, поверни.

Руки вперёд, круговые движения кистями.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Руки вперед, вверх, вперёд, в стороны, руки к плечам

Не сидится им опять.

Круговые движения в плечевом суставе

Постучали, повертели

Три хлопка в ладони,  круговые движения кистью рук.

И работать захотели.

Сжимание и разжимание пальцев рук

2Компьютерное тестирование [4]  

Тесты по теме «Евразия - величайший массив суши»

1.Евразия имеет площадь ( без островов в млн. км)

А)54,9 ; б)13,6; в) 29,2; г)20,4.

2.Протяженность материка:

1) с севера на юг( в тысячах километров)

А) 8; б)12;в) 11: г) 8,5

2) с запада на восток( в тысячах километров)

А) 20; б) 12; в)9,9; г) 10,5.

3. Найдите соответствие: 1)северный мыс материка--------      

------------------------------       а) Дежнева;

-------------------------------      б) Пиай;

-----------------------------      в) Рока;

-----------------------------     г) Челюскин.

4.Назовите самый большой полуостров  в мире и в Евразии:

А)Индостан; б) Аравийский; в) Индокитай; г) Камчатка.

5. Самое большое по площади море у берегов России;

А)Японское; б) Охотское; в) Белое; г) Берингово.

6.Самое крупное внутреннее море, омывающее берега Африки и Евраии:

А) Мраморное ; б) Средиземное; в) Черное; г) Каспийское.

7.Граница между Европой и Азией условно проходит через проливы:

А) Ла-Манш; Лаперуза

б)Босфор;  Дарданеллы;

8. Самый большой в мире залив:

А)Бискайский; б)Финский; в) Бенгальский; г)Персидский.

9. Какие полуострова омываются водами двух океанов?

А)Чукотский; Маллакка; 

 б) Таймыр;  Малая Азия.

10. На каких островах произошло и происходит землетрясение, повлекшее   волны цунами и разрушение атомной станции?

А) Новая Земля; б)Шпицберген; в) Шри –Ланка; г) Японские.

11. Водами каких океанов омывается Евразия?

А) Тихий; б) Атлантический; в) Северный Ледовитый; г) Индийский ;

Д) Всеми перечисленными.

12.Определите соответствие:

1) самая высокий  природный объект Евразии--------------а) Мертвое море;

2) самое низкое место Евразии------------------б) Байкал;

3)самое высокое нагорье -------------------------  В) Оймякон;

4)полюс холода Евразии--------------------------   г)Каспийское;

5) глубочайшее озеро материка------------------д) Джомолунгма;

6) море-озеро------------------------------------------е) Тибет

13 Самое мелкое море:

А) Азовское; б)Карское;  в)Лаптевых; г)Северное.

14. Самое малое море:

А) Мраморное; б)Аравийское; в)Эгейское; г)Норвежское.

15.Русский купец совершивший «хождение за три моря»:

А) С. Дежнев; б)Н. Пржевальский; в) А.Никитин; г)М. Поло.[4]

Результативность: оценка  «5»-----14-15 правильных ответов;

                               «4»-----10-13;

                               «3»-----6-9;

                               «2»-----до 5-включительно

Г. Рефлексия.

Ответьте на вопросы. Закончите предложения

Вопросы рассмотренные на сегодняшнем

занятии для меня...

Самым интересным на занятии для меня

было...

Самым не интересным на занятии для меня

было...

Теперь бы я хотел еще узнать...

                                   

Мне не понравилось... Я считаю полезным...

Я хотел бы вам сказать...

Я буду вспоминать о ...

Я все время злился, потому что...

Самым скучным на занятии было...

Оцените свою работу на уроке, а также участие вашей команды. Поставьте оценку.

Моя оценка за работу на уроке----------------------------------

Оценка моей команды----------------------------------------------

Поднимите изображение «рожицы», которая отражает ваше настроение.

(«улыбка»- хорошее, «разочарование»-плохое)

Подведение итогов.

Д. Домашнее задание.

Текст стр. 246-249.Задание на контурной карте .

Источники информации:

1.География.6-10класс. Активные формы обучения: нескучные уроки,  интернет викторины /авт.- сост. Н.Н.Зинченко, Л.А. Звонцова.- Волгоград: Учитель. 2011.-265 с.

2.Игры на уроках географии.6-7 классы: метод. пособие для учителя /А.М. Зотова.-2-е изд., стереотип.- М.: дрофа. 2005.-127 с.-( Мастер-класс)

3.Электронный учебник - уроки географии  Кирилла и Мефодия- 7класс.

4.Электронные уроки и тесты – образовательная коллекция-«География. Наш дом-Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм №1 решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции

решения задачи на определение массы реагирующего  вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции...

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме "Евразия-величайший материк Земли"

Тема урока:                Евразия – величайший материк Земли.Цели урока: ...

Методическая разработка для урока-практикума по решению задач по химии «Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей»

Задачи на вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей,- традиционный компонент самостоятельных, контрольных работ по химии в 8-11-х ...

конспект урока 7 класс "Масса тела. Единицы массы"

В  помощь  аттестующимся  преподавателям...

«Основные формы рельефа суши. Горы суши». 6 класс, урок географии

В данной разработке урока географии для 6 класса «Основные формы рельефа суши. Горы суши» представлены: презентация, видеоролик, технологическая карта ученика, контурная карта, план урока. Урок разраб...

Презентация к уроку в 7 классе по теме "Масса тела.Измерение массы тела с помощью весов"

Открытый урок по теме "Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов"...