ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ- КВН
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

константинова Тамара Васильевна

Данный материал поможет ребятам вспомнить и закрепить указанную тему, проявить находчивость и смекалку и , конечно, творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                               

                                                                                     Константинова  Тамара Васильевна

                                                                                            МОБ СОШ №14

Урок КВН «Природные зоны России»

Цель: повторение, закрепление и изученного материала

-развитие познавательного интереса к предмету

-творческой активности, внимания, быстроты мышления.

Опорные знания и умения : климат, почвы, природные зоны

Межпредметные связи : биология, литература, ОБЖ, экология, ИЗО

Оборудование урока: карта природных зон, раздаточный материал( карточки, пеналы с растениями, конверты с карточками - для комплектовки «рюкзака»)

Ход урока:

Слово учителя: На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Природные зоны России», и  договаривались, что проведем урок КВН по данной теме.

 Проверю вашу подготовку:

-Что называется природными зонами?

-Назвать природные зоны России?

- Какая из природных зон занимает наибольшую площадь в нашей стране?

- Связь природной зоны с компонентами природы

Класс поделен на 3 команды.

Жури 3 чел. ( подсчитывают баллы по «5» бал. шкале за выполненные задания)

Прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны составить карту маршрута  используя следующие  топографические знаки: ж.д. ст.,  улучшенная дорога с покрытием, тропа, смешанный лес, хв. лес, одиноко стоящее дерево, кустарник, бурелом, церковь, колодец, река, болото, пашня, пасека…

Вы составляете  свою карту и  краткий рассказ,   заменяя слова  топографическими знаками ( такое задание выполняли ребята в 6кл., см. урок КВН «Сказка о царе Салтане»..на сайте «1-е сентября») . Можно раздать топознаки и ребята используя их, составляют рассказ.

Наметить маршрут – стрелками показываете направление движение ( можно дополнить – указываете азимут, или просто стороны горизонта).

2. Цель вашего  похода( назвать)

Данное задание выполняют 2 чел .( 5-6 мин)

Другие члены команды из предложенных карточек, вложенных в конверты,   выбирают фото вещей ( варежки, мяч, веревка, аптечка, зонт, очки, лодка, ботинки, ананас…- , и  удивительные вещи- ведь это КВН! Лампа…)

  которые понадобятся в однодневном походе в соответствии со своей природной зоной ( в походе тяжела и иголка),

  1. я команда направляется в степь
  2. я команда направляется в тайгу
  3. я команда направляется в тундру

 

Для того, что бы вы собрали рюкзак с необходимым набором вещей

Проверка заданий №1 и№2.

Жюри заслушивает ответы команд, оценивает их.

Унас физминутка.

 Каждая из команд- группа, показывает, как несут рюкзаки, проходя по местности ( пантомима)

1.- я команда идет по заболоченной местности

2-. я команда  -густой лес

3. –я Пересеченная местность.

Я вижу, что вы настоящие туристы. Жюри оценит ваши действия в незнакомой ситуации. (Правильно ли вы преодолели  припятствия? Была ли помощь друзей?),

а мы продолжаем наше  путешествие. Напоминаю правила поведения

«И если любишь ты природу,  в лесу напрасно не кричи,

Поближе сядь к воде, у брода , сиди тихонько и молчи.

Молчи: придет вознагражденье,

Лес постепенно оживет, и ты увидишь с удивленьем,

Как лось на водопой идет.»

Туристы народ веселый, любит шутки, прибаутки.

Тренируем быстроту мышления.

Задание.

Назвать слово, соответствующее по смыслу словам.

  1. Часть дерева – композитор-ЛИСТ
  2. Широколиственное дерево-обман-ЛИПА
  3. Широколиственное дерево-глупый человек-ДУБ

Выполнить задание по карточке №1

Жюри проверяет.

Выполняем задание приложения №1

Проверка жюри

Следующее задание, зачитываю отрывки из стихотворений и отвечаем на вопросы,  - о какой природной зоне идет речь?

1.Проворная птица кедровка летала тут в давние дни

И прятала, быстро и ловко, орехи под старые пни.

Порой, замирая  с опаской, она, озираясь вокруг,

Чтоб белки не съели запасов, чтоб их не украл бурундук.

(тайга)

2. На утесе на крутом, кто построил этот дом?

Что за работяга, эта птица гага?

( тундра). Можно прокомментировать :  краснозобая и чернозобая гагара— обычные гнездящиеся виды, встретить их можно на территории всего полуострова Камчатка. В период размножения держатся на тундровых озерах, реже устраивают гнезда на речных островах. Весенняя миграция проходит в мае, сезон размножения охватывает все 3 летних месяца. Последних гагар в море у берегов Камчатки можно наблюдать в ноябре и даже декабре.

Белоклювая гагара и берингийская гагара на полуострове не гнездятся, встречаются в прибрежных морских водах лишь в период весенних (май — начало июня) и осенних (сентябрь) миграций. Белоклювая гагара внесена в Красную книгу России.

3.Зайти за хаты, и дух займет:

Открыт, открыт с 4-х сторон.

Туман снотворен, ковыль, как мед.

Ковыль всем млечным путем рассорен.

(степь.)

4.На деревьях птицы жили, листья с птицами дружили.

Был малиновке  брат круглый лист осинки.

5.Напирая носом и тесня бортами

Меряется судно силами со льдами.

Под кормою бьются льдины в пене белой ,

Ледяную стену судно одолело!

6. Под ветерком полынь трепещет,
Сверкает нитями, дрожит.
Седой ковыль, склоняясь нежно,
С Землей и Небом говорит.

То ль марсианский, то ли лунный -
Инопланетный здесь пейзаж.
Столы отрогов выплывают
Как удивительный мираж.

( пустыня, п/пустыня)

Привал.

Пора обедать .

Туристы найдут выход из любого положения. Помните сказку  о солдате, который сварил суп из топора? Развиваем творческие способности.

Задание . Написать стихотворение , взяв первые строки

«Сварим суп из топора … какой у вас «супец» получится?

Заслушиваем стихи( однажды  написали «Ода о топоре»

 

Теперь и чай можно заварить.  Растения необходимо знать, чтоб не отравится.

Раздаю пеналы от «Киндер-сюрприз» , так интереснее, чем открытки, гербарий или слайды.

Назвать ,какие лекарственные растения в пеналах.( выдаю каждой команде)

( лист березы, зверобой, шиповник, крапива, подорожник клевер…)- нюхают. Спорят, определяют

Жюри проверяет. Подсчитывает баллы.

Я выяснила, что  тему «Природные зоны России вы знаете».  

Помогите автору стихов установить соответствие (раздаются каждой группе стихотворение)

= Пингвины жители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

 Шоферы знают толк в малине.

Ребята ползают в трясине.

Ребята ползают в трясине.

Верблюды плавают на льдине.

Медведи возят груз в машине.

Неспешно ходит черепаха,

Колючий еж не знает страха,

За ним охотиться лисица.

Нет ни склада тут, ни лада…переставьте все как надо.

 Жюри проверяет .

Пора в обратный путь, но не забыли потушить костер, чтоб не было беды.

-Забывчивый охотник на привале, не разметал, не потушил костра.

Он в лес ушел, а  ветки догорали и медленно чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы и ожил потухающий костер

И сыпля искры , посреди поляны багровые лохмотья распростер,

Он всю траву с цветами вмести выжег, кусты спалил. В зеленый лес вошел..

По дороге тренируем , внимание!

Закодированное слово, например: фонтан-еда-яблоко=фея

  1. Сафари - тетерев-ехидна-пума (степь)
  2. Тигр-астра-йод-гевея-акация (тайга)
  3. Тень-утка-навес-дрозд (тундра)
  4.  сова - уж-бор-тайга-рокот-орел-поле-иволга-куропатка-ива (субтропики)
  5. почва-аромат-мох-пума-акация (пампа)
  6. гепард-ирис-лиана-ель-ягуар (гилея)

 Подвести  итог урока.

Отметить работу класса. Выставить оценки.

Д/З. пов. Номенклатуру

И помните! «Храните лес!

Чтоб эхо в нем гудело, чтоб в ручеек Аленушка глядела.»

 Литература :

Стихи  :

Виктор Батура «Первая встреча с Арктикой»

 Р.Я.Григорошвили (№6),

Б.Пастернак «Степь» (№ 3)

Е.Ф.Фейерабенд «Грибной дождь»  № 1,2, 4,

http://school-box.ru/geografiya/prezentazii/707-prezentaziya-po-geografii-prirodnie-zoni-zemli.html природные зоны готовая презентация

приложение №1 п.з.

  1.  определить между какими  широтами природная  расположена ( работа с атласом):

а.- зона тундры

б- степей

в.- тайги

  1. климатические данные ( можно предложить климатограммы), или по атласам  определить тип климата ( УК, муссонный и т.д. здесь взяты средние  по разным источникам),  уу меня по заданию –П.З.

а- ср. тем. янв.  25-35   ср. тем. +15- 20   осадки 400мм -600мм

б ср. тем янв. -   25        ср. тем.+8            осадки 200  -300мм  

в - ср. тем янв   -10        ср. тем.+17        осадки 500мм

г -ср. тем -янв.   - 8         ср. тем.+22           осадки  350 -400мм      

д - ср. тем янв.   - 28          ср. тем. 0        осадки 100-400мм

  1. почвы

а.- черноземы

б- бурые

в.- серые лесные

г.- подзолистые

д- дерново-подзолистые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природная зона степей

Презентация о приодной зоне степи...

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

природные зоны России: зона тундры 7 класс

природные зоны России: зона тундры 7 класс...

Природные зоны России. Лесные зоны России

Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам.Урок-игра по географии 6 класс по теме «Природные зоны Земли»...