Конспект дистанционного урока пот географии "Реки"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Колоколова Наталья Леонидовна

Дистанционный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx350.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Реки».

Страница 1.

Юный друг!

Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:

                            Течёт, течёт,  не вытечет,

       Бежит, бежит,  не выбежит.

       Что это?

     Зимой скрываюсь,

       Весной появляюсь,

       Летом веселюсь,

       Осеню спать ложусь.

Ты,  наверное,  догадался, что тема сегодняшнего урока « Реки». Сегодня мы поговорим о реках.

Рек на Земле очень много, только в России насчитывается более 200 тысяч рек и речушек. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности прекрасный живописный вид. Эта красота восхищала многих художников, писателей, поэтов на создание своих произведений. Например, знаменитый русский поэт Некрасов  посвятил вот таки строки реке Волга.

О, Волга!... колыбель моя,

Любил ли кто тебя,  как я?

А.П. Чехов  посвятил такие строки могучей сибирской реке Енисей.

« Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость…»

http://www.gosrf.ru/images/444/3/6577/234/65/34/1299071888_med.jpg

Рис.1 Река Волга.

http://cdn3.wi.gcs.trstatic.net/y0vXY7s8VDjjyQpkHbBpRRiaG8rwYsKIOx8UXXETukuiwNIwVTfzh4agqgTRqiNZDlDUzUHM7FS9aKQ9TgeIlg

Рис.2 Река Енисей.

Ты сегодня отправляешься в заочное путешествие по реке, а значит, тебе предстоит почувствовать себя настоящим юным гидрологом.

- А ты знаешь, кто такой гидролог?

Гидролог - специалист по изучению водной поверхности Земли, её свойств,  протекающих в ней процессов (круговорот воды в природе и пр.).

 Происходит это слово от греч. слов «hydor» – вода и «logos» – учение)

Гидрология – наука, изучающая воды Земли, их размещение и свойства.

Сегодня на уроке ты:

- узнаешь, что такое река,

- научишься находить на карте исток, русло, устье реки.

- узнаешь, что такое речная система, научишься определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.

- узнаешь, чем отличаются горные и равнинные реки.

- научишься описывать реку по плану.

Желаю удачи!

Страница 2.

Строение реки.

Внимательно, не отвлекаясь, посмотри видеофрагмент и выдели признаки реки.

Видео «Строение реки» http://www.youtube.com/watch?v=d28zVHG0dfY 

Река – это водный поток, который течет в выработанном им русле. Когда показывают реку на географической карте, то указку перемещают вдоль линии, обозначающей реку, - от истока к устью. Смотри «Дополнительный материал»( Дополнительный материал 1.docx)

Истоком называют начало реки. Это может быть родник, сток из озера, болота, из тающего ледники. У крупных рек иногда истоком считают слияние двух рек.

Место, где река падает в другую реку, озеро или море, называют устьем. Простые устья рек не разделяются на рукава. Сложные устья образуют дельту реки и эстуарии.

Задание 1.

Работа с картой атласа.

На физической карте  России найди реки и ответ запиши в тетрадь:

  1. берущие начало из:

-озера,

- подземного источника,

- горного ледника.

     2) впадающие в:

-озеро,

- море,

- другую реку.

Задание 2.

На контурной карте мира подпишите реки: Волга, Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Лена, Амур, Обь, Янзцы, Хуанхе.

Страница 3.

Бассейн и водораздел реки.

Каждая река имеет свой бассейн. Бассейн реки – это территория, с которой поверхностные  и подземные воды стекают в главную реку. Между двумя соседними бассейнами рек проходит линия водораздела. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, по другую – в другую. В горах водораздел совпадает с линией гребня хребта. А на равнине водораздел находится на плоских возвышенностях, поэтому определить его положение бывает сложнее. Притоки собирают воду в главную реку иногда с очень обширной местности. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется водосборным бассейном этой реки.

Самый большой речной бассейн мира у Амазонки, его площадь около 7 тыс. км. (чуть меньше, чем площадь материка Австралия).

http://img.otbet.ru/app/attachments/book_pdfs_images/000/004/410/4410-25.png

Рис. 3. Бассейн реки Амазонка

Задание 3.

Изучи физическую карту России и вставь пропущенные слова в текст.

Реки ______, (Лена) ______, (Обь)______(Енисей) в падают в моря Северного Ледовитого океана, поэтому они принадлежат к бассейну _____________ (Северного Ледовитого) океана. Река Амур впадает в море ____________ (Тихого) океана, поэтому принадлежит  к бассейну _______________ ( Тихого) океана. Река  Дон  впадает в море _______ (Атлантического) океана,  поэтому принадлежит  к бассейну _______________(Атлантического) океана.

Река _____ (Волга) впадает в Каспийское море-озеро, которое не имеет связи ни с одним океаном, поэтому она принадлежит к бассейну _______ (внутреннего ) стока.

Страница 4.

Равнинные и горные реки.

Послушай фрагменты шума реки и определи, чем они отличаются. Обсуди с учителем свой ответ.

  1. Равнинная река, 2 – Горная река).

Изучи тему учебника «Горные и равнинные реки» и выполни следующее задание.

Задание 4.

Перед тобой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Терек» и

Т. Лаврова «Щедрая, широкая, раздольная» . Прочитай их и напиши электронную тетрадь, чем отличаются горные и равнинные реки словами авторов.

«Терек»

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

"Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал".

«Щедрая, широкая, раздольная»

Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечет.

Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.

Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.

Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.

Задание 5.

 Смотри «Дополнительный материал» (файл дополнительный материал 2.docx)

Продолжи фразу:

  1. Участки русла  реки с бурным течением и выходами твердых пород называют _______ (Порогами).
  2. Крутой уступ, с которого вода реки падает вниз это ______ (водопад).

Страница 5.

Питание реки.

Как и все живые организмы, реки питаются.

Реки питаются дождевой водой, талыми водами снега и льда, подземными водами. Большинство рек имеют смешанное питание. От питания реки зависит изменение ее уровня воды.

Уровень воды в большинстве рек меняется в зависимости от времени года.

Изменение состояния реки в течение года называется режимом реки.

Половодье – это продолжительный подъем уровня воды в определенный сезон. В половодье вода выходит из русла и заливает пойму речной долины.

Паводок – это кратковременный подъем уровня воды в любой  сезон

Межень – низкий уровень воды в реке.

http://gorod44.info/media/uploads/statya/fl_20.jpg

Рис. 4 Половодье на реке Волга.

Задание 6.

 Тест.

  1.  Поток воды, текущей в углублении называемом руслом:

А. Родник  В. Озеро

Б. Река       Г. Водопад

  1. Как называется ежегодный подъем уровня реки весной

А) паводок

Б) половодье

В) режим

Г)питание

  1. Быстрый и кратковременный подъем уровня воды в реке, возникающий из-за обильных дождей или таяния снега или ледников называется:

А) половодьем

Б) порогом

В) меженью

Г) паводком

  1. Нижняя часть речной долины, которая регулярно заливается водой во время половодья, называется

А) руслом

Б) поймой

В) паводком

Г)порогом

  1.  Самый высокий водопад в мире:

А. Ниагарский     В. Игуасу

Б. Анхель              Г. Виктория 

Страница 6.

Практикум.

Найдите на Физической карте России  реку Волга и выполните задание в рабочей тетради.

Описание речной системы по плану:

  1. Название.
  2. На каком материке находится.
  3. В какой части света находится.
  4. Исток (где берёт начало).
  5. Устье (куда впадает).
  6. Вид устья (дельта или эстуарий).
  7. Направление течения.
  8. По каким формам рельефа протекает (определяется по цвету с помощью шкалы высот и глубин).
  9. Притоки.

Задание7.

Просмотри анимацию Речная система http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=rechnaya_sistema_2.swf 

Повторить материал урока тебе поможет презентация. В заключении урока реши кроссворд файл «кроссворд.docx».

И завершить наш урок хочу словами поэта Э. Огницвет

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода. 

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дистанционного урока физики в 7 классе и презентация по теме "Простые механизмы. Рычаг"

Данный материал предназначен для проведения дистанционного урока с помощью программы Скайп. Урок длится 20 минут. Материал включает план-конспект,  презентацию и номера карточек электронных образ...

Конспекты дистанционных уроков.

Дистанционные уроки. Использованы различные материалы:конспект урока, презентации, swf -файлы, тестовые задания...

План-конспект дистанционного урока по информатике 9 класса по теме:"Моделирование.Физические и информационные модели"

Тип урока: дистанционный урок изучения нового материала с применением  готовых ЭОР(видеоурок, презентации, тест)...

План-конспект дистанционного урока ТЕМА: ГОСУДАРСТВО НА БЕРЕГАХ НИЛА

Расширить знания учеников о  Египре( местоположении страны, особенностях природных условий, роли Нила в жизни египтян, об образовании единого государства)...

Конспект дистанционного урока по алгебре

Конспект дистанционного урока по алгебре в 7 классе....

План-конспект дистанционного урока в 6 классе по УМК Афанасьева О.В.- Михеева И.В. “Rainbow English”

Тема урока: VISITING  BRITAIN. (Посещение Британии.)Цель:   развитие монологического умения, совершенствование фонетических навыков, развитие языковой компетенции учащихся....

План-конспект дистанционного урока

Конспект дистанционного урока...