Тема: Река Кубань – главная водная артерия Краснодарского края
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Цель. Расширить и углубить знания о водах суши - реках. Сформировать у учащихся представление о Кубани, познакомить с её особенностями и значением для нашего края.

Задачи.

Обучающая: обобщить знания учащихся об особенностях главной реки своей местности.

Развивающая: создать условия для  развития умения сравнивать, систематизировать; развивать  познавательный интерес в процессе самостоятельного приобретения новых знаний при работе с разными источниками; формировать  коммуникативные навыки.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного  края; прививать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Река Кубань – главная водная артерия Краснодарского края.

Цель. Расширить и углубить знания о водах суши - реках. Сформировать у учащихся представление о Кубани, познакомить с её особенностями и значением для нашего края.

Задачи.

Обучающая: обобщить знания учащихся об особенностях главной реки своей местности. 

Развивающая: создать условия для  развития умения сравнивать, систематизировать; развивать  познавательный интерес в процессе самостоятельного приобретения новых знаний при работе с разными источниками; формировать  коммуникативные навыки.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного  края; прививать любовь к родному краю.

Учебное оборудование. 1. Учебник. География. Землеведение. 6 класс.  Автор: Дронов В. П., Савельева Л. Е.  Издательство: Дрофа, 2011, физическая карта Краснодарского края, контурная карта Краснодарского края.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный урок – учебное занятие по закреплению знаний, поисково-исследовательский, с практико-ориентированными заданиями. Формы организации познавательной деятельности: опережающее домашнее задание (особенности географического положения реки Кубань, города расположенные на реке Кубань). 

План урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Цели и задачи урока.

Актуализация знаний.

III.     Изучение нового материала.

IV.      Контроль усвоения знаний. Практическая работа.

V.     Домашнее задание.  

 I. Ход урока.

Организационный  момент.

  1. Цель и задачи урока.  Вхождение в тему: постановка целей и задач урока. 

Учитель. Ребята, на прошлом уроке, мы с вами узнали о реках, её частях, режиме, питании. Также вы получили задание познавательного характера. Итак,  вспомним,  о чём мы узнали на прошлом уроке.

 Актуализация знаний. (слайд3) (фронтальный опрос по теме: «Река и её части»)

Вопросы классу:

  1. Что такое река? (ответы учащихся)
  2. Что такое: русло, исток, устье. (ответы учащихся)
  3. Что такое: дельта, режим, питание, бассейн реки. (ответы учащихся)

II.  Изучение нового материала. 

Вопрос классу: Ребята, мы живем с вами в Краснодарском крае, как вы думаете,  почему наш прекрасный край называют Кубань? (ответы учащихся)

Покажите на карте реку Кубань.

Учитель. (слайд 4) Кубань (Къвбин, Кобан, Кубан, Губань и т. д.) — одно из около трёхсот названий этой реки. Существуют предположения, что название происходило из карачаево-балкарского поднимающаяся, разливающаяся, из древнетюркского означающего «река» или «поток», от половецкого Куман. По некоторым данным название реки Кубань произошло от древнегреческого Гопанис (Гипанис): «конская река», в смысле «буйная, сильная река». Адыгеское название Псыж означает «древняя река», или «мать-река».

Река Кубань – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа.

Вопрос классу: Что считается началом реки? (слайд 5)                          

 Какова протяженность реки? (ответы учащихся)

Учитель.  Более 700 км (среднее и нижнее течение) находятся в пределах Краснодарского края.

Кубань является типично горной рекой с отвесными склонами, порогами, водопадами, ущельями. В верховье Кубань неглубока, в среднем и нижнем течении глубина её значительна, берега низкие. У хутора Тиховского Кубань разделяется на два больших рукава: Кубань и Протоку. Кубань впадает в Азовское море близ Темрюка. Река Протока проходит около Славянска-на-Кубани и впадает в Азовское море у поселка Ачуево.

Глубина реки в некоторых местах достигает 10 м, но много и мелководных участков, которые затрудняют судоходство. Питается река атмосферными осадками, подземными водами и ледниками. Кубань имеет притоки, все они стекают с северных склонов Большого Кавказа, у реки более 14000 притоков. Более 10000 из них протекают по территории края. Прежде чем попасть в море, река делится на многочисленные рукава (сформировавшееся отдельное русло реки со всеми свойственными речному руслу особенностями морфологического строения), ерики (протока, соединяющего реку или отдельные рукава с пойменным озером или пойменные озёра друг с другом), протоки (второстепенные рукава), образуя плавни(длительно затапливаемые поймы рек и озёр, и дельты, покрытые зарослями кустарника, тростника, рогоза или осоки), лиманы (мелководный залив при впадении реки в море), озера.

Запись в географический словарь: рукав, ерик, плавни, протока.

Вопрос классу: А всегда ли Кубань впадала в Азовское море? (ответы учащихся)

Учитель. В бассейне реки Кубань обитает более 106 видов рыб, характерных только для нашего  региона.

Вопрос классу: Какие виды знаете вы? Назовите. (слайд 6 ) (ответы учащихся)

        Учитель. ( слайд 7,8) На Кубани много водоплавающих: бакланы, дикие гуси и утки, пеликаны, лебеди, серая цапля, выпь, множество мелких птичек, а также хищные птицы, например, сокол сапсан. За птицами охотятся лисицы и дикие коты. В глухих плавнях можно встретить ондатру, встречаются дикие кабаны.

        Вопрос классу: Ребята, на реке Кубань расположено, крупнейшее на Северном Кавказе, искусственное водохранилище. Какое? Как вы думаете, какое значение оно имеет? (слайд 9) (ответы учащихся)

        Учитель. ( слайд 10)           Река — одно из самых удивительных, привлекательных и необходимых людям творений природы. Почти все поселения возникали на берегах рек, реки давали воду, соединяли людей, служа путями сообщения. Издавна люди селились по берегам рек и озер - именно они становились именами их малой родины.

Вопрос классу: Какие города расположены на реке Кубань, в пределах Краснодарского края? (слайды 11-17) (ответы учащихся)

  1. Контроль усвоения знаний. Практическая работа. (слайд 18)

Работа в контурных картах Краснодарского края – подписать города расположенные на реке Кубань в пределах края.

  1. Домашнее задание. Подготовить сообщение по теме: «Притоки реки Кубань» (по выбору) (слайд 18)
  2. Рефлексия. (слайд 19)
  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке? (ответы учащихся)
  2. Что было самым интересным? (ответы учащихся)
  3. С кем вы хотели бы поделиться своими знаниями? (ответы учащихся)
  4. Как вы думаете есть ли экологические проблемы на реке Кубань?
  5. Что вы можете сказать о особенностях реки Кубань? (ответы учащихся)

Выставление оценок за урок.

Использованная литература:

  1. Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. География Краснодарского края. ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2003.
  2. Краснодар, 2005.
  3. Информационно-методический журнал «Педагогический вестник Кубани»
  4. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края: Перспективы образования, 2006.  
  5.   Иллюстрации google.ru по запросу: «река Кубань».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель

Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...

Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе

Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...

"Водные ресурсы Краснодарского края: охрана и их испоьзование на примере Абинского района"

Научно - исследовательский проект ученицы 10б кл.Водовской Ольги. Данные из проекта можно использовать на уроках географии и кубановедения. Проект был представлен на VIII всероссийской конференции "На...

Кубань. Краснодарский край

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа № 15 с. Коноково муниципального образования Успенский район...

Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»

Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»...

Презентация к уроку "Водные ресурсы Краснодарского края. Охрана вод. "

Презентация к уроку обобщения и повторения уже изученного материала в теме "Внутренние воды Краснодарского края"....