«Разнообразие горных пород», 5 класс.
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Макарова Наталья Семеновна

Сегодня на уроке мы  продолжаем знакомство с верхней твердой оболочкой земли - литосферой. На прошлом уроке мы узнали о внутреннем строении Земли, и частично познакомились с горными породами и минералами. Сегодня мы будем работать в группах. По результатам своей работы и активности на уроке,  вы получите оценки. Прежде чем перейти к изучению  новой темы, давайте вспомним ключевые моменты прошлого урока.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_raznoobrazie_gornykh_porod.rar77.09 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.:                         Макарова Н.С.

Место работы:         ГБОУ СОШ с.Владимировка

Должность:                учитель

Предмет:                  география

Класс:                             5

Дата:                           10.02.2015г.

Базовый учебник:        В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География.  Землеведение.

Разработка урока по теме:

«Разнообразие горных пород», 5 класс.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, практическая работа)

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный.

Форма организационной деятельности: индивидуально-групповая.

Цель урока:

  1. сформировать представления о разнообразии горных пород, развить  умение определять и описывать горные породы;
  2. сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные», «магматические», «метаморфические» горные породы.
  3.   развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы;

Задачи:

обучающие: определять названия, описывать и распределять полезные ископаемые по группам

развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с наглядными пособиями с коллекциями горных пород и минералов

воспитательные: продолжить формирование культуры общения в группах,  экологической грамотности.

  • Требования к подготовке учащихся

- называть и показывать горные породы;

- определять распространенные горные породы;

- приводить примеры горных пород разного происхождения, описывать различия между породами разного происхождения.

  • Основные термины и понятия: минералы, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические);  магма; круговорот горных пород; полезные ископаемые.

Планируемые результаты:

Личностные: умение самостоятельно определять тип и название минералов из предложенных коллекций

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение пользоваться необходимыми знаниями, применять их в дальнейшем на уроках физики, химии

Предметные: знать и понимать  понятия минералы, горные породы, полезные ископаемые. Применять эти знания и умения на практике.

Универсальные учебные действия:

Личностные: работать с коллекциями полезных ископаемых, определять тип минералов и их происхождение, работать с карточками – определителями.

Регулятивные: планировать свою деятельность, распределять время для проведения той или иной работы, отвечать на вопросы, делать необходимые записи в тетради.

Познавательные: уметь по описанию определять названия минералов, описывать их, называть их хозяйственное значение и использование.

Коммуникативные: помогать тем ребятам, кто не совсем понял тему  или неправильно выполняет задания, не отказываться от помощи товарищей при затруднении в выполнении работы. Уметь корректно и грамотно оценивать свою работу и своих одноклассников.

  • Материалы к занятию

Демонстрационный материал: набор горных пород, раздаточный материал.

Техническое оборудование: медиопроектор, презентация «Разнообразие горных пород».

Используемые материалы: учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012., рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности 

Сегодня на уроке мы  продолжаем знакомство с верхней твердой оболочкой земли - литосферой. На прошлом уроке мы узнали о внутреннем строении Земли, и частично познакомились с горными породами и минералами. Сегодня мы будем работать в группах. По результатам своей работы и активности на уроке,  вы получите оценки. Прежде чем перейти к изучению  новой темы, давайте вспомним ключевые моменты прошлого урока.  

2. Актуализация опорных знаний

У меня на экране показан рисунок. Что вы можете мне рассказать,  рассматривая этот рисунок?

(Внутренне строение земли. Земля состоит из твёрдого внутреннего ядра, расплавленного внешнего ядра, нижней и верхней мантии и земной коры)

Вспомните, что мы называем горной породой и минералом?

Минералы - это природные вещества преимущественно кристаллического строения с разным составом, свойствами и внешними признаками.

Горные породы – это природное тело, слагающее земную кору и состоящее из одного или нескольких минералов. 

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Любуюсь камнями, думаешь: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и загадка. И не все тайны  раскрыты и разгаданы.

Сегодня на  уроке мы попытаемся разгадать некоторые тайны камней.

Земная кора состоит из разнообразных горных пород. Какие горные породы вы можете назвать?(гранит, глина, уголь, торф, песок, полевой шпат)

3.Основная часть урока

Молодцы!!! Значит тема нашего урока, какая? Правильно, горные породы и их происхождение.

Какова будет цель нашей деятельности?

Узнать, какие бывают по происхождению горные породы

Горные породы  слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы  знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

Горные породы по происхождению делятся  на 3 группы: магматические, метаморфические, осадочные.

Давайте рассмотрим  особенности горных пород.

Для этого мы поделились на три группы, каждая из которой получает задание, которое выполним с помощью учебника.

  • 1 этап работы в группах

У каждой группы будет свое задание,  по мере их выполнения, мы будем заполнять схему, которая находится перед каждым из вас.

Задания первой группе:

Как образуются магматические горные породы? На  какие группы делятся?  Приведите примеры.

Задания второй группе:

Как образуются осадочные горные породы? На  какие группы делятся? Приведите примеры.

Задания третьей группе:

Как образуются метаморфические горные породы? Приведите примеры превращений?

Теперь мы знаем особенности различия и образования горных пород. Давайте перейдем к следующему этапу.

  • 2 этап работы в группах

Итак,  перед каждым из вас на столах лежат горные породы. Давайте рассмотрим и  распределим их по группам, и дополним нашу схему.

Задания у каждой группы на столе, прочитайте их внимательно возьмите каждый себе схему и приступайте к работе.

Задания для групп:

1. Рассмотрите коллекцию горных пород.

2.  Используя текст учебника, найдите, к какой группе по происхождению они принадлежат. Примеры горных пород.

3. Занесите результаты исследования в таблицу.

(Схема №1)

Эталон

  • А какими горными породами богат  Самарский край?

Об этом нам сейчас расскажет Елистратова Ксения, она подготовила нам сообщение на эту тему.

На протяжении геологической истории Земли территория нашей области неоднократно и на тысячи лет заливалась морскими водами. Моря то наступали, то отступали. На дне этих морей, в результате жизнедеятельности морских животных и микроорганизмов, образовалось большинство полезных ископаемых.

В недрах области  имеются промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа. Основным ресурсом недр области является нефть, газ.

Сегодня объемы нефтедобычи составляют порядка 11 млн. т. Ежегодно. Нефть широко используется в хозяйстве как моторное топливо, а также в производстве пластмасс, синтетического каучука и многого другого. Область богата и твердыми горючими полезными ископаемыми. Горючие сланцы представляют собой известняковую или глинистую горную породу. В недрах нашей области имеются значительные запасы самородной серы, известные с давних пор. В Самарской области 16 месторождений известняка. Самый большой карьер Самарской области – Богатырский. Полезные ископаемые – это народное богатство, источник обеспечения хозяйства топливом и сырьем.

 Как вы видите, Самарская область очень богата полезными ископаемыми.

Кто может, ответить какое происхождение, имеют горные породы Самарской области? (Имеют осадочное происхождение)

  • Первичное закрепление материала

А теперь мы с вами попробуем отгадать загадки на новую тему и, определить, что это за горная порода, и куда вы отнесёте её  к  магматическим осадочным, или метаморфическим.

Загадки.

  • Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги, а сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина это осадочная обломочная ГП)
  • Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть это осадочная органическая ГП)
  • Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль это осадочная химическая ГП)
  • Белый, как сахар, но не сладкий. Пока руки им не испачкаешь, ума - разума, не наберешься. (Мел это осадочная органическая ГП)
  • Росли на болоте растения - стали топливом и удобрением. (Торф это осадочная органическая ГП)  
  • Порода горного царства из шпата, слюды и кварца? (Гранит это магматическая ГП).
  • Почему пишет карандаш? Из какой породы сделан его стержень? (Графит это метаморфическая ГП).
  • Из какой этой горной породы врач накладывает повязку на сломанную руку? (Гипс это осадочная химическая ГП).

  • Физминутка

Отдохнули немного можно продолжить урок.

  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У вас на столе лежит карточка № 2 и дан перечень горных пород (каменный уголь, пемза, поваренная соль, гранит,  галька, гнейс). Используя эталон, соотнесите  стрелками горные породы и их происхождение. Затем проведем самопроверку и оценим  свою работу согласно оценочным критериям на слайде.

Магматические излившиеся

Гранит

Магматические глубинные

Каменный уголь

Осадочные органические

Пемза

Осадочные обломочные

Гнейс

Осадочные химические

Галька

Метаморфические

Поваренная соль

Самопроверка:

«5» -  1 ошибка;                 «3» - 3 ошибки;  

 «4» – 2 ошибки;                «2» – 4 и более ошибок.

4. Подведение итогов урока

Сейчас мы подведем итог урока и ещё раз проверим свои знания полученные на уроке.

Перед вами таблица деления горных пород на группы по условиям образования. В ней допущены ошибки, найдите их и зачеркните лишнее:

Магмати-ческие глубинные

Магмати-ческие излившиеся

Осадочные обломочные и глинистые

Осадочные химические

Осадочные органические

Метамор-фические

гранит

мрамор

базальт

андезит

глина

песок

пемза

поваренная соль

гипс

известняк

калийная соль

мел

ракушечник

гранит

гнейс

песчаник

кварцит

известняк

Самопроверка:

«5» -  1 ошибка;                 «3» - 3 ошибки;  

 «4» – 2 ошибки;                «2» – 4 и более ошибок.

  • Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает дополнить предложения и сформулировать результаты своей деятельности на уроке. (А теперь давайте оценим нашу  с вами совместную работу и заполним лист отзыва о проведенном уроке.  Они лежит у каждого  из вас  на парте )

Отзывы о проведенном уроке: «Разнообразие горных пород»

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

Было ли интересно?

Были ли вы активны?

Сумели ли вы показать свои знания?

Оцените свою работу по 5 бальной шкале.

Выставление отметок.

        

А теперь оцените наш урок,   на экране изображён светофор прочитайте внимательно, что означает каждый цвет. Сделайте свой выбор,  возьмите стикер  соответствующего цвета и наклейте  на наш светофор.

  • Домашняя работа:
  • § 21
  • Составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;
  • Индивидуальное задание. Написать сочинение – размышление «Зачем человеку камни?».

Приложение

Горные породы

Гранит

Происхождение: Магматическая горная порода

Образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии. Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы. Рассматривая гранит, мы видим, что он состоит из крупных кристаллов, достаточно твёрдая горная порода.

Примеры: габбро.

Базальт

 Происхождение: Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся. Их остывание происходит быстро, кристаллы образуются мелкие, не такие твердые, либо вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы.       Примеры: пемза, обсидиан

Известняк

Происхождение:  Органические (образуются из разложившихся остатков растений и животных) Рассматривая разные виды известняка мы увидели, что он состоит из мелких ракушек.

Примеры: торф,  мел, каменный уголь.

Гипс

Происхождение: химическое (оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов)

Примеры: поваренная и калийная соли

Глина.

Происхождение: Обломочные (образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур) – Примеры: галька, гравий, валуны, песок, глина.

Мрамор.

Происхождение: Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли на протяжении длительного времени – сотен и миллионов лет (метаморфоз в переводе с греческого – превращение). Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов.

Пример:  гнейс, алмаз, глинистый сланец, кварцит.

Каждая группа даёт отчёт о полученном результате. Проговаривая вслух полученный результат.

Вы теперь можете ответить на вопрос, какие бывают горные породы по происхождению?

Да можем. Они бывают магматические осадочные метаморфические.

Все ли осадочные породы образуются одинаково (Нет, есть горные породы, которые образуются из останков живых организмов – это органические;

 оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов  - это химические; образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур – это обломочные)

Могут ли одни горные породы превращаются в другие?

Да могут, например метаморфические и обломочные.

 Магматические разрушаются – образуются осадочные обломочные, они в свою очередь могут превратиться и в метаморфические.

Например: из гранита образуется гнейс, из известняка – мрамор, из каменного угля – алмаз, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

Карточка № 2

Соотнесите горные породы с группами

Магматические излившиеся

Пемза

Магматические глубинные

Гранит

Осадочные органические

Каменный уголь

Осадочные обломочные

Галька

Осадочные химические

Поваренная соль

Метаморфические

Гнейс

Отзывы о проведенном уроке: «Разнообразие горных пород»

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Было ли интересно?

- Были ли вы активны?

- Сумели ли вы показать свои знания?

Оцените свою работу по 5 бальной шкале.

Выставление отметок.

Отзывы о проведенном уроке: «Разнообразие горных пород»

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Было ли интересно?

- Были ли вы активны?

- Сумели ли вы показать свои знания?

Оцените свою работу по 5 бальной шкале.

Выставление отметок.

Отзывы о проведенном уроке: «Разнообразие горных пород»

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Было ли интересно?

- Были ли вы активны?

- Сумели ли вы показать свои знания?

Оцените свою работу по 5 бальной шкале.

Выставление отметок.

Задания первой группе:

Как образуются магматические горные породы? На  какие группы делятся?  Приведите примеры.

Задания второй группе:

Как образуются осадочные горные породы? На  какие группы делятся? Приведите примеры.

Задания третьей группе:

Как образуются метаморфические горные породы? Приведите примеры превращений?

Задания для групп №1:

1. Рассмотрите коллекцию горных пород.

2.  Используя текст учебника, найдите, к какой группе по происхождению они принадлежат. Примеры горных пород.

3. Занесите результаты исследования в таблицу.

Задания для групп №1:

1. Рассмотрите коллекцию горных пород.

2.  Используя текст учебника, найдите, к какой группе по происхождению они принадлежат. Примеры горных пород.

3. Занесите результаты исследования в таблицу.

Задания для групп №1:

1. Рассмотрите коллекцию горных пород.

2.  Используя текст учебника, найдите, к какой группе по происхождению они принадлежат. Примеры горных пород.

3. Занесите результаты исследования в таблицу.

 Карточка № 2  дан перечень горных пород (каменный уголь, пемза, поваренная соль, гранит,  галька, гнейс).  Соотнесите  стрелками горные породы и их происхождение.

Используя эталон, на экране проверти, и оцените свою работу.

Магматические излившиеся

Гранит

Магматические глубинные

Каменный уголь

Осадочные органические

Пемза

Осадочные обломочные

Гнейс

Осадочные химические

Галька

Метаморфические

Поваренная соль

 Карточка № 2  дан перечень горных пород (каменный уголь, пемза, поваренная соль, гранит,  галька, гнейс).  Соотнесите  стрелками горные породы и их происхождение.

Используя эталон, на экране проверти, и оцените свою работу.

Магматические излившиеся

Гранит

Магматические глубинные

Каменный уголь

Осадочные органические

Пемза

Осадочные обломочные

Гнейс

Осадочные химические

Галька

Метаморфические

Поваренная соль


Карточка №3

Перед вами таблица деления горных пород на три группы по условиям образования. В ней допущены ошибки, найдите их и зачеркните лишнее.

Используя эталон, на экране проверти, и оцените свою работу.

Магмати-ческие глубинные

Магмати-ческие излившиеся

Осадочные обломочные и глинистые

Осадочные химические

Осадочные органичес-кие

Метамор-фические

гранит

мрамор

базальт

андезит

глина

песок

пемза

поваренная соль

гипс

известняк

калийная соль

мел

ракушечник

гранит

гнейс

песчаник

кварцит

известняк

Карточка №3

Перед вами таблица деления горных пород на три группы по условиям образования. В ней допущены ошибки, найдите их и зачеркните лишнее.

Используя эталон, на экране проверти, и оцените свою работу.

Магмати-ческие глубинные

Магмати-ческие излившиеся

Осадочные обломочные и глинистые

Осадочные химические

Осадочные органичес-кие

Метамор-фические

гранит

мрамор

базальт

андезит

глина

песок

пемза

поваренная соль

гипс

известняк

калийная соль

мел

ракушечник

гранит

гнейс

песчаник

кварцит

известняк


(Схема №1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: географии. Землеведение. 5 класс. (ФГОС) Тема урока: Разнообразие горных пород.

 Тема урока: Разнообразие горных пород.Тип урока: открытие новых знаний ( деятельностный метод обучения)Основные цели: сформировать знания о разнообразии  горных породах и их происхождении;продолжить ...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "

Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...

«Разнообразие горных пород», 5 класс.

Сегодня на уроке мы  продолжаем знакомство с верхней твердой оболочкой земли - литосферой. На прошлом уроке мы узнали о внутреннем строении Земли, и частично познакомились с горными породами и ми...

Урок 5 класс "Разнообразие горных пород"

Технологическая карта урока с презентацией....

Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».

Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...

Практическая работа по теме «Разнообразие горных пород. Применение горных пород в хозяйственной деятельности человека».

Практическая работа на тему "Разнообразие горных пород. Применение горных пород в хозяйственной деятельности человека" актуальна на уроках географии 6 класса по теме "Литосфера Земли&qu...