Урок 5 класс "Разнообразие горных пород"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Чушева Светлана Николаевна

Технологическая карта урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_gornyh_porod.doc84 КБ
Office presentation icon raznoobrazie_gornyh_porod.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Разнообразие горных пород.

Тип урока: урок усвоения новых  знаний.

Цель: способствовать формированию представлений о происхождении и разнообразии горных пород, создавать условия для формирования умений определять свойства горных пород разных по происхождению, способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Необходимое оборудование: персональный компьютер учителя,  «Коллекция горных пород и минералов», презентация.

Этапы урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты (УУД)

Название используемых ЭОР, гиперссылка,

приложения

Организационный момент

Подготовка к уроку

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, выдает атласы.

Проверяют готовность рабочего места.

Личностные: умение организовать свое рабочее место.

Актуализация опорных знаний

Проверяет подготовку домашнего задания

Наша планета – это сложное неоднородное космическое  тело, в котором выделяются различные оболочки.

Предлагает ответить на вопросы

Назовите,  известные вам оболочки Земли.

Выбрать из списка горные породы.

Отвечают на вопросы, дополняют.

Фронтальная работа 

Групповая работа

Коммуникативные: корректно и аргументированно отстаивают свою точку зрения; учатся критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Регулятивные: наблюдают и анализируют собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся;

Приложение 1,

Слайд 1

Мотивация учебной деятельности

Вызвать интерес к изучению новой темы, определение темы и задач урока.

.

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

Обсуждают тему урока, пытаются самостоятельно сформулировать цель и задачи урока

Фронтальная работа 

Затем обсуждают тему урока

 

Коммуникативные: ученики слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания, учатся принимать позицию собеседника, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы;

Регулятивные: ученики учатся формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

Слайд презентации 3,4,5,6  –памятники архитектуры, геологический памятник

Слайд 7 – тема урока

Создание проблемной ситуации

Развитие мыслительной активности, вовлечение в исследовательскую работу

Создает  для учеников проблемную ситуацию.

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Определить: Подумайте, почему земная кора сложена разными горными породами?

Вступают в диалог, проговаривают  свои мысли, рассуждают.

Коммуникативные: вступают  в диалог, проговаривают и осознают проблему и ее причины, вступают в сотрудничество друг с другом.

Предлагает разложить горные породы, которые имеются на партах на группы

Предлагаемая учителем задача вызывает затруднения. И ученики делают вывод о том, что им недостаточно знаний для того, чтобы выполнить поставленную задачу, т.к. они не знают по какому принципу можно разложить  горные породы.

Целеполагание

Формировать умения учащихся управлять своей образовательной деятельностью

Предлагает сформулировать цель урока.

Осознают цели предстоящей деятельности: выяснить по какому принципу можно разделять все горные породы

Познавательные, регулятивные: узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод, осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний,

осознают цели предстоящей деятельности

«Открытие» нового знания

Знакомство учащихся с причинами разнообразия горных пород.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы для каждой группы:

Какие горные породы называют магматическими?

Какие горные породы называют осадочными?

Какие горные породы называют метаморфическими?

Работают с текстом учебника, обсуждают в группах  варианты решения поставленной задачи.

Познавательные: умение обосновывать выбор общего решения или несогласия с мнением других, умение вести самостоятельный поиск информации, анализировать ее Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других.

Регулятивные: сравнивают горные породы, предложенные для работы в группе. Выполняют исследование, выявляют причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работа в группе,  определяют возможные роли в совместной деятельности: строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Приложение 2

Подводит к выводу.

Формулируют вывод о том, что все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, как они образовались

Применение нового знания.

Закрепление изученного материала

Формулирует задания для учеников  по алгоритму, корректирует их работу.

1.Рассмотрим горную породу, прочитаем, как она называется

2.Найдём в учебнике, к какой по происхождению горной породе она принадлежит.

3.Заполним  ячейку таблицы.  

5.Реализация построенного проекта

Выполняют задание по определенному алгоритму.

Личностные: умение самостоятельно определять тип и название минералов из предложенных коллекций

Познавательные: выполняют практикум  при помощи учебника,  по плану; представляют результат работы.

Регулятивные: определяют необходимые действия  в соответствии с учебной и познавательной задачей, выполняют проект; наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе  совместной деятельности;

 формулируют ответ, применяя полученные знания, описывают свой опыт, оформляют его для передачи другим людям.

Коммуникативные: учатся работать в группе, организуют сотрудничество, корректно и аргументированно отстаивают свою точку зрения; учатся критически относиться к своему мнению.

Представление проекта

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

-С какими горными породами вы познакомились?

-Что отличает горные породы осадочного и магматического происхождения?

-Как образовались горные породы метаморфического происхождения.

Записать на листах и сдать учителю название горной породы если:

Алмаз. (Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке).

Гранит . (Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно).

Мел. (Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь)

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Регулятивные: анализируют результаты работы, ставят цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; оценивают свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; учатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

 Домашнее задание

Закрепление изученного на уроке материала.

Объясняет домашнее задание

Параграф 21

Индивидуальные задания  кроссворд или ребус по горным породам.

Индивидуальное задание  создать презентацию о горных породах нашей местности.

Записывают домашнее задание в дневник.  

Приложение 1.

Проверяет подготовку учеников к уроку

На экране рисунок. Что вы можете мне рассказать,  рассматривая его?

(Внутренне строение Земли. Земля состоит из твёрдого внутреннего ядра, расплавленного внешнего ядра, нижней и верхней мантии и земной коры)

Вспомните, что мы называем горной породой и минералом?

Минералы - это природные вещества преимущественно кристаллического строения с разным составом, свойствами и внешними признаками.

Горные породы – это природное тело, слагающее земную кору и состоящее из одного или нескольких минералов. 

Перед вами на экране названия  различных веществ и тел.

Выберите из них только те, которые обозначают горные породы. Предлагаю посовещаться и высказать мнение. Время на размышление 1 минута.

1.каменная соль

  1. базальт
  2. глина
  3. кирпич
  4. стекло
  5. глинистый сланец
  6. песок
  7. бетон
  8. каменный уголь
  9. пластмасса
  10. гранит
  11. мел
  12. слюда
  13. кварцит
  14. кварц

16.полевой шпат

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Любуюсь камнями, думаешь: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и загадка. И не все тайны  раскрыты и разгаданы.

Сегодня на  уроке мы попытаемся разгадать некоторые тайны камней.

Учитель демонстрирует из презентации  3,4, 5, 6 слайды. При просмотре фотографий слайдов предлагает определить, что общего, между изображенными объектами, а чем они отличаются.

Примерные ответы: то, из чего они созданы – горные породы, отличает то, что одни созданы человеком, а другие природой, созданы из разных горных пород, минералов.

Приложение 2.  Работа в группах.

1 группа.   Магматические горные  породы глубинные.

Образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии. Если излияние магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы. Рассматривая гранит мы видим, что он состоит из крупных кристаллов, достаточно твёрдая горная порода. Пример: гранит, базальт.

2 группа.  Магматические излившиеся.

 Если происходит излияние на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся. Их остывание происходит быстро, кристаллы образуются мелкие, не такие твердые, либо вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы, Пример: пемза

3 группа.  Органические.

 Органические (образуются из разложившихся остатков растений и животных) Рассматривая разные виды известняка мы увидели, что он состоит из мелких ракушек. Пример: известняк, уголь.

4 группа. Химические.

Происхождение: химическое (оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов). Примеры: поваренная и калийная соли

5 группа. Обломочные.

 Обломочные (образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур) – Примеры: галька, гравий, валуны, песок, глина.

6 группа. Метаморфические.

 Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли на протяжении длительного времени – сотен и миллионов лет (метаморфоз в переводе с греческого– превращение). Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Пример: гнейс, алмаз, глинистый сланец, кварцит, песчаник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокам"Разнообразие горных пород"

Урок географии в 6 классе о разных видах горных пород  по происхождению....

Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация

Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...

Разработка урока географии Горные породы и минералы

Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...

Презентация урока "Выветривание горных пород"

Презентация урока географии в 6 классе...

Урок-проект Горные породы и минералы.

Урок географии  6 класс Технология – метод проектов (учебный проект)Раздел: ЛитосфераТема урока: Горные породы и минералы. Использование в хозяйственной деятельности людей...

Урок: географии. Землеведение. 5 класс. (ФГОС) Тема урока: Разнообразие горных пород.

 Тема урока: Разнообразие горных пород.Тип урока: открытие новых знаний ( деятельностный метод обучения)Основные цели: сформировать знания о разнообразии  горных породах и их происхождении;продолжить ...

Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».

Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...