Проектная деятельность как способ формирования научно-исследовательских навыков одаренных детей в процессе изучения географии.
статья по географии на тему

Cеребренникова Cветлана Викторовна

Педагогический опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           С.В.Серебренникова

                                                                            Учитель географии МОУ СОШ№154

  Проектная деятельность  как способ формирования научно-исследовательских                  

                      навыков одаренных детей в процессе изучения географии.

                                                                                                               

         Современные    социально-экономические     преобразования     Российского общества выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих,   способных   нестандартно   решать   поставленные   задачи   и   на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Ученика,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями  в том или ином виде деятельности можно назвать одаренным.     При выявлении таких детей встает  проблема чему   и   как   их   учить,   как   способствовать   их   оптимальному развитию, ведь обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям.  Решению этой проблемы способствует компетентностный подход в образовании, в том числе и географическом. География как наука сегодня характеризуется усилением интегративных процессов её научных направлений, масштабностью географических исследований и своевременностью использования данных в решении проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях. Именно география, изучая пространственные аспекты территориальной организации общества, его изменения во времени, предлагает пути решения многих проблем жизни общества. Главная цель географического образования сегодня это формирование и развитие познавательных и практических умений учащихся как основы ключевых компетенций. Для реализации этой цели в своей работе, я опираюсь на различные методы и формы личностно-ориентированного подхода, направленного на развитие личности любого обучаемого как активного субъекта учебной деятельности, однако особого подхода требуют одаренные дети.

          Уже на начальном этапе обучения географии все учащиеся могут овладеть умениями и способами деятельности - выделять, описывать и объяснять, приводить примеры, составлять географическую характеристику и т.д. На этом этапе обучения, как правило, выявляются учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, умение анализировать собранные данные. С такими детьми осуществляется дальнейшее «сопровождение» по предмету, с целью поддержания интереса и развития навыков научно-исследовательской деятельности.     В 7-8 классах на практических занятиях и во внеурочной работе по предмету учащиеся овладевают умением пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, «класть» её на карту, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды. В этот период для одаренных детей начинается работа над индивидуальными и групповыми проектами, представляющими собой научное исследование в определенном направлении с целью дальнейшего публичного представления полученных результатов.    В основе  системы  проектного   обучения  лежит  творческое  усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть  проектирования.  Продукт  проектирования - учебный  проект,  в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает  возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении. Например учащиеся 7 класса поставили себе задачу доказать что Канада - северная страна и собрали все возможные доказательства выдвинутой гипотезы, оформив их в виде компьютерной презентации. Подобный опыт школьников способствует их развитию через самостоятельно спланированную и интересующую их деятельность.

          В старших классах для дальнейшего развития ключевых компетенций учащихся так же используется метод учебного проектирования. Проекты, как правило, групповые, что способствует формированию не только «предметных» компетенций, но и коммуникативных. Работа над проектом всегда предполагает целенаправленное использование определенной совокупности учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную задачу. В нашей школе для развития научно-исследовательской деятельности одаренных детей есть элективный курс «Методология исследования». Данный курс выступает как одна из форм организации образовательного процесса и  представляет    собой    систему    учебных    занятий,    содержание    которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания  в интересующих их областях знаний. Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. На втором, педагог вместе с учащимися разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель которых - познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. И, наконец,  собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Следующий этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На завершающем этапе проводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов. Посещающие данный курс учащиеся имеют возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности. Для поддержания развития одаренных детей важно именно это, создание условий деятельности позволяющей проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат в рамках класса, школы или приняв участие в фестивале «Юные интеллектуалы Урала». Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого  завершается выполнение обществом его обязательной функции   по   формированию   социально-адаптированной личности. На   этом   этапе проводится      индивидуальная      оценка      познавательных,      творческих  возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.  Для этого следует осуществлять постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. 

       Таким образом, анализируя результаты нескольких лет работы в данном направлении, могу сказать, что в  результате применения технологии  проектного обучения в работе с одаренными детьми мы формируем всесторонне развитых граждан страны, способных в дальнейшей профессиональной деятельности проявлять  самостоятельность, ответственность, инициативность и индивидуальность. Это важно для современного общества, так как дает толчок его развитию.

     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии

Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии» - это выборка из опыта работы. Предназначена   учителям географии в помощь при подготовке и проведению уроков г...

Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знан...

Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»

Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...

Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к регионам России в процессе изучения географии

Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложны...

Формирование научно-исследовательских навыков у учащихся

     Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Чтобы научить детей добывать знания самостоят...

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках образовательного процесса: опыт, проблемы и пути решения

Проектная и исследовательская деятельность в основной школе носит предметный характер, исследования опираются на учебные предметы, в старшей школе проекты и исследования носят междисциплинарный характ...