Организация проектной деятельности в процессе изучения географии с целью развития инициативности учащихся.
статья по географии на тему

Cеребренникова Cветлана Викторовна

Педагогический опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 С.В.Серебренникова

                                                         учитель географии МОУ СОШ№154

       Организация проектной деятельности в процессе изучения географии

 с целью развития инициативности  учащихся.

                                                                                                               

Современные  направления в развитии  общества определили потребность нашей страны в людях творческих, активных и неординарно мыслящих,   способных   нестандартно   решать   поставленные   задачи. Следовательно, задача школы сегодня подготовить ученика,   обладающего выше перечисленными качествами.  Для решения этой задачи, я опираюсь на различные методы и формы личностно-ориентированного подхода,  но особое место в моей работе занимает метод проектов.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Этот метод меняет основу взаимодействия педагога и ученика. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного  познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Но встает вопрос об организации проектной деятельности.

Уже на начальном этапе обучения географии все учащиеся могут овладеть умениями и способами самостоятельной деятельности - выделять, описывать и объяснять, приводить примеры, составлять географическую характеристику и т.д. Например: учащиеся ищут «Крупнейшие источники пресной воды на Земле», анализируя данные дополнительной литературы и Интернет ресурсы, анализируя качество и объем водных запасов планеты. Подобный подход к изучению материала интересен детям. В 7-8 классах на практических занятиях и во внеурочной работе по предмету учащиеся овладевают умением пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, «класть» её на карту, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды. В этот период начинается работа над индивидуальными и групповыми проектами, представляющими собой научное исследование в определенном направлении с целью дальнейшего публичного представления полученных результатов.  Продукт  проектирования - учебный  проект,  в качестве которого могут выступать реферат, доклад, компьютерная презентация и т.д. Пример: «Канада - северная страна» или «Австралия – самый сухой материк».

В старших классах организация проектирования выходит на новую ступень.  Группы учащихся 9 классов определяют место размещения какого-либо предприятия, анализируя факторы размещения, и предлагают конкретное решение с обоснованием. Или, напротив, предлагается создать проект хозяйственной инфраструктуры небольшого района страны. Примеры: «Центр компьютерного производства России», «План экономического развития Северного Урала». Подобный опыт самостоятельного поиска решения не всем учащимся доступен, но процесс  имеет огромную ценность.

В нашей школе для развития исследовательской деятельности учащихся есть элективный курс «Методология исследования». Данный курс представляет   собой    систему    учебных    занятий,    содержание    которых позволяет ученикам создать свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания  в интересующих их областях. Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. На втором этапе, педагог вместе с учащимися разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, затем учитель проводит групповые консультации,  объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. И, наконец,  собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий по методологии исследования. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Следующий этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На завершающем этапе проводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов. Так, например, был создан проект «Вкуснятина» - краткий справочник экзотической национальной кухни народов мира, или проект «Русское наследие зарубежных стран». Инициатива в выборе тем проектов полностью принадлежит учащимся.

Таким образом, анализируя результаты нескольких лет работы в данном направлении, могу сказать, что в  результате применения технологии  проектного обучения мы формируем всесторонне развитых граждан страны, способных в дальнейшей профессиональной деятельности проявлять самостоятельность, ответственность, инициативность и индивидуальность. Учебные проекты сочетаются с традиционной системой предметного классно-урочного обучения, дополняют ее, позволяют отрабатывать межпредметные связи и вместе с этим работают на повышение качества образования.

Учитель, в свою очередь, так же должен быть готов психологически и интеллектуально к организации проектной деятельности, где ему предоставлена роль не только  консультанта, направляющего и стимулирующего действия учащихся, а инициативного  организатора обучения с использованием инновационных методов групповой и индивидуальной работы с учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.

Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....

Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.

Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...

Программа "Организация проектной деятельности в процессе обучения английскому языку"

Программа по социализации обучающихся в процессе обучения английскому языку...

Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты

Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....

Организация проектной деятельности школьников при изучении литературных имён собственных

С  наукой об именах собственных, т.е. ономастикой, школьники знакомятся на уроках русского языка в старших классах. Отдельное внимание обращают на поэтическую ономастику, в большинстве случаев на...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...