РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья по истории

Бабанина Алена Михайловна

статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является «развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера» [3]. Данное требование возможно реализовать через проектную деятельность обучающихся. Культурное пространство Санкт-Петербурга дает широкий потенциал использования проектной деятельности. Проектная деятельность способна решить такие задачи как:

• развитие творческого потенциала обучающихся;

 • развитие исследовательской деятельности;

 • стимулирование интереса к предмету.

 О проектной деятельности написано большое количество исследовательских работ.

Автор не ставит в данной статье раскрыть теоретические аспекты проектной деятельности обучающихся. Скажем только, что под учебным проектом следует понимать. Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какойлибо проблемы, значимой для участников проекта [2]. В процессе преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга автор совместно с обучающимися использует творческий проект. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность [2] Целью нашего проекта является создание школьной газеты «Юный краевед», посвященной не только истории Санкт-Петербурга, а также небольшим отчетам о пройденных экскурсиях. Интерес будет представлять разработанные самими обучающимися загадки, кроссворды ребусы и т.д. для других участников образовательного процесса. Газета имеет как электронный вид, так и печатный. В реализации проекта задействованы учащиеся 7-х классов и рассчитана на широкий круг читателя. Данный проект является групповым. При планировании путей достижения цели было решено выпустить на протяжении предстоящего учебного года 5 выпусков школьной газеты. Были разработаны названия разделов, тематика каждого выпуска. От тематики каждого выпуска зависит разнообразие источников информации. При успешной реализации проекта, проект может быть продолжен в дальнейшем. Содержание С одной стороны, проект является долгосрочным (готовится на протяжении учебного года), но вместе с тем, внутри долгосрочного проекта присутствует краткосрочный проект, который сводится к выпуску конкретного номера и работы над ним. В ходе работы над каждым выпуском распределяются роли, определяется план работы. В ходе подготовки каждого выпуска возможно проследить активную, самостоятельную деятельность обучающихся по усвоению знаний, умений и формированию навыков.

Таким образом, в процессе реализации проектной деятельности

 • формируются навыки сотрудничества;

 • развивается творческое и эстетическое мышление;

 • усваивается краеведческий материал;

 • создается психологически комфортная ситуация для неуверенных детей;

 • формируется возможность обогащения опытом участников образовательного процесса;

 • создается ситуация успеха и эстетического наслаждения при виде конечного продукта деятельности.

Библиографический список

1. Бухаркина, М. Ю. Разработка учебного проекта / М.Ю. Бухаркина. – Москва, 2003.

2. Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – Москва : Первое сентября, 2010. – 44 с. – URL: https://project.1sept.ru/files/Chto-takoe-uchebniy-proekt.pdf (дата обращения 25.10.2019).

3. ФГОС основного общего образования (5-9 кл.). – URL: https://fgos.ru/#b3ac23ba5e3cfc8ef (дата обращения 06.10.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

В статье рассматривается  проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья рекомендована для учителей истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, применяющих развивающие технологиии  в процессе преподавания...

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения

Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...