Урок "Равнины суши"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Кибирева Нина Вадимовна

Урок "Равнины суши". Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ravniny_sushi.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока на тему «Равнины суши»

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся понятие «равнина». Выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования. Установить причины изменения равнин.

2. Продолжить формирование умений работы с физической картой, развитие умений выделять причинно0следственные связи.

3. Продолжить формирование экологической культуры.

Ход урока:

1. Организационный этап. Вступительное слово учителя.

 Наш урок сегодня мне хочется начать с моих любимых строк:

                «Есть прекрасна наука

                О морях, озерах, суше,

География - не скука,

Только тихо надо слушать.

Где растут березы, ели,

Где пустыня протянулась,

Где дожди идут неделю,  

Засуха где затянулась!

География - не скука!

С ней нам очень интересно!

География - наука, Это с древности известно»

Сегодня на уроке нам очень пригодится умение пользоваться картой и ее условными обозначениями. Только в этом случае нам удастся пройти через запутанный лабиринт скал, подняться на горную вершину, или оказаться на территории, бескрайней и плоской, как ладонь.

        Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке.

2. Фронтальная проверка знаний учащихся.

1. Какую форму рельефа мы изучали на прошлом уроке?

2. Какая форма рельефа называется горами?

3. Какой это участок по высоте?

4. Однообразна ли данная поверхность или делится на части, разные по высоте и форме?

5. Какой вывод можно сделать?

Горы - это сильно приподнятые участки земной поверхности с сильно расчлененным рельефом.

3. Изучение нового материала.

        Сегодня на уроке мы приступаем к изучению равнин суши. наша цель выяснить, какие они бывают по характеру поверхности, по высоте, как происходит их образование, изменяется ли поверхность равнин.

        (Объяснение учителя сопровождается демонстрацией слайдов презентации к уроку).

                 «Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади,

Равнина - на север,

Равнина - на юг.

Как будто гористую землю разгладил

Какой-то гигантский утюг!

Вопросы к учащимся:

        1. Чем отличаются равнины от гор

  • по характеру поверхности
  • по высоте
  • по степени расчлененности

                                                           1. Ровный

                                        2. Холмистый

Равнина - это участок суши            3. Ниже гор

                                         4. Слабо расчленен

По характеру поверхности равнины делят на плоские и холмистые.

Задание учащимся: определите, описание какой равнины (плоской или холмистой) дается в стихах:

        «Давно я еду по холмам,

Порой для взора нет границ,

И все поля по сторонам,

И над полями - стаи птиц.

Я еду день, я еду два -

И все поля, кругом поля,

Мелькнет жилье,

Мелькнет едва,

А там поля, опять поля.

Порой ручей, порой овраг,

А там поля, опять поля,

И в золотых опять волнах

С холма на холм взлетаю я»…

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади,

Равнина - на север,

Равнина - на юг.

Как будто гористую землю разгладил

Какой-то гигантский утюг.

Здесь воду колышут душистые ветры.

Поля поливает с Алтая вода.

Здесь смотришь и видишь на сто километров:

Полсотни - туда

И полсотни - сюда»…

Вопросы к учащимся:

1. Какие горы бывают по высоте?

2. Как вы думаете, отличаются ли равнины по высоте?

 

                                               

                                       

Задание учащимся:

1. По рисунку, при помощи шкалы высот, определите, где расположены низменность, возвышенность, плоскогорье.

600м

 

400м

200м

                                                                                                                                                             

2. По физической карте России определите, на какой равнине расположена территория республики Марий Эл?

3. Какая она по характеру поверхности?

Территория РМЭ - часть Восточно - Европейской равнины, где колебания  высот незначительны. Самая высокая часть нашей республики - северо-восточная холмистая равнина, ее высота колеблется от 125-260 метров. В виде огромной складки здесь протянулся Марийско-Вятский увал. Самые высокие точки расположены на Моркинской возвышенности: это горы Чукшинская (275 м) и Карман-Курык (250 м). Высота Кленовой горы - 212 м.                

Работа в группах:

1. Пользуясь физической картой полушарий, назовите равнины, расположенные:

а) на территории России  

б) на материке Евразия

в) на материках Северная Америка, Южная Америка, Австралия      

Вопросы учащимся:

1. Как залегают слои горных пород на равнине?    

2. Какими горными породами сложена поверхность равнины?

Работа в группах:

1. По описанию горной породы    определите ее название и найдите образец среди коллекций.

а) Эта горная порода состоит из отдельных крупинок, размером не более 2 мм. Эта порода - сыпучая и рыхлая, легко пропускает воду, но в ней не растворяется. Используется в строительстве, в стекольной промышленности, дл производства кирпичей.

                                         (Песок)

б) Эта горная порода состоит из мельчайших частиц. Легко размокает в воде, образуя пластичное тесто, при высыхании сохраняет вылепленную форму. Плохо пропускает воду, имеет запах сырости. Используется для производства кирпича, черепицы, посуды.

                                        (Глина)

в) Твердая, плотная горная порода, легко вскипает при взаимодействии с уксусной кислотой, тяжелее воды. Образуется из скелетов и панцирей умерших обитателей древних морей. Используется в строительстве для производства извести, цемента, в сельском хозяйстве - для известкования почв.

                                        (Известняк)

        Равнины отличаются друг от друга не только не только характером поверхности, но и способом образования.

 Вопросы учащимся:

1. Происходит ли изменение поверхности равнин? Под влиянием каких процессов?

Закрепление.

1. Работа в группах.

Пользуясь физической и политической картами, назовите не менее 3 ориентиров географического положения

а) Амазонской низменности

б) Китайской равнины

в) Великие равнины

Подведение итогов урока

Домашнее задание

                                             

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"

Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....

Воды суши

Презентация для 6 класса....

презентация к уроку в 6 классе Горы суши

работа предназначена при изучении темы Горы суши в 6 классе...

Презентация "Суша" часть 1

Презентация к уроку природоведения 5 класс, тема ""Суша". В 1 части представлены Евразия, Африка и Северная Америка....

Презентация "Суша" часть 2

Презентация по приодоведению в 5 классе, тема "Суша". Во 2 часть представлены Южная Америка, Австралия и Антарктида....

разработка урока по теме "Суша планеты"

План -конспект 2-х уроков природоведения по теме "Суша планеты".1 урок - изучение нового материала, 2 урок- игра....

разработка урока "Рельеф суши. Горы"

Урок посвящён изучению понятия рельефа, на примере гор изучаются особенности рельефа. В ходе урока ученики самостоятельно находят нужную информацию, учатся оценивать свою деятельность....