Рабочая программа для 7 класса 2 часа в неделю
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Алеева Мария Сергеевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp-7_klass.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Василеостровского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»                           «СОГЛАСОВАНО»                          «РАССМОТРЕНО»

И.о.директора школы №5:             зам.дир.по УВР:                      на заседании МО/педсовета                        

_______Кожевникова Т.А.             ______Бухарова А.В.                  протокол № ______

Приказ № _________

от «30»августа 2014 г.                    «____»______2014 г.                     от «____»_____2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  географии

для  7 А класса

(уровень: базовый общеобразовательный)

Учитель: Алеева Мария Сергеевна

Квалификационная категория:

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ

  • Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» 6-7 классы, опубликованная  в сборнике «Рабочие программы по география. 6-9 классы» (Москва: «Глобус», 2009);
  • Авторская программа по географии под ред. И.В.Душиной, опубликованная  в сборнике «Программы для ОУ  по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2009);

2014/2015 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» 6-7 классы, опубликованная в сборнике «Рабочие программы по географии. 6-9 классы» (Москва: «Глобус», 2009);
  • Авторская программа по географии под ред. И.В.Душиной, опубликованная в сборнике «Программы для ОУ по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2009);
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 5 на 2015/2016 уч.год;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 34 часа, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

В связи с передачей 1 часа из компонента ОУ на предмет «география» планирование по географии в 6 классе составлено из расчета – 2 часа в неделю (68 часов в год).

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии.  В этом курсе увеличен объем страноведческих знаний и довольно значительно увеличено содержание общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основная цель курса – раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, познакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтом изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.   Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Содержание курса

«География материков и океанов»

Введение — 2 часа

Что изучают в курсе «География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования.

Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.

Практическая работа. 1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками).

2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.

Раздел I

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ — 12 часов

Литосфера и рельеф Земли – 2 часа.

Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа.

Атмосфера и климаты Земли – 4 часа.

Распределение   температуры   воздуха, поясов   атмосферного давления и осадков па Земле. Климатическая карта. Что можно узнать по ней о климате. Климатообразующие факторы.  Воздушные массы.  Климатические пояса Земли.

Практические работы. 3. Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли и их основных характеристик.

4. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

Мировой океан – главная часть гидросферы – 3 часа.

Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в океане.  Льды.  Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Географическая оболочка – 3 часа.

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и преобразование энергии. Роль живых организмов в формировании природы. Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие. Природная зона. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. 5. Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.

Раздел II

ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ — 2 часа

Основные причины и пути расселения человека на Земле. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Комплексная карта.

Учащиеся должны иметь представление об основных путях расселения человека по материкам, о главных областях расселения, о разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; должны уметь читать комплексную карту, показывать наиболее крупные страны мира.

Раздел III

ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ — 48 часов.

Океаны – 4 часа.

Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу океанов.

Практические работы. 6. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности в одном из океанов (по выбору).

7. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).

Южные материки. Африка – 10 часов.

Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История исследования.

Особенности природы. Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений.

Африка — самый жаркий материк Земли. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки. Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы. Страны Северной Африки. Египет. Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия. Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.

Практические работы. 8. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

9. Обучение определению географического положения материка. Обозначение на контурной карте береговой линии Африки (Моря, заливы, проливы, острова, полуострова, крайние точки).  

10. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

11. Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Австралия и Океания – 4 часа.

Географическое положение. Океаны и моря у берегов Австралии, их влияние на природу материка. История открытия. Особенности компонентов природы континента (рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, своеобразие органического мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы.

Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Практическая работа. 12. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

Южная Америка – 6 часов.

Географическое положение, размеры, очертания материка, его сравнение с Африкой. Влияние океанов, омывающих материк, на его природу. История открытия и исследования материка.

Особенности природы. Строение поверхности (в сравнении с Африкой). Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов в настоящее время. Климаты и факторы их формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние поды.  Характер течения и режима рек. Амазонка — величайшая река планеты. Своеобразие органического мира континента. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная поясность в Андах. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Заповедники материка. Стихийные природные явления. Проблемы Амазонии.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Особенности размещения населения. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление континента на крупные части: Восточная часть и Андийская область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бразилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основные виды хозяйственной деятельности.

Практические работы. 13. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

14. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).

15. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

Антарктида – 3 часа.

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.

Северная Америка – 6 часов.

Общие особенности географического положения и природы северных материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природных зонах).

Географическое положение Северной Америки, размеры, очертания и омывающие континент океаны; их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.

Особенности     природы.    Строение    поверхности континента в связи с историей его формирования, роль оледенения в формировании рельефа.   Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Влияние на климат состояния подстилающей поверхности. Климатические пояса и типичные для них погоды. Основные речные и озерные системы. Характер течения и режим рек.

Особенности проявления зональности на матери основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка.  Степень изменения природы человеком.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты. Страны верной Америки. Краткая характеристика Канады и США.

Практическая работа. 16. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

17. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

Евразия – 15 часов.

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.   

Особенности    природы.    Рельеф   Евразии   и   его отличия от рельефа других материков. Этапы формирования рельефа. Основные формы рельефа. Закономерности   размещения   месторождений    полезных   ископаемых магматического и осадочного происхождения. Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Климатообразующие факторы и их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков.  Разнообразие климатов, климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние поды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата.   Крупнейшие речные и озерные системы.  Современное оледенение, многолетняя   мерзлота. Изменение состояния водоемов под влиянием хозяйственной деятельности.  Проявление   на   материке широтной   зональности     и   высотной   поясности.   Природные   зоны   Евразии (в сравнении с зонами Северной Америки). Особенности природы зон континента.  Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под   влиянием хозяйственной деятельности. Современные антропогенные   природные комплексы.   Крупнейшие заповедники.

Народы и страны.  Расовый и этнический состав населения.   Крупнейшие народы Евразии.   Неравномерность   размещения   населения: исторические природные   причины, ее   обусловливающие.   Этап формирования политической карты континента. Современная политическая карта Евразии. Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны. Общие черты природы и природных богатств всего региона и отдельных стран. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акватории. Территории с опасной экологической обстановкой.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы. Великобритания, Франция, Германия.

Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы. Италия.

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Китай, Япония.

Страны Южной Азии. Индия. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

Страны СНГ: Закавказье, Средняя Азия.

Практические работы. 18. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам.

19. Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени из антропогенного изменения.

20. Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам. 21. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии

Раздел IV

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА — 3 часа

Закономерности развития географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.  Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств.   Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью населения. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Плановых практических работ 20

Поурочное планирование курса «География материков и океанов»

(7 класс, 68 часов, по 2 ч.в неделю)

Разделы:

  1. Введение – 3 часа

2.   Раздел I: ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ — 12 часов

  • Тема 1. Литосфера и рельеф Земли — 2 часа
  • Тема 2. Атмосфера и климаты Земли — 4 часа
  • Тема 3. Мировой океан — главная часть гидросферы — 3 часа
  • Тема 4. Географическая оболочка — 3 часа
  1. Раздел II: ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ — 2 часа
  2. Раздел III: ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ — 48 часов
  • Тема 1. Океаны – 4 часа
  • Тема 2.  Африка — 10 часов
  • Тема 3. Австралия и Океания — 4 часа
  • Тема 4. Южная Америка — 6 часов
  • Тема 5. Антарктида — 3 часа
  • Тема 6. Северная Америка — 6 часов
  • Тема 7. Евразия — 15 часов

5. Раздел IV: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА — 3 часа

№ урока

Тематические блоки, темы уроков

Практические работы

(виды и форма контроля)

Кол-во часов

Дата урока по плану

Дата урока по факту

Введение  - 3 часа

1.

Что изучают в курсе географии материков и океанов?

П/р № 1 «Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками)» (Тренир. ИР)

1

2.

Как люди открывали и изучали свою Землю?

ИР, ФО

1

3.

Разнообразные источники географической информации. Карты материков и океанов.

П/р № 2 «Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.»

(ИР)

1

Раздел I

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ — 12 часов

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли - 2 часа

4.

История Земли как планеты. Плиты литосферы.

ИР, ГР, ФО

1

5.

Рельеф Земли. Взаимосвязь строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых.

ИР, ГР, ФО

1

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли - 4 часа

6.

Свойства и роль атмосферы в жизни Земли.

ИР, ФО

1

7.

Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах.

ИР, ГР, ФО

1

8.

Климатические пояса Земли.

П/р № 3 «Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли и их основных характеристик.»

(ИР)

1

9.

Влияние климатических условий на образ жизни людей. Влияние человека на атмосферу.

П/р № 4 «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов»

(Тренир.)

1

Тема 3. Мировой океан — главная часть гидросферы – 3 часа

10.

Воды Мирового океана.

ИР, ФО

1

11.

Поверхностные течения в Мировом океане

ИР, ГР, ФО

1

12.

Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

ИР, ФО

1

Тема 4. Географическая оболочка – 3 часа

13.

Строение и свойства географической оболочки.

ИР, ФО

1

14.

Природные комплексы

ИР, ГР, ФО

1

15.

Разнообразие природы Земли.

П/р № 5 «Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии (по карте)»

(Тренир.)

1

Раздел II

ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ – 2 часа

16.

Основные причины и пути расселения человека на Земле.

ИР, ФО

1

17.

Основные виды хозяйственной деятельности людей. Комплексная карта.

ИР, ФО

1

Раздел III

ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ — 48 часов

Тема 1. Океаны  - 4 часа

18.

Тихий океан.

1

19.

Индийский океан.

 П/р № 6

«Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) комплексов океана, а также шельфа и видов хоз. деятельности в одном из океанов»

1

20.

Атлантический океан, Северный Ледовитый океан.

П/р № 7 «Сравнительная характеристика природы двух океанов»

(Тренир.)

1

21.

Контрольная работа

Контрольная работа

1

Тема 2. Южные материки. Африка - 10 часов

22.

Южные материки: черты сходства

ИР, ГР, ФО

1

23.

Географическое положение Африки. История исследования.

П/р № 8 «Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

Обучение определению ГП материка.  Обозначение на контурной карте береговой линии Африки»

1

24.

Рельеф и полезные ископаемые.

П/р № 9 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождений полез. ископаемых

1

25.

Африка — самый жаркий материк. Внутренние воды.

ИР, ГР, ФО

1

26-27.

Природные зоны Африки. Изменение их под влиянием деятельности человека. Охрана природы.

ИР, ГР, ФО

2

28.

Население Африки, политическая карта.

ИР, ГР, ФО

1

29.

Арабские страны Северной Африки:

1

30.

Страны Центральной, Западной и Восточной Африки

1

31.

Страны Южной Африки

 П/р № 10 «Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран»

(Тренир. ИР)

1

Тема 3. Австралия и Океания – 4 часа

32.

Географическое положение, история исследования, рельеф.

П/р № 11 «Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов»

1

33.

Особенности природы материка.

 

1

34.

Австралийский Союз — страна-материк.

ИР, ГР, ФО

1

35.

Океания.

ИР, ГР, ФО

1

Тема 4. Южная Америка  - 6 часов

36.

Географическое положение, история исследования материка.

П/р № 12 «Сравнение рельефа Африки и Южной Америки (сходства и различия)»

1

37.

Особенности рельефа. Размещение полезных ископаемых.

ИР, ГР, ФО

1

38.

Климат и внутренние воды. Южная Америка — самый влажный материк.

П/р № 13 «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки»

(Тренир.)

1

39.

Природные зоны Южной Америки.

ИР, ГР, ФО

1

40.

Население. Политическая карта.

ИР, ГР, ФО

1

41.

Страны Востока материка. Андийские страны (изучение по выбору).

П/р № 14 «Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка»

1

Тема 5. Антарктида – 3 часа

42.

Антарктида — уникальный материк. Открытие и исследование.

ИР, ГР, ФО

1

43.

Природа материка.

ИР, ГР, ФО

1

44.

Урок обобщающего повторения по южным материкам.

ИР, ГР, ФО

1

Тема 6. Северная Америка  - 6 часов

45.

Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки.

ГР, ФО

1

46.

Особенности рельефа и полезные ископаемые.

1

47.

Климат, внутренние воды.

П/р № 15 «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климат. поясе, оценка климат. условий для жизни и хоз. деятельности населения.»

1

48.

Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека.

ИР, ГР, ФО

1

49.

Население материка и страны. Канада.

П/р № 16 «Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хоз. деятельности (по линии следования)»

(Тренир.)

1

50.

США. Природа, население, хозяйство. Мексика.

1

Тема 7. Евразия  - 15 часов

51.

Географическое положение, история исследования материка.

ГР, ФО

1

52.

Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

ГР, ФО

1

53.

Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей.

П/р № 17 «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам»

(Тренир.)

1

54.

Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.

ИР, ГР, ФО

1

55.

Природные зоны материка.

П/р № 18 «Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40° с. ш. Выявление причин сходства и различий в чередовании зон.»

1

56.

Население. Политическая карта. Страны Северной Европы.

ИР, ГР, ФО

1

57.

Страны  Западной Европы.

ГР, ФО

1

58.

Страны Восточной Европы.

ГР, ФО

1

59.

Страны Южной Европы.

П/р № 19 «Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам»

1

60.

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии.

ИР, ГР,ФО

1

61.

Страны Центральной Азии.

ИР, ГР, ФО

1

62.

Страны Восточной Азии.

П/р № 20 «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии»

1

63.

Страны Южной Азии.  Страны Юго-Восточной Азии.

ИР, ГР, ФО

1

64.

Страны СНГ (Закавказье, Средняя Азия)

ИР, ГР, ФО

1

65.

Закономерности географической оболочки.

ИР, ГР, ФО

1

Раздел IV

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА - 3 часа

66.

 Природные условия и природные богатства, их влияние на жизнь людей.

ИР, ГР, ФО

1

67-68

Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности людей.

ИР, ГР, ФО

2

ИР – индивидуальная работа

ГР – групповая работа

ФО – фронтальный опрос

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть (показывать):

 основные географические объекты, изучаемые в курсе (согласно перечню номенклатуры);

— состав    географической    оболочки,  источники энергии процессов, происходящих в ГО, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности ГО;

— отличия   материковой   коры   от   океанической; крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма);

— климатообразующие   факторы, климатические пояса, основные типы  воздушных  масс,   области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;

— океаны, моря, заливы, проливы, основные течения; ресурсы океанов,  районы добычи полезных ископаемых и других ресурсов, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека в океанах, примеры антропогенных изменений в природе океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты;

— предполагаемые  пути  расселения  человека   по материкам и основные районы повышенной плотности  населения   на  Земле,   крупнейшие  народы Земли,  виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны континентов и их столицы;

— в результате изучения  материков: имена путешественников и исследователей континента и результаты их работы; крупные объекты береговой линии; крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса; важнейшие реки и озера, источники питания рек, размещение на материке природных зон, характерные представители растительности и животного мира основных природных зон континентов;

— районы повышенной плотности размещения населения на материках, крупнейшие народы, ареалы их распространения; крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения; страны, входящие в состав региона, а также крупнейшие по площади и населению страны, природные богатства стран, основные виды хозяйственной деятельности населения стран, столицы государств, крупнейшие заповедники и национальные парки материков, меры по охране природы континентов: в Океании наиболее, крупные острова и архипелаги.

2. Определять:

—  географическое  положение  материка (океана) координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; географическое положение крупных островов и архипелагов Океании;

—  географическое положение страны и ее столицы; по картам различного содержания особенности  природы регионов и отдельных стран, их природные богатства,  особенности размещения  и состав населения;   степень   благоприятности   природных условий для жизни людей в стране;

—  по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков.

3. Описывать:

— по схемам круговорота вещества, схему строения природного комплекса;

— особенности географического положения материка в сравнении с другими материками; особенности крупных  форм  рельефа,   климат отдельных территорий,  реку (по  выбору); географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору);

— по картам одну из стран (по выбору); один из регионов страны (по выбору); природу одного из островов Океании (по выбору).

4. Объяснять:

 существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «пассаты», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»: «географическое положение материка», «режим реки»;

—  причины географической зональности,   целостности, ритмичности процессов в ГО;

—  значение природных богатсв для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности,  необходимость международного сотрудничества   в  использовании природных богатств и в деле охраны природы;

—  роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений,   различия   свойств   водных   масс океана;

—особенности рельефа дна океанов, образование течений и их влияние на природу прилегающей суши, различия в природе отдельных частей каждого из океанов;

—  влияние географического положения на особенности природы континента (океана);

—  образование и размещение крупных форм рельефа Земли;

—  влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека,  свойства   основных   типов воздушных   масс,  причины   возникновения  областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осад ков на Земле;

— влияние    освещенности    на    ритмы    в    природе,  причины  зональной  и  азональной  дифференциации   природных комплексов  и всей  ГО в  целом;

—  размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры;

— причины формирования типов климата на континенте, особенности питания и режима рек, особенности растительности  и животного мира при родных зон;

—  причины размещения отдельных зон, различив в почвах, растительности и животном мире при родных зон, причины антропогенных изменений в природных зонах;

— особенности хозяйственной деятельности населения,   а   также   изменение   природы   континента под влиянием деятельности человека;

—  причины опасных природных явлений.

5. Прогнозировать:

— предвидеть тенденции изменения очертаний суши в результате движения  литосферных плит;

—  тенденции изменения климата, питания и ре жима  рек,   подземных  вод,   почвенного покрова растительного и животного мира под воздействие хозяйственной деятельности человека; изменение природных комплексов в целом под воздействием природных факторов и человеческой деятельности;

— оценивать влияние географического положения  на особенности природы материка;

— тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.

Перечень обязательной географической номенклатуры:

Тема «Введение»

материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

континенты: Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.

океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Тема «Главные особенности  природы Земли»

Литосфера

равнины: Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.

горы: Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские.

вершины: Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), Мак-Кинли, Монблан, Эльбрус.

вулканы: Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма, Эльбрус, Эребус.

Гидросфера

моря: Балтийское, Беллинсгаузена, Берингово, Восточно-Сибирское, Красное, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Южно-Китайское.

заливы: Бенгальский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.

проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Мозамбикский.

острова: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Сахалин, Суматра, Японские.

полуострова: Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр.

реки: Амазонка, Волга, Ганг, Дунай, Енисей, Инд, Лена, Миссисипи, Нил, Обь, Парана, Хуанхэ, Янцзы.

озёра: Байкал, Великие Американские, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.

Тема «Океаны Земли»

Тихий океан:

моря: Берингово, Восточно-Китайское, Жёлтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Уэдделла, Фиджи, Филиппинское, Южно-Китайское, Японское.

заливы: Аляска, Калифорнийский.

проливы: Басов, Берингов, Дрейка, Корейский, Магелланов, Тайваньский, Торрессов.

желоба: Марианский, Перуанский

тёплые течения:Куросио,Межпассатное противотечение,Северное Пассатное, Северо-Тихоокеанское, Южное Пассатное.

холодные течения: Западных Ветров, Калифорнийское, Перуанское.

острова: Алеутские, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия,Тасмания, Фиджи, Филиппинские, Японские.

полуострова: Аляска, Индокитай, Калифорния, Камчатка, Корея, Малакка.

Атлантический океан:

моря: Балтийское, Карибское, Норвежское, Северное, Средиземное, Чёрное.

заливы: Бискайский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.

проливы: Гибралтарский, Гудзонов, Датский, Дрейка, Магелланов.

тёплые течения: Антильское, Бразильское, Гвианское, Гвинейское, Гольфстрим, Северное Пассатное, Северо-Атлантическое, Фолклендское, Южное Пассатное.

холодные течения: Бенгельское, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские).

полуострова: Аппенинский, Лабрадор, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Флорида, Юкатан.

Индийский океан:

моря: Андаманское, Аравийское, Красное, Тиморское.

заливы: Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский.

проливы: Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Мозамбикский, Ормузский.

желоб: Зондский.

тёплые течения: Мозамбикское, Муссонное, Мыса Игольного, Южное Пассатное.

холодные течения: Западных Ветров, Сомалийское.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.

острова: Зондские, Коморские, Мадагаскар, Мальдивские, Сейшельские, Шри-Ланка.

полуострова: Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали.

Северный Ледовитый океан:

моря: Баренцево, Бофорта, Белое, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское.

проливы: Берингов.

тёплое течение: Северо-Атлантическое.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.

острова: Врангеля, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Новая Земля, Северная Земля, Шпицберген.

полуострова: Таймыр, Чукотский.

Тема «Африка»

океаны: Атлантический  и Индийский.

моря: Средиземное и Красное.

заливы: Гвинейский и Аденский.

проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский и Мозамбикский.

острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар.

полуостров: Сомали.

крайние точки: мыс Бен-Секка (Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун.

канал: Суэцкий.

равнины: Восточно-Африканское плоскогорье.

горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье.

вулкан: Килиманджаро.

реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Нигер, Сенегал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.

озёра: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.

водопады: Виктория, Ливингстона, Стэнли.

пустыни: Сахара, Ливийская, Намиб, Калахари.

Учебно-методический комплекс

Учебник для учащихся

Пособия для учащихся

Дополнительная литература для учителя

Мультимедиа, Интернет-ресурсы

В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов» - учебник для 7 класса. Москва, «Дрофа», 2011

Баринова И.И., Суслов В.Г. «Рабочая тетрадь по географии. 7 класс» - Москва: изд. «Экзамен», 2014

Атлас с комплектом контурных карт. География материков и океанов. 7 класс – Москва «Картография»

Нагорная И.И. «Поурочные планы. География. 7 класс» - Волгоград, «Учитель» 2005 г.

Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы» - Москва, «Дрофа» 1998 г.

Крылова О.В. «Уроки географии. 7 класс» - Москва, «Просвещение», 1990 г.

Крылова О.В. «Интересный урок географии. Книга для учителя» - Москва, «Просвещение», 2000 г.

Зотова А.М. «Игры на уроках географии. 6-7 классы» - Москва, «Дрофа», 2005 г.

«Уроки с использованием блочно-модульной технологии. 6-8 классы» - составитель Болотникова Н.В., Волгоград, изд. «Учитель», 2005 г.

 Лисовский Э.Л. «Дидактические карточки-задания по физической географии. 7 класс» – Москва, изд. «Генжер», 1997 г.  

Рабочая тетрадь по физической географии  для 7 класса – Санкт-Петербург, «Паритет» 2005 г.

Мультимедийные пособия: «География материков и океанов. 7 класс» - Образовательная коллекция 1С, «Страны мира», «Электронные уроки и тесты. География в школе. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида» и т.д.

Интернет-ресурсы, презентации по темам  «Рельеф Земли», «Гидросфера и Мировой океан»,  «Климатические пояса»,  «Страны мира», «Австралия» и т.д..

Интернет-ресурсы:

Клуб журнала «GEO» http: //www, geo.ru/

Журнал «Вокруг света» http: //www, vokr ugs veta. ru/

Журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

Великие путешественники, мореплаватели и географы  http ://www. geografia.ru/

Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

http://school-collection.edu.ru  Материалы Единой коллекции ЦОР.

http://rgo.ru/teachers/geography/  российское географическое обозрение межпредметный образовательный портал «География. Планета Земля»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Коровиной ( 2 часа в неделю)

Программа содержит Пояснительную записку, список литературы, тематическое планирование....

Рабочая программа 5 класс (учебник Rainbow English) 34 часа в год (1 час в неделю)

        Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основ...

Рабочая программа 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова,35 часов (1 час в неделю)

Рабочая программа по линии Пономоревой  ( И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова) для использования в 5 классе ,35 часов в год (1 час в неделю)...

Рабочая программы 7 класс (2 часа в неделю)

Рабочая программа 7 класс для образовательных учереждений ФГОС...

Рабочая программа 6 класс( 2 часа в неделю)

Рабочая программа 6 класс для образовательных учереждений ФГОС...

Рабочая программа 2 класс физкультура 2 часа в неделю

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 2 классов...

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 3 классов

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 3 классов...