Работа с учебником как средство достижения результатов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
методическая разработка по географии на тему

Барышева Надежда Григорьевна

Учебники и пособия УМК по географии «Полярная звезда» обеспечат достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx98.79 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с учебником как средство достижения результатов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

«Книга есть альфа и омега всякого знания,

начало начал каждой науки».

(Стефан Цвейг)

В настоящее время возрастает роль учебника, усложняются его функции. Он должен не только обеспечить усвоение основ наук, но и стать организатором самостоятельной деятельности школьников. С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования. Знакомство школьников с учебником географии по новому курсу проводится на первом уроке. Учитель предлагает прочесть название учебника, фамилии авторов, о которых рекомендуется сообщить учащимся некоторые сведения. Объясняет название учебной книги, раскрывает структуру и построение учебника, указывает различные его компоненты.

Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником. Научить учащихся пользоваться учебником и вообще книгой - великая, благодарная и самая необходимая задача.

Учебники по географии «Полярная звезда» включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Учебники и пособия УМК по географии «Полярная звезда» обеспечат достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебники могут использоваться при работе по разным педагогическим технологиям.

Особое внимание авторы уделили осознанной разнообразной самостоятельной деятельности школьников. В авторскую концепцию заложена идея индивидуального прогресса – выработать у учеников стремление к лучшему результату и помочь им в его достижении.

Особенности линии УМК:

Всё необходимое для достижения планируемых результатов средствами предмета сосредоточено непосредственно в учебнике:

  • Широкая СИСТЕМА разноуровневых заданий, охватывающая все классы учебно-познавательных и практических задач, в том числе задачи на приобретение опыта проектной деятельности, развитие читательской компетенции, сотрудничество, работу с информацией.
  • СИСТЕМА помощи в организации собственной учебной деятельности (модели действий, пошаговые инструкции, напоминания, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы);
  • СИСТЕМА подготовки к аттестации для ученика;
  • СИСТЕМА деятельностных уроков «Учимся с «Полярной звездой», направленных на формирование универсальных учебных действий.
  • Необходимый набор ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ (краткий атлас).

Задача учителя в современных условиях состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации.

 Учебник  географии имеет множество возможностей применения различных видов деятельности учащихся.

Существуют разные точки зрения на «разделения труда» между учебником и учителем:

  1. Учебник необходим, чтобы помогать закреплять в памяти учащихся знания и перерабатывать информацию, данную учителем.
  2. Учебник должен учить детей сам без помощи учителя.
  3. Учитель и учебник взаимно дополняют друг друга и оба они необходимы ученику.

Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями.

По мнению известных педагогов, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции:

1) Трансформационная (преобразование научных сведений в учебный материал)

2) Информационная (отражение содержания учебной дисциплины и видов деятельности)

3) Обучающая (формирование приёмов самостоятельной работы)

4) Систематизирующая (Обеспечение строгой последовательности в изучении материала)

5) Закрепление и самоконтроль (помощь в усвоении учебного материала)

6) Координирующая (регулирование средств обучения)

7) Развивающая и воспитывающая (освобождение школьников от полной зависимости от учителя)

Современный учебник позволяет использовать различные технологии. Основная педагогическая идея  приёмов состоит в том, чтобы, избегая по  возможности формального включения текстов ученого в канву урока, задания и т.п.,  следовать основной цели школьного образования: развитию интереса к познавательной деятельности.

Задания к уроку  созданные  с использованием конструктора

ситуационных задач (конструктор задач по Л.С. Илюшину)

 Следующая методика – «Конструктор задач» предполагает возможность оперативного конструирования комплексных задач, используя  набор формулировок заданий (в виде «незаконченных предложений»). Выбирая по одному заданию из каждой строки таблицы, разработчик задачи обеспечивает полноту её дидактического наполнения по критерию таксономии познавательных целей.

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобра-зите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предло-жите новый (иной) вариант…

36.Ранжи-руйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппи-руйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяю-щий…

23.Проанали-

зируйте

струк-

туру… с точки зрения…

30.Разрабо-тайте план,

позволяю-щий (пре-

пятствую-

щий)…

37.Опреде-лите, какое

из реше-ний является оптималь-ным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисун-

ка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризу-ющих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяю-щий…

38.Оцени-те значи-мость…

для...

4.Расположи-те в пределён-

ном

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классифика-цию… на основании…

32.Приду-майте игру, которая…

39.Определите возмож-

ные кри-

терии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Проком-ментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработай-те) эксперимент, подтвержда-ющий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предло-жите новую

(свою)

классифика-цию…

40.Выска-жите кри-

тические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформу-

лируйте) идею о том, что…

20.Проведите презента-цию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напи-шите

возможный

(наиболее

вероятный)

сценарий

развития…

41.Оцени-те возмо-жности…

для…

7.Прочитайте самостоя-тельно…

14.Приведите пример того, что  (как, где)…

21.Рассчитайте на основании данных о…

28.Выявите принципы, лежащие в основе…

35.Изложи-те в форме… своё мнение(понимание)…

42.Прове-дите экспертизу состояния…

Тема урока: «Рельеф Земли. Равнины»

  7. Прочитайте самостоятельно текст §24 «Как живут люди на равнинах?»

  8. Объясните причины того, почему равнины давно освоены и заселены людьми?

 20.  Проведите презентацию хозяйственной деятельности населения в древности и в наши дни на равнинах.

 26. Найдите в тексте то, что объясняет плодородие равнин.

35. Изложите в форме рисунка свое понимание как живут люди на равнинах.

               38. Оцените значимость равнин в наши дни. 

Стратегия анализа проблемных ситуаций «Фишбон» (Fishbone) 

Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Каору Исикава (Ишикава), поэтому часто называются диаграммы Исикава (Ишикава). Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. При достаточно частом ее использовании, учащиеся привыкают к аргументации, к тому, что любая проблема, особенно из тех, что называют жизненными, повседневными, – может иметь одновременно несколько причин, взаимовлияющих друг на друга. Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы.

2. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения.

3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

При анализе достаточно сложных проблем лист с промежуточными результатами работы может оставаться висеть на стене в классе или в библиотеке, что позволит периодически возвращаться к разрешению возникших противоречий.

Стратегия Fishbone в контексте  урока выполняет роль приема как смысловой стадии, так и стадии размышления, заполняя схему учащиеся работают с текстом, как на смысловой стадии, но выполняемое ими задание, по сути, является рефлексией по изучаемой теме.

https://lib.1september.ru/2004/20/13_2.gif