Пояснительная записка к курсу "География. Начальный курс. 5 класс." к учебнику Н.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Пояснительная записка разработана к курсу географии 5 класса в рамках реализации программы ФГОС к линии УМК И.И. Бариновой.Рабочая программа разработана в соответствии с локальным актом образовательного учреждения.

Данный курс рассчитан на 17 часов и соответствии с этим составлено календарное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.fgos5_klass.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Пояснительная записка

   Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям  федерального государственного  образовательного стандарта  основного общего образования (ФГОС  ООО)

Основные цели курса: 

• знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшими изобретениями человечества -  географической картой, с взаимодействием человека и природы;

• пробуждение интереса к естественным наукам и географии в частности;

• формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения  в окружающей среде.

Задачи изучения учебного курса:

• знакомство с предметом география, формирование интереса к нему;

• формирование умений смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.                                                                                                                                                                       Рабочая программа составлена на основе:

  закона РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

   приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

    приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

     федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Минобрнауки РФ – М. : Просвещение,2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

 требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предоставленных в федеральном  государственном образовательном стандарте общего образования  второго поколения;

 фундаментального ядра содержания общего образования;

 программы развития и формирования универсальных учебных действий,  которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

  программы основного общего образования по географии. 5—9 классы/ авторы И. И. Баринова,  В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М.,  издательство «Дрофа» 2013г.

  идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

   федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

( приказ  Минобрнауки  РФ №253 от 31 марта 2014г)

 учебного плана МБОУ СОШ № 64 г. Брянска;

.  локального акта образовательного учреждения «Положение о разработке и использовании программ учебных предметов педагогов, реализующих ФГОС ООО в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении«Средняя общеобразовательная школа №64» г. Брянска

       При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному курсу «География» в 2014–2015 учебном году образовательным учреждением выбран учебник «География. Начальный курс. 5 класс»  (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин).М.: Дрофа,2016

       Рабочая программа разработана на основании авторской программы «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» авторы И.И. Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-2-е изд., М.; Дрофа, 2013.

     По авторской программе изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Рабочая программа «Начального курса географии» в 5 классе по   учебному  плану МБОУ СОШ № 64  составлена на 17 часов в год ( из расчета 0,5 часа в неделю). Вследствие этого изменено количество часов на изучение отдельных тем по сравнению с авторской программой.

Раздел

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

Что изучает география

   5 ч

   2 ч

Как люди открывали Землю

   5 ч

   2 ч

Земля во Вселенной

   9 ч

   5 ч

Виды изображений поверхности Земли

   4 ч

   2 ч

Природа Земли

10 ч

   5 ч

Обобщение знаний по курсу географии 5 класса

1 ч

    Структурный порядок изучения тем не изменен.

       Формы обучения:
 •  Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

•  Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: 

объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый(эвристический), исследовательский.

Методы самоконтроля:

самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; сам самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного; самоконтроль путем работы с обучающими программами; самоконтроль с компьютерными тестами.

Технологии обучения:

 планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).

          Формы контроля:

 промежуточный (1 раз в год), итоговый контроль в формате тестов;

 текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, устного, фронтального опроса, работы с контурными картами, практические работы.

                           Общая характеристика учебного предмета.

        «Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются основополагающие знания об окружающей природной среде, о Земле как единой системе, составные части которой находятся во взаимосвязях и взаимодействии. Учащиеся знакомятся с местом географии в системе научных знаний, ее ролью в освоении Земли человеком, изучают результаты географических открытий. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.

         В процессе изучения начального курса географии в 5 классе продолжают формироваться различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умения делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи.  

     Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать – одно из важнейших требований ФГОС. Содержание начального курса географии позволяет организовать наблюдение за небесными телами, за погодой, за растительным и животным миром, за изменением почвенного покрова, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования полученных результатов в деятельности. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России.                                                     

        Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Место курса в базисном учебном плане.

        Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

        Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения  общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей и уровневой дифференциации.

           Личностные  результаты  освоения

      Учащийся должен обладать:

• ответственным отношением к учебе;

• опытом участия  в социально значимом труде;

• осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

• основами экологической культуры.

           Метапредметные  результататы освоения

      Учащийся должен уметь:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• работать в соответствии с предложенным планом;

• выделять главное, существенные признаки понятий;

• участвовать в совместной деятельности;

• высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

• составлять описание объектов;

• составлять простой план;

• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

• оценивать работу одноклассников.

 Предметные результаты освоения

Учащийся должен уметь:

• приводить примеры географических объектов;

• называть отличия в изучении  Земли  географией по сравнению с другими науками;

• объяснять, для чего изучают географию;

• называть основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

• показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

• приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их:

• описывать  представления  древних людей о Вселенной;

• называть и показывать планеты Солнечной системы;

• называть  планеты земной группы и планеты-гиганты;

• описывать уникальные особенности Земли как планеты;

• объяснять значение понятий:  «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

 • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

• работать с компасом;

• ориентироваться на местности при помощи компаса и, карты, местных признаков;

• объяснять значение понятий: литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, мировой круговорот, океан, море, заливы, проливы, гидросфера, речная система (и ее части), озера, болота, подземные воды, ледники, атмосфера, атмосферный воздух, погода, воздушная • масса, метеорология, синоптическая карта, биосфера;

• показывать по карте основные географические объекты;

• наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

• объяснять особенности строения рельефа суши;

• описывать погоду своей местности.  

                        Содержание учебного предмета.

Тема I. Что изучает география (2 ч).

    Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

     Практическая  работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

    Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

    География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.

   Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод .Статистический метод.

    Тема II. Как люди открывали Землю (2ч)

    Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия  Средневековья.

   Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

   Открытия русских путешественников.  Открытие и освоение Севера Новгородцами и поморами. «Хождение за три моря» Освоение Сибири

  Практическая работа № 2. Работа на контурной карте: географические открытия древности и Средневековья.

    Тема III. Земля во Вселенной (5ч) 

    Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная. Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

   Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Н. Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем.  Современные представления о строении Вселенной.

    Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

    Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

    Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

    Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

     Уникальная планета— Земля. Земля-планета жизни:благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

    Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин.

    Тема IV. Виды изображений поверхности Земли (2ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование  по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана

 Тема V. Природа Земли (5ч) 

        Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные представления  о возникновении Солнца и планет.

 Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри?  Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. землетрясения, вулканы. В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

 Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. 

 Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан.  Воды суши. Вода в атмосфере.

 Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

 Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

 Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы.  Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговый контроль по курсу 5 класса(1 ч)

Практические работы

 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

2. Работа на контурной карте: географические открытия древности и средневековья.

3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

 4. Самостоятельное построение простейшего плана.

 5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

Планируемые результаты освоения ООП

Ученик  научится: 

  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико- ориентированных задач;

  анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

 представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

 Ученик  получит возможность научиться:

 ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  строить простые планы местности;

 создавать простейшие географические карты различного содержания;

  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

 проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении концепции устойчивого развития.

 Методическое обеспечение.

УМК

•  География. Начальный курс.5 кл.: учебник/ Баринова И.И, Плешаков А.А., Соснин Н.И. –М.: Дрофа, 2016.

•   Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс: Методическое пособие для учителей. М.: Дрофа, 2012.

•  Баринова И. И. Начальный курс географии. 5 кл.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт /И. И. Баринова, Т. А. Карташева, В. Г. Суслов. — М.,Дрофа, 2012 

•   Бургасова Н.Е., Банников С.В., Кошевой В.А. География. 5–6 класс. Программно-диагностический материал по курсу. Учебное пособие. М.: Интеллект-Центр, 2012.

•  География.5-9 классы.Рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост.  С.В. Курчина-М.:Дрофа,2013

•  Рабочие программы. География. 5–9 классы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. С.В. Курчина. М.: Дрофа, 2013. 15. Савельева Л.Е.

 Учебное и учебно-методическое обеспечение:

• печатные пособия (демонстрационные печатные пособия для оформления кабинета и др.);

• информационно-коммуникативные средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учителя к уроку);

• технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя географии);

• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (модели и приборы для демонстраций учителя, комплекты по темам курса географии для практических работ и оборудование для организации практической работы в малых группах учащихся);

 • натуральные объекты (необходимые коллекции и гербарии).

Список используемой литературы

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

2.География: Формирование универсальных учебных действий 5-9 классы. Методическое пособие /Е.А. Беловолова. М.: Вентана-Граф, 2013.

3.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

4. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2011

 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся.

6. Справочник учителя географии / Авт.-сост. А.Д. Ступникова и др. В.: Учитель, 2012.

 7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 Об образовании в Российской Федерации.

Сайты

 1. Национальная образовательная инициатива Наша новая школа: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591 

2. Приоритетный национальный проект Образование: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/pnpo

3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286  

4. Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

5. Сайт ИЦ «Вентана- Граф» (http://www.vgt.ru/pedagogu/Metod.aspx)/

6. Сайт «Гео-кластер»( http://www.cluster-class.ru).

 7. Сайт Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru.

 8. Сайт Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru_

 Мультимедийное пособие .  Начальный курс географии. -Уроки географии (Кирилла и Мефодия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 5 класса к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс"

Представляю вашему вниманию  рабочую программу по географии для 5 класса по ФГОСу второго поколения. Линия учебников издательства "Дрофа" под редакцией В.П. Дронова. Учебник И.И. Баринов, А.А. Пл...

Программа и тематическое планирование по географии 5 класс (по учебнику И.И. Бариновой, А.Л. Плешакова, Н.И. Сонина)

Программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по учебнику И.И.Бариновой. А.А.Плешакова

Урок по теме: "План местности и географическая карта" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

Практикум по географии в 5 классе ( к учебнику И.И.Баринова,А.А.Плешаков,Н.Н.Сонин)

Дается перечень и описание практических работ при изучении географии в 5 классе....