Программа и тематическое планирование по географии 5 класс (по учебнику И.И. Бариновой, А.Л. Плешакова, Н.И. Сонина)
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Плешакова Любовь Викторовна
Программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.Л. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2012).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

Наименование раздела программы

Тема урока

Всего часов

Количество часов, из них на выполнение практической части программы

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)

Дата

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

УУД

Практ. работы (тема)

Контрольные и диагностические работы (тема)

план

факт

Что изучает география

3

-

1

Мир, в котором мы живем.

1

Стартовая диагностическая работа

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля

Развитие

личностной

рефлексии,

толерантности

Науки о природе. География — наука о Земле.

1

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.  Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии

Научиться объяснять значение понятий тело и вещество, называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию

Коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме, выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук,  выявлять различия двух частей географии

Формирование мотивации в изучении наук о природе,  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Методы географических исследований

1

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географи-ческий метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Как люди открывали Землю

5

2

1

Географические открытия древности и Средневековья

1

№1 «Важнейшие открытия древности и Средневековья»

Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические

открытия Средневековья.  Практ. работа № 1. Работа с контурной картой, учебником, диском

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Регулятивные: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тесте учебника). Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества

Формирование целостного мировоззрения

Важнейшие географические открытия

1

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий

Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

6-7

Открытия русских путешественников

2

№2 « Важнейшие географические открытия»

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три

моря». Освоение Сибири. Практ. работа №2. 

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках

Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Обощение знаний по разделу « Как люди открывали Землю»

1

Тестирование.

Обобщение и практическая отработка  знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю».

Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Земля во Вселенной

9

-

1

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной

Научиться читать и понимать текст

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.  Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Формирование навыков организации своей деятельности в группе

Соседи Солнца

1

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс

Научиться составлять характеристику планет по плану

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет

Формирование познавательного интереса к предмету изучения

Планеты - гиганты и маленький Плутон

1

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон

Научиться выделять признаки планет

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры

1

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел

Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Мир Звезд

1

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия

Научиться находить на звездном небе созвездия

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.  Познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Уникальная планета – Земля

1

Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Современные исследования космоса

1

Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин

Научиться составлять презентацию о космонавтах

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: изучить важнейшие события в освоении космоса

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Обощение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1

Тестирование.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной».

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Виды изображений поверхности  Земли

4

2

1

Стороны горизонта. Ориентирование

1

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.  Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

Научиться определять стороны горизонта,  ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

План местности и географическая карта

1

Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Виды съемки местности для построения плана местности.  Практ. работа №3.

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: сравнивать план местности

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности.

1

№3 « Ориентирование по компасу»

Обобщение по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

1

№4 «Построение простейшего плана местности»

Практ. работа №4. 

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Природа Земли

14

-

2

Как возникла Земля

1

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Внутреннее строение Земли

1

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию

Землетрясения и вулканы

1

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор

Научиться обозначать объекты на контурной карте

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

Формирование навыков самоанализа и самокоррек- ции учебной деятельности

Путешествие по материкам

1

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать природу шести материков Земли

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Вода на Земле

1

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере

Научиться подписывать реки на контурной карте

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе

Обощение знаний по темам «Литосфера и гидросфера»

1

Тестирование.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по темам «Литосфера и гидросфера».

Научиться называть признаки изучаемых понятий

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать воды суши

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Воздушная одежда Земли

1

Состав атмосферы. Движение воздуха.

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли»

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера — кухня погоды»

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Облака. Явления в атмосфере. Беспокойная атмосфера.

1

Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера

Живая оболочка Земли

1

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Почва - особое природное тело

1

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

Научиться определять тип почв по натуральным образцам

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва — особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Человек и природа

1

Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Итоговая контрольная работа

1

по разделу «Природа Земли»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли».  

Научиться самодиагностике

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Формирование навыков самодиагностики и са- мокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя

Итоговый урок

1

Интеллектуальная игра

Научиться самодиагностике и самокоррек- ции

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Формирование навыков самоанализа и самокор- рекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности

Резервное время

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 10-11 класса (учебник Максаковского В.П.)

В материале представлена рабочая программа по географии к учебнику Максаковского В.П. для 10-11 класса (1 час в неделю). Кроме того есть и примерное календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии для 5 класса к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс"

Представляю вашему вниманию  рабочую программу по географии для 5 класса по ФГОСу второго поколения. Линия учебников издательства "Дрофа" под редакцией В.П. Дронова. Учебник И.И. Баринов, А.А. Пл...

Пояснительная записка к курсу "География. Начальный курс. 5 класс." к учебнику Н.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина

Пояснительная записка разработана к курсу географии 5 класса в рамках реализации программы ФГОС к линии УМК И.И. Бариновой.Рабочая программа разработана в соответствии с локальным актом образовательно...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по учебнику И.И.Бариновой. А.А.Плешакова

Урок по теме: "План местности и географическая карта" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

Практикум по географии в 5 классе ( к учебнику И.И.Баринова,А.А.Плешаков,Н.Н.Сонин)

Дается перечень и описание практических работ при изучении географии в 5 классе....