Атмосфера. Строение и состав
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Рыбас Ирина Николаевна

Атмосфера. Строение и состав. Происхождение атмосферы. Значение атмосферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Атмосфера27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Атмосфера: строение, значение, изучение

Цели: формирование понятия «атмосфера», ее строения, вещественного состава и значения, уникальности нашей планеты.

Тип урока: Комбинированный

Планируемые результаты:

А) предметные –формирование знаний о географической оболочке атмосфера как об источнике существования жизни. Ввести понятие «атмосфера»

Б) метапредметные –формирование компетенци в ходе выполнения работы по определению местоположения географических объектов на картах.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения

7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, дидактический раздаточный материал


Ход урока

Мотивация познавательной деятельности .

Активизация учащихся

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Пусть он всем пойдет вам впрок, Будем слушать, отвечать, Работать с текстом и играть. Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде. А что пожелаете вы друг другу (ответ каждой группы)

И начнем мы наш урок с загадки.

Есть ли, дети, одеяло ,Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватало, Да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?!

О чем идет речь? Как в географии называют воздушную оболочку Земли? (атмосфера). Атмосфера – газовая оболочка земли.(атмо- пар, сфера – шар) Сегодня мы поговорим об атмосфере. Что вы знаете о воздушной оболочке земли? Давайте с вами сформулируем цель нашего урока. Запишем название темы в тетради. (Атмосфера и её строение)

План урока:

Располагаем задания так, чтобы выполнялись сначала простые задания, они помещены в нижней части доски, по мере их выполнения убираем с доски освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше.

4. Значение атмосферы.

3. Происхождение атмосферы.

2. Состав и строение атмосферы.

1. Атмосфера – воздушная оболочка. 

Вот эти пункты плана и будут нашими с вами основными опорными пунктами работы на уроке. И те знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при изучении географии, но и в повседневной жизни, так как вопрос о погоде нас волнует каждый день. А погода формируется как раз в атмосфере.

Изучение нового материала.

1. Состав атмосферы.

А что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь) Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит, что в нем есть такого, почему нам тяжело дышать?

Воздух, как известно, это смесь газов. Из каких газов он состоит? Давайте вспомним из курса уроков природоведения.

 Слой снегов, дождей и ветров –
Атмосферы слой живой,
Восемнадцать километров
Этот самый нижний слой.
Есть здесь всё, но в большей мере –
Кислород, азот,
В малых долях – йод и гелий,
Водород, неон, радон.

Все, что вы мне назвали, можно изобразить в виде круговой диаграммы.  Составьте круговую диаграмму,  в которой выразите процентный состав газовой смеси воздуха . 

Анализ диаграммы.

В атмосфере больше всего, какого газа? (78% азота)

Каково значение азота? (азот входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений)

Сколько процентов приходится на кислород? (21%)

Каково значение кислорода? (без кислорода невозможно дыхание, горение, окислительные процессы)

1% приходится на другие газы.

Невелико содержание углекислого газа, всего 0,1%,?

Каково значение углекислого газа? (он важен для жизни на Земле: его используют зелёные растения для фотосинтеза, он и «утеплитель» Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение )

2. Строение атмосферы.

Строение атмосферы учитель зачитывает текст ученики называют слой атмосферы и заполняют таблицу.

Как вы думаете, а толстая ли шапка у атмосферы?

Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои вы сейчас узнаете. Для этого вы поработаете в группах. Для каждой группы будет свое задание. 

1группа. Тропосфера.

Прочитайте    часть текста о тропосфере стр. 104-105 и заполните таблицу:

Мощность слоя

температура

Что происходит в этом слое

2группа. Стратосфера

 Прочитайте    часть текста о стратосфере и заполните таблицу:

Мощность слоя

температура

Что происходит в этом слое

3группа. Верхние слои атмосферы.

Прочитайте    часть текста о верхних слоях атмосферы и заполните таблицу:

Мощность слоя

температура

Что происходит в этом слое

4.  Изменение температуры воздуха с высотой.

Сейчас будем учиться решать задачи на определение температуры воздуха.

Как в тропосфере изменяется температура с высотой?

Вертикальный градиент температуры – это понижение температуры на 0,6 градусов на каждые 100 м.

Будет ли лежать снег на вершине г. Памира, высота 7495 м, если температура воздуха в июле у подножия составляет +36 градусов?

Высоту 7495м округлим до 7500 м.

1) Узнаем, сколько раз по 1000 м содержится в 7500 м.

7500: 1000 = 7,5 раз

2) На сколько градусов понижается температура с высотой?

-6 .7,5 раз = - 45 градусов

3) Узнаем какая температура на вершине Памира?

- 45+36= -9 градусов

Снег на вершине Памира будет, так как даже при температуре +36 градусов на вершине -9 градусов. 

3. Происхождение атмосферы.  

Ребята, давайте посмотрим на план характеристики, что у нас еще осталось не изученным? 

А происхождение атмосферы мы начнем с краткой исторической справки. О том, когда она появилась  и кто первым ввел это понятие(Термин атмосфера ввел М.Ломоносов.) в науку, расскажет как появилась атмосфера нам …(опережающее домашнее задание).

Из этого рассказа нам есть что записать в тетрадь.

Физминутка .

Осторожно ветер,

За калитку вышел (руки вверх, махи руками)

Постучал в окошко ( по парте)

Пробежал по крыше (перебрать пальчиками по карте)

Покачал тихонько ветками черемух.

Пожурил за что-то воробьев знакомых.

Значение атмосферы

Можно ли обойтись без атмосферы? 

Опыт 1Давайте проведем эксперимент: закройте глаза и зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать

- Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

Опыт 2. Наденьте шапку и скажите, для чего она нужна? Для защиты- Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности Земли.

Для нагревания, терморегуляция.

- Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как например, поверхность Меркурия или Луны .

Опыт 3. Наденьте солнцезащитные очки, для чего вы это делаете?

- Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма.

Для обобщения значения атмосферы поработаем в группах.  Каждая группа получает карточки с текстом, выдержками из статей и т.д – ваша задача – на основе этого сделать вывод о значении атмосферы. Слушают краткую историческую справку и записывают информацию в тетрадь.

 И так, что у вас получилось? Результаты работы перенесем в тетрадь.

 Приложение1.

 Атмосфера — безбрежный воздушный океан, это самая верхняя, самая легкая, наиболее подвижная и непостоянная оболочка нашей планеты. Роль ее в жизни Земли и человека огромна. Вы уже знаете, что воздух нужен людям, животным и растениям для дыхания. Атмосфера — это невидимая «броня» планеты. Она предохраняет планету от «бомбардировки» метеоритов, она обладает чудесным свойством избирательно пропускать через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживать большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Эту роль выполняет озоновый слой. Озон концентрируется на высоте 20—25 км.

Приложение 2.

Атмосфера — это мир звуков, мягких переходов от света к тени. Без нее Земля превратилась бы в безжизненную пустыню, подобную поверхности Луны. Без атмосферы не было бы ни мира звуков, ни озер, ни рек, а голубое небо, которым мы наслаждаемся, стало бы мрачным, черным.

Атмосфера — «одежда» Земли. Отдаваемое земной поверхностью тепло беспрепятственно уходило бы в космос, если бы в атмосфере не было примесей: водяного пара, углекислого газа и других. Эти примеси задерживают уходящее от Земли тепло, в результате чего происходит нагрев поверхности и нижних слоев воздуха, возникает явление парникового эффекта. Благодаря ему средняя температура воздуха у поверхности Земли поднялась на 38 °С и составляет в настоящее время +15°С. Такие температуры благоприятны для жизни.

— благодаря газообразной оболочке поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как, например, поверхность Луны, лишенная атмосферы;

Приложение 3

— атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности планеты;

— озоновый экран (озоносфера) защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, большая доза которых губительна для организма;

— кислород, содержащийся в атмосфере, необходим всем живым организмам для дыхания. Атмосфера – газовая оболочка Земли, именно благодаря атмосфере стало возможным зарождение и дальнейшее развитие жизни на нашей планете. Значение атмосферы для Земли колоссально – исчезнет атмосфера, исчезнет планета

Атмосферный воздух является источником дыхания человека, животных и растительности, сырьём для действий горения и синтеза химических веществ; это материал, который применяется для остывания различных промышленных и транспортных установок, а также среда, в которую выбрасываются отходы жизнедеятельности человека, высших и низших животных и растений.

 - за счет газообразной оболочки поверхность планеты не нагревается днем и не остывает резко ночью;

 - регуляция теплового режима Земли, атмосфера защищает Землю от метеоритов, немалая пункт которых сгорает, не долетая до поверхности планеты;

 - озоновый экран (озоносфера) защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, огромная доза которых губительна для организма;

 

- кислород, содержащийся в атмосфере, необходим всем живым организмам для дыхания.

 - среда для распространения звука.

Итог урока: учащиеся должны оценить  свою работу на уроке на листе контроля.

Мне удалось :

Меня удивило :

Мне понравилось :

Мне не понравилось:….

Мне не удавалось:……….

Я хотел бы узнать о :

Домашнее задание:  пар.39


















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Атмосфера: строение, значение, изучение, охрана».

Разработка урока географии для 6 класса «Атмосфера строение, значение, изучение, охрана».Цель урока: сформировать знания учащихся  об атмосфере;  дать представление о ее составе, строении, з...

«Атмосфера: строение , значение , изучение.»

Конспект урока можно использовать при подготовке к уроку географии в 6 классе....

Атмосфера: строение, значение, изучение

-Сформировать представление о значении атмосферы: ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы;-  Познакомить с исследованием атм...

конспект урока на тему: Атмосфера, строение, значение

разработка конспекта урока для 6 класса...

План конспект урока географии « Атмосфера Земли, её состав и строение»

Тема: Атмосфера Земли, её состав и строение . Атмосферное давление. Урок №17.         Базовый учебник.География: Начальный курс: 5 класс: учебник для учащ...

Технологическая карта по географии 6 класс: Строение и состав атмосферы.

Технологическая карта по географии дает возможность проводить уроки по федеральным стандартам....