Рабочая программа по географии (классическая линия) 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Егоркина Галина Константиновна

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования, Основной образовательной программы Школы, Примерной программы основного общего образования по географии 5-9 классы (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин), авторской программы «География. Начальный курс. 5 класс» (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин), Федерального перечня учебников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.pr_.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г. ПРОЛЕТАРСК ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ НИСАНОВА ХАИМА ДАВИДОВИЧА  Г.ПРОЛЕТАРСКА  ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ДЛЯ      5    КЛАССА

«ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»

КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ  БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 35

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ И. И. БАРИНОВОЙ, А. А. ПЛЕШАКОВА, Н. И. СОНИНА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС»

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДРОФА»

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

ЕГОРКИНА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

ПЕД. СТАЖ – 22 ГОДА

г. Пролетарск

2015-2016 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ФГОС основного общего образования, принятый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г., зарегистрированным Минюстом РФ за № 19 644 от 01.02.2011 г., предусматривает изучение географии с 5 по 9 класс.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования, Основной образовательной программы Школы, Примерной программы основного общего образования по географии 5-9 классы (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин), авторской программы «География. Начальный курс. 5 класс» (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин), Федерального перечня учебников на 2014-2015 уч.год .

Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс - география планеты, с 8 по 9 класс - география России.

Основными целями курса являются:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека;
  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

 предметный уровень

  • пробудить интерес к естественно-научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы;
  • познакомить с таким важным источником географической информации, как карта;
  • начать формирование картографической компетенции учащихся;
  • формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.

метапредметный уровень

  • научить планировать свою деятельность;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • оценивать работу одноклассников.

личностный уровень

  • продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» - это первый (начальный) курс географии в основной школе. За весьма непродолжительное время необходимо познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов - географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников.

Данная линия учебников называется классической, поскольку именно эти учебники удачно сочетают лучшие традиции отечественной дидактики и педагогические инновации, фундаментальные географические знания и новые педагогические технологии.

Отличительные черты учебников данной линии:

  • научная достоверность материала;
  • постепенное усложнение уровня подачи теоретического материала в соответствии с возрастными особенностями школьников;
  • четкое определение основного и второстепенного материала;
  • доступный, четкий стиль изложения материала;
  • объемный и системный методический аппарат, позволяющий:
  • развивать познавательный интерес школьников как к предмету, так и к учебному процессу;
  • формировать достоверную географическую картину мира;
  • развивать познавательную и коммуникативную деятельность, самостоятельность личности;
  • формировать универсальные учебные действия.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Новый ФГОС не ориентирован на утвержденный базисный учебный план, который прописывает количество часов на отдельные школьные предметы. ФГОС предусматривает минимальный и максимальный объем учебной нагрузки учащихся основной школы за 5 лет (5267 и 6020 часов соответственно), состав и структуру предметных областей, изучаемых с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится 272 часа из расчета: 1 час в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в неделю в 7, 8 и 9 классах.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Структура курса

   

МОДУЛЬ (ГЛАВА)

Количество часов

1.

Что изучает география

5

2.

Как люди открывали Землю

5

3.

Земля во Вселенной

9

4.

Виды изображений поверхности Земли

5

5.

Природа Земли

10

Перечень практических работ

Модуль (глава)

Тема

Как люди открывали Землю

1

Важнейшие открытия древности и Средневековья.

2

Важнейшие географические открытия.

Виды изображений поверхности Земли

3

Ориентирование по компасу.

4

Составление простейшего плана местности.

Природа Земли

5

Сейсмоактивные зоны Земли.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой  природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры географических объектов;
  • называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  • объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествии разного времени и периодов;
  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • работать с компасом;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практическая работа № 5.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий:«литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
  • показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;
  • описывать погоду своей местности.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • составлять описания объектов; составлять простой план;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- основами экологической культуры.

В программу внесены следующие изменения:

В разделе «Виды изображения земной поверхности для усвоения теоретического материала необходимо выполнить большое количество практических заданий, причем некоторые из них - на местности. В рамках отведенного программой времени на изучение этого раздела (4 часа) сделать это весьма затруднительно. Поэтому количество часов увеличено до 6: 1 час за счет резервного времени, 1 час за счет объединения тем «Стороны горизонта» и «Ориентирование» (т.к. в начальных классах подробно рассматриваются данные темы). Тема «План местности и географическая карта» разбиты на две самостоятельные темы урока за счет резервного времени. Данные изменения являются наиболее рациональными, т.к. изучение этого раздела закладывает основы картографической грамотности, которые, развиваясь в последующих курсах школьной географии, постепенно трансформируются в картографическую компетентность и картографическую культуру.

Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы

МОДУЛЬ

КОМПЕТЕНЦИИ

Что изучает география

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры географических объектов;
  • называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  • объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю

Учащийся должен уметь:

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Земля во Вселенной

Учащийся должен уметь:

  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • называть планеты земной группы и планеты- гиганты;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Виды изображений поверхности Земли

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
  • приводить не менее трех-четырех отличий плана местности, карты и глобуса (по масштабу, изображению элементов градусной сетки, содержанию и др.);
  • называть (показывать) и объяснять особенности элементов градусной сетки;
  • читать (распознавать) условные знаки, описывать поверхность Земли, изображенную на плане, карте, глобусе;
  • определять на плане, карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек, географические координаты;
  • определять направления сторон горизонта по компасу, солнцу, местным признакам и ориентироваться на местности;
  • определять на местности направления, расстояния (различными способами), высоту точек и местоположение географических объектов;
  • составлять простейший план местности (класса, комнаты).

Природа Земли

Учащийся должен уметь:

объяснять своими словами суть основных понятий;

описывать внутреннее строение Земли, называть основные методы изучения ее недр;

объяснять причины возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма;

показывать изучаемые географические объекты на карте;

сопоставлять (сравнивать) оболочки Земли, определять отличие биосферы от других оболочек;

приводить примеры хозяйственной деятельности человека, положительно и отрицательно влияющей на природу.

Возможности углубленного изучения темы для обучающихся с повышенной мотивацией к предмету

Модуль

Возможность углубления

Раздел 1. Что изучает география

Обосновывают возможность и рациональность применения методов географических ученых древности в век компьютерных технологий

Раздел 2. Как люди открывали землю

Объясняют значение экспедиций, совершенных в различные исторические эпохи

Раздел 3. Земля во Вселенной

Сравнивают систему мира, созданную Коперником, и современную модель Вселенной, устанавливая черты сходства и отличия

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли

Объяснять различие в изображении одной и той же местности на аэрофотоснимке и плане.

Приводить примеры искажения изображений на карте.

Объяснять различие в изображении меридианов и параллелей на глобусе и карте.

Раздел 5. Природа Земли

Описывать картину землетрясения, извержения вулкана.

Описывать свой населенный пункт (или его часть), включая основные виды хозяйственной деятельности и быт населения; один из населенных пунктов по плану местности.

Приводить примеры проявления мирового круговорота в своей местности.

Приводить примеры воздействия живых организмов на земную кору, гидросферу, атмосферу.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КЛАСС      5а                                                                                                                                                                         УЧИТЕЛЬ   Егоркина Г.К.

Дата

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума (основные понятия и термины)

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат урока)

Методы и формы учебной деятельности

Практические работы

Домашнее

задание

Тема 1. Что изучает география (5ч)

5.09

1

1

Мир, в котором мы живем

Урок изучения нового

Живая природа; неживая природа; явления природы: физические, биологические.

Знакомство с новым предметом «География» и новым учебником. Закрепление метапредметных умений работать с учебником. Формирование предметного умения работать с учебником географии.

Объяснительно-иллюстративный. Эвристическая беседа.

§1

12.09

2

1

Науки о природе

Урок изучения нового

Естественные науки: астрономия, физика, химия, география, биология, экология.

Развитие метапредметных умений анализировать текст и иллюстрации учебника.

Эвристическая беседа. Анализ текста и иллюстраций учебника.

§2

19.09

3

1

География - наука о Земле

Урок изучения нового

Физическая география; социально-экономическая география; геоморфология; демография; биогеография; инженерная география; медицинская география; историческая география; военная география; картография; геология; климатология; океанология.

Формирование представления о двух основных ветвях географии. Формирование предметного умения анализировать иллюстрации учебника географии.

Эвристическая беседа. Анализ текста и иллюстраций учебника.

§3

26.09

4

1

Методы географических исследований

Комбинированный

Методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.

Основное содержание. Специальными методами географических исследований являются географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический и статистический методы.

Развитие метапредметного умения выделять главное в изучаемом материале.

Эвристическая беседа. Рассказ учителя.

§4

3.10

5

1

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Обобщающий урок

Живая природа; неживая природа; явления природы: физические, биологические; естественные науки; астрономия, физика, химия, география, биология, экология; физическая география; социально-экономическая география; методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.

Закрепление ранее сформированных метапредметных и предметных умений.

Беседа. Подведение итогов.

§1-4 повт.

                       

   Тема 2. Как люди открывали Землю (5ч)

10.10

6

1

Географические открытия древности и Средневековья

Урок изучения нового

Геродот, Пифей, Эратосфен, Марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гама.

Формирование предметного умения работать с контурной картой. Выполнение практической работы № 1.

Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.

1.Важнейшие открытия древности и Средневеко-

вья.

§5

17.10

7

1

Важнейшие географические открытия

Комбинированный урок (урок-путешествие, урок в игровой форме)

Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Виллем Янсзон, Джеймс Кук, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев.

Формирование пространственных представлений у пятиклассников. Развитие предметного умения работать с контурной картой.

Урок- путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.

§6

24.10

8

1

Открытия русских путешественников

Урок изучения нового в игровой форме (урок-путешествие)

Афанасий Никитин, Ермак Тимофеевич, С. И. Дежнев, Витус Беринг, А. И. Чириков.

Формирование метапредметного умения создавать простейшие презентации по материалам учебника.

Урок- путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом .

§7

31.10

9

1

Открытия русских путешественников

Урок-практикум

Афанасий Никитин, Ермак Тимофеевич, С. И. Дежнев, Витус Беринг, А. И. Чириков.

Выполнение практической работы № 2 по материалу предыдущего урока.

Работа с учебником, атласом и контурными картами.

2. Важнейшие географичес-

кие открытия.

§7

14.11

10

1

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

Обобщающий урок

Финикийцы первыми обогнули Африку. Геродот оставил описание многих стран. Пифей нашел путь к Британским островам. Эратосфен дал название науке - «география», измерил окружность Земли. Арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай. Удивительное путешествие венецианского купц а Марко Поло. Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африки, а Васко да Гама доплыл до Индии.

Америка была открыта в 1492 г. Христофором Колумбом. Первое кругосветное путешествие совершил Фернан Магеллан. Австралию открыл в 1606 г. голландец Виллем Янсзон, а Антарктиду в 1820 г. — русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев.

Первыми исследователями севера Европы и Азии были новгородцы. А. Никитин одним из первых европейцев посетил Индию. С. И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В. Беринг и А. Чириков открыли северо-западные берега Америки.

Закрепление ранее сформированных метапредметных и предметных умений.

Эвристическая беседа. Подведение итогов

§5-7 повт

Тема 3. Земля во Вселенной  (9ч)

21.11

11

1

Как древние люди представляли себе Вселенную

Урок изучения нового

Вселенная — это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль. Современные представления о строении Вселенной.

Пифагор, Аристотель, Птолемей.

Знакомство с представлениями древних народов о строении Вселенной. Развитие метапредметных умений анализировать текст учебника и рассказ учителя, выделять главное.

Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью

§8

28.11

12

1

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Комбинированный урок

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Уильям Гершель.

Формирование представления о развитии системы знаний о нашей планете и Вселенной. Формирование предметных умений самостоятельно анализировать текст и составлять логичный рассказ, используя разные источники географической информации.

Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Беседа. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью.

§9

5.12

13

1

Соседи Солнца

Урок изучения нового

Солнечная система; планета, планеты земной группы. М. В. Ломоносов

Углубление знаний о планетах Солнечной системы. Развитие приемов смыслового чтения и построения логических рассуждений.

Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Коллективная работа учащихся с учебником и рабочей тетрадью

§10

12.12

14

1

Планеты-гиганты и маленький Плутон

Комбинированный урок.

Планеты-гиганты - Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон – планета-карлик

Расширение знаний о планетах Солнечной системы. Развитие метапредметных умений самостоятельно анализировать текст и иллюстрации учебника, делать умозаключения.

Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Работа в группах.

§11

19.12

15

1

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Урок изучения нового

Астероид; комета; метеор, метеорит

Формирование представления о небесных телах. Развитие метапредметных умений анализировать и сопоставлять материал

Объяснительно-иллюстративный. Групповая и индивидуальная работа.

§12

26.12

16

1

Мир звезд

Урок изучения нового

Звезды: сверхгиганты, гиганты, карлики; созвездие

Формирование представлений о многообразии звезд, о важности знаний о звездах для практической жизни людей. Формирование предметных умений наблюдать за звездным небом, находить созвездия - Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду

Беседа. Рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию.

§13

16.01

17

1

Уникальная планета - Земля

Комбинированный урок

Земля — уникальная планета. В настоящее время из всех планет Солнечной системы только на ней обнаружена жизнь. Существованию живого способствует ряд особенностей Земли: определенное расстояние от Солнца, скорость вращения вокруг собственной оси (один оборот за 24 часа), наличие воздушной оболочки (атмосферы) и больших запасов воды, существование почвы. Озоновый слой атмосферы.

Формирование предметного умения объяснять причины уникальности планеты Земля. Формирование метапредметных умений анализировать и обобщать материал

Проверка знаний (возможна взаимопроверка в парах или четверках). Эвристическая беседа

§14

23.01

18

1

Современные исследования космоса

Комбинированный урок

Телескоп; ракета. К. Э. Циолковский, С. П. Королев, Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова, А. А. Леонов, Нил Армстронг.

Формирование представления о достижениях нашей страны в освоении космоса. Развитие метапредметного умения представлять свою презентацию по теме.

Рассказ учителя. Работа в группах над рубрикой «Некоторые важнейшие даты освоения космоса» (с. 75- 76 учебника).

§15

30.01

19

1

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Урок закрепления и проверки знаний и умений

Вселенная; галактика; Солнечная система; планета; астероид; комета; метеор; метеорит; звезды: сверхгиганты, гиганты, карлики; созвездие; телескоп; ракета.

Закрепление метапредметных умений: анализировать текст; сопоставлять факты и делать выводы; составлять логичный рассказ по заданной теме (проблеме); оценивать знания и умения - свои и одноклассников

Беседа по теме. Подведение итогов. Тестирование. Решение творческих задач.

§8-15 повт.

                     

Тема 4. История открытия и освоения Земли (6ч)

6.02

20

1

Стороны горизонта. Ориентирование

Урок изучения нового

Горизонт; линия горизонта; стороны горизонта: основные, промежуточные; ориентирование. Компас

Развитие предметных, практических умений определять основные стороны горизонта по компасу и местным признакам

Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей тетрадью.

§16-17

13.02

21

1

Ориентирование

Урок-практикум

Способы ориентирования на местности. Компас

Развитие предметного умения работать с компасом

Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся.

3. Ориентирова-

ние по компасу

§16-17

20.02

22

1

План местности

Урок изучения нового

План местности; условные знаки

Формирование представлений о плане местности. Формирование предметных умений читать условные знаки плана, составлять рассказ о местности, изображенной на нем.

Мини-лекция учителя. Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом.

§18 с.83-85

27.02

23

1

План местности

Урок-практикум

План местности; условные знаки; масштаб

Закрепление и отработка предметных умений самостоятельно составлять простейший план местности.

Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников.

4. Составление простейшего плана местности

§18 с.83-85

5.03

24

Географическая карта

Урок изучения нового

Географическая карта; градусная сеть; меридиан; начальный меридиан; параллель; экватор.

Формирование представлений о карте

Мини-лекция учителя. Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников.

§18

12.03

25

1

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Урок закрепления и проверки знаний и умений

Горизонт; линия горизонта; стороны горизонта: основные, промежуточные; ориентирование; компас; план местности; условные знаки; масштаб; географическая карта; градусная сеть; меридиан; начальный меридиан; параллель; экватор.

Закрепление и отработка предметных умений работать с компасом, ориентироваться на местности, читать план и карту, самостоятельно составлять простейший план местности.

Тестирование. Решение творческих задач.

§16-18 повт.

Тема 5. Природа Земли (5ч)

19.03

26

1

Как возникла Земля

Урок изучения нового

Первые научные предпложения о возникновении Земли. Гипотезы И. Канта, П. Лапласа, О. Ю. Шмидта о происхождении Земли и всей Солнечной системы.

Формирование представления о гипотезах происхождения планеты Земля. Развитие метапредметных умений анализировать и синтезировать материал

Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником.

§19

2.04

27

1

Внутреннее строение Земли

Урок изучения нового

Ядро; мантия; литосфера, земная кора, горные породы: магматические, осадочные, метаморфические; минерал; полезные ископаемые; плита

Формирование представлений о земной коре, горных породах и минералах

Объяснительно-иллюстративный. Групповая и индивидуальная работа.

§20

9.04

28

1

Землетрясения и вулканы

Комбинированный урок

Землетрясение; сейсмически активный район; очаг землетрясения; эпицентр; вулканы: конические, щитовые, действующие, потухшие; кратер; жерло; очаг; магма; лава; вулканические бомбы.

Формирование представления о сейсмоактивных зонах Земли. Формирование предметных умений показывать эти зоны на карте и обозначать на контурной карте. Выполнение практической работы № 5.

Тестовый контроль по материалу предыдущего урока. Объяснительно-иллюстративный — образный рассказ учителя. Работа с учебником.

5. Сейсмоактивные зоны Земли

§21

16.04

29

1

Путешествие по материкам

Урок изучения нового в игровой форме (урок-путешествие).

Материк (континент), остров, часть света, архипелаг

Развитие предметного умения показывать объекты на карте (в частности, материки Земли).

Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Работа в группах по составлению географического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме: викторина «Самое-самое на моем материке».

§22

23.04

30

1

Вода на Земле

Урок изучения нового

Гидросфера; океан; море; воды суши; ледник; айсберг; подземные воды; источник (родник, ключ).

Формирование представления о составе гидросферы. Развитие предметного умения показывать объекты на карте (в данном случае - части гидросферы). Формирование убеждения в необходимости бережного отношения к воде.

Эвристическая беседа. Работа с учебником и тетрадью.

§23

30.04

31

1

Воздушная одежда Земли

Урок изучения нового

Атмосфера; ветер; облака: перистые, слоистые, кучевые; осадки: жидкие, твердые; гроза; молния, гром; погода; климат; ураган (тайфун); смерч (торнадо).

Формирование представлений о составе и строении атмосферы, о ее влиянии на жизнь людей.

Объяснительно-иллюстративный

§24

7.05

32

1

Живая оболочка Земли.

Урок изучения нового

Биосфера. В. И. Вернадский

Формирование предметных умений сопоставлять (сравнивать) оболочки Земли, определять отличие биосферы от других оболочек.

Эвристическая беседа. Урок-дискуссия об оболочках Земли.

§25

14.05

33

1

Почва - особое природное тело

Комбинированный урок

Почва; плодородие; перегной (гумус). В. В. Докучаев.

Формирование представления о свойствах почвы. Отработка метапредметного умения составлять логичный рассказ об изученном.

Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником и тетрадью.

§26

21.05

34

1

Человек и природа.

Комбинированный урок

Красная книга; заповедник; национальный парк; заказник.

Знакомство с правилами экологически безопасного поведения в природе.

Беседа. Частично-поисковый. Урок-сотворчество. Поиск ответа на вопрос «Зачем человеку природа?».

§27

28.05

35

1

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». Итоговый урок по курсу

Обобщающий урок

Работа в группах. Тестовый контроль.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплект

        АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

1

Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И.

География. Начальный курс. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.

2014

М.: Дрофа

2

Сонин Н.И., Курчина С. В.

География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 кл.»

2014

М.: Дрофа

3

География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.

2014

М.: Дрофа

4

Рабочие программы. География. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина

2012

М.: Дрофа

География. Землеведение. 6 класс: контурные карты

2011

М.: ДИК, Дрофа

Дополнительная литература

        АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

1.

Пармузин Ю.П. Карпов Г.В.

Словарь по физической географии

1994

Просвещение

2

Максаковский В.П.

География. Справочные материалы

1995

Просвещение

3

Понурова Г.А. Душина И.В.

Методика преподавания географии

1996

Московский лицей

4

Мезенцев В.А.

Энциклопедия чудес

1969

Знание

5

Максимов Н.А.

За страницами учебника географии

1981

Просвещение

6

Погосян Х.П. Туркетти З.Л.

Атмосфера Земли. Пособие для учителя.

1970

Просвещение

7

Куприн А.М.

Занимательная картография

1989

Просвещение

8

Атлас мира. Обзорно-географический

2006

М.: Астрель-: ACT

9

Атлас мира для школьников

2009

М. : Астрель : ACT

10

В. В. Климанов, О. А. Климанова

География в таблицах. 6-10 классы : справочное пособие

2010

М.: Дрофа

11

Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова

География. 6-10 классы. Активные формы обучения : нескучные уроки, интернет-викторины

2011

Волгоград : Учитель

12

В. И. Малов

Великие географические открытия

2008.

М.: Оникс

13

Никитин Н.А.

Поурочные разработки по географии. 6 класс.

2005

М.: «ВАКО»

14

Низовцев В.А.

Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

2006

М.: Айрис-пресс

15

Данилова Е.А.

География в схемах и таблицах

2006

СПб.: Тригон

16

Пятунин В.Б.

Контрольные и проверочные работы по географии

1996

М.: Дрофа

17

Сиротин В.И.

Практические работы по географии и методика их выполнения

1997

АРКТИ

18

Перлов Л.Е.

Дидактические карточки-задания по географии

2005

М.: Экзамен

19

Зотова А.М.

Игры на уроках географии.

 6-7 классы: метод. пособие для учителя

2007

М.: Дрофа

20

Пятунин, В. Б.

Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы : методическое пособие

2002

М.: Дрофа

21

Пятунин, В. Б

Проверка и оценка результатов обучения географии : методическое пособие

2003

ACT : Астрель

22

Пятунин, В. Б.

Тестовые задания по географии. 6-10 классы

2003

М.: Просвещение

23

Шингарева, К. Б.

Солнечная система. Астрономия : атлас

200

М.: Дрофа, ДИК

24

Труднева С.Н.

География в кроссвордах

2006

М.: Дрофа

25

Блаженов В.А.

Приемы развивающего обучения географии

2006

М.: Дрофа

26

Блаженов В.А.

Географические детективы как средство развития мышления учащихся

2007

М.: Дрофа

27

Пармузин Ю.П. Карпов Г.В.

Словарь по физической географии

1994

М.: Просвещение

28

Понурова Г.А. Душина И.В.

Методика преподавания географии

1996

Московский лицей

29

Мезенцев В.А.

Энциклопедия чудес

1969

Знание

30

Максимов Н.А.

За страницами учебника географии

1981

М.: Просвещение

31

Погосян Х.П. Туркетти З.Л.

Атмосфера Земли. Пособие для учителя.

1970

М.: Просвещение

32

Куприн А.М.

Занимательная картография

1989

М.: Просвещение

33

А. Наумов

Задачи по географии

1993

Москва

Мирос

34

С.В. Кульневич

Не совсем обычный урок.

2001

Ростов-Н-Дону

Учитель

35

Сиротин В. И.

Изучение географии в 5—6 кл. в условиях перехода на новый стандарт//

2012

География и экология в школе XXI века, .№ 5

Наглядные пособия

  1. Учебная карта «Важнейшие географические открытия» (матовое, 2-стороннее лам.)
  2. Учебная карта «Зоогеографическая карта Мира» (матовое, 1-стороннее лам.)
  3. Учебная карта «Карта мира» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
  4. Учебная карта «Карта океанов» (матовое, 2-стороннее лам.)
  5. Учебная карта «Карта полушарий» (ср.школа) (матовое, 2-стороннее лам.)
  6. Учебная карта «Климатическая карта мира» (матовое, 2-стороннее лам.)
  7. Учебная карта «Политическая карта мира» 1:20млн. (матовое, 2-стороннее лам.)
  8. Учебная карта «Российская Федерация» (физическая) ср.школа (матовое, 2-стороннее лам.)
  9. Учебная карта «Строение земной коры и полезные ископаемые мира» (матовое, 2-стороннее лам.)
  10. Интерактивные карты (ИК)

Коллекции

  1. Коллекция «Минералы и горные породы» (20 видов)
  2. Коллекция «Полезные ископаемые»

Приборы и принадлежности

             Компас школьный (15шт.)

Информационно-коммуникативные средства

  1. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-6)
  2. География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М. : 1C Мультимедиа, 2005. -1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
  3. География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).
  4. «Страны мира». Географический справочник /Электронное картографическое пособие /.- М.: - ЗАО «Новый диск», 2007- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
  5. Интерактивные карты по географии. -  М. : 1C Мультимедиа, 2010.- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).

Интернет-ресурсы

www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru 

http://www.ndce.ru/

http://www.ufomistery.com
http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm
http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
http://egornature.by.ru/

http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html
http://www.vitiaz.ru/

www.videodive.ru/scl/ocean.shtml
www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  1. Называть и / или показывать:
  • отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  • основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествии разного времени и периодов;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • показывать по карте основные географические объекты;
  1. Приводить примеры:
  • географических объектов;
  • собственных путешествий, иллюстрировать их;
  1. Описывать:
  • представления древних людей о Вселенной;
  • уникальные особенности Земли как планеты;
  • погоду своей местности.
  1. Объяснять:
  • для чего изучают географию;
  • значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
  • значение понятий:        «литосфера»,        «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
  • особенности строения рельефа суши;
  1. Выполнять:
  • работать с компасом;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

•         ставить учебную задачу под руководством учителя;

•         планировать свою деятельность под руководством учителя;

•         работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

•         работать в соответствии с предложенным планом;

•         выделять главное, существенные признаки понятий;

•         участвовать в совместной деятельности;

•         высказывать суждения, подтверждая их фактами;

•         искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

•         составлять описания объектов;

•         составлять простой план;

•         работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

•         оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

•         ответственным отношением к учебе;

•         опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и

           доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

•         коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками

           в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,

           творческой деятельности;

•         основами экологической культуры.

Важной частью учебного процесса по географии в 5 классе является контроль, учет и оценка достижений  обучающихся всех компонентов содержания географического  образования (знания, умения и навыки, опыт творческой  деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).        

Контроль, учет, оценка достижений учащихся при изучении курса «География. Начальный курс» выполняет несколько функций:        

  • контролирующую (на каком уровне усвоен материал);
  • обучающую (что усвоено в курсе);
  • констатирующую (как занимался ученик по курсу);
  • уведомляющую (какой балл получил ученик);        
  • стимулирующую (поощрение к регулярным занятиям).

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.        

Основными функциями самооценки являются:

  • констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
  • побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
  • проектированная (что мне еще необходимо изучить).

Процедура самооценки по курсу «География. Начальный курс» включает в себя ряд элементов:        

  • создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов. Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений;
  • сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;
  • создание учителем эталонов для самооценивания.

В учебнике равноценную информационную функцию выполняют текст и иллюстрации, поэтому в общем объеме учебника они занимают практически равное соотношение.

Вопросы и задания в учебнике размещены достаточно традиционно: перед текстом параграфа и после него.

Вопросы перед параграфом помогут школьникам проверить знания, полученные в начальной школе, т. е. нацелены на повторение уже известного и актуализацию нового материала. Вопросы и задания после параграфа предназначены для самоконтроля, а также для более глубокого осознания нового материала. К некоторым рисункам, картам, таблицам также даны вопросы и задания. Сделано это для того, чтобы привлечь внимание учащихся к определениям, которые обязательно нужно запомнить (они даны синим шрифтом), и важным понятиям, выделенным полужирным курсивом.

Задания четко дифференцированы по уровню сложности. Первый уровень усвоения, обязательный для всех, - это задания в рубрике «Проверьте свои знания». В рубрике «Подумайте» даны более сложные задания, направленные на развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников.

После вопросов и заданий помещена ссылка на электронное приложение к учебнику, где можно найти интерактивные карты и задания, анимации и слайды по теме урока (рубрика «Обратитесь к электронному приложению»).

После каждого параграфа в виде краткого резюме даны самые основные, обязательные для усвоения знания. Этот методический прием подачи учебного материала в одинаковой степени важен и для школьника, и для учителя. Ученику он поможет проверить свои знания после изучения материала параграфа и перед опросом на следующем уроке.

Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Начальный курс» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока с выставлением оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.

Программой предусмотрено выполнение в данном курсе пяти обязательных практических работ:

  • Географические открытия древности и Средневековья.
  • Важнейшие географические открытия.
  • Ориентирование по компасу.
  • Составление простейшего плана местности.
  • Сейсмоактивные зоны Земли.

На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Оценивание знаний и умений обучающихся осуществляется по пятибалльной системе.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.        
           Исходя из поставленных целей, учитывается:        
•     Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.        
•     Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.        
•     Самостоятельность ответа.        
•     Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:         
1.    Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;         
2.    Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 
3.    Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;        
4.    Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
 Оценка "4" ставится, если ученик:         
1.    Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.         
2.    Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;         
3.    В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 
4.    Ответ самостоятельный;         
5.    Наличие неточностей в изложении географического материала;         
6.    Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;        
7.    Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;        
8.    Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;        
9.    Понимание основных географических взаимосвязей;        
10.    Знание карты и умение ей пользоваться;        
11.    При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.         
 
Оценка "3" ставится, если ученик:         
1.    Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;         
2.    Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 
3.    Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.         
4.    Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;         
5.    Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;         
6.    Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;         
7.    Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;         
8.    Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.         
9.    Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);         
10.    Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;        
11.    Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;        
12.    Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:         
1.    Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;         
2.    Не делает выводов и обобщений;         
3.    Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;         
4.    Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;         
5.    При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.         
6.    Имеются грубые ошибки  в использовании карты.        
Оценка "1" ставится, если ученик:         
1.    Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;         
2.    Полностью не усвоил материал.         
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом дается краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.          

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5"        
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.        
 
Отметка "4"        
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"        
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
        
Отметка "2"        
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.        

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.        

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.        
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Диагностические материалы

 Практическая работа №1. Важнейшие открытия древности и Средневековья.

  1. Используя текст § 5 учебника, заполните таблицу.

Важнейшие открытия древности и Средневековья

Ученый, путешественник

Где побывал и когда

Географические открытия

Геродот

Пифей

Эратосфен

Марко Поло

Бартоломео Диаш

Васко да Гама

        

  1. Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркните зеленым цветом.
  2. Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников Средневековья.

                                             

   

Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия.

  1. Используя текст § 6 учебника, заполните таблицу.

Важнейшие географические открытия

Ученый,

путешественник

Где побывал и когда

Географические

открытия

Христофор Колумб

Фернан Магеллан

Джеймс Кук

Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев

  1. Обозначьте на контурной карте маршруты великих путешественников. Подчеркните названия материков, открытых этими путешественниками.
  2. Какие методы географических исследований вы использовали, выполняя эту работу?

Практическая работа №3. Ориентирование по компасу.

  1. Рассмотрите компас. Установите его на ровную поверхность и научитесь фиксировать и отпускать стрелку компаса специальным рычажком. Отпустите стрелку компаса рычажком, дайте ей успокоиться, затем совместите главный конец стрелки с буквой С. Теперь компас сориентирован.
  2. Определите, где находится юг. Запишите предметы или объекты, находящиеся на юге.
  3. Определите, где находится восток и запад. Запишите предметы или объекты, находящиеся на востоке; на западе.
  4. Выберите какой-либо объект и определите направление на него.

Практическая работа №4. Составление простейшего плана местности.

  1. Выберите масштаб:

а) определите размер участка в метрах;

б) насколько его размер нужно уменьшить, чтобы он уместился на листке, — так вы определили масштаб плана;

в) определите, чему будут равны длина и ширина пришкольного участка на листке бумаги.

  1. Начертите контуры участка на листке.

а) Определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане стрелкой направление «север — юг»;

б) изобразите на плане здание школы, пришкольного сада, спортивной площадки при помощи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта. Условные знаки расшифруйте в тетради.

Практическая работа № 5. Сейсмоактивные зоны Земли.

  1. Обозначьте на контурной карте красной штриховкой сейсмоактивные зоны Земли. Для выполнения задания используйте карту атласа.
  2. Обозначьте на этой же контурной карте вулканы: Кракатау, Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Котопахи, Орисаба, Килиманджаро, Камерун, Этна. Подпишите их.

5а                                                                            

I четверть

Всего часов – 9

п/р  -    2            

II четверть

Всего часов - 7

п/р-   0              

III четверть

Всего часов - 10

п/р-   2              

IV четверть

Всего часов - 9

п/р- 1                

Год

Всего часов -35

п/р  -  5            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по географии 6-9 классы, 10-11 классы по линии Домогацких

надеюсь,что данные материалы помогут коллегам в работе...

Рабочие программы по географии 6-11 класс по линии УМК "Сферы"

Рабочие программы по георафии 6 класс -34 часа (1 час в неделю) по линии УМК "Сферы", 7-9 класс -68 часов, 10-11 класс по линии УМК "Полярная Звезда" -68 часов...

Рабочая программа по географии 5-6 класс (по линии учебников "Полярная звезда")

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.Рабочая программа по географии состав...

Рабочая программа по географии 10-11 класс (по линии учебников "Полярная звезда")

Рабочая программа по географии для 10-11 класса  составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География»  (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель ...

Рабочая программа по географии (классическая линия) 6 класс

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы Школы, Пр...

Рабочая программа по географии. 5-9 классы. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.

Рабочая программа по географии составлена на основе:- фундаментального ядра содержания общего образования;- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образо...