Природные зоны Африки
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Ярболдиева Сайбат Эрежеповна

 Природные зоны: Влажные экваториальные леса, саванны, тропические пустыни .                                                         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_afriki.rar31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Природные зоны Африки».

Цели урока:

  • Углубить понятие природной зоны;
  • Показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природном сообществе;
  • Конкретизировать экологические знания;
  • Сформировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды;
  • Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний;
  • Стимулирование творческой мыслительной деятельности;
  • Показ возможностей ЭВМ на уроках географии.

Задачи урока:

  • Образовательные - углубить понятие «природный комплекс», «природные зоны», «влажные экваториальные леса», «саванны», «пустыни»;

- рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы;

      - сформировать представления о разнообразии природных зон Африки.

  • Развивающие – развивать умение и навыки работы с тематическими  картами атласа;

- развивать умение обобщать знания, делать выводы;

- развивать умение формировать образ ландшафта;

- развивать умение сворачивать учебную информацию   в таблицу;

- развивать умение работать со средствами ИКТ.

  • Воспитательные – повысить интерес к изучению предмета через       применение цифровых образовательных ресурсов;

 - формировать научное мировоззрение;

- продолжить экологическое воспитание школьников.

Тип урока:  изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта мира, карта природных зон, учебное электронное издание «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны», презентации к сообщениям, атласы, тетради.

Опорные ЗУН: тема «Биосфера» 7 кл., тема «Атмосфера и климаты» 7 кл., климат и внутренние воды Африки (тема « Южные материки. Африка» 7 кл.).

Географическая номенклатура: природные зоны: Влажные экваториальные леса, саванны, тропические пустыни .                                                          

Новые педагогические технологии: информационные технологии.

Оформление класса:   на доске – эпиграф урока

Нет ничего позорнее для натуралиста, чем мнение, что что-то может произойти на Земле без причины.  

                                                              ЦИЦЕРОН                                              

Ход урока


Структурные  элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

Целевая установка

Проверка готовности класса к уроку.

Приветствие.

Сообщение темы и целей урока (СЛАЙД№1):

  1. познакомиться с природными зонами Африки;
  2.  выявить особенности природных условий влажных экваториальных лесов;
  3. выявить особенности природных условий саванн;  
  4. выявить особенности природных условий пустынь.

Результатом нашего урока будет таблица, которую мы начертили в конце прошлого урока  и которую по ходу занятия заполним.

Зоны

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

На парте лежат: учебник, атлас, контурные карты, ручка, карандаш, линейка; учащиеся стоят возле своего рабочего места.

Садятся на свои места

Смотрят и слушают.

III. Изучение нового материала.

  1. Природный комплекс.

Актуализация знаний

2. Зона влажных экваториальных лесов. Гилея.

3. Зона саванн.

4. Тропические пустыни Африки.

IV. Закрепление

V. Домашнее         задание

   Африка - красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка?

(показ фрагмента )

Сегодня, ребята, мы знакомимся с природными зонами Африки: влажными экваториальными лесами и саваннами, тропическими пустынями. Но прежде чем рассматривать эти зоны, давайте выясним, что же такое природная зона. Мы с вами изучали природный комплекс. Вспомним, что это такое?

Задание: Откройте атласы на странице_____ и назовите природные зоны Африки. Почему существует такое многообразие природных зон?

Как получили свое название природные зоны?

Первая природная зона, которую мы с вами рассмотрим, будет зона влажных экваториальных лесов, или Гилея.

Задание: Запишите название ПЗ в первую колонку таблицы

СЛАЙД №2

Гилея с греческого означает лес. Она расположена по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива.

- В каких климатических условиях формируется данная природная зона?

Задание: Заполните колонку «климат экватор. леса».

В экваториальном лесу благоприятные условия для жизнедеятельности растений, животных и микроорганизмов, что особенно важно для почвообразования. Для полного разложения растительных и животных остатков необходимо много тепла, влаги и кислорода. Всего этого в экваториальном лесу достаточно, и поэтому органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются в ней. Эти питательные элементы растения быстро поглощают, поэтому большая часть питательных веществ находится в составе растительного покрова.

Задание: Откройте атласы на странице13 __ и скажите, какой тип почв в экваториальном лесу?

 Занесите данные в таблицу

Жаркий климат и обилие влаги способствуют развитию густой вечнозеленой древесной растительности. Экваториальные леса растут в несколько ярусов. Вспомните, сколько ярусов в лесу?

Верхний ярус (высота 35-50 м) составляет сейба. Диаметр ее ствола достигает двух метров, а широкие дисковые корни поднимаются до высоты 4 м.

Задание: Внесите данное растение в столбик «растительность вл. экв. лесов».

В среднем ярусе растут различные пальмы.

Например, Масличная, из ее плодов получают пальмовое масло.

Эбеновое дерево, которое тонет в воде. Цвет его древесины черный, бурый или зеленый. Цвет будет зависеть от особых микро биологических процессов в почве. Древесина его очень прочная и гибкая, из нее делают мебель.

СЛАЙД№3

Задание: продолжаем заполнять колонку «растительность»

В нижнем ярусе растут фикусы, бананы. Эта многолетняя трава вырастает в высоту 7—8 м всего за 8—10 месяцев. Ствол у них внутри полый как у травы. Солнечный свет не может проникнуть через толщину зелени и в таком лесу почти нет обычной травы и кустарников.

 

Во влажном экваториальном лесу растут не только самые высокие, но и самые длинные растения - это лианы.

СЛАЙД№4

Почему экваториальные леса называют вечнозелеными?

Ярусность у растений создает пространственные ниши, которые помогают огромному разнообразию животных найти свою среду обитания. В верхних ярусах, где сосредоточена вся зелень, где много цветов, плодов и семян, соответственно, много и потребителей. Кто же потребляет эту продукцию?

В нижнем ярусе леса встречаются пасущиеся виды и виды собиратели. Это мелкий африканский оленек, кистеухие свиньи, родственники жирафа – окапи

СЛАЙД№5  

В переувлажненном лесу, у берегов водоемов встречаются редчайшие животные на Земле: карликовый бегемот, ростом всего 80 см.   

СЛАЙД №  6

Здесь нет крупных хищников. Самый крупный из них – леопард.

СЛАЙД №7

1)        Почему среди животных экваториального леса так мало крупных видов?

  1. Почему выгодно быть маленьким?
  2. К чему может привести вырубка экваториального леса?

СООБЩЕНИЕ О ЗНАЧЕНИИ ВЛАЖНЫХ ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ

Задание: Вернитесь, пожалуйста, в атласе к странице______. Какая природная зона занимает наибольшую площадь на материке?

Внесите ее название в таблицу.

Название «саванна» происходит от испанского слова «сабана», что значит дикая первобытная равнина. По внешнему виду саванна – это высокотравная степь. Она занимает около 40 % площади материка. Зона саванн, словно гигантской подковой, огибает африканский дождевой лес.

(ФРАГМЕНТ «ОБЩИЙ ВИД САВАННЫ»)

Задание: Сравните  климатическую карту  и карту природных зон.

В пределах, какого климатического пояса лежит  природная зона саванн?

Заполните колонку «климат саванн».

Задание: Что характерно для данного климата?

Если во влажных экваториальных лесах произрастает более 1000 видов растений, то саванна отличается большим разнообразием животного мира.

СЛАЙД№8

Вес перечисленные животные саванн имеют крупные размеры. Разнообразие крупных животных - главная черта животного мира саванн.

Задание: запишите увиденные вами виды животных в таблицу

Растения приспосабливаются к сухому периоду. Например, зонтичные акации. Под ними нет тени, т. к. листья мелкие и повернутые ребром к солнцу.

Какие еще растения произрастают в саванне и чем они интересны?

    Задание: откройте учебники на стр._145, рис. 96.__Изображение  какого растения вы видите?

 

СЛАЙД № 9

Задание: По картам на стр. 13 определите, какой тип почв в саванне и дайте ему характеристику. Внесите название почв в таблицу.

Население активно использует эти земли, т.к. они очень плодородны.

Чем дальше от экватора, тем суше климат. Зона влажных экваториальных лесов сменяется саванной, а саванна, в свою очередь, тропическими пустынями. Что такое пустыня? Что возникает перед глазами?

Задание: Запишите название следующей природной зоны в таблицу

Задание: Откройте физическую карту Африки на странице _____.

Какие пустыни мы видим на территории Африки? 

Названия пустынь на языке африканцев отражают особенности местности.

Пустыня Намиб - «Намиб» означает «щит».

Калахари - «страна жажды».

Сахара - «ас-сахра» - пустынная степь, либо «рыжеватая», «красная».

Почему Калахари - страна жажды? 

То есть в любом случае это безводная, сухая, жаркая территория.

Какая из пустынь самая большая? 

Часто Сахару называют «великой» в связи с её размерами и историческим прошлым. Сахара олицетворяет собой все пустыни мира.

СЛАЙД№10

Согласно общепринятым представлениям, Сахара - это песчаное море.

Песчаные пустыни в Африке называются эрги.

 Как мы уже сказали, широкое распространение имеют песчано-галечные пустыни. Поверхность берегов ровная и покрыта галькой. Откуда же здесь галька? Ведь она образуется с помощью воды. Почему на территории, где нет рек, образовалась галька?

Верно, но все меняется, там, где текли реки, остался только «огромный высохший скелет» - сухие русла рек, которые здесь называют вади.

Скажите, а что является «дирижером» всех сил, участвующих в создании таких   разнообразных ландшафтов?

Задание: Открыли климатическую карту Африки на стр.____.

Ответьте мне на следующий вопрос: в каком климатическом поясе лежит зона тропических пустынь? Заполните соответствующую колонку в таблице.

Характеристика пустынь не будет полной, если не упомянуть о ветре - этом великом и властном хозяине пустыни. Ветер может принести пыльные бури, а может подхватить «страшную песню песков». Горе каравану, застигнутому таким ветром в пустыне. Караванщики говорят, что вместе с ним в пустыню прилетает смерть.

Песчаные бури (самумы) - с давних пор овеяны мрачной известностью.

Задание: откройте карту почв и скажите, какой тип почв характерен для  природной зоны тропических пустынь? Запишите в таблицу.

 

Сахара не самое удобное место на Земле для жилья. Однако жизнь существует там, где есть вода.

  1. Где есть вода? 2) Как называются уголки жизни в пустыне?

СЛАЙД№ 11

Одним из главных растений  оазисов тропической Африки является финиковая пальма.

Задание: запишите ее в таблицу.

 Ее плоды нередко называют «хлебом» для жителей Африки. Почему?

СЛАЙД№ 12

Сегодня на уроке у нас есть возможность рассмотреть и даже попробовать плоды финиковой пальмы.

 А сейчас мы проверим, что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего. Проведем экспресс-контроль: перед вами листочки-бланки, напишите в них, напротив названия природных зон, словосочетания, которые, на ваш взгляд, характеризуют эту природную зону.

                СЛАЙД№13

Урок № 43, повторить Уроки№20-21, в таблице заполнить колонку «животный мир тропических пустынь».

Смотрят видеофрагмент

Предполагаемый ответ: Природный комплекс - это участок земной поверхности, где все компоненты природы (рельеф, климат, воды, почвы, растения и животные) взаимодействуют друг с другом.

Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общими температурными условиями и увлажнением, почвами, растительным и животным миром

Открывают атласы

Предполагаемый ответ: главная причина образования природных зон - это климат.

  1. Так, если много тепла и влаги, образуется зона экваториальных лесов.
  2. Если же температуры высокие, а осадков мало, то формируется зона тропических пустынь.

Предполагаемый ответ: Названия природные зоны получили по характеру растительности.

Заполняют таблицу

Предполагаемый ответ: Зная географическое положение природной зоны, и сопоставив климатическую карту, учащиеся делают вывод: среднемесячная температура воздуха и зимой и летом равна + 24 градуса. Количество осадков превышает 2000 мм в год и равномерно распределяется в течение года. Здесь «вечное лето».

Заполняют таблицу

Предполагаемый ответ: Почвы экваториального леса красно-желтые ферраллитные.

Заполняют таблицу

Предполагаемый ответ: 3-4 и более

Заполняют таблицу

Заполняют таблицу

Смотрят и слушают сообщение

Заполняют таблицу

Предполагаемый ответ: Экваториальные леса вечнозеленые, они сбрасывают листья не сразу, а постепенно.

Предполагаемый ответ: Это насекомые, птицы, обезьяны, грызуны и т. д.

Смотрят и слушают сообщение

Смотрят и слушают сообщение

Смотрят и слушают сообщение

Отвечают на вопросы

Слушают сообщение

Предполагаемый ответ: Саванна.

Заполняют таблицу

Смотрят видеофрагмент

Предполагаемый ответ: Субэкваториальный.

 Заполняют таблицу.

Предполагаемый ответ: Господствуют тропические воздушные массы зимой, летом – экваториальные воздушные массы. Температура января +160, температура июля +280. Осадки выпадают по сезонам года: летом – много, зимой – мало. Основная черта природы саванн - ярко выраженная сезонность.

Заполняют таблицу

Заполняют таблицу

Предполагаемый ответ: баобаб

Предполагаемый ответ: В саваннах преобладают красно-бурые почвы. Их цвет определяется количеством железа в почве.

Заполняют таблицу

Предполагаемый ответ: Пустыня - это засушливый район с продолжительными периодами жары и засухи или почти полным отсутствием атмосферных осадков, из-за чего население нуждается в воде, а биологическая жизнь угнетена.

Заполняют таблицу

Работа по карте, ученики называют : САХАРА, КАЛАХАРИ, НАМИБ, ЛИВИЙСКАЯ

Предполагаемый ответ: Нет воды

Предполагаемый ответ: Сахара.

Предполагаемый ответ:  Потому что в Сахаре когда-то текли полноводные реки, климат был влажным.

Предполагаемый ответ: Климат.

Предполагаемый ответ: тропическом

Заполняют таблицу

Предполагаемый ответ: песчаные

Предполагаемый ответ: оазисы

Слушают и смотрят сообщение.

Заполняют таблицу.

Записывают словосочетания.

Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 7 класс. "Природные зоны Африки".

Виртуальное путешествие по природным зонам Африки с использованием презентации....

Природные зоны Африки

Эти конспекты уроков помогут начинающим учителям географии при изучении Африки, Индии....

"Природные зоны Африки"

Как за короткое время изучить разнообразие природных зон Африки? Предлагаемая разработка урока дает возможность работы в группах с последующим обменом изученным материалом....

Природные зоны Африки.

Презентация по географии для 7 класса....

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"

Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие з...

Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"

Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...