Программа кружка "Туризм"
календарно-тематическое планирование по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Туризм и  являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.

Никто из туристов не пошёл бы второй раз в поход, если бы на личном опыте не убедился, что всё виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет такое впечатление и делает нашу жизнь настолько богаче, что по сравнению с этим все тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами.

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tulpar.docx58.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы «ТУЛПАР»

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Согласовано                                                                                                                Утверждено

на заседании методического совета                                            на заседании педагогического совета

МБОУ ДОД «ЦВР «ТУЛПАР»                                                   МБОУ ДОД «ЦВР «ТУЛПАР»

Протокол  № ____ от «___» ____2015                                        Протокол №____ от «____» ____ 2015

Утверждаю

  Директор МБОУ ДОД «ЦВР «ТУЛПАР»

________________Н.А. Владимирова

«___» _____________ 2015

Дополнительно – образовательная программа

объединения

                            «Туризм»

         Срок реализации программы:  1 года

                                      Возраст  детей: от 10 до 16лет                                  

Педагог дополнительного  образования:

ГиниятуллинаФиданияВагизовна

п.жд.ст. Высокая  Гора – 2015

Пояснительная записка.

Туризм и  являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.

Никто из туристов не пошёл бы второй раз в поход, если бы на личном опыте не убедился, что всё виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет такое впечатление и делает нашу жизнь настолько богаче, что по сравнению с этим все тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами.

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла  опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.

Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и родителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.

Программа кружка рассчитана на учащихся 6-7 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказании первой медицинской помощи

        Актуальность Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

Данная программа актуальна так как  некоторые учащиеся нашей школы склонны совершать противоправные деяния, а занятие в кружке «Туризм» будет направлять их энергии в позитивное русло, способствуя оздоровлению и познанию нового.

Цель программы.

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления подрастающего поколения, сплочению классного коллектива.

 Задачи

1. В области образования:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии и физической подготовки;

- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

2. В области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

- гуманное отношение к окружающему миру;

- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

Состав группы комплектуется из ребят 10-16 лет.

Занимаются в кружке хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. Поэтому, ведя запись желающих заниматься пешеходным туризмом, консультируемся с врачом, а также с родителями по вопросу допуска учащихся к походам. Получаем письменное согласие родителей на посещение ребенком занятий группы и его участие во всех походах.

Основные принципы обучения, предусмотренные Программой

Природосообразность - приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии.

Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится  работа на местности.

Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе.

Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.

В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе).

Педагогические технологии. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.

Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие методы: фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой.

Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания.

Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий.

Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.

Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).

Для реализации Программы «Туризм» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Словесные методы:

- дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;

- описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;

- объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;

- беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;

разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с учащимися  после выполнения какого-либо задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д.;

лекция – представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы;

инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого задания;

- распоряжения, команды,  указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.

Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся:

- метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия;

- метод опосредованной наглядности – создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения;

Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.

Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.

Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.

Учащиеся будут вовлечены во внеурочную деятельность, посещая занятия кружка, приобретут новые знания о своем крае, технике и тактике туризма, научатся ориентироваться на местности. Нахождение в одном коллективе, при определённых трудностях должны  сплотить  класс.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, участие в походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны. 

По завершении обучения кружковцы должны:

знать:

- порядок организации и правила поведения в походах.

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

 уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- Режим работы туристской группы в течение учебного года в его различные периоды не одинаков, как правило, группа собирается на занятия два раза в неделю в определенные дни и часы. В среднем, один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на 1—2 дня, участие в соревнованиях, слетах. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия проводятся  по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.).

Работа с родителями. Перед походами проводятся родительские собрания, на которых руководитель сообщает родителям о целях и задачах похода. Если необходимо, дает необходимые разъяснения. Кроме того, вполне возможно непосредственное участие родителей в самом походе. Это создает, с одной стороны, дополнительные возможности воспитания детей, налаживания семейных отношений. С другой стороны, руководитель группы, имеющий перед собой определенные задачи образовательного плана может получить помощь со стороны родителей в организационном плане при подготовке и проведении похода. Основная же трудность при привлечении родителей к туристской и походной деятельности с учащимися заключается в том, что: 1) родителей тоже иногда приходится обучать, и 2) не каждый родитель способен корректно вести себя как со своим ребенком, так и с другими детьми.

 

Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия в соревнованиях, а так же личными зачетными соревнованиями по ориентированию, технике туризма, быту и др. вопросам содержания Программы.

Кроме того, руководитель должен отслеживать результаты индивидуального роста.

После прохождения занятий, походов и соревнований важным стимулом для ребят должно стать получение грамот, памятных призов.Участники группы будут вести альбом «Летопись туристской группы»

Для воспитания коллектива группы проводятся конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему. Все это способствует созданию дружного сплоченного коллектива.организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

Сроки реализации программы кружка:   1 год.

Структурное содержание программы.

 Вводное занятие.

Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.

Организация и подготовка похода.

Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению,  созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

 Туристское снаряжение.

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. 

Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу. 

Групповое снаряжение.Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток,  как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастерадо и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.

 Гигиена туриста.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание.  Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.

 Туристский бивак.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. 
Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.
Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта

 План и карта.

Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).
Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).

Определение расстояний простейшими способами.

Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование  без компаса и карты.  Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время.

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

Краеведение.

История Высокогорского района.Село Ямашурма и его окрестности. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности села Ямашурма и его окрестностей. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, используя данные современных космических технологий, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника. Географическое положение, рельеф и климат Высокогорского района. История заселения и освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры. Практические работы с картами . Охрана природы. Сохранение природного единства  в зонах отдыха и туризма.

Физическая подготовка.

Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований. Контрольно- туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.

Оформление документации соревнования и похода.

Знакомство  участников с положением о проведении соревнования по спортивному ориентированию и туристическому слёту. Подача заявки на участие в соревнованиях. Сбор справок о состоянии здоровья участников команды. Знакомство с правилами организации  и проведения похода  участников и их родителей под роспись с предоставлением справок о состоянии здоровья. Составление плана похода Оформление походных документов и сметы. Подбор картографического материала.

 

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Раздел, темы

Кол-во часов

Оборудование

Т-1

Вводный урок

2

1.1

Организация и комплектование группы.

1

2.1

Введение в образовательную программу.

1

Т-2

Природа родного края

8

2.1

Рельеф и климатические условия родного края

2

Презентация,

спортивный и

туристический

 инвентарь

2.2

Животный и растительный мир

родного края

2

2.3

Правила сбора краеведческого материала

2

2.4

Краеведческая работа в походе

2

Т-3

Приготовление пищи в походе

8

3.1

Продукты в походе. Калорийность

2

спортивный

и туристический

инвентарь

3.2

Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов

2

3.3

Приготовление пищи на костре

2

3.4

Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи.

2

Т-4

Снаряжение туриста

8

4.1

Туристическое снаряжение: личное и групповое

2

спортивный

и туристический

 инвентарь

4.2

Распределение группового снаряжения. Туристическая одежда и обувь

2

4.3

Рюкзак. Укладка рюкзака.

2

4.4

Рюкзак. Укладка рюкзака.

2

Т-5

Оказание первой медицинской помощи

10

5.1

Правила техники безопасности

2

 Презентация,

спортивный и

туристический

инвентарь

5.2

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

2

5.3

Влияние питания на здоровье

2

5.4

Первая медицинская помощь.

2

5.5

Первая медицинская помощь.Правила оказания первой помощи в походе. Заболевания. Ожоги и обморожения. Помощь утопающему.

2

Т-6

Организация похода

12

6.1

Организация похода. Возможные опасные ситуации,  возникающие в походах.

2

Презентация, спортивный и туристический инвентарь

6.2

Снаряжение для туризма. Личное снаряжение. Групповое снаряжение.

2

6.3

Выбор места и обустройство бивака.

2

6.4

Виды туристических палаток, практическая работа по установке палаток на территории, прилегающей к школе.

2

6.5

Костёр, его виды. Меры безопасности. Практическая работа на местности, по выбору места для розжига  костра. Изготовление приспособлений для приготовления пищи на костре.

2

6.6

Сигналы бедствия. Способы подачи с использованием различных материалов в различное время года. Изготовление условных знаков.

2

Т-7

Знакомство с компасом и картой

16

7.1

Вида магнитных компасов. Устройство и работа с ними.

2

Презентация,

спортивный и

туристический

инвентарь

7.2

Приёмы ориентирования карты по компасу.

2

7.3

Определение расстояний и работа с компасом.

2

7.4

Азимут истинный и азимут магнитный. Ориентирование на местности.

2

7.5

Определение сторон горизонта на местности по естественным, искусственным предметам и небесным светилам.

2

7.6

Практическая отработка определения сторон горизонта на местности различными способами.

2

Т-8

Топографические знаки

12

8.1

Топографические и  спортивные карты.

2

Презентация,

спортивный и

туристический

инвентарь

8.2

Условные знаки топографических карт, чтение  условных знаков.

2

8.3

Топографическая карта

2

8.4

Топографические знаки

2

8.5

Топографические игры

2

8.6

Топографический диктант

2

Т-9

Изготовление рисунков и газет на туристскую тему

4

9.1

Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет

2

Презентация,

спортивный и

туристический

инвентарь

9.2

Изготовление стенгазеты на тему Всемирный день туризма

2

Т-10

Изучение лекарственных растений

4

10.1

Изучение лекарственных растений родного края

2

Презентация,

спортивный и

туристический

инвентарь

10.2

Лекарственные  растения Высокогорского района

2

Т-11

Страховка туриста

16

11.1

Страховка и самостраховка

2

Презентация,

спортивный и

туристический

инвентарь

11.2

Страховочные обвязки

2

11.3

Правила преодоления лесных завалов

2

11.4

Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока

2

11.5

Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну

2

11.6

Переправа по параллельно натянутым веревкам

2

11.7

Навесная переправа. Переправа рюкзаков

2

11.8

Отработка навыков преодоления препятствий

2

Т-12

Узлы в призме

16

12.1

Узлы и их назначение и применение в походе

2

Презентация,

спортивный и

туристический

инвентарь

12.2

Узлы: прямой, проводник, двойной проводник

2

12.3

Узлы: восьмерка, стремя, прусик

2

12.4

Узлы: удавка, булинь

2

12.5

Узлы: ткацкий, академический, схватывающий

2

12.6

Отработка  навыков завязывания туристических узлов

2

12.7

 Отработка  навыков завязывания туристических узлов

2

12.8

Практическое занятие по завязыванию узлов

2

Т-13

Организация и проведение походов

8

13.1

Протяженность спортивных походов, локальные и протяженные препятствия

2

Компас

Топографическая карта  

Компас

13.2

Ориентирование на маршруте

2

13.3

Хронометраж на маршруте

2

13.4

Краеведение на маршруте

2

Т-14

Экскурсия в районный краеведческий музей

10

14.1

Экскурсия в районный краеведческий музей

2

Презентация

14.2

Экскурсия в районный краеведческий музей

2

14.3

Экскурсия в районный краеведческий музей

2

14.4

Экскурсия в районный краеведческий музей

2

14.5

Составление  отчета  о  походе.

2

Т-15

Общая физическая подготовка.

22

15.1

Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения.

4

спортплощадка

15.2

Спортивные игры.

4

15.3

Силовая подготовка.

4

15.4

Кроссовая подготовка.

4

15.5

Тестирование.

2

15.6

Эстафеты.

4

Походы.

4

ИТОГО

144

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ

1. Общие положения:

1.1. К туристским походам, экскурсиям, экспедициям допускаются учащиеся, имеющие медицинский допуск и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
1.2. При проведении туристского похода, экскурсии, экспедиции соблюдать требования " Инструкции по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Казахстанского комитета  образования", утвержденной приказом ККО № 707 от 25.09.2001 г. 
1.3. При проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций необходимо учитывать возможное воздействие на участников следующих опасных факторов:

·    потертости ног при неправильном подборе обуви;

·    травмы и раны при неправильном использовании острых и режущих предметов, огня и кипятка;

·    заражение желудочно-кишечными заболеваниями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов;

·    отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами;

·    самовольное оставление участниками места расположения группы.

1.4. При проведении туристских походов, экскурсий, экспедиции в группе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов.
1.5. При несчастном случае, признаках заболевания участник обязан немедленно сообщить об этом руководителю.
1.6. Все походы, экскурсии, экспедиции проводить по приказу директора школы, учреждения дополнительного образования.  Согласовать возможность прохождения дальних и многодневных туристских походов и экспедиций с маршрутно-квалифицированной комиссией (МКК).
1.7. Продолжительность и протяженность походов, график прохождения, естественные препятствия должны соответствовать возрастным возможностям участников и подготовке группы.

 

2. Требования безопасности перед проведением туристского похода, экскурсии, экспедиции:

2.1. Участник должен пройти соответствующую подготовку, инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и представить руководителю справку о состоянии здоровья.
2.2. Участник должен выходить на маршрут в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.
2.3. При разработке маршрута туристского похода, экспедиции предусмотреть запасные и аварийные варианты маршрута.
2.4. При закупке продуктов питания, медикаментов проверять срок их хранения.
2.5. При изменении состава группы, маршрута руководитель должен сообщить об изменениях администрации образовательного учреждения, маршрутно-квалификационной комиссии, поисково-спасательной службе.
2.6. При проведении туристского похода, экспедиции в районе, где действует поисково-спасательная служба (ПСС), руководитель группы обязан сообщить о своем маршруте подразделению ПСС, после окончания - снять группу с контроля.

3. Требования безопасности во время проведения туристского похода, экскурсии, экспедиции:

3.1. При совершении дальних походов, экскурсий, экспедиций руководитель группы обязан сообщить телеграммой в школу, учреждение дополнительного образования о начале и окончании маршрута, о состоянии группы, изменении маршрута, сроков, состава и т.п.
3.2. При проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций руководитель обеспечивает безопасность в транспорте, при прохождении маршрута, во время бивачных работ.
3.3. При движении по маршруту назначать замыкающего группы, проверять наличие участников группы.
3.4. Руководитель группы обязан контролировать работу учащихся с колющими и режущими предметами, с бензиновыми и газовыми приборами.
3.5. Строго соблюдать правила организации купания в походе.
3.6. Запрещается усложнение заявленного в МКК и согласованного с ПСС маршрута.
3.7. В случае резкого ухудшения погодных условий, физического состояния участников и т.п. принять меры к обеспечению безопасности и здоровья детей вплоть до прекращения маршрута, обеспечения выезда группы в населенный пункт.
3.8. В случае опоздания группы из похода к назначенному сроку руководитель группы обязан предупредить родителей об опоздании.
3.9. При получении травмы, заболевания оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в медицинское учреждение и сообщить об этом администрации школы, учреждения дополнительного образования.


ИНСТРУКТАЖ УЧАСТНИКОВ
ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ, ЭКСПЕДИЦИИ

Соблюдение правил безопасности - первое и главное требование к участнику похода, экспедиции.
Каждый участник
ОБЯЗАН выполнять следующие правила безопасности:
1. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя.
2. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.
3. Топоры, пилы и другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и рюкзаки.
4. Во время переезда по железной дороге:

·    при приближении поезда не стоять у края платформы;

·    на ходу поезда дверей не открывать, из вагона не высовываться, в тамбурах не стоять;

·    выходить из вагона только с разрешения руководителя;

·    садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.

5. Строго соблюдать правила дорожного движения:

·    при движении вдоль дороги из строя не выходить;

·    идти по левой стороне обочины навстречу движущемуся транспорту;

·    при переходе дороги быть предельно внимательным, шоссе переходить шеренгой.

6. При движении находиться в составе группы.
7. О всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.
8. При необходимости длительной остановки - замыкающий обязан остановить всю группу.
9. Строго соблюдать правила страховки и самостраховки.
10. Потертости ног не допускать, о возникновении потертостей немедленно докладывать руководителю.
11. О малейших признаках заболеваний немедленно докладывать руководителю.
12. Строго соблюдать питьевой режим.
13. Купаться можно только с разрешения руководителя, в указанном им месте и в его присутствии.
14. Во время купания не нырять с мостков, лодок, обрывов, не купаться в сумерках и ночное время.
15. Свечи и спички в палатке без разрешения руководителя не зажигать.
16. Порубок живых деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Тяжелых бревен и камней по одному не переносить.
17. На деревья без разрешения руководителя не залезать.
18. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.
19. В лесу горящих спичек не бросать, костров без присмотра не оставлять.
20. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Ведра с горячей водой и пищей ставить у самого костра или далеко от костра в специально отведенном месте.
21. У костра дежурные должны иметь рукавицы, головной убор и одежду, полностью закрывающую тело.
22. Если участник случайно остался один, он должен прекратить движение и спокойно ждать, пока его найдут. Самому поиски не предпринимать, тепло одеться и, по возможности, развести костер.
23. В местах бывших военных действий боеприпасы и оружие не собирать.
24. При обнаружении оружия и боеприпасов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать. О найденных боеприпасах необходимо сообщить в местные органы власти, милиции, военкоматы.

Ожидаемые результаты:

 Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволит учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия в кружке дадут возможность проникнуться любовью к своей малой Родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм.  Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности.

 СПИСОК  ЛИТЕРАРУРЫ

  1. Аверин А.Н., Выдрин Н.Ф., Ендовицкий Н.К. и др. Начальная военная подготовка. Москва “Просвещение” 1986 г.
  2. Былеева Л., Коротков И., Яковлев В. Подвижные игры. – 4-е изд., перераб. и доп. М., 1974.
  3. Васильев В.А. Основы воинской службы. Ростов н/Д: Феникс, 2000,- 416 с.
  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 128 с.
  5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М., 1980.
  6. Дарман П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях.- М.: ООО Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2001.- 352 с.
  7. Ильин А.А. Первые действия в экстремальной ситуации. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002.- 384 с.
  8. Ильин А.А. Школа выживания в природных условиях. – М.: Издательство ЭКСМО, 2003.- 384 с.
  9. Козлов Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 224 с.
  10. Курилова В.И. Туризм. Учебное пособие для педагогических институтов. Москва “Просвещение”, 1988.
  11. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. – М.: Гуманитарный издательский центр – ВААДОС, 2000. – 544 с. – (Воспитание и дополнительное образование детей).
  12. Латчук В.Н. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций.- М.: Издательство ДиК, М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1988, - 704 с.
  13. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001. – 230 с.
  14. Пробный учебник для средних учебных заведений под ред. Гоголева М.И. “Основы медицинских знаний учащихся”. Москва “Просвещение” 1991 г.
  15. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника.- М.: Филологическое общество “СЛОВО”.- 1997.- 445 с.
  16. Строевой устав ВС РФ.
  17. Уличев М.В. Методические рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим и действиям в экстремальных ситуациях. – СПб.: Информационно-методический сектор городского Центра гражданского и патриотического воспитания ГОУ “Балтийский берег”, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...