Рабочая программа по географии предмет 8 класс с ограниченными возможностями здоровья С(К)КVIIвида
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Адаптированная программа по географии 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.rabochaya_programma_8_klass_barinova.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                

на заседании

м/о___________

пр. №____от «___»_____2015г.

Предс. м/о__Л.Н.Марченко__

«Согласовано»

на заседании методсовета

ГБОУ Лицея №1571

пр. №____от «___»_____2015г.

Зам. директора по УВР

_______________________

«Утверждено»

Директор ГБОУ лицей №1571

______________М.В.Варгамян

«___»_____2015г.

Рабочая программа

по  географии

         предмет

_________  8___________

класс

с ограниченными возможностями здоровья С(К)КVIIвида

ГБОУ Лицей №1571

Учитель Шахбазян Н.А.

ФИО

2015-2016 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по _географии___

Классы  _8___

Учитель _Шахбазян Н.А._____________

Количество часов:

Всего_35 часов; в неделю__1_час.

Плановых контрольных уроков  – ____:

Контрольных работ  -0_; проверочных работ_-0_; практических работ -0_; лабораторных работ -0____

Планирование составлено на основе:   _________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

________________________________________________________________________________________

Учебник:  Баринова И.И. География России. Природа: 8 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. И. И. Бариновой. - М.: «ДРОФА», 17-е изд. стер.,2011.

Дополнительная литература для учителя:

__________________________________________________________________________________________________________________

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предложенная рабочая программа рассчитана на  разные группы учащихся, в том числе на учащихся имеющих ослабленное состояние нервной системы, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объем памяти.

Трудности усвоения детьми со смешанными специфическими расстройствами психологического развития учебного материала предполагают в первую очередь введение изменений в часовое распределение содержания программы. В течение учебного года после изучения каждой темы  предусмотрено проведение уроков повторения и обобщения. На уроках учитываются индивидуальные и психологические особенности детей классов  С(К)К.

Рабочая программа по географии «География России. Природа» 8 класс (35ч, 1 час в неделю). Учебник для общеобразовательных учреждений, автор И.И. Баринова ДРОФА. Москва, 2011г.

Рабочая программа учебного предмета «География России. Природа» составлена в соответствии :

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 -ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897

 -Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 .04.2015 г. № 1/15)

Курс «География России. Природа» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после курса «География материков и океанов» и завершает блок физической географии основного общего образования в средней школе.

2.Общая характеристика учебного предмета

Основные цели и задачи курса

Главная цель данного курса: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины. О месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны (своего края) и ее населяющих народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

•        сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

•        сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

•        показать практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;

•        вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными  источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

•        развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

•        создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Общий объем изучения курса – 35 часов, занятия 1 час в неделю.

Учитывая возрастные особенности  обучающихся и результаты проведенной диагностики в восьмом классе,  для формирования ключевых  компетенций в учебной деятельности планируется  широко использовать  комплексные  географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков. На уроках  применять  исследовательские и дифференцированные технологии обучения. Использовать ИКТ, интернет и  мультимедийные программы

Используемый УМК:

  • Учебники: И.И. Баринова. География России. Природа. 8кл. М.: Дрофа, 2011.; 
  • Атласы: «Атлас география 8 класс», М. Дрофа, ДИК 2013;
  • Ким. Э.В. Марченко Н.А. Низовцев В.А., «Рабочая тетрадь. География России. Природа. Население»12-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2013 г.
  • География в таблицах (6-10), м. Дрофа, 2012. Таблицы по географии. М. «Варсон».
  • Таблицы по географии «Спектр-М», 2011.
  • Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы.  Методическое пособие с электронным приложением. М. Глобус, 2010.
  • Электронные пособия: «География 6-10 классы», образовательная коллекция. «Электронные уроки и тесты».
  • Дидактические карточки – задания по географии к учебнику И.И. Бариновой «География России», 8 класс. И.И. Баринова, издательство «ЭКЗАМЕН», Москва 2011.
  • Петрусюк О.А.. Смирнова М.С. Сборник вопросов и указаний по географии. М.: Новая школа, 2009.
  • Тесты и вопросы по географии/Под ред. К.В. Пашканга. М.: Просвещение, 2011.
  • Тематический контроль по географии. Природа России. А.С. Ермошкина, Интеллект – Центр, Москва, 2010.
  • Контрольные и проверочные работы по географии к учебнику И.И. Бариновой «География России», 8 класс. О.В. Чичерина, издательство «ЭКЗАМЕН», Москва 2011.

3. МЕСТО     ПРЕДМЕТА    В    УЧЕБНОМ    ПЛАНЕ

В соответствии с базисным учебным (образовательным ) планом  курса географии на ступени основного общего образования   предшествует курс «Окружающая среда»,  включающий  определенные  географические сведения ,по отношению  к курсу географии данный курс  является  пропедевтическим.

В  свою очередь ,содержание курса географии основной  школе является базой для изучения  общих географических закономерностей ,теорий ,законов ,гипотез для старшей школы. Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой  базовое звено в системе непрерывного географического образования  и является  основой для последующей уровневой  и профильной дифференциации.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ (РЕЗУЛЬТАТЫ) ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

7)начальные умения и навыки использования  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Рабочая программа, рассчитана на 35 часов (1 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала учащихся, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение.

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Географическое положение России  

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.

Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.

История заселения и исследования территории России

Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Раздел I. Особенности природы природные ресурсы России.

Рельеф, геологическое строение и ПИ России.

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Климат и климатические ресурсы России.

Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России. А.И. Воейков - основоположник климатологии. Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Внутренние воды и водные ресурсы России

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Почва и почвенные ресурсы России

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Раздел II. Природные комплексы России

Природно-территориальный комплекс. Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Природа регионов России.

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Раздел III. Человек и природа.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

Раздел IV. Природа Московской области.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Тема ”Родина на карте мира”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова, Рудольфа.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема ”Рельеф, геологическое строение и полезные

ископаемые России”

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ (Большой Кавказ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский (Воркута и Инта), Тунгусский (Норильск), Южно-Якутский (Нерюнгри).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия ( Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское), Приангарье ( Коршуновское), Урал (Качканар).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан)

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний Уфалей).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово), Южная Сибирь (Шерловая Гора).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ

(Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск), юга Сибири (Салаир, Забайкалье)

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак), юг Западной Сибири (Бурла).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема ”Климат и климатические ресурсы России”

Город: Оймякон.

Тема ”Внутренние воды и водные ресурсы России”

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема ”Природные комплексы России”

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

Тема ”Русская равнина”

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский Кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Тема ”Кавказ”

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзю.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Тема ”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Тема ”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

Тема ”Средняя и Северо-Восточная Сибирь”

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

Тема ”Горы Южной Сибири”

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Тема ”Дальний Восток”

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Буреинская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1.        Большой атлас мира, Л.С. Ванян, С.В. Камышева, издательство «Мир книги», 2010.

2.        Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение, 2011.

3.        Энциклопедия для детей: Т.З.: География. – 3-е изд. – М.: Аванта 2010.

4.        Старкова И.Г. и др. Рабочая тетрадь по курсу «Природа России» по географии. 8 класс. М.: Просвещение, 2011.

5.        Пармузин Ю.П. Живая география. М.: Просвещение, 2008.

6.        Берлянт А.М. и др. Физическая география: Справочные материалы.М..: Просвещение, 2011.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1.        Называть и (или) показывать:

•        предмет изучения географии России;

•        основные средства и методы получения географической информации;

•        пограничные государства;

•        особенности ГП, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

•        границы часовых поясов;

•        климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

•        распределение рек страны по бассейнам океанов;

•        основные области современного оледенения и крупные ледники;

•        зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

•        основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

•        районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;

•        экологически неблагополучные районы России;

•        маршруты и территории первооткрывателей и исследователей России;

2.        Определять (измерять):

•        ГП объектов;

•        разницу в поясном времени территорий;

•        погоду по синоптической карте;

•        параметры природных явлений по различным источникам информации;

3.        Описывать:

•        ГП положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды;

4.        Объяснять:

•        роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

•        влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

•        образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

•        образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

•        влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

•        как составляют прогноз погоды;

•        распространение многолетней мерзлоты;

•        почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

•        причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

•        разнообразие природных комплексов на территории страны;

•        причины изменения природных комплексов регионов;

•        объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: геологическое летоисчесление, циклон, антициклон, солнечная радиация, испарение, испаряемость, мелиорация, районирование, ГП, природные ресурсы, экологический кризис;

5.        Оценивать и прогнозировать:

•        природно-ресурсный потенциал страны, региона;

•        экологическую ситуацию в стране, регионе;

•        изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

6-7.Календарно-тематическое планирование

по географии в 8 классе

(по программе – 35 часов)

                                               Баринова И.И. География России. Природа

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов                               дата

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты

(общеучебные, метапредметные,

личностные)

Вид учебной деятельности

ИКТ, оборудование

Домашнее задание

дано

план

факт

Наша Родина на карте мира – 6 час.

1

Что изучает физическая география России

1

беседа

предмет изучения курса «География. Россия: природа, население»

«Физическая карта России»;

использование различных географических источников

фронтальн.

стр.3-5

1

1

Особенности географического положения России

Практ. работа:

№ 1.

комбинированный

государственная территория России; государственное положение России и его виды

«Политическая карта мира», «Физическая карта мира»; атлас, рабочая тетрадь (РТ)

выявлять особенности разных видов географического положения России; наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России.

Индивид.

стр. 6-11,

РТ зад. 1-3 стр.34

2.

Географическое положение России

Практ. работа:

№ 2.

1

урок - практикум

Государственные границы России их виды, значение; сухопутные границы России

«Политическая карта мира», «Физическая карта мира» атлас, рабочая тетрадь (РТ)

определять границы РФ и приграничные государства по физическим и политическим картам; наносить эти объекты на контурную карту

Индивид.

 стр. 6-11; РТ стр. 6

1

1

3.

Моря, омывающие берега России

1

урок-презентация

 морские границы; характеристика морей, омывающих территорию России;

«Политическая карта мира», «Физическая карта мира» атлас, рабочая тетрадь (РТ)

сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами

Фронтальн.

стр. 14-21, зад. 1-5 стр. 21; РТ зад. 4 стр.34.

1

1

4.

Россия на карте часовых поясов

Практ. работа:

№ 4.

1

комбинированный

Положение России на карте часовых поясов. Декретное время, линия перемены дат.

карта «Часовые пояса», атлас, рабочая тетрадь (РТ)

определять положение РФ на карте часовых поясов; определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов; объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей

Индивид.

стр. 21-25, зад. стр. 25; РТ зад.1-4 стр. 7-8, зад. 1-4 стр. 36. Презентации «Освоение России»

1

1

5.

Как осваивали и изучали территорию России

1

урок- путешествие

формирование и освоение государственной территории России; изменение границ страны на разных исторических этапах

«Физическая карта РФ»; презентация; атлас, рабочая тетрадь (РТ)

выявлять особенности формирования государственной территории России, ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах; подготавливать и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий

Фронтальн.

стр. 25-31, зад. стр. 31

1

1

6.

Обобщение знаний по теме: «Россия на карте мира»

Практ. работа:

№ 3.

1

урок-зачет

обобщение знаний по теме «Россия на карте мира»

«Политическая карта мира», «Физическая карта мира» атлас, рабочая тетрадь (РТ)

выявлять особенности ГП России; знать основные этапы формирования территории страны; работать с картой часовых поясов; наносить на контурную карту элементы, характеризующие ГП РФ; сравнивать ГП и размеры гос. территории России и других стран мира; выявлять зависимость между ГП и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения страны

Индивид.

Задания стр. 31; РТ зад. 1-3 стр. 6

1

1

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые -5час

7.

Особенности рельефа России

1

комбинированный

особенности рельефа России

«Физическая карта России», атлас, РТ; таблицы 1-8 «Крупные формы рельефа России»; электронный учебник «География 6-11 классы»

определять особенности рельефа России по физической карте, наносить на карту основные формы рельефа страны

Фронтальн.

стр.34-37, зад. 1-3 стр. 37;  РТ зад.2 стр.38

1

1

8.

Геологическое строение территории России

1

урок - практикум

основные этапы формирования земной коры и особенности геологического строения России

«Тектоническая карта России», «Физическая карта России», атлас, РТ; геохронологическая таблица; таблица «Тектоническое строение территории»

определять основные этапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице; определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте

Фронтальн.

стр. 38-43; РТ зад.1 стр. 38

1

1

9.

Минеральные ресурсы

Практ. работа:

№ 5.

1

комбинированный

минеральные ресурсы страны и проблема их рационального использования;

«Тектоническая карта России», «Физическая карта России», атлас, РТ; «Тектоническое строение территории»; таблица «Топливно-энергетические ресурсы России»

Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры

Индивид.

стр.43-49, зад.1-5 стр.43; РТ зад.1-4 стр.11

1

1

10

Развитие форм рельефа.

1

комбинированный

внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны; закономерности формирования и современного развития рельефа на примере своего региона; изменение рельефа под влиянием деятельности человека

«Физическая карта России», атлас, РТ; таблицы: № 10 «Формирование современного рельефа»; № 3 «Воздействие человека на литосферу»; «Тектоническое строение территории»; Мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»

выявлять внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны; определять территории распространения стихийных природных явлений по физическим и тематическим картам; подготавливать и обсуждать презентации о видах стихийных природных явлений в литосфере; давать характеристику рельефа своей области

Фронтальн.

стр.49-55, зад. 1-6 стр.55

1

1

11.

Обобщение знаний по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

1

урок-зачет

выполнение тестовых заданий по теме, нанесение на контурную карту крупных форм рельефа;

«Тектоническая карта России», «Физическая карта России», атлас, «Тектоническое строение территории»; РТ; таблица «Топливно-энергетические ресурсы России», «Опасные стихийные явления»

объяснять закономерности размещения основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на территории; определять возраст горных пород по геологической карте; приводить примеры современных процессов формирования рельефа; давать характеристику крупным формам рельефа по картам  атласа и геохронологической таблице

Индивид.

зад. 1-6 стр.55-56, РТ зад. 2 стр.10;

1

1

Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 6час.

12.

Климатообразующие факторы

Практ. работа:

№ 6.

1

комбинированный

солнечная радиация и определяющие ее факторы; циклоны, антициклоны, атмосферные фронты; трансформация воздушных масс; причины, влияющие на климат России..

«Климатическая карта России»»; таблицы: «Циклоны и антициклоны», «Приборы для наблюдения за погодой», «Климат»; мультимедиа «География 6-10 классы»

определять по картам величины солнечной радиации; выявлять факторы, определяющие климат России; составлять характеристики циклональной и антициклональной погоды; объяснять направление движения воздуха в атмосферных фронтах; определять по картам величину солнечной радиации, объяснять причины различий; показывать на карте основные районы действия циклонов и антициклонов

Фронтальн., индивид.

стр.57-63, зад. 1-6 стр. 63;

1

1

13,

14

Закономернос-ти распределе-ния тепла и влаги на территории России.

Практ. работа:

№ 8

2

урок-практикум

определение факторов влияющих на распределение тепла и влаги на территории России; причины, влияющие на коэффициент увлажнения;

«Климатическая карта России»»; таблицы: «Циклоны и антициклоны», «Приборы для наблюдения за погодой», «Климат»

анализировать карты средних температур и годового количества осадков, объяснять ход изотерм января и июля, распределения осадков по территории России; с помощью карт атласа и учебника определять коэффициент увлажнения для различных территорий, выделять засушливые  районы и с избыточным увлажнением

Индивид.

стр. 63-68; РТ зад. 3 стр. 43; зад. 1-2 стр. 11

2

2

15, 16

Типы климатов России. Составление характеристики климата отдельных территорий России

Практ. работа:

№ 7.

2

урок-практикум

климатические пояса и типы климатов на территории России; способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям; влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей.

«Климатическая карта России»»; таблицы: «Циклоны и антициклоны», «Климатические пояса и типы климатов», «Климат»; набор приборов для наблюдения за погодой, Мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»

определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и типов климата;  подготавливать и обсуждать презентации о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и о способах адаптации человека к разным климатическим условиям; определять основные климатические показатели одной из территорий страны и оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности населения на данной территории

групповой, индивид.

стр. 68-71, зад. 1-6 стр.72; РТ зад. 3-4 стр. 12-13, зад. 1-2 стр. 42

2

2

17.

Зависимость человека от климата

Практ. работа:

№ 9.

1

комбинированный

агроклиматические ресурсы; опасные и неблагоприятные климатические явления; методы изучения и прогнозирования климатических явлений;

«Климатическая карта России»»; таблицы: «Циклоны и антициклоны», «Приборы для наблюдения за погодой», «Климатические пояса и типы климатов», «Опасные стихийные явления» «Климат»; набор приборов для наблюдения за климатом; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»

выявлять особенности опасных и неблагоприятных климатических явлений, определять районы их распространения; составлять характеристику погоды по синоптическим картам; обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов

Индивид.

стр.73-75, зад.2-7 стр. 76

1

1

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 4 час.

18.

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

урок-презентация

крупнейшие реки России; зависимость характера течения рек от рельефа; понятия: падение реки, уклон реки; 

зависимость характера питания и режима от климата; понятия: половодье, паводок, межень, годовой сток.

Физическая карта России, «Климатическая карта России»; таблица «Климатические пояса и типы климатов»; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»

определять состав внутренних вод на территории страны; определять реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, по физической карте; наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов

Индивид.

стр. 77-84, РТ зад. 1 стр.15, зад. 1,5 стр.44

1

1

19.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

1

урок-практикум

крупнейшие озера и их происхождение; болота; ледники; многолетняя мерзлота, причины образования

Физическая карта России, «Климатическая карта России»; таблица «Климатические пояса и типы климатов»; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»

по физической и климатической картам определять:

-типы озер по происхождению озерных котловин, солености и размерам; - основные районы распространения болот, горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты; наносить на контурную карту озера России;

Фронтальн.

стр.84-89;РТ зад. 4 стр. 42, зад. 2-4 стр. 44

1

1

20.

Водные ресурсы

1

комбинированный

Водные ресурсы России, крупных регионов и своей местности; стихийные природные явления, связанные с водами (наводнения, снежные лавины), на жизнь населения и особенности развития хозяйства России.

Физическая карта России, «Климатическая карта России»; таблица «Климатические пояса и типы климатов»; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»; атласы

оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и ее отдельных территорий; обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, и определять пути их охраны и рационального использования; подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни населения и развитии хозяйства России, региона своего проживания.

Фронтальн.

стр. 89-92, зад. 1-7 стр.92; РТ зад. 2 стр.15-16

1

1

21.

Сравнительная характеристика рек

Практ. работа:

№ 10.

1

урок-зачет

Физическая карта России, «Климатическая карта России»; таблица «Климатические пояса и типы климатов»; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»; атласы

определять падение, уклон, крупных рек России по физической и тематическим картам; выявлять зависимость между режимом рек и климатом, характером их течения и рельефом; по тематическим картам и климатограммам; составлять характеристику одной из рек по типовому плану.

Индивид.

РТ зад. 3 стр. 16-17

1

1

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы – 4 час.

22.

Образование почв и их разнообразие

1

урок-презентация

факторы образования почв; основные типы почв: их свойства, различия в плодородии

Почвенная карта России; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»; атласы

выявлять основные факторы почвообразования; определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам

Фронтальн.

стр.93-97, зад. 3 стр. 97

1

1

23.

Закономерности распространения почв

Практ. работа:

№ 11

1

урок практикум

размещение разных типов почв на территории России;

Почвенная карта России; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»; атласы

определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте почв.

Индивид.

стр.98-100, стр.104 зад.2

1

1

24.

Почвенные ресурсы России

1

комбинированный

почвенные ресурсы России; изменение почв в ходе их хозяйственного использования; меры по сохранению плодородия почв; понятие: мелиорация; просмотр и обсуждение презентаций; тест; работа с почвенной картой атласа.

Почвенная карта России; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»; атласы

определять структуру земельного фонда России; оценивать почвенные ресурсы страны; подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов

групповой

стр.100-104

1

1

25.

Обобщение знаний по теме: «Почвы и почвенные ресурсы»

1

урок-зачет

обобщение и систематизация знаний о разнообразии почв на территории России

почвенная карта России; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»; атласы; презентации учащихся

иметь навыки поиска информации из географических источников

индивидуальный

зад.1,3,4. стр.104

1

1

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 4 час.

26.

Растительный и животный мир России

1

урок-презентация

растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие

климатическая, почвенная карты России и карта растительности; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»; атласы; презентации учащихся

выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие органического мира России;

Индивид.

стр. 105-112

1

1

27.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

1

комбинированный

биологические ресурсы, их рациональное использование; меры по охране растительного и животного мира; растительный и животный мир своего региона

климатическая, почвенная карты России и карта растительности; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»; атласы; презентации учащихся

определять состав биологических ресурсов; выявлять особенности использования человеком разных видов биологических ресурсов;

подготавливать и обсуждать материал о неблагоприятных изменениях растительного и животного мира России в результате хозяйственной деятельности человека

Фронтальн.

Стр.112-115

1

1

28.

Природно-ресурсный потенциал России. Классификация природных ресурсов;

1

урок-практикум

классификация природных ресурсов;

климатическая, почвенная карты России и карта растительности; мультимедиа ресурс «География 6-10 классы»; атласы; презентации учащихся

прогнозировать последствия изменения растительного и животного мира территории при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса;

определять основные мероприятия по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России.

Индивид.

стр. 116-120, вопросы  стр.120-121

1

1

29.

Обобщение знаний.

1

урок-игра

обобщение знаний по теме: «Особенности природы и природные ресурсы России»

умения использовать, полученные знания для ответов на вопросы

групповой

1

1

Раздел II. Природные комплексы России – 26час.

Тема 1. Природное районирование-6 час.

30.

Разнообразие природных комплексов России

1

урок-презентация

 разнообразие природных комплексов России; понятия: ландшафтоведение, фация, региональные ПК, антропогенные ландшафты

карты: «Физическая карта России», «Природные зоны», «Климатическая карта России»; атласы; мультимедиа

ресурс «География 6-10 классы»; атласы

выделять с помощью карт атласа ПК трех уровней: локального, регионального, глобального; характеризовать их отличия

Фронтальн.

стр. 124-126, вопросы стр. 126; сбор фото материалов для презентаций

1

1

31.

Моря как крупные природные комплексы

1

интегрированный урок-практикум

география +ИВТ

рассмотрение морей как отдельных крупных природных комплексов; выявление природных компонентов морей; определение факторов, влияющих на формирование ПК моря

фотоматериалы; атласы; компьютеры

отбирать материал для подготовки презентации о морях, омывающих территорию России

групповой

стр. 127-129;.

1

1

32.

Природные зоны России

1

урок презентация

природные зоны России и их компоненты; широтная зональность; проявление зональных и азональных факторов в процессе формирования природы России;

карты: «Физическая карта России», «Природные зоны», «Климатическая карта России»; атласы; мультимедиа

ресурс «География 6-10 классы»; атласы

выявлять зональные и азональные факторы, влияющие на природу; приводить примеры антропогенных ландшафтов

Индивид.

стр.129-135, сообщения о животном и растительном мире лесов

1

1

33.

Разнообразие лесов России

Практ. работа:

№ 12

1

урок-путешествие

знакомство с разнообразием природных комплексов лесов на территории России; закономерности их смены с севера–запада на юго-восток; влияние многолетней мерзлоты, как одного из факторов формирования ПК на территории России

карта «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; мультимедиа

ресурс «География 6-10 классы»; атласы

выявлять причины взаимосвязи и взаимовлияния природных компонентов; объяснять причины разнообразия видового состава лесов России

групповой

стр.135 -139, вопросы стр.139.

1

1

34.

Безлесные зоны на юге России

Практ. работа:

№ 13

1

комбинированный

особенности безлесных зон России;

карта «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы;

по картам атласа составлять характеристику природных зон, сравнивать их; выявлять различия и закономерности размещения; давать оценку возможностям хозяйственного использования

Фронтальн.

стр. 139-144, зад. 1-6 стр. 144

1

1

35.

Высотная поясность

1

комбинированный

различия высотной поясности в горах России; основные типы горных ландшафтов и области их распространения на территории России

«Физическая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы;

с помощью карт  выдвигать предположения о характере проявления высотной поясности на конкретных участках горных районов, приводить доказательства правильности предположения

групповой

стр. 144-148, зад.1-7 стр.148

1

1

Тема 2. Природа регионов России – 18час.

36.

Русская (Восточно-Европейская) равнина

Практ. работа:

№ 14

1

комбинированный

создание географического портрета Русской равнины: общая характеристика географического положения; особенностей рельефа и геологического строения территории; характеристика климата

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Русская равнина»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

отбирать и систематизировать материал для создания географического портрета территории; работать с картами;

групповой

стр.151-157; подготовка презента-ций о природных памятни-ках Русской равнины

1

1

37.

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

1

комбинированный

изменение природно-климатических условий на территории Русской равнины и их причины; знакомство с памятниками природы на территории Русской равнины: Карелия, Валдай, Волга, Селигер, девственные леса Коми

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Русская равнина»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

составлять характеристику отдельных территорий с помощью карт; готовить и обсуждать презентации

Фронтальн.

стр.158-165; РТ зад. 3 стр. 24-25

1

1

38.

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

Практ. работа:

№ 15

1

урок -практикум

природные ресурсы Русской равнины, их рациональное использование; экологические проблемы и охраняемые территории;

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Русская равнина»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

давать оценку обеспеченности природными ресурсами отдельных территорий; выявлять экологические проблемы; предлагать пути рационального использования природных ресурсов

Индивид.

стр.166-169; РТ стр. 48,49,50 (по группам)

1

1

39.

Кавказ – самые высокие горы России

1

комбинированный

особенности рельефа и геологического строения; минеральные источники; высокогорный климат; высотная поясность Кавказа

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Высотная поясность Кавказа»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

выделять причины и следствия в процессах формирования природы; выявлять природные особенности территории и возможности их использования

Фронтальн.

стр.170-178

1

1

40.

Природные комплексы Северного Кавказа

1

урок -практикум

природные комплексы Северного Кавказа; 

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы;

выполнять творческие задания с использованием географических знаний; подготавливать рекламные мини проекты

Индивид.

стр. 178-181; творческое задание «Тур», РТ зад. 1-5 стр. 51

1

1

41.

Урал – «каменный пояс Русской земли»

1

комбинированный

географическое положение и история освоения Урала; особенности геологического строения, этапы формирования рельефа; полезные ископаемые

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Уральские горы»; мультимедиа

ресурс «География 6-10 классы»;

давать характеристику географического положения; выявлять взаимосвязи между особенностями природного комплекса; выделять причины и следствия

Фронтальн.

стр. 181-186, зад. 3,4 стр.52

1

1

42.

Своеобразие природы Урала

1

комбинированный

своеобразие природы Урала; типы высотной поясности  в Уральских горах; природные районы Урала

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Уральские горы»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

выделять причины и следствия в процессах формирования природы; выявлять природные особенности территории и возможности их использования

групповой

стр. 187-192, зад. 2 стр. 192; подготовка презентаций «Природные уникумы Урала»

1

1

43.

Природные уникумы Экологические проблемы Урала

1

урок -практикум

 природные уникумы Урала;

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Уральские горы»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

давать оценку обеспеченности природными ресурсами отдельных территорий; выявлять экологические проблемы; предлагать пути рационального использования природных ресурсов

Индивид.

стр. 193-197

1

1

44.

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

1

комбинированный

создание физико-географической характеристики Западной Сибири: общая характеристика географического положения; особенностей рельефа и геологического строения территории; характеристика климата; термины: урманы, гривы, колки

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Западная Сибирь»; мультимедиа

ресурс «География 6-10 классы»;

составлять физико-географическую характеристику территории по картам атласа; наносить на контурную карту географические объекты; выявлять причины разнообразия природы, изучаемой территории

Фронтальн.

стр. 197-204; РТ зад. 1-5 стр. 53

1

1

45.

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения

Практ. работа:

№ 16

1

урок -практикум

характеристика природных ресурсов Западной Сибири, особенности  их освоения; рациональное использование и экологические проблемы; 

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Западная Сибирь»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

давать оценку обеспеченности природными ресурсами отдельных территорий; выявлять экологические проблемы; предлагать пути рационального использования природных ресурсов

Индивид.

стр. 204-208

1

1

46.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

1

комбинированный

история исследования территории; особенности географического положения; характеристика рельефа; климат Восточной Сибири

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Восточная Сибирь»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

составлять физико-географическую характеристику территории по картам атласа; наносить на контурную карту географические объекты; выявлять причины разнообразия природы, изучаемой территории

Фронтальн.

стр.208-215; РТ зад.1-4 стр.54; дополнительный материал по природным объектам ВС

1

1

47.

Природные районы Восточной Сибири

1

урок-путешествие

характеристика природных районов Восточной Сибири; высотная поясность Алтая и Саян; влияние многолетней мерзлоты на природу территории;

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Восточная Сибирь»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

с помощью карт атласа и дополнительных источников географических знаний составлять географическую характеристику отдельных территорий; работать в группе

групповой

стр.215-225

1

1

48.

Жемчужина Сибири - Байкал

1

интегрированный урок; конференция

(история, литература)

история освоения Байкала; особенности природы; современные исследования

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы; презентация «Байкал – жемчужина Сибири»

готовить публичное выступление; задавать вопросы; доказывать свою точку зрения с помощью конкретных примеров

групповой

стр. 225-229

1

1

49.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

1

урок-практикум

характеристика природных ресурсов Восточной Сибири, особенности их освоения; рациональное использование и экологические проблемы

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Восточная Сибирь»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

давать оценку обеспеченности природными ресурсами отдельных территорий; выявлять экологические проблемы; предлагать пути рационального использования природных ресурсов

Индивид.

стр.229-234

1

1

50.

Дальний Восток  – край контрастов

1

комбинированный

история исследования; особенности географического положения; рельефа и климата Дальнего Востока; особенности размещения почв; основные физико-географические объекты Дальнего Востока

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Дальний Восток»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

подбирать дополнительный материал к уроку, использовать в самостоятельной работе карты атласа»; сравнивать географические объекты, выявлять черты сходства и различия

Фронтальн.

стр. 235-238, зад. 1-5 стр. 238; зад. 6,7 стр. 253

1

1

51.

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

1

урок-путешествие

характеристика природных комплексов Дальнего Востока; природные уникумы

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Восточная Сибирь»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

с помощью карт атласа и дополнительных источников географических знаний составлять характеристику отдельных территорий; работать в группе; отбирать материал для презентации

Фронтальн.

стр.238-247, зад.5 стр.247; РТ зад. 1-6 стр.55; зад. 6,7 стр. 253

1

1

52.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

урок-практикум

 природные ресурсы, их использование и охраняемые территории Дальнего Востока;

«Физическая карта России», «Тектоническая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России»; атласы; таблица «Восточная Сибирь»; мультимедиа ресурсы «Физическая география России»

давать оценку обеспеченности природными ресурсами отдельных территорий; выявлять сложности в освоении и экологические проблемы; предлагать пути рационального использования природных ресурсов

Индивид.

стр.248-252; зад. 6,7 стр. 253

1

1

53.

Обобщение знаний по теме «Природа регионов России»

1

урок-игра   «ЧТО?  ГДЕ?  КОГДА?»

демонстрация знаний о природе России

вопросы; черный ящик; мультимедиа проектор

умения использовать, полученные знания при изучении темы для ответов на вопросы

групповой

соседи московдской области

1

1

Географическое положение и природные особенности Московской  области – 10 час.

54.

Общая физико-географическая характеристика региона

Практ. работа:

№ 17

1

урок-практикум

составление характеристики географического положения области; 

политическая карта мира; политико-административная карта РФ;

сравнивать географическое положение и размеры территории области с  другими регионами России и странами мира

Индивид.

стр.5-12

1

1

55,56.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Московской области

2

комбинированный

основные этапы формирования земной коры и особенности геологического строения; особенности рельефа

полезных ископаемых Московской области

презентация «Формирование рельефа московской области»;

коллекция пол ископ.

определять особенности рельефа области по физической карте, наносить их на контурную карту; определять основные этапы формирования земной коры на территории области по геологической карте и геохронологической таблице; определять основные тектонические структуры; выявлять внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа;

Фронтальн.

стр.25-44

2

2

57.

Климатообразующие факторы. Агроклиматические ресурсы области.

1

комбинированный

факторы, определяющие климат области; циклоны, антициклоны, атмосферные фронты; трансформация воздушных масс; основные климатические характеристики и показатели; агроклиматические ресурсы Московской области

карты московской области;

климатическая карта России

определять по картам величины солнечной радиации; выявлять факторы, определяющие климат области; составлять характеристики циклональной и антициклональной погоды; объяснять направление движения воздуха в атмосферных фронтах; определять по картам величину солнечной радиации;

Фронтальн.

стр.54-75; сбор материала для подготовки презентации о животном и растительном мире области

1

1

58.

Характеристика водоемов Московской области. Охрана вод.

1

урок - лекция

характер течения и режим рек Московской области; озера и происхождение озерных котловин; стихийные природные явления, связанные с водами; подземные воды; охрана вод

карты Московской области;

оценивать обеспеченность водными ресурсами отдельных территорий; обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, и определять пути их охраны и рационального использования; подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни населения и развитии хозяйства

Фронтальн.

стр.93-110;

стр.20-25

1

1

59.

Особенности формирования и типы почв, виды мелиорации. Земельные ресурсы.

1

комбинированный

почвенные ресурсы области; изменение почв в ходе их хозяйственного использования; меры по сохранению плодородия почв; виды мелиорации

карты московской области;

наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования

Фронтальн.

стр.11-121

1

1

60.

Животный и растительный мир области.

1

урок - презентация

растительный и животный мир области: видовое разнообразие, факторы его определяющие; биологические ресурсы, их рациональное использование; меры по охране растительного и животного мира;

карты Московской области;

выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие органического мира области; выявлять особенности использования человеком разных видов биологических ресурсов;

стр.122-144

1

1

61.

Типичные ландшафты Московской области.

1

урок-практикум

Характеристика ландшафтов московской области;.

карты Московской области; фотоматериалы

различать особенности  ландшафтов московской области; объяснять причины различий между ними

Индивид.

стр. 44-52; 145-158

1

1

62,63.

Опасные природные явления. Охраняемые территории. Влияние человека на природу области.

2

урок-практикум

экологическая ситуация в области; 

карты Московской области; фотоматериалы

выявлять экологические проблемы; определять места возможных опасных природных явлений

групповой

стр. 159-241

2

2

Человек и природа – 5час.

64.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

комбинированный

взаимосвязь природных условий и здоровья человека; экстремальные условия для жизнедеятельности человека; стихийные природные явления

Физическая карта России; мультимедиа ресурс «География 6-10 класс»; таблица «опасные природные явления», атласы

на основе карт атласа выделять территории с наиболее благоприятными и с экстремальными условиями  для жизни и хозяйственной деятельности человека

Фронтальн.

стр.256-262, зад. 4 стр.261

1

1

65.

Воздействие человека на природу

1

комбинированный

воздействие человека на природные комплексы; виды антропогенных ландшафтов; экологическое равновесие

Физическая карта России; мультимедиа ресурс «География 6-10 класс»; атласы

определять степень воздействие человека на отдельные виды природных ресурсов; выделять виды природных ресурсов наиболее требующие защиты

групповой

стр.262-267, РТ зад.1-4 стр.46-47

1

1

66.

Рациональное природопользование

Практ. работа:

№ 18

1

урок-практикум

понятие рациональное природопользование, принципы рационального природопользования; географический прогноз;

Физическая карта

России; мульти-

медиа ресурс «География 6-10 класс»; карта; справочные материалы, атласы

давать оценку характеру природопользования; с помощью карт атласа и других источников географической информации прогнозировать изменение природной среды в результате деятельности человека

Индивид.

стр. 267-271, РТ зад. 1-4 стр. 46-47

1

1

67.

Экологическая ситуация в России.

1

урок - акция

подготовка материалов для проведения экологических акций; разработка маршрутов экологических акций; выработка целей и задач экологических акций; разработка планов проведения экологических акций

справочный материал; Интернет ресурсы; фотографии; карта экологической ситуации в городе; краски, фломастеры, бумага для изготовления плакатов.

групповой

организация и проведение экологической акции на природных объектах Калининградской области

1

1

68

Весенняя экскурсия

1

экскурсия

Наблюдения за природой

Практ.

работа № 19

Полевые дневники

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с умеренной умственной отсталостью ( F71 )

За последние два десятилетия резко увеличился состав учащихся специальных коррекционных учреждений  VIII вида. В эти школы принимаются не только дети с легкой  (F  - 70) умственной отст...

Использование деятельностного подхода в обучении географии учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Использование деятельностного подхода в обучении географии   учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР....