Использование деятельностного подхода в обучении географии учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
опыты и эксперименты по географии ( класс) на тему

Использование деятельностного подхода в обучении географии   учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование деятельностного подхода в обучении географии   учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Базанова Людмила Николаевна, учитель географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №  2» г. Радужный

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”

Китайская мудрость.

Работа на уроке  географии  в условиях индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья  строится на основе  деятельностного подхода  - метода обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.   Учебная деятельность обучающихся при такой организации учебного труда ориентирована на самостоятельное постижение учащимися проблем, имеющих для них жизненно важный смысл, а учение становится системой видов учебной деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. Для учителя и ученика важно, чтобы было понимание цели обучения самим учеником, а также на завершающем этапе урока – ситуация при которой ученик может реально оценить  как изменились его умения и навыки.

Такой принцип организации учебной деятельности     вносит свои коррективы в традиционный план урока: планируя свою работу по формированию системы знаний умений и навыков,   за основы  беру уровень владения учебной операцией. И только на основании этого отбираю оптимальные для каждого типа урока формы организации деятельности. Оптимальность усвоения зависит от степени участия учителя: тьютор,  консультант, деятельность в сотрудничестве, активное руководство учебной деятельностью, выполнение задания  при пошаговом управлении и контроле со  стороны учителя. Такой подход обеспечивает не только сознательное усвоение знаний детьми,  но  и повышают у них интерес к изучаемому, так как  деятельность   динамично изменяется от урока к уроку.

  При проведении любой работы обязательно учитываю  особенности физического здоровья. На любом уроке имеет место моменты оздоровления, например, глаза отдохнут если просто сменить на время обстановку или посмотреть в окно или быстрое моргание в течение двух минут улучшит кровоснабжение глазного яблока. Так для детей с гиперактивностью и быстрой утомляемостью планирую смену видов деятельности через 10 минут учебного труда, ввожу физические упражнения. Например,  встать  и показать стороны горизонта или направление параллелей и меридианов.  Мимика и жесты без голосового сопровождения способствуют анализу отличительных черт того или иного географического явления.

Из опыта работы выясняется, что чередование различных видов деятельности, способствует активизации мыслительной деятельности детей. Учащимся нравится составлять опорные схемы и конспекты, заполнять  таблицу. Такие задания способствуют запоминанию основных особенностей, краткости и четкости оформления мысли. Сложность задания и уровень самостоятельности изменяются в зависимости от результативности прошлых уроков.

Один из видов активизации мыслительной деятельности - составление опорной схемы на основе текста параграфа и карты атласа. Например, задание: выбрать из текста учебника [2, 285], опорные (главные) слова, которые характеризуют географическое положение Уральского региона.   Найди географические объекты, которые указаны в тексте параграфа на карте [3, 42]. Учащиеся выделяют опорные слова, работают с картой атласа и в результате совместной деятельности, учитель – ученик, составляем опорный конспект.  Такой подход к организации учебной деятельности учит учащихся работать с различными источниками информации. Опорные схемы дают возможность осознанно воспринимать изучаемый материал, осмыслению его запоминания, развивают познавательную деятельность, помогают в подготовке домашних заданий. При их подготовке значительно сокращается время на выполнение домашнего задания.

На первом этапе обучения ученики чувствуют уверенность, отвечая на вопросы домашнего задания по опорным конспектам, особенно те, у которых наблюдается скованность в общении, слабая память, недостаточно развита речь. Наибольший эффект на уроках дает не использование предлагаемых схем в готовом виде, а совместная деятельность учеников и учителя по построению схем. Данный вид деятельности учит  школьника правильно отобрать наиболее важные знания, ключевые понятия, которые необходимы учащимся при самостоятельной работе. Образец труда учителя очень важен ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Так как такие дети не всегда фиксируют в своей памяти правильные алгоритмы учебных действий.

Совместное составление схем облегчает запоминание учебного материала учащимися. Графическая схема – фактическое разделение изучаемого материала на составные части, взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок. Важную роль играют памятки по составлению схемы.

В перечне заданий могут быть задания такого типа: самостоятельно изучите текст параграфа[1,142] «Металлургический комплекс», составь схему о составе металлургического комплекса.

Памятка по составлению схемы.

1. Прочитайте текст, выделите в его содержании главные и соподчиненные понятия.

2.     Определите, каким образом эти понятия между собой связаны.

3.     Заполните схему соответственно выделенной зависимости.

Еще один вид деятельности совместное заполнение таблицы: нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем [4, 52]. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала.

Задание: Охарактеризуйте состав и размещение машиностроения.

Таблица 1

Состав и размещение машиностроения

Отрасль машиностроения

Факторы размещения

Центры размещения.

Памятка по заполнению таблицы:

1.     Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий графам таблицы.

2.     Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.

В целях формирования познавательного интереса к предмету, повышения эффективности обучения обязательно использую работу с учебником. На этапе изучения нового материала использую такие задание:

ознакомьтесь с текстом параграфа [1,151] и ответьте  на вопрос: «Какие встретились незнакомые слова при прочтении параграфа о машиностроении».

Важный вид работы с учебником, на мой взгляд, это совместное  составление плана параграфа. Предлагается памятка для составления плана   и в результате совместной деятельности составляется план, учащиеся кратко записывают основную мысль и обучаются пересказу географического текста.

Задание: составьте план параграфа [1,269] «Северный Кавказ».

Памятка для составления плана.

1.     Прочитайте текст.

2.     Выделите в тексте главные мысли.

3.     Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.

4.     Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

От успеха работы с учебником во многом зависит качество домашней работы, поскольку умение работать с ним обеспечивает связь между классной и домашней работой, способствует росту познавательной  самостоятельности школьников.

Ученики с ограниченными возможностями здоровья при такой организации учебной деятельности заметно подтягиваются, повышается качество знаний, повышается  уровень самостоятельности.

 Целенаправленная работа с учебником дает возможность вооружать школьников рациональным приемам работы с ним, способствует повышению самостоятельности, приводит к снижению учебной нагрузки на детей, повышает интерес к изучаемому материалу.

Работая с детьми с нарушением слуха работу организую следующим образом:  подбираю наглядные средства, которые не иллюстрируют учебный материал, а наглядно раскрывают его содержание. Например,  составление географического конспекта при изучении природных районов страны. На отдельном листе записываю название природного района и по мере прочтения текста параграфа,  отмечаем вместе  главные особенности природы района. Далее на карте показываю эти объекты.  Общение сводится к письменной речи. При изучении нового материала в тексте учебника выбираем самое главное и записываем в тетрадь.  Контроль знаний осуществляется на основе тестовой работы, где даны задания только закрытого характера выбор ответа.

Литература

1. А.И. Алексеев,  В.В. Николина. География: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: Просвещение, 2007

2. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа. 2006

3. Атлас. География России. 8 – 9 классы. – М.:  ПКО «Картография», 2004

4. Н. Ю. Маерова. Уроки географии 8 – 9 классы. Методическое пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход в обучении математике учащихся с ограниченными возможностями развития

Авторы: Моха Елена Анатольевна, учитель математики Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №59 Приморского района Санкт-ПетербургаМальшакова Светлана Аркадьевна, учитель математики ...

Инновационный подход в обучении математике учащихся с ограниченными возможностями развития

Речь идет о новых учебных программах, новых подходах к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области, новых формах организации о...

Применение современных образовательных технологий в обучении физике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В отличие от традиционных методов обучения при деятельностном подходе учитель не просто сообщает  информацию ученикам, но организует поиск, исследование приводящее к открытию новых знаний. Дети с...

Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС

В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...

Инновационный подход в обучении математике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними. Инновационные методы позволяют ученикам самоутвердиться. А самоутверждение &nd...

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...

Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся с ОВЗ, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс...