Инновационный подход в обучении математике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по математике
Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними. Инновационные методы позволяют ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к их правильному выбору профессии и успешности наших выпускников в дальнейшей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный подход в обучении математике
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Моха Елена Анатольевна, учитель математики ГБОУ школы №59 Приморского района Санкт-Петербурга
Когда я слушаю - я забываю,
когда я вижу - я понимаю,
когда я действую - я учусь.
Введение стандартов второго поколения во многом меняет школьную жизнь не только ребенка, но и учителя. Речь идет о новых учебных программах, новых подходах к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области, новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях. Ориентировка в обучении в условиях стандарта второго поколения должна быть направлена на:
- реализацию системно-деятельностного подхода к обучению;
- использование современных образовательных технологий;
- реализацию принципа уровневой дифференциации;
- установление межпредметных связей.
Значит, для совершенствования образовательного процесса, нужна и корректировка представлений учителей о сущности педагогической деятельности: перевод учителя из носителя знаний в организатора учебной деятельности, а ученика – из объекта этой деятельности – в субъект. Школа - это своеобразный институт взросления ребенка. Перед ней стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Стандарт образования – это новый ракурс возможностей и перспектив социализации детей с ОВР. Школа должна дать такие знания, умения и навыки по математике, которые помогут применять математические факты к решению конкретных практических задач, которые повседневно будут использоваться в реальных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий, особенно информационно-коммуникационных. Огромный соблазн для учителя представляет использование мультимедийных обучающих программ и презентаций на уроках, однако нужно помнить, что живое общение ученика с учителем не может заменить ни одна программа, а наиболее экологичным для глаз носителем информации был и останется учебник или методическое пособие. В современном процессе обучения используются как традиционные, так и инновационные методы обучения. Математика является не только учебным предметом, необходимым в будущей профессиональной подготовке, но и предметом большой образовательной компетенции, т.к. она готовит школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности. Одним из средств прикладной и практической направленности обучения математике являются задачи с практическим содержанием (задачи прикладного характера). По данному поводу можно напомнить известный афоризм:
«Чистая математика делает то, что можно, так, как нужно,
а прикладная – то что нужно, так, как можно».
При отборе математического материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений, поэтому необходимо предусмотреть дифференцированный подход к учащимся в обучении.
Наша школа с января 2011 года проводит опытно-экспериментальную работу по теме «Социальная адаптация и профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы». Работа по теме призвана помочь быть готовыми выполнить требования образовательного стандарта, и взятых на себя моральных обязательств готовить наших не простых детей к той непростой жизни за порогом школы, которая им предстоит.
Применение здоровьесберегающей инновационной технологии на уроках математики призвано научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни. Все вопросы, связанные с понятием ЗОЖ можно условно разделить на четыре аспекта:
- экология;
- режим дня;
- своевременное лечение;
- правильное питание.
Выбрав одно из направлений, например - правильное питание, можно провести урок-консультацию, на котором дети получат интересную и полезную информацию о пользе витаминов в жизни человека. Подбор задач по этой тематике очень велик. В качестве примера можно предложить:
Задача. В одном авокадо содержится 3,8 мг ниацина (витамин РР), что составляет 25% суточной потребности организма в витамине РР. Определить, какое количество ниацина содержится в 5 авокадо. Сколько процентов от суточной потребности организма в ниацине получит человек, если съест шесть авокадо?
Задача. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С в день мы должны употреблять 60 мг.
Задача. Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять три грамма белков на каждые четыре килограмма своего веса. Вычислите количество белков, необходимое вашему организму на один день.
В качестве домашнего задания можно предложить задачу «Витаминный салат», в которой надо рассчитать количество грамм каждого компонента.
Задача. В 200 граммах Витаминного салата содержится: листьев одуванчиков – 1/2 часть, зеленого лука – 3/10 части, петрушки – 2/40 части, растительного масла – 15/100 частей. Сколько грамм каждого компонента нужно взять?
Задача. Профилактика заболеваний играет большую роль. Ученик 5 класса пошел с бабушкой в поликлинику, где им выписали витамины. Мальчик купил витамины, но забыл, кому какие, а рецепт потерял. Помогите ему определить по составу, какие витамины предназначены для бабушки?
«Ревит» | «Ундевит» | ||
А | 0,0138 мг | 0,001135 мг | А – способствует росту |
В1 | 0,0001 г | 0,002 г | В1 – регулирует обмен веществ |
В2 | 0,001 г | 0,002 г | В2 – работа желудка |
С | 0,075 г | 0,075 г | С – защитные силы организма |
В12 | - | 2 мкг | В12 – центральная нервная система |
РР | - | 2 мкг | РР - давление |
Кому нужны какие компоненты?
Учащиеся сравнивают дроби и делают вывод, что витамины бывают разные и нужно принимать их с умом, заботиться о своем здоровье.
В меняющихся условиях жизни нашим детям трудно адаптироваться. Жизненно важным для учащихся коррекционных школ является формирование элементов экономических знаний. Это - бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банка.
Так, при изучении десятичных дробей можно использовать счета-квитанции по оплате коммунальных услуг. Как известно, тарифы и начисления в счете-квитанции даны в десятичных дробях. На примере этих квитанций можно объяснить учащимся все виды коммунальных и прочих услуг, дать понятие «коммунальное хозяйство». Работать по самому счету-квитанции сложно, там много лишних данных, поэтому можно выписать нужные данные в отдельную таблицу и раздать эти таблицы учащимся. По этим таблицам можно упражняться в чтении десятичных дробей и в их преобразовании. Например, 6,05 руб. = 6 руб. 5 коп. Особого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление оплата берется с 1 кв.м, а вода – в куб. м. с человека в месяц, т.е. по количеству жильцов. Таким образом, учащиеся учатся свободно ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуг.
При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. Вопросы, связанные с процентами позволяют сделать курс практико-ориентированным, показать учащимся, что приобретаемые ими математические знания применяются в повседневной жизни. Интерес в значительной степени поддерживается также и содержанием задач. Это служит достаточно сильным мотивом для решения предлагаемых задач.
Задача. Баба-Яга варит волшебное зелье: к 1,5 кг меда она добавила 100 г волчьих когтей, 100 г дегтя и 300 г слез кикиморы. Сколько процентов варева составляют слезы кикиморы?
Введение процентов опирается на предметно-практическую деятельность учащихся. При изложении этой темы происходит реализация широких возможностей для дифференцированного обучения.
В современном обществе постоянно меняются цены на товары, на одни и те же виды товаров в различных магазинах они разные, да еще имеются «скидки» на товары и «распродажи». И выпускники коррекционных школ должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбрать, где с наименьшей потерей для бюджета сделать ту или иную покупку. Составляя задачи, можно указать конкретные магазины, цены и скидки взять из магазинов, чтобы учащиеся могли зайти туда и проверить. Указание конкретного магазина или использование телевизионной рекламы повышают интерес учащихся к задаче. При изучении темы «Проценты» можно решать задачи, где речь идет об услугах банков: кредитах, ссудах и вкладах. Можно знакомить учащихся со всеми видами существующих вкладов в разных банках, с различными годовыми процентами и условиями хранения. При решении этих задач учащиеся узнают, что такое ссуда и ее виды. Выпускники коррекционной школы должны уметь пользоваться услугами банков – как хранить деньги, как брать ссуду и т.д. При изучении темы «Проценты» можно решать и задачи, в которых идет речь о подоходном налоге, премиях, совокупном доходе семьи, о взносах.
Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними. Инновационные методы позволяют ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к их правильному выбору профессии и успешности наших выпускников в дальнейшей жизни.
Литература
1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
2. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: ВЛАДОС, 2006.
3. Ефремов А. В. О математике и математиках. – Казань: Магариф, 2001.
4. Залялетдинова Ф. Р. Математика в коррекционной школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход в обучении математике учащихся с ограниченными возможностями развития
Авторы: Моха Елена Анатольевна, учитель математики Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №59 Приморского района Санкт-ПетербургаМальшакова Светлана Аркадьевна, учитель математики ...
Инновационный подход в обучении математике учащихся с ограниченными возможностями развития
Речь идет о новых учебных программах, новых подходах к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области, новых формах организации о...
Инновационные подходы к физическому воспитанию, детей с ограниченными возможностями здоровья
Физическое воспитание в коррекционных школах VIII вида –это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение ф...
Статья «Инновационный подход к образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186604","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л. Е.Глушак Т.К.Лапутько Ю.Н.Инновационный подход к образовательной деятельностиоб...
Статья «Инновационный подход к образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187419","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л. Е.Глушак Т.К.Лапутько Ю.Н. Инновационный подход к образовательной деятельн...
Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся с ОВЗ, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс...
Доклад "Современные подходы к профилактике ДДТТ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В презентации представлены материалы из опыта работы с обучающимися с ОВЗ по профилактике ДДТТ...