Рабочая программа по географии 6 класс (8 вида)
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Шакирова Наталья Леонидовна

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом  особенностей умственного развития данной категории детей.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

Пояснительная записка

Статус документа

    Рабочая программа составлена на основании: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы.

     Рабочая программа составлена для учащихся 6 классов (8 вида), рассчитана на 2 часа в неделю. В сумме составляет 66 часов.

Курс состоит из нескольких разделов: «Введение», «Ориентирование на местности»,  «План и карта»,  «Формы поверхности Земли»,  «Вода на Земле»,  «Земной шар».  «Карта России».

Изучение географии во вспомогательной  школе направлено на достижение следующих целей:

Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами. Этот курс предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности.

Структура документа

        Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.

        В конце рабочей программы приведены требования к уровню подготовки семиклассников основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

        Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом  особенностей умственного развития данной категории детей.

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняются и расширяются от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.        

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

VI класс (66 часов)

Введение (4 часа)

География - наука о природе Земли, население и его хозяйственной деятельности.

Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года.

Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности.

Географические сведения о своей местности и труде населения. (Экскурсия).

Р а з д е л 1. Ориентирование на местности (5 ч).

Горизонт. Линия горизонта.

Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им.

Ориентирование по Солнцу и компасу, по местным признакам природы.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

Р а з д е л  2. План и карта (9 ч).

Рисунок и план предмета.

План и масштаб.

План класса.

План школьного участка.

Условные знаки плана местности.

План и географическая карта.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки  физической карты.

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Р а з д е л 3. Формы поверхности Земли (4 ч)

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности

Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы.

Овраги, их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях и  извержениях вулканов.

Р а з д е л 4. Вода на Земле (10 ч).

Вода на Земле.

Родник, его образование.

Колодец. Водопровод.

Река, её части. Горные и равнинные реки.

Использование рек.        

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болото, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

Острова и полуострова.

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Р а з д е л  5. Земной шар (14 ч).

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Планеты.

Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса.  Особенности изображения суши и воды

 на глобусе.

Физическая карта полушарий.

Распределение воды и суши на Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий.

Первые кругос1ветные путешествия.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной

поверхности.

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов.

Р а з д е л  6. Карта России (20 ч)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России – Москва.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Работа с контурными картами.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Работа с контурными картами.

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Работа с контурными картами.

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

Реки: Дон. Днепр, Урал.  Водохранилища, каналы, ГЭС.

Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.

Реки: Лена, Амур.

Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал.

Работа с контурными картами.

Наш край на карте мира.

Повторение начального курса физической географии.

Повторение начального курса физической географии.

Практические работы

  • Чтение и обобщение календарей природы и труда.
  • Зарисовка линии сторон горизонта.
  • Схематическая зарисовка компаса.
  • Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу, по местным признакам.
  • Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.
  • 2.Упражнение в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
  • Упражнения в измерении расстояний на местности и изображении их на плане в масштабе.
  • Вычерчивание простейших планов.
  • Зарисовка в тетрадях условных знаков.
  • Чтение простейших  планов по условным знакам.
  • Изготовление топографического лото.
  • Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
  • Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
  • Показ на физической карте России форм поверхности.
  • Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
  • Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
  • Проведение опытов:
  • Растворение морской соли в воде;
  • Очистка воды фильтрованием.
  • Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других её частей.
  • Показ на физической карте России различных водоёмов.
  • Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
  • 2.Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
  • Оформление таблицы  названий океанов и материков.
  • Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
  • Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещённости  на  земном шаре.
  • Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни в различных климатических  
  • поясах земного шара.
  • Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.


Календарно-тематическое планирование

Практических работ – 27

Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 6 классов (8 вида), рассчитано на 2 часа в неделю. В сумме составляет 66 часа. Данное календарно-тематическое планирование разработано в полном соответствии с  программой вспомогательной школы  

Курс состоит из нескольких разделов: «Введение», «Ориентирование на местности»,  «План и карта»,  «Формы поверхности Земли»,  «Вода на Земле»,  «Земной шар».  «Карта России».

Разделы и темы уроков

Кол-во часов

Номенклатура, терминология.

Основные знания

Основные умения

Практические работы

Домашнее задание

Введение

4

География.

Что изучает география;

1

География - наука о природе Земли, население и его хозяйственной деятельности.

1

Стр.4-7

2

Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года.

1

1.Чтение и обобщение календарей природы и труда.

Стр. 7-12

3

Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности.

1

Стр. 13-16

4

Географические сведения о своей местности и труде населения. (Экскурсия).

1

Стр. 17

Ориентирование на местности.

5

Горизонт, компас, линия и стороны горизонта.

Горизонт, линию и стороны горизонта;

Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы.

5

Горизонт. Линия горизонта.

1

2.Зарисовка линии сторон горизонта.

Стр. 18-19

6

Стороны горизонта.

1

Стр. 20-21

7

Компас и правила пользования им.

1

3.Схематическая зарисовка компаса.

Стр. 22-24

8

Ориентирование по Солнцу и компасу, по местным признакам природы.

1

Стр. 24-27

9

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

1

4. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу, по местным признакам.

План и карта

9

Условные знаки, план, карта, масштаб, возвышенности,

Отличие плана от рисунка и географической карты.

Масштаб, его обозначение.

Основные направления на плане, географической карте.

Условные цвета и знаки географической карты.

Читать простейшие планы местности.

Читать географическую карту (условные цвета и основные знаки).

Составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

10

Рисунок и план предмета.

1

5.Вычерчивание простейших планов.

Стр. 69-72

11

План и масштаб.

1

6.Упражнения в измерении расстояний на местности и изображении их на плане в масштабе.

Стр. 72-74

12

План класса.

1

Стр. 74-76

13

План школьного участка.

1

Стр. 76-77

14

Условные знаки плана местности.

1

7.Чтение простейших  планов по условным знакам.

Стр. 78-80

15

План и географическая карта.

1

8.Упражнение в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

Стр. 81-83

16

Условные цвета физической карты.

1

9.Изготовление топографического лото.

Стр. 83-85

17

Условные знаки  физической карты.

1

10.Зарисовка в тетрадях условных знаков.

Стр. 86-87

18

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1

11.Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.

Стр. 88-90

Формы поверхности Земли.

4

Рельеф, равнины, холмы, овраги, землетрясения.

Основные формы земной поверхности.

Выявлять на местности особенности рельефа и водоёмов.

Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности.

.

19

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности

1

12. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

20

Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы.

1

13. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.

Стр. 28-30

21

Овраги, их образование.

1

Стр. 31-32

22

Горы. Понятие о землетрясениях и  извержениях вулканов.

1

14. Показ на физической карте России форм поверхности.

Стр. 33-38

Вода на Земле

10

Океаны, моря, окраинные, внутренние, острова, полуострова, реки, ледник, каналы, водохранилища, родник.

Виды водоёмов, их различия.

Меры по охране воды от загрязнения.

Правила поведения в природе.

23

Вода на Земле.

1

15. Показ на физической карте России различных водоёмов.

Стр. 39-42

24

Родник, его образование.

1

Стр. 43-44

25

Колодец. Водопровод.

1

Стр. 45-47

26

Река, её части. Горные и равнинные реки.

1

16. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других её частей.

Стр. 47-51

27

Использование рек.

1

Стр. 51-53

28

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

1

Стр.54-57.

29

Болото, их осушение.

1

Стр. 57-60

30

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

1

17. Проведение опытов:

Растворение морской соли в воде;

Очистка воды фильтрованием.

Стр. 60-63

31

Острова и полуострова.

1

18. Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Стр. 63-66

32

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1

19. Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

Стр. 66-68

Земной шар.

14

Земная ось, северный, южный полюса, глобус, материки.

Распределение суши и воде на Земле.

Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий.

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле.

Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли.

Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов.

Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем.

Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий.

Основные типы климатов.

Ориентироваться на географической карте, глобусе.

33

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

1

Стр. 91-93

34

Планеты.

1

Стр. 94-96

35

Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

1

Стр. 96-99

36

Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса.  Особенности изображения суши и воды на глобусе.

1

20. Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Стр.100-102

37

Физическая карта полушарий.

1

Стр. 103-104

38

Распределение воды и суши на Земле.

1

Стр. 104-105

39

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

Стр. 106-108

40

Материки на глобусе и карте полушарий.

1

21. Оформление таблицы  названий океанов и материков.

Стр.109-111

41

Первые кругосветные путешествия.

1

22. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

Стр. 112-115

42

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

1

23. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Стр. 116-118

43

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1

24. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни в различных климатических  поясах земного шара.

Стр. 119-122

44

Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

1

25. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещённости  на  земном шаре.

Стр. 122-125

45

Природа тропического пояса.

1

Стр. 125-128

46

Природа умеренных и полярных поясов.

1

Стр. 128-131

Карта России.

20

Географическое положение России на физической карте и карте полушарий.

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

47

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России – Москва.

1

Стр. 132-137

48

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1

26. Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

Стр. 138-140

49

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

1

Стр. 140-142

50

Моря Тихого и Атлантического океанов.

1

Стр. 143-147

51

Острова и полуострова России.

1

Стр. 148-151

52

Работа с контурными картами.

1

карта

53

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1

27. Путешествие (на карте) по нашей стране.

Стр. 152-155

54

Работа с контурными картами.

1

карта

55

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

1

Стр. 155-158

56

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

1

Стр. 159-161

57

Работа с контурными картами.

1

карта

58

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1

Стр. 162-165

59

Реки: Дон. Днепр, Урал.  Водохранилища, каналы, ГЭС.

1

Стр. 166-168

60

Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.

1

Стр. 168-171

61

Реки: Лена, Амур.

1

Стр. 172-174

62

Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал.

1

Стр. 175-177.

63

Работа с контурными картами.

1

карта

64

Наш край на карте мира.

1

Стр. 178

65

Повторение начального курса физической географии.

1

повторять.

66

Повторение начального курса физической географии..

1

Требования к оснащению учебного процесса

        

Материально-техническое оснащение преподавания географии соответствует требованиям программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и обеспечивает выполнение учащимися практических работ. Государственный стандарт по географии предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся комплекса общих учебных и предметных умений.

В перечне объектов и средств материально-технического обеспечения представлены не конкретные названия, а лишь общая номенклатура объектов, т.к. многие производимые средства являются взаимозаменяемыми, и их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Организация учебного кабинета

  1. Выбор помещения и его рациональная планировка соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
  2. Комплектование кабинета географии средствами обучения соответствует требованиям.
  3. Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и учащихся.
  4. Кабинет оснащен техническими средствами и созданы условия для их эффективного использования  и хранения.
  5. Создана система хранения и размещения учебного оборудования.
  6. Интерьер оформлен в соответствии с функциональной значимостью кабинета географии.
  7. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.
  8. Быстрый поиск нужной карты, подготовка ее к демонстрации и возвращение в картохранилище обеспечивает система хранения карт.
  9. Натуральные объекты - гербарии, коллекции - во избежание выцветания от солнечных лучей хранятся в закрытых коробках в глухих секциях шкафа.
  10. Видеокассеты и компакт-диски хранят в фабричных коробочках. Укладка для них имеет ячейки, соответствующие диаметру коробочек.

Библиотечный фонд

  1. Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя, допущенные МОиН РФ;
  2. Справочные материалы: справочники по географии, энциклопедии, книги для чтения, атласы;
  3. Программно-методические материалы: программа по географии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
  4. Дидактические материалы к урокам географии.

Печатные пособия

  1. Таблицы по темам программы;
  2. Портреты;
  3. Карты мира (в соответствии с требованиями программы);
  4. Карты материков, их частей и океанов (в соответствии с требованиями программы);
  5. Карты России (в соответствии с требованиями программы);
  6. Рельефные физические карты (в соответствии с требованиями программы);
  7. Альбомы демонстрационного и раздаточного материалов;

Информационно-коммуникационные средства

  1. Комплект видеофильмов

Технические средства обучения

  1. Компьютер (мультимедийное оборудование доступно);
  2. Интерактивная доска;
  3. Телевизор

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности);
  2. Модели (в соответствии с программой);
  3. Коллекции (в соответствии с программой);
  4. Гербарии  (в соответствии с программой);

УМК: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина  Физическая география»   6 класс (VIII вид)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Ключевые компетенции:

В результате изучения географии ученик должен

    знать/понимать   

  • Что изучает география;
  • Горизонт, линию и стороны горизонта;
  • Основные формы земной поверхности;
  • Виды водоёмов, их различия;
  • Меры по охране воды от загрязнения;
  • Правила поведения в природе;
  • Отличие плана от рисунка и географической карты;
  • Масштаб, его обозначение;
  • Основные направления на плане, географической карте;
  • Условные цвета и знаки географической карты;
  • Распределение суши и воды на Земле;
  • Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
  • Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
  • Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов;
  • Различия в нагревании и освещении  земной поверхности Солнцем;
  • Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
  • Основные типы климатов;
  • Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

    Уметь

  • Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
  • Выявлять на местности особенности рельефа, водоёмов;
  • Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
  • Читать простейшие планы местности;
  • Ориентироваться на географической карте, глобусе;
  • Читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
  • Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
  • Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело

Рабочая программа по В. В. Воронковой...

Рабочая программа для 5 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 7 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 8 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 9 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....