Мониторинг метапредметных УУД по предметам естественнонаучного цикла
материал по географии на тему

Лукьянова Ирина Михайловна

Мониторинг метапредметных УУД

по предметам естественнонаучного цикла

 

Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать.

И.В. Гёте

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И. Г. Песталоцци

 

«Знание — сила». Этот афоризм к началу XXI века потерял свою безусловную очевидность. И сегодня все более и более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, но действительно давали ему силу и радость — в течение всей жизни?

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития.      Иными  словами,  школа  должна  ребёнка:  «научить  учиться»,  «научить жить»,  «научить  жить  вместе»,  «научить  работать  и  зарабатывать»  (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.

С 1 января 2010 года в официально утверждённых образовательных стандартах введено новое понятие: «метапредметные образовательные результаты».

Планируемые метапредметные результаты: овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения (выдержка из ФГОС). Слайд №3

Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих: Слайд №4

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  3. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  4. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  5. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др.

При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов: Слайд №5

  • Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом?
  • Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать) ? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузки учебного материала?
  • Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ?
  • Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе?
  • Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

Прежде всего, нужно разобраться с понятиями: метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений. Слайд №6

«Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, выращиваю растения, здания проектирую). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

  • стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
  • исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
  • проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
  • сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
  • моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов и логических конструктов изучаемых систем);
  • конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
  • прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т. е. уровнем развития личности.

Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т. е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука).

Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего». 

Примерами метазнаний являются:

  • диаграмма знаний;
  • карта знаний;
  • базы знаний, представления об их устройстве.

Метаспособы – способы, с помощью которых человек открывает новые способы решения зада, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскивать нестандартные способы решения задач.

Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) умения и навыки. К ним относятся:

  • теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
  • навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
  • критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять соответствия заявленным фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
  • творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
  • регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция всей деятельности);
  • качества мышления(гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу).

В настоящее время формирование метаумений  становится центральной задачей всего обучения.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача». Слайд №7, 8

Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. 

В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Важнейшей задачей ФГОС  является формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В своем выступлении мы  поделимся опытом работы по оценке сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.

Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов ООО. Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся мы , начиная с 5  класса, заполняем «Таблицы образовательных результатов». Таким образом, работая с таблицами предметных достижений учитель наглядно сможет увидеть на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Слайд №9

Таблица образовательных результатов

 

Фамилия, имя уч-ся

Уровень сформированности УУД

предметные

личностные

метапредметные

 

регулятивные

познавательные

коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД (регулятивных УУД,  познавательных УУД и коммуникативных УУД).

Какими средствами контролируются метапредметные и личностные результаты? Слайд №10

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  • задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 5-6 классов. Данная диагностика включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырех вариантах.

Первая работа включает задания на выявление метапредметных и личностных результатов.

Вторая работа носит интегрированный характер: она дает возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные).

Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что дает возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

Чтобы обучение было личностно-ориентированным, на каждого пятиклассника можно завести индивидуальную карточку – матрицу его метапредметных достижений, которая поможет подбирать индивидуальные задания.

Индивидуальная карточка учащегося – матрица его метапредметных достижений

Фамилия, имя учащегося

Тема_____________________

сравнение

обобщение

логика

смысловое чтение

анализ

определение понятий

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует два основных подхода к оценке метапредметных результатов: Слайд №11

1) достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;

2) достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

На наш взгляд, наиболее рационально использование второго подхода к оценке метапредметных результатов, поэтому в нашей работе мы использовали три формы учебной деятельности для оценки метапредметных результатов

На примере стартовой работы мы познакомим вас с мониторингом метапредметных УУД по предметам естественнонаучного цикла.

Цель данной работы: определение  у  учащихся  уровня  сформированности  метапредметных  умений по биологии и географии.

Предметом  диагностических  исследований  является  выявление  уровня

метапредметных  умений (регулятивных  и  познавательных (логических)  универсальных  учебных  действий).

Данная  работа  направлена  на  создание  системы  оценки сформированности  умений  читать  и  понимать  различные  тексты;  работать  с информацией,  представленной  в  различной  форме;  использовать  полученную информацию для решения различных проблем. 

Разработанный  инструментарий  диагностики  включает  следующие материалы: Слайд №12

  1. план работы для стартовой диагностики метапредметных умений;
  2. текст работы для обучающихся 6-х классов;
  3. кодификатор метапредметных результатов обучения;
  4. кодификатор тем, рекомендации по проведению и оцениванию, ключи;
  5. перевод баллов в оценки.

В  стартовую  метапредметную  диагностическую  работу  входит  14

заданий,  распределенных  по  предметным  областям «Биология», «География».

На выполнение работы отводилось 40 минут.

Максимальный балл за выполнение всех заданий составил 23 балла.  Слайд №13 Слайды №14, 15 (текст, задания) Слайы №16, 17, 18, 19, 20, 21, 22

 

План работы для стартовой диагностики метапредметных умений

 

 

 

Баллы

Диагностируемые предметные умения  (базовый уровень)

1-12

 

16

Диагностируемые предметные умения  (повышенный уровень) 

13, 14

 

7

Кодификатор метапредметных результатов обучения

№ вопроса

УУД

Баллы

Регулятивные универсальные учебные действия

2,8

13

Принятие учебной задачи, контроль, коррекция

 

2

8, 10

Определение  последовательности промежуточных  целей,

составление плана и последовательности действий

0,3+05=0,8

Познавательные универсальные учебные действия

20,2

5, 6,7, 8

Поиск и выделение необходимой информации

0,5+0,5+1+0,3=2,3

13

Осознанное  и  произвольное  построение  речевого высказывания в письменной форме

3

5, 8, 9, 11, 12

Структурирование знаний

0,5+0,4+2+2=4,9

6

Выбор оснований для сравнения, классификации

0,5

11, 12, 14

Анализ объектов с целью выделения признаков

3

1,2, 3, 4

Извлечение  необходимой  информации  из  прочитанного текста

4

14

Построение логической цепи рассуждений

1

10

Самостоятельное  создание  способов  решения проблемы

1,5

 

Перевод баллов в оценки

Баллы

Оценка

1 - 6

2

7 - 13

3

14 - 19

4

20 - 23

5


Кодификатор тем, рекомендации по проведению и оцениванию, ключи

№ вопроса

Блок содержания

Проверяемые умения

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение

Правильный ответ

1

Понимание и

преобразование

информации

Умение находить

информацию, заданную в

тексте в явном виде

Базовый

1 балл

Медведь  белый  и зимой,  и  летом

2

Базовый

1 балл

Подошвы лап  у  белого  медведя  густой  шерстью поросли

3

Базовый

1 балл

Пальцы  примерно  на  половину своей  длины  соединены  плавательными перепонками

4

Базовый

1 балл

Летом  меню  его  более разнообразно

5

Умение выявить при

чтении главную мысль.

Базовый

1 балл

4 абзац

6

Умение работать с

информацией.

Базовый

1 балл

5 абзац

7

Умение находить

информацию, заданную в

тексте в явном виде

Базовый

1 балл

2 абзац

8

Умение составлять простой план текста

Базовый

1 балл

3 абзац

9

Природные зоны.

Растительный

и животный

мир.

Умение определять

природную зону по

представителю

животного  мира

Базовый

2 балла

Зона арктических пустынь

10

Арифметические

действия по тексту

Устанавливать порядок

действий; находить значение числового

выражения, используя текст

Базовый

2 балла

300 тюленей

11

Овладение

методологическими

умениями

Умение использовать

карту при выполнении

учебных заданий

Базовый

2 балла

Северный Ледовитый океан

12

Растения

Умение выделять

лишайники из группы

травянистых растений.

Базовый

2 балла

Мхи, водоросли

13

Человек – часть

природы

Умение определять

характер взаимоотношений

человека с природой,

находить примеры влияния этих отношений

на природные объекты

Повышенный

За каждую характеристику

по 1 баллу. Максимум  5 баллов

В ответе есть прямые

указания или приведены

примеры по следующим

характеристикам:

- загрязнение арктических вод;

- уничтожение животных, браконьерство;

- враги;

- нехватка пищи и другие.

14

Природные зоны России

Умение проводить

простейшую

классификацию

изученных объектов природы на основе

известных характерных

свойств

Повышенный

Каждое слово

оценивается в 1

балл.

Максимум  2 балла

Травянистые; степь

 

Анализ метапредметной работы

6… класс

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

№ вопроса

Баллы

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

% выполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регуляторные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс

Всего

учащихся

Выполняло

работу

%

участия

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень сформированности регулятивных УУД

Уровень сформированности познавательных УУД

Качество обученности

Уровень

обученности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Наиболее высокие результаты получены в ответах на задания, контролирующие умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде (задания №1, 2, 3, 4, 7), умение  выявить при чтении главную мысль (задание №5), умение работать с информацией (задание №6), умение составлять простой план текста (задание №8). Большинство учащихся  умеют устанавливать порядок действий и находить значение числового выражения, используя текст (задание №10). У многих учащихся нет навыка работы с географической картой (задание №11).

Низкие результаты получены при выполнении заданий, контролирующих умения определять природную зону по представителю животного  мира (задание №9) и выделять лишайники из группы травянистых растений (задание №12). Ответы большинства учащихся неполные. Подавляющее большинство учащихся не умеют дать полный ответ на поставленный вопрос (задание №13). С заданием повышенной сложности, контролирующем умение проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе известных характерных свойств (задание №14)  справился полностью всего один человек и двое выполнили его частично.

Рекомендации:

  1. необходимость  индивидуальной  коррекционной  работы  с  каждым  ребенком, у которых частичное или полное отсутствие метапредметных умений;
  2. компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;
  3. организовать самостоятельную работу учащихся над конкретной темой при выполнении ими творческого, исследовательского задания;
  4. учить умению осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  5. учить умению работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
  6. учить строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

 

Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Мы уверены,  что  именно  метапредметные  результаты  будут  являться  мостами,  связывающими  все  предметы,  помогающими  преодолеть  горы знания. Слайд №13


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx447.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг метапредметных УУД по предметам естественно-научного цикла Из опыта работы Новиковой Галины Кирилловны, учителя биологии Лукьяновой Ирины Михайловны, учителя географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» Колпашево, 2015

Слайд 2

Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать. И.В. Гёте Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И. Г. Песталоцци

Слайд 3

Планируемые метапредметные результаты: овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения (выдержка из ФГОС).

Слайд 4

Метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др.

Слайд 5

Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? Что такое метапредметность , метадеятельность , метазнания, метаспособы ? Как они соотносятся друг с другом? Что такое метапредметы ? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузки учебного материала? Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ? Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе?

Слайд 6

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является « надпредметной ». Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, выращиваю растения, здания проектирую). Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т. е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Метаумения – присвоенные метаспособы , общеучебные , междисциплинарные ( надпредметные ) умения и навыки.

Слайд 7

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Слайд 8

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации . Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний). Изучая метапредмет «Проблема» , школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации , целеполагания , самоопределения и др. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Слайд 9

Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов ООО. Таблица образовательных результатов Фамилия, имя уч-ся Уровень сформированности УУД: предметных личностных метапредметных регулятивных познавательных коммуникативных

Слайд 10

Главное средство контроля – специальные диагностические работы: задания по отдельным универсальным учебным действиям; комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД. Индивидуальная карточка учащегося – матрица его метапредметных достижений Фамилия, имя учащегося Тема________________________________ сравнение обобщение логика смысловое чтение анализ определение понятий

Слайд 11

1) достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД; 2) достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Существует два основных подхода к оценке метапредметных результатов:

Слайд 12

Разработанный инструментарий диагностики метапредметных УУД включает следующие материалы: план работы для стартовой диагностики метапредметных умений; текст работы для обучающихся 6-х классов; кодификатор метапредметных результатов обучения; кодификатор тем, рекомендации по проведению и оцениванию, ключи; перевод баллов в оценки.

Слайд 13

План работы для стартовой диагностики метапредметных умений Баллы Диагностируемые предметные умения (базовый уровень) 1-12 16 Диагностируемые предметные умения (повышенный уровень) 13, 14 7

Слайд 14

Белый медведь Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками. Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно. Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра. Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы. Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Слайд 15

Внимательно прочитайте текст «Белый медведь» и ответьте на предложенные вопросы: 1. Какого цвета белый медведь летом? 2. Чем покрыты подошвы лап у белого медведя? 3. Чем наполовину соединены лапы белого медведя? 4. Когда меню белого медведя более разнообразно? 5. В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, чем питается белый медведь? 6. В каком абзаце белый медведь сравнивается с другими крупными животными? 7. Какой абзац рассказывает о том, какие медведи пловцы? 8. Какой абзац может быть назван: «Ловкий и хитрый охотник»? 9. В какой природной зоне обитают белые медведи? 10. Сколько тюленей может съесть семья из трех медведей за 2 года? 11. Используя карту полушарий, определите, какой океан не пересекает экватор? 12. Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. 13. Раньше встреча с белым медведем в дикой природе была частым явлением. Со временем там становится всё труднее его найти. Вместе с тем белые медведи все чаще стали появляться в пределах поселений людей. Почему это происходит? Назовите как можно больше причин. 14. По данным признакам определи природную зону и допиши недостающие слова. Почва черноземная; корни растений переплетаются в верхнем слое почвы; животные – грызуны, насекомые; растения в основном _________________. Это ___________________________.

Слайд 16

Кодификатор метапредметных результатов обучения № вопроса УУД Баллы Регулятивные универсальные учебные действия 2,8 13 Принятие учебной задачи, контроль, коррекция 2 8, 10 Определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий 0,3+05=0,8 Познавательные универсальные учебные действия 20,2 5, 6,7, 8 Поиск и выделение необходимой информации 0,5+0,5+1+0,3=2,3 13 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме 3 5, 8, 9, 11, 12 Структурирование знаний 0,5+0,4+2+2=4,9 6 Выбор оснований для сравнения, классификации 0,5 11, 12, 14 Анализ объектов с целью выделения признаков 3 1,2, 3, 4 Извлечение необходимой информации из прочитанного текста 4 14 Построение логической цепи рассуждений 1 10 Самостоятельное создание способов решения проблемы 1,5

Слайд 17

Кодификатор тем, рекомендации по проведению и оцениванию, ключи № вопроса Блок содержания Проверяемые умения Уровень сложности Максимальный балл за выполнение Правильный ответ 1 Понимание и преобразование информации Умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде Базовый 1 балл Медведь белый и зимой, и летом 2 Базовый 1 балл Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли 3 Базовый 1 балл Пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками 4 Базовый 1 балл Летом меню его более разнообразно 5 Умение выявить при чтении главную мысль. Базовый 1 балл 4 абзац 6 Умение работать с информацией. Базовый 1 балл 5 абзац 7 Умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде Базовый 1 балл 2 абзац 8 Умение составлять простой план текста Базовый 1 балл 3 абзац

Слайд 18

Кодификатор тем, рекомендации по проведению и оцениванию, ключи № вопроса Блок содержания Проверяемые умения Уровень сложности Максимальный балл за выполнение Правильный ответ 9 Природные зоны. Растительный и животный мир. Умение определять природную зону по представителю животного мира Базовый 2 балла Зона арктических пустынь 10 Арифметические действия по тексту Устанавливать порядок действий; находить значение числового выражения, используя текст Базовый 2 балла 300 тюленей 11 Овладение методологическими умениями Умение использовать карту при выполнении учебных заданий Базовый 2 балла Северный Ледовитый океан 12 Растения Умение выделять лишайники из группы травянистых растений. Базовый 2 балла Мхи, водоросли

Слайд 19

Кодификатор тем, рекомендации по проведению и оцениванию, ключи № вопроса Блок содержания Проверяемые умения Уровень сложности Максимальный балл за выполнение Правильный ответ 13 Человек – часть природы Умение определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты Повышенный За каждую характеристику по 1 баллу. Максимум 5 баллов В ответе есть прямые указания или приведены примеры по следующим характеристикам: - загрязнение арктических вод; - уничтожение животных, браконьерство; - враги; - нехватка пищи и другие. 14 Природные зоны России Умение проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе известных характерных свойств Повышенный Каждое слово оценивается в 1 балл. Максимум 2 балла Травянистые; степь

Слайд 20

Перевод баллов в оценки Баллы Оценка 1 - 6 2 7 - 13 3 14 - 19 4 20 - 23 5

Слайд 21

Анализ метапредметной работы _____ класс № п / п Фамилия, имя учащегося № вопроса Баллы Оценка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Средний балл % выполнения Предметные УУД Регуляторные УУД Познавательные УУД

Слайд 22

Анализ метапредметной работы _____ класс Класс Всего уч-ся Выполняло работу % участия «5» «4» «3» «2» Уровень сформированности регулятивных УУД Уровень сформированности познавательных УУД Качество обученности Уровень обученности

Слайд 23

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).

Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла....

Статья «Интегрированные уроки биологии с предметами естественнонаучного цикла»

Предлагаю вашему вниманию теоретический материал по интеграции в современной школе....

Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла.

Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии  и химии....

Образовательный проект "Интеграция предметов естественнонаучного цикла"

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естес...

Декада предметов естественнонаучного цикла

Сценарий открытия декады предметов естественно - научного цикла...

Метапредметные компетенции учителя естественнонаучного цикла как требования ФГОС

Установленные ФГОС новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Учитель сегодня должен стать конструктором новых...