Урок « Литосфера и человек»
план-конспект урока по географии (8 класс)

Успенская Людмила Семеновна

Тема урока: « Литосфера и человек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_geografii_chelovek_i_litosfera_8_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по   географии

Класс  8

Ф.И.О. учителя: Успенская Людмила Семеновна

Тема урока: "Человек и литосфера"

Цели урока:   создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об их использовании полезных ископаемых; о влиянии литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей и о влиянии человека на литосферу.

Формирование и развитие УУД

Задачи:

Познавательные: поиск, отбор, структурирование, анализ необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные: планирование своих действий  в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе и в ситуации столкновения интересов.

Личностные:  сформирование  основ экологической культуры, осознание значимости литосферы, как части географической оболочки, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: раздаточный материал (рабочие листы, тесты), физическая карта России, презентация, наглядный материал на доске. 

Технологическая карта урока

Этапы урока

 (цель)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.  Организационный

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы
успеха, доверия.

II Актуализация знаний

Приветствие обучающихся. Организация  деятельности на уроке.

- Добрый день. Приятно видеть ваши лучезарные глаза, которые излучат  любознательность. (слайд 1)

 

Есть у нас в России прекрасные равнины.

Там чистейший воздух, там цветут люпины.

У моей России горы величавы,

Выросли грядами, гордые, как лавы.

Вот седой Урал, порос травою,

А Кавказ высокий укрылся снежной мглою.

У моей России бескрайние просторы,

Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.

Отправляйся в горы, отдохни в низине, -

Все, что ты увидишь – Родина, Россия.

- О чем говорится в стихотворении?

- Что такое литосфера?

- На протяжении нескольких уроков вы знакомились с этой удивительной оболочкой и сейчас мы проверим, как вы усвоили материал.

   Перед каждым из вас рабочие листы. Выберите листы с тестами и выполните их. Вам отводиться 3 – 4 минуты.

Вариант 1.

1. Устойчивый участок земной коры можно назвать?

А) платформой
Б) вулканом
В) щитом

2. Эту эру в геохронологической таблице называют как «древняя жизнь», определите эту эру?

А) архейская
Б) палеозойская
В) кайнозойская

3.  Совокупность всех неровностей земной коры называют?

А) впадинами
Б) желобами
В) рельефом

4. К мелким формам рельефа можно отнести?

А) овраги  и барханы
Б) платформы
В) горы и равнины

5. К внешним процессам, формирующим современный рельеф, относят?

А) вулканизм
Б) деятельность ветра
В) извержения подводные

6. Какая форма рельефа на вашей территории проживания?

А) Равнинная

Б) Горная

Вариант 2

1.Неустойчивые, подвижные участки земной коры  это -  ?

А) платформы
Б) складчатые пояса

В) щиты

2. Для этой эру характерна «древнейшая жизнь», определите эту эру

А) кайнозойская
Б) архейская
В) палеозойская

3. К крупным формам рельефа можно отнести?

А) хребты и возвышенности
Б) горы и равнины
В) дюны и барханы

4. Деятельность ветра связана с образованием определенных форм рельефа, каких?

А) дюны песчаные
Б) равнины
В) овраги

5. К внутренним процессам, формирующим рельеф, можно отнести?

А) извержение вулканов
Б) ветер
В) строительство дорог

6. Самые высокие горы России

А) Алтай

Б) Саяны

В) Кавказ

- Проверьте правильность заполнения теста у вашего соседа.

Все внимание на экран, ответы для 1 варианта и для 2 варианта. (слайд 2 ключ к тестам)

  Изучая географию, мы говорим, что человек и природа взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Как вы думаете, литосфера и человек как – то взаимодействуют? Приведите примеры.

     А человек может  изменить что – то в литосфере?  Докажите свои предположения. Учитель создает проблемную ситуацию.  Подробные ответы на эти вопросы я предлагаю искать сегодня на уроке. Тема нашего урока - «Человек и литосфера». Какую цель мы поставим ?  ( Обсуждение с обучающимися цели и задач)        (слайд 3 тема урока, слайд 4 – цель урока)        

Обучающиеся эмоционально – положительно настраиваются на урок.  

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Выполнение тестов.

Изучение вопросов и выполнение теста.

Самостоятельная проверка теста

Проверка теста по ключам, работа со слайдами № 1 и 2

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Идет взаимопроверка.

Формулируют  тему урока.

Обучающиеся формулируют учебную проблему. Доказывают предположения.

Личностные УУД (самоопределение)

Регулятивные УУД (целеполагание).

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества)

Познавательные УУД. Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование

III. Создание проблемной ситуации

основываясь на опорных знаниях обучающихся по указанной теме,  формулирование задач  на данный урок

Открытие новых знаний

познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы с крупнейшими угольными бассейнами и нефтяными месторождениями России, особенностями хозяйственной деятельности в горах.

Эпиграфы урока:

        «Человек – величайшая геологическая сила»

                        В.И. Вернадский, русский учёный

        «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой.

        За каждую такую победу нам она мстит»

                        Ф. Энгельс, экономист, философ

(слайд 5 эпиграфы)

- К эпиграфам мы вернемся на уроке.

               

 (Показать песочные часы и мел)

-  Что это такое? Что их объединяет?

    -  Мы сказали, что литосфера влияет на жизнь и хозяйственную деятельность людей. А как? Докажите это примерами.  

- Чем богата литосфера и дарит это человеку?

Вспоминаем:

- Что такое полезные ископаемые?

- Почему называют полезными?

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Назовите группы полезных ископаемых:

Работа со словариком стр.325 – полезные иск.  или минеральные ресурсы.                  (слайд 6 )

               На доске слово месторождение

- Какая ассоциация у вас возникает?

-Найдите два корня у этого слова?

- А как вы думаете, у полезных ископаемых может быть месторождение?

-Что такое месторождение полезных ископаемых?

- Давайте проверим термин в географическом словарике стр.324.

- Оказывается у полезных ископаемых есть два вида месторождений. (деление классы на 2 варианта и работа с рисунками 49 и 50 учебника)

- Объясните в чем отличие этих видов месторождений?

Виды месторождений   (слайд 7)

коренное    и          россыпное .

(слайд 8 – бассейн)

 - Что вы видите? Как вы думаете, имеет ли отношение бассейн к географии в целом? А к литосфере? Или он создан лишь для купания?

(слайд 9)   -  Что такое бассейн.

- Используя карту давайте найдем месторождение полезных ископаемых и их бассейны.

- А какими полезными ископаемыми богата наша Тува?

  - А что мы знаем о добыче железной руды?

Вам,  наверное,  интересно узнать,  какими  же

- полезными ископаемыми богата Россия?

- Давайте выясним, какими минеральными ресурсами богата Россия.

Топливные

Рудные

Золото

Алмазы

- А почему полезные ископаемые размещены так интересно: здесь нефть, а здесь нефти нет, зато есть железная руда?

- А как выдумаете, от  чего зависит размещение полезных ископаемых? Обоснуйте свой ответ.

 - А как вы думаете, человек, беря богатства из литосферы, оказывает ли он на нее влияние? Постановка проблемного вопроса.

- Какое влияние он оказывает?

- Какими способами добывают полезные ископаемые?

(слайд 11)  Карьеры

- Какие изменения происходят в литосфере?

 

(слайд 12)   Шахты

- Какие изменения происходят в литосфере?

(слайд 13)  Терриконы

- А может, чтобы не изменять литосферу, не добывать полезные ископаемые?

Вывод: Добывая полезные ископаемые, человек сильно изменяет облик Земли, нарушает природные ландшафты. Наибольшее изменение облика Земли происходит при открытой разработке недр – появляются отвалы, заброшенные после отработки карьеры, безжизненные «индустриальные пустыни», лишенные растительности. При подземной добыче часто происходит проседание земной поверхности над выработанными пластами, появляются терриконы, куда складываются пустые породы, поднятые наверх.

(слайд 14 эпиграфы)

    Вспомним эпиграф к уроку - «Человек – величайшая геологическая сила»

        Почему В.И. Вернадский, русский учёный так называет человека?

   - А теперь вернёмся  ещё к одному эпиграфу  

- Как вы думаете, почему Ф.Энгельс предупреждает, что  природа за каждую победу нам она мстит».

- Каким образом она может мстить?

- Какие стихийные бедствия, связанные с литосферой, вы знаете?

Работа в парах.

-На столах у каждого лежат научные статьи с рассказами о стихийных явлениях. Вы сейчас прочтете их и выберите  о каждом стихийном явлении главное: что это и где на территории России распространено? Приступили.

/слайд 15/

  1. Землетрясения
  2. Вулканизм (слайд 16)

3. Обвалы, оползни (слайд 17)

4. Селевые потоки (слайд 18)

5.  Снежные лавины (слайд 19)

- Давайте решим одну из важнейших проблем:

Как бороться с этими стихийными явлениями?

А пока вы думаете посмотрите, пожалуйста видеоролик.

(слайд 20)

Главная задача службы МЧС – предупреждение и прогнозирование. Если это случается , то вовремя прийти на помощь.

(слайд 21)

- Но как – то все таки можно бороться со стихийными явлениями?

- Мы говорили очень много о взаимовлиянии человека и литосферы друг на друга, но все больше получилось негативного.

- А как вы думаете, исправляет ли человек свои ошибки в литосфере, или не старается даже их исправить?

(слайд 22 рекультивация).

Полезные ископаемые

Обучающиеся отвечают.

Работа с географическим словариком.

Обучающиеся отвечают.

Работа со словариком стр. 324 (7)

Работа с рис. 49 и 50. Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

Решение проблемного вопроса.

Работа с тектонической картой. Основные месторождения и бассейны полезных ископаемых.

Обучающиеся решают проблемную задачу. Доказывают свои предположения.

Обучающие отвечают.

Жизнь человека немыслима без широкого использования полезных ископаемых, т.к. это – и источники энергии (нефть, газ, уголь), и строительные материалы (песок, глина, известняк и др.), и агрономические руды (фосфорит, апатит, известковый туф и др.), и руды чёрных цветных металлов, и ещё очень многие, столь необходимые нам минеральные соединения.

Добыча минерального сырья ведётся различными способами. В одном случае – это открытый способ, когда месторождение как бы раскапывается и экскаваторы выбирают породу или руду, погружая их в мощные самосвалы. Так, например, ведётся разработка руды Курской магнитной аномалии, многочисленных песчаных и гравийных карьеров. Широко используется шахтный способ добычи полезных ископаемых (каменный уголь, многие руды цветных металлов). В этом случае на поверхность земли извлекается огромная масса породы, вокруг шахт появляются высокие сопки – терриконы, под которыми на долгие десятилетия оказываются погребёнными значительные площади плодородной земли. Под действием ветра и воды эти терриконы загрязняют окружающую территорию и воздух. Сильно загрязняется природная среда и при разведке нефтяных месторождений.

Телетайпное сообщение

Хозяйственная деятельность человека изменяет строение верхней части литосферы до глубины нескольких км. Это происходит при добыче полезных ископаемых, строительстве шахт и т.д. Количество извлекаемых горных пород составляет около 100 млрд. тонн в год. На месте извлечённых горных пород образуются крупные пустоты, только часть их засыпается, и поэтому общий объём подобных пустот растёт. Их наличие нарушает нормальное движение подземных вод. Откачка нефти, газа, взрывные работы в шахтах приводят к увеличению подвижности земных слоёв, а это приводит к искусственным землетрясениям.

Смыв почвы на полях Курской и Орловских областях при сильных ливнях может достигнуть 350 тонн с гектара. При этом поверхность почвы снижается на 2,5 см. При уборке картофеля и корнеплодов с полей выносится почва, масса которой составляет 5-10%. По данной причине поверхность пашни за 10 лет снижается на 1,5-3 см. в среднем

«Искусственные грунты»

Хозяйственная деятельность изменяет облик поверхности литосферы т.е. её рельефа. Рельеф создаваемый в процессе хозяйственной деятельности, называется антропогенным. Извлечение из земной коры и перемещённые или переработанные горные породы слагают искусственные грунты. Они уже покрывают более 55% площади суши. Распространение искусственных грунтов неравномерно. В густонаселённых районов с большим количеством городов они покрывают почти всю территорию, а их мощность достигает нескольких десятков метров. Особенно интенсивно образование искусственных грунтов идёт в европейской части России, на Урале и на юге Сибири. Многие грунты образованы из различных отходов, экологически опасных.

Обучающиеся высказывают предположения..

Обучающиеся высказывают предположения..

выступления обучающихся.

Обучающие предлагают свои пути решения.

Обучающие предлагают свои пути решения.

V. Подведение итога.

Какую проблему мы решали на уроке? Как влияет рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

Обучающиеся отвечают на вопросы и делают вывод.

Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция).

Коммуникативные УУД. Личностные УУД (смыслообразова-ние

VI. Рефлексия.

- А сейчас я предлагаю каждому сказать предложение – ассоциацию к теме урока «Человек и литосфера»

Обучающиеся говорят предложения

VII. Д/З

  1. Параграф, знать основные термины.

Творческое задание: Составить синквейн.

1 – ый вариант со словом – человек,

2- ой  вариант со словом – литосфера.

Записывают домашнее задание

Личностные УУД (смыслообразование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...

Урок "Литосфера"

Урок обобщающего повторения по теме: Литосфера. Проводится после изучения  темы: "Литосфера" в 6 классе. Использованы игровые технологии и технология критического мышления....

Задания к уроку "Литосфера и человек"

Задания к уроку "Литосфера и человек". Автор учебника - Домагацких Е....

Презентация "Литосфера и человек".

Презентация "Литосфера и человек" предназначена для изучения географии в 5-6 классах....

презентация к уроку "Что делает человека человеком"

Данная презентация предназначена для первого урока в 8 классе по обществознанию к учебнику Л.Ю. Боголюбова. В презентации содержится анимация. Презентация может быть использована в течение двух уроков...

Литосфера и человек, 5 класс

Цели: сформировать у учащихся представление о разнообразии рельефа дна Мирового океана; сформировать у учащихся представления о влиянии человека на литосферу....