конспект к уроку "Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Барачина Надежда Ивановна

 

Личностные:

  1. Воспитание любви и уважения к Отечеству;
  2. Формирование коммуникативной компетентности;
  3. Формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

  1. Формирование и развитие ИКТ-компетенции;
  2. Формирование умения работать индивидуально и в группе;
  3. Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozera_bolota_ledniki_mnogoletnyaya_merzlota.doc978.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по географии по теме:

 «Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота».

8 класс

Дата: 20.01.2015

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Виды деятельности и формы работы:  фронтальная работа;  работа с учебником, географическим словарем, Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах,  практическая работа, применение кейсов (кейс-технологии).

Оборудование:

        Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, Интернет.

Дидактический материал:

Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация, видеофрагмент «Внутренние воды», географический словарь.

Для учащихся:  Контурные карты, атласы, технологические карты. 

Цели и задачи урока:

Личностные:

  • Воспитание любви и уважения к Отечеству;
  • Формирование коммуникативной компетентности;
  • Формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

  • Формирование и развитие ИКТ-компетенции;
  • Формирование умения работать индивидуально и в группе;
  • Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные:

  • Формировать представления о необходимости географических знаний   для решения современных практических задач   своей страны,
  • Формировать умения и навыки использования    знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;
  • Формировать значимость охраны окружающей среды;
  • Овладение основами картографической грамотности.

Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:

  • Крупные озёра и их происхождение;
  • Зависимость размещения озер;
  • Причины образования болот и их роль в природе;
  • Причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности.

           Учащиеся должны научиться:

  • Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам;
  • Наносить на контурную карту разные виды озёр России;
  • Определять основные районы распространения болот.

Структура урока:  

  1. Этап мотивации.
  2.  Проверка ранее изученного материала.
  3.  Изучение нового материала.
  4.  Работа с кейсами.
  5. Практическая часть.
  6. Проблемное поле
  7. Рефлексия 
  8. Выставление оценок. Домашнее задание.

                                                            Ход урока.

  1. Этап мотивации.

Учитель. Здравствуйте,  ребята! Вашему вниманию предлагается видеофрагмент, посмотрев который вы должны будете сформулировать  тему нашего урока.

(просмотр видеофрагмента «Озеро Байкал») 2 мин.35 сек.

Ответ учащихся: озера.

Учитель.  Да. Это третий урок по теме «Внутренние воды». Какие еще внутренние воды  вы уже знаете ?

Ответ учащихся: реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, мерзлота, водохранилища, пруды, каналы.    слайд 1и 2

Мы с вами будем работать в группах Какую цель вы ставите перед собой?

II. Проверка ранее изученного материала.

Фронтальная работа. Повторение терминов с помощью презентации (вопрос-ответ): по 1 минуте для группы

Истокначало реки.

Устье –конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку.

Речная система – главная река с притоками.

Бассейн реки – местность, с которой река получает питание.

Падение реки – это превышение истока реки над устьем в метрах.

Уклон реки – отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах)

- Что определяют по уклону и падению реки? 

Ответ учащихся:  скорость течения

- Как разделяются реки по режиму  питания? 

Ответ учащихся:  снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное

Ответ учащихся: смешанное, преимущественно снеговое с участием дождевого и грунтового питания  с весенним половодьем.

- Назовите причину весеннего половодья в Ростовской области?

Ответ учащихся: основная причина на нашей территории это таяние снега.

Учитель. Определите соответствие  терминов   объектам.

(учащиеся на готовых бланках расставляют цифры, соответствующие данным объектам) 2 мин

Этап  САМОПРОВЕРКИ (дети меняются работами для проверки), затем один из учащихся для проверки выполняет работу у доски.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Мы продолжаем изучение раздела «Разнообразие внутренних  вод России». Посмотрите на слайд и скажите, что здесь изображено?

Ответ учащихся: озеро.

Задание по поиску информации. Найдите определение  озера в учебнике, энциклопедии, Интернете.

Ответ учащихся: Озеро  – это замкнутые котловины, заполненные водой .

Учитель. Тема сегодняшнего урока: «Озера, болота, многолетняя мерзлота, ледники».

- Давайте вспомним, какие бывают озёра?  Как они различаются?

Ответ учащихся: пресные, солёные, сточные, бессточные.

слайд

Озера бывают:

Учитель. Определите,  какое озеро является сточным,  какое  - бессточным?

                                       рисунок  А                    рисунок В

P1020280.JPGP1020279.JPG

Ответ учащихся:  рисунок А- сточное озеро; рисунок В– бессточное

Учитель.  Почему вы так считаете?

Ответ учащихся: рисунок А -  река   впадает в озеро, и из этого озера  река берет свое начало, значит оно сточное;

рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает.

Учитель.  Ребята, как вы думаете,  сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные? 

Ответ учащихся: Сточные озера, как правило,  пресные, т.к.  реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются.

Учитель.  Найдите на карте озёра,  и определите какое из них будет сточным, а какое  бессточным?

Ответ учащихся: Сточное - Байкал; бессточное -  Каспийское. показ на карте

IV. Работа с кейсами.   (4 мин)

Учитель.  Ребята, нам необходимо разделиться на 2 группы. Каждый в группе получает кейс (проблемную информацию) и вопросы к нему. Необходимо внимательно ознакомиться с информацией, обсудить ее в группах и ответить на вопросы. 4 мин

Рекомендации по работе с кейсом.

1. Прочитайте внимательно кейс.

2. Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.

3. Письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса.

4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника П.39, с. 225

5. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.

1  кейс.

На территории Байкала расположено  23 особо охраняемых территории, и более 400 памятников природы. Сохранение Байкала для настоящих и будущих поколений как мирового источника чистой пресной воды, как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной фауной и флорой, является главной природоохранной задачей и важнейшим условием устойчивого развития Байкальского региона.

Уникальность озера и всего Байкальского региона общеизвестна. Здесь представлены разнообразнейшие ландшафты — от горной тундры и горной тайги до степей и полупустынь. Ядром, определяющим особую ценность территории Байкальского бассейна, является само озеро, которое имеет важное значение для биосферы планеты.

В  озеро Байкал впадают 336 рек, наиболее крупная из которых – Селенга. Вытекает же из Байкала только одна река – Ангара.  Воды в Байкале 23 тыс. км3 – столько же, сколько во всех пяти Великих Американских озёрах или в Балтийском море. Байкальская вода – одна из самых чистых в мире благодаря уникальному животному и растительному миру.

Озеро Байкал является уникальным природным наследием, которое находится под охраной ЮНЕСКО. Однако оно имеет множество проблем, которые требуют решения, ведь они приводят к негативным последствиям: вымирают эндемики, засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу.

Вопросы к кейсу.

  1. Сколько рек впадает в оз. Байкал и сколько рек берет из него начало?  (Впадает – 336 рек, а вытекает – 1);
  2. Какая река берет начало из озера Байкал? (Ангара);
  3. Сформулируйте проблему. (Экологическая проблема:  засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу).
  4. Пути решения проблемы. (Прекращение  необратимых воздействий на экосистему, контроль за выбросами промышленности, находящейся на территории Байкала. Установка систем дополнительной очистки выбросов в атмосферу.)

2  кейс.

По территории страны озера размещены крайне неравномерно. Есть районы, где озер много, но есть и такие, где озер почти нет (лесостепь и степь Восточно-Европейской равнины). Наиболее многочисленны озера там, где их существованию способствуют климатические условия и рельеф.

Дело в том, что для возникновения озер необходим избыток влаги (поэтому основная масса озер находится в областях избыточного увлажнения) и наличие емкостей для воды, т.е. котловин. Там, где нет котловин, происходит заболачивание территории и избыток влаги накапливается в болотах. Происхождение озерных котловин на просторах России весьма различно. Крупные озера имеют в основном котловины тектонического (Байкал, Телецкое и др.) или ледниково-тектонического происхождения (Ладожское, Онежское, Имандра. Для этих озер характерны обычно и большие глубины. Есть озера вулканические. Они встречаются на Камчатке и Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов. Режим озер во многом зависит от того, вытекают ли из него реки. В озеро обычно несет свои воды более или менее значительное число рек и ручьев. Если из озера вытекает река, такое озеро является сточным.

Вопросы к кейсу.

  1. Какие озера бывают по происхождению? (тектонические, ледниковые, вулканические, моренные);
  2. Что влияет на размещение озер? (климат, рельеф, избыточное увлажнение, наличие котловин, близость грунтовых вод)
  3. Почему в одних районах очень много озер, а в других их почти нет? (Количество озёр уменьшается к югу в связи с ростом засушливости климата.

4. Какое влияние оказывают озёра на компоненты природы? (Меняют микроклимат, способствуют поднятию уровня грунтовых вод, превращаются в болота, в которых происходит накопление торфа, в соленых озерах идет накопление солей, влияют на рельеф.)

Обсуждения в группах, ответы на вопросы.

Физпауза.

Слайд  заполнение схемы

V.   Практическая часть.

На интерактивной доске появляются стрелки с названием озер

Учитель.  Найдите указанные озёра в атласе и подпишите  на контурной карте.

- Почему озеро Чаны окрашено розовым цветом?

Ответ учащихся: оно солёное.

Учитель.   Пользуясь картой, назовите   солёные озёра России. Покажите эти озера на карте?

Ответ учащихся: оз.Баскунчак, оз. Эльтон. 

                                   Приложение 1 типы озер и их описание

1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира - Байкал (1637 м).

Озера  ледниково-тектонического   происхождения   (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них - Ладожское, Онежское, Имандра.

2) Моренные озера занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности.

3) Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.

4) На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озера. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озер множество, самое известное - озеро Неджели.

5) В долинах рек распространены небольшие озера - старицы – это старые русла рек, имеющие очертания подковы - т. к. это бывшие излучины рек, меандры.

6) Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озера. Как правило, они имеет округлую форму.

- Почему в одних районах озер очень много, а в других их почти нет? Каковы условия образования озер? (Влажный климат, избыточное увлажнение; наличие котловин; близкое залегание грунтовых вод; близкое залегание водоупорных пластов, не позволяющих поверхностной воде просачиваться.)

Учитель.   Почему Каспийское море  и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны?

Ответ учащихся: Каспийское море – озеро – самое большой в мире по площади, Байкал самое глубоко).

 Показ слайдов изучение типов озерных котловин

Учитель.   Чем знамениты Чудское  и Ладожское озёра? Какие   события связанны с  ними?

Ответ учащихся: на Чудском озере произошло знаменитое "Ледовое побоище", в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена.15 апреля 1242года

 Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной.   с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. 

Учитель.   Зимой по льду озера была проложена автомобильная дорога, получившая название «Дорога жизни». Всего за период блокады через Ладожское озеро было эвакуировано в тыл около 1 миллиона человек и перевезено 1,7миллиона тонн грузов.

Учитель.  У вас схемы озерных котловин. Определите по контурам их происхождение. Слайд. Расставьте указанные озера на интерактивной карте.

- От чего зависит питание озер?

Ответ учащихся: от режима питающих их рек.

-Если изменится питание озер, что с ними может произойти? Какие озера есть в Ростовской области? (приложение)

Ответ учащихся: сначала оно превратится в болото, а затем высохнет.

VI. Проблемное поле

Учитель.   Пользуясь учебником, энциклопедией, Интернетом, дайте определение болоту и назовите причины образования болот?

Ответ учащихся: Болота -  это переувлажненные участки местности.

Причиной образования болот является  избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод.

Учитель.   Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот  боялись.  В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу. И сделайте вывод: Какое    значение имеют болота? Надо ли их осушать?  работа по группам

Вред  болот

Польза болот

территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

опасное место для жизни людей.

болото – место обитания птиц;

на болотах образуется торф;

на болотах растут ценные ягоды; болота дают начало многим рекам;

на болотах идет очистка воды

 

 Вывод учащихся:   Болота имеют большое значение.  Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.у нас заболоченные места называют мочажина 

                              Многолетняя мерзлота

Многолетняя мерзлота - это подземное оледенение, верхний слой земной коры, имеющий круглый год отрицательные температуры и на сотни и тысячи лет сохраняющий в грунтах льды. Многолетняя мерзлота занимает около половины территории России. Мощность мерзлых грунтов в Якутии достигает 1500 м, а температура -16 °С. Летом верхний слой мерзлоты оттаивает от 20 см в Арктике до 2,5 м в южных районах распространения многолетней мерзлоты.

Южная граница многолетней (вечной) мерзлоты показана на почвенной карте. В Европейской части России вечная мерзлота занимает побережье Северного Ледовитого океана, граница в Уральских горах сдвигается к югу до широтного течения реки Обь, Восточная Сибирь и Дальний Восток (кроме Приморья) полностью лежат в ее пределах.

Когда образовалась многолетняя мерзлота? Ученые считают, что тысячи лет тому назад, когда в четвертичном периоде было несколько этапов (периодов) похолодания. Причиной образования многолетней мерзлоты являются суровые малоснежные зимы, короткое лето и среднегодовая температура ниже 0 °С. В современных условиях мерзлота сохраняется в тех районах, где среднегодовая температура ниже 0 °С.

- Какое влияние мерзлота оказывает на природу? Вспомните, как распределяются корни у лиственницы? (В поверхностном слое.)

Многолетняя мерзлота тормозит развитие растений и процессы почвообразования. Она влияет и на подземные воды, являясь водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территории. Зимой многолетняя мерзлота лишает подземного питания реки, и они промерзают до дна. Благодаря многолетней мерзлоте, «взрывается» лед на реках и образуются наледи (тарыны). Многолетняя мерзлота является рельефообразующим фактором, формируя мерзлотные формы рельефа (бульгунняхи, бугры вспучивания).

Многолетняя мерзлота оказывает влияние и на хозяйственную деятельность человека. Она значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых. Трубопроводы прокладывают над поверхностью земли, т. к. при таянии мерзлоты возникает опасность разрушения трубопровода. Дома на мерзлоте ставят на сваях, чтобы сохранить мерзлоты грунты, а, значит, избежать просадки и разрушения зданий. Но многолетняя мерзлота, это и естественный «холодильник», где можно хранить продукты.

Учитель: По ходу рассказа учитель чертит на доске схему:

 

http://compendium.su/geographic/8klas_3/8klas_3.files/image035.jpg

 Ледники

Ледники - скопления льда, образовавшегося из снега.

 

http://compendium.su/geographic/8klas_3/8klas_3.files/image036.jpg

Покровные ледники мощным слоем до 4 км лежат на Антарктике. В России покровное оледенение имеется на островах Арктики. Площадь льдов на островах более 55 тысяч км2, они составляют более 90% площади современного оледенения России. В ледниках Арктики лежит столько воды, сколько реки России выносят в Мировой океан за 3,5 года.

Ледники стекают, обрываясь ледяными горами-айсбергами в океан.

В горах Кавказа, Камчатки, Алтая на севере Урала и в других горах распространено горное оледенение. Самые крупные ледники России - это ледник Богдановича на Камчатке (длина около 17 км) и ледник Безенги на Кавказе (длина 17,6 км).

Нижняя граница ледника - снеговая линия, выше которой выпавший снег не успевает растаять в теплый сезон и превращается в лед (фирповый и глетчерный). Чем южнее, тем выше снеговая линия, и чем больше осадков (на наветренных склонах), тем ниже снеговая линия.

Учитель: - Какую роль ледники играют в природе и жизни человека? (Ледники дают начало горным рекам. С ледников берут начало Терек и Кубань, Катунь с Катунских Белков на Алтае.)

- Где выше снеговая линия на северном Урале и на Кавказе?

- На западных или восточных склонах Корякского нагорья?

Ледники стекают вниз, неся с собой вмерзшие куски горных пород, и достигая границы снеговой линии, тают, а горные породы образуют конечную морену, где начинается горная река.

 VII. Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Учитель.    Ребята, как вы думаете -   знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?

Благодарю вас за хорошую работу на уроке. 

VIII. Выставление оценок.  Дом. З.параграф 25                                                                                                                                                                                                       , заполнить таблицу «Типы озерных котловин», термины, в.4-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."Данный материал представляет собой подробный план-конспект урока. по курсу "География России"к учебнику по...

План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цель урока:·        расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....

Урок географии 8 класс Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Урок географии 8 класс "Озёра, болота,подземные воды, ледники. многолетняя мерзлота."...

Урок по теме "Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота"

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота».Раздел  «Внутренние воды России и водные ресурсы»  Место в учебном плане:  третий урок раздела «Внутренн...

«Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота»

Конспект урока с элементами практикума в разделе "Внутренние воды"...

Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. (Конспект урока с использованием ИКТ)

Цели урока.Образовательные: сформировать представление о размещении особенностей, происхождении,значении озёр, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты.Развивающие: продолжить развивать ум...