План-конспект урока географии на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши» с рабочей тетрадью к уроку
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку. Методическая особенность уроков – исследование. Это позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. Для организации работы обучающихся на уроке использованы методы сингапурской системы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx411.59 КБ
Файл tetrad_k_uroku_4.docx254.27 КБ

Предварительный просмотр:

                     План-конспект урока географии

         на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши»

Цель: -  Рассмотреть особенности взаимодействия океана с атмосферой и материками, показать влияние океана на климатические условия Земли.

Задачи:

Образовательные задачи: 

- Выявить особенности взаимодействия океана с атмосферой и сушей;

- Показать учащимся значение взаимосвязи океана с атмосферой и сушей для деятельности человека;

Развивающие задачи:

- Развивать умения работать с различными источниками информации.

- Развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь;

Воспитательная задача: 

- Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;

- Обучение рефлексии учебной деятельности.

- Воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов

Тип урока: Комбинированный

Методы: Исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый.

Технологии: работа в малых группах, игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания, структуры сингапурской методики – ( «ХАЙ ФАЙВ» « Куиз - куиз - Трэйд»)

Средства обучения:

1. Учебно - материальные : Учебник «География материков и океанов. 7 класс. /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М.: Дрофа, 2009г.

Атлас по географии для 7 класса – М.: Дрофа 2013 г.,

рабочий модуль к уроку географии  в 7 классе на тему: «Воды Мирового океана», мультимедийная презентация MS PowerPoint , компьютер, видеофильм.

2. Дидактико-методические (дидактический материал: схемы, таблицы);

3. Используемая методическая литература:

1. Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

2.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: «ВАКО»,2005. География. 6-8 классы.

3.Уроки с использованием блочно – модульной технологии. / Сост. Н.В. Болотникова – Волгоград: Учитель, 2005.

4. Интернет – ресурсы

http://ezhva-licey.ru/teachers/

http://900igr.net/prezentatsii/geografija/

 pdonline.educare.sg

http://www.youtube.com/

                                               

                                     

                                     План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Введение в тему урока
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление.
  6. Подведение итогов
  7. Домашнее задание

                                                                   Ход урока

  1. Организационный момент

 Класс разбит на группы по 4 человека. ( МЭНЭДЖ МЭТ).

ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).

Учитель: Здравствуйте, ребята садитесь.

  II. Актуализация опорных знаний 

 Применение структуры « Куиз - куиз - Трэйд»

 Примерные вопросы:

- что называют водными массами?

- какими свойствами характеризуются водные массы?

-  В чём измеряется солёность?

- почему вода в океане имеет горько-соленый вкус?

- вспомните деление морских организмов

 III.        Введение в тему урока

Учитель: Сегодня ребята, мы завершим  наше длительное путешествие . Для этого нам необходимо взять с собой знания, веселую улыбку и крепкое рукопожатие ближайшего соседа. Океан, по которому мы совершаем путешествие, тесно взаимодействует с воздушной оболочкой Земли и с сушей.

IV.        Изучение нового материала

Задание1. Чтобы понять, как происходит это взаимодействие необходимо вспомнить: Как осуществляется мировой круговорот воды?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Вы уже знаете, что больше 70%  поверхности земного шара покрыто водами Мирового океана. А еще есть озера, реки и другие водоемы. Вода, как известно, испаряется с поверхности водоемов практически в любую погоду. Но летом, в жару, этот процесс идет значительно быстрее и интенсивнее.
Водяные пары поднимаются в верхние слои атмосферы, где конденсируются в облака и тучи, которые, при изменении погодных условий, всегда готовы разразиться дождем, градом, а зимой — снегом. Таким образом, вода, испарившаяся с поверхности нашей планеты, возвращается на нее.)

Задание2 : Почему происходит движение воздушных масс?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Воздух в разных местах прогрет по-разному. Поэтому и давление в них разное. В результате из за разности давлений происходит перемещение воздушных масс ( ветер)).

Задание 3: Роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой.

Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней …. и ….

Холодный воздух …….. над более теплой поверхностью океана и наоборот. Над поверхностью океана образуются особые воздушные массы –……воздушные массы.

Задание 4: Значение течений во взаимодействии океана с атмосферой

Огромную роль во взаимодействии океана с атмосферой играют течения. От экватора к полюсам они переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мощные течения (Гольфстрим и др.) несут теплую воду из тропических широт в умеренные и приполярные. Поэтому зимой они оказывают отепляющее воздействие на прибрежные части континентов. Например, в Северной Атлантике поверхность океана отдает атмосфере тепла больше, чем получает его там же от нагревания

Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения могут оказывать влияние на климат побережий. Там,  где протекает холодное течение,  возможно выпадает меньшее количество осадков (так как холодный воздух не способствует конденсации)  и температуры будут ниже.

Название течения

Географическое положение

Географическая широта

Тип течения по температуре

Ср. t

января

Ср. t

июля

Среднегодовое кол-во осадков

 (в мм)

Перуанское

Омывает западные берега Южной Америки

30-400 ю.ш. 

холодное

+16-24

+8-16

Менее 100

Бразильское

Омывает восточные берега Южной Америки

30-400 ю.ш. 

теплое

Выше +24

+16-24

Более 2000

Вывод: Климат побережья, которое омывается холодным течением,  отличается более низкими температурами  в зимний и летний сезоны. На этом берегу  выпадает меньшее количество осадков. Климат побережья, которое омывается  теплыми течением,  отличается более высокими  температурами  в зимний и летний сезоны. Здесь выпадает большее количество осадков. На побережье формируется особый тип климата – морской, внутри материка - континентальный.

Учитель: Плыть дальше нам позволит сезонный ветер, вспомните, как он называется

Задание 5: Вспомни, как называются сезонный ветер, и заполни пропуски.
Ветры, меняющие своё направление на противоположное, два раза в год, называются
сезонными. Сезон года по-арабски – «муссон». Это название сохранилось до сих пор.

Они меняют своё направление два раза в год . К этой группе относят муссон  зимний  и летний. Зимой муссоны дуют с суши в сторону океана, а летом с океана на сушу.

Заранее подготовленный ученик:

О муссонах жители Ближнего Востока и Индии знали очень давно. Еще в IV-III вв. до н. э. индийские и персидские мореплаватели использовали закономерности смены ветров при плавании в Аравийском море. В I и II вв. н.э. сложился великий муссонный путь от берегов Индии в Южно-Китайское море и Китай. Индийские, малайские и китайские мореплаватели летом вели по нему свои парусные суда на восток, а зимой на – запад. С 1405 до 1433 гг. семь больших китайских флотилий под командованием выдающегося китайского мореплавателя Чжен Хэ, используя закономерности смены муссонных ветров, прошли от устья Янцзы к Индии, а затем к восточным берегам Африки и обратно.

В Индии полгода ждут муссон с океана. Когда он приходит, люди радуются. Рады дождю не только люди, но и животные. Измучившись в сухой сезон, они покидают свои укрытия и с наслаждением барахтаются в грязи. Начинает бурно расти трава, и теперь животным есть, где пастись. Реки наполняются водой. Даже  птицы   выбираются   из своих убежищ    и  лихорадочно чистят перья и хлопают крыльями.
        Для   Индии муссоны – это символ возрождения жизни. Те,  кто живет на суше, встречают муссон с ликованием.
        Иностранцы не понимают радости индийцев по поводу наступления сезона дождей. Египтяне говорят: «У нас дождь идет три-четыре раза в год, но мы не сходим от этого с ума». Дело в том, что в египетской пустыне пески ночью быстро остывают, и становится прохладно. А в Индии жара и духота не дают отдыха ни днем, ни ночью в течение трех-четырех месяцев.
Европейцы тоже не понимают бурной радости индийцев, ведь для них дождь – это скука.

 V.Закрепление.

Задание 6. Дополни текст, словами, чтобы он был верным.

Воды океана поглощают больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло. Поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца.

Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой.

Над поверхностью океана образуется особый подтип - морские воздушные массы, которые отличаются от континентальных способом образования, большей влажностью, небольшими различиями температур.

Сезонные ветры, образующиеся на границах больших массивов суши и океанов называются муссонами.

 VI.        Подведение итогов

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1.сегодня я узнал…

  2. я приобрел…

  3.я научился…

 4. у меня получилось …

 5. я смог…

 6. я попробую…

 7.  меня удивило…

 8. урок дал мне для жизни…

 9. мне захотелось…

  VII.        Домашнее задание: §12,  подготовить доклады по теме «Гидросфера».



Предварительный просмотр:

                         Тетрадь

к уроку географии  в 7 классе на тему:

       «Взаимодействие океана, атмосферы и суши»

http://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/03/raskraska-more-13.jpg

         

Учени…_________________________________

В результате изучения темы: «Поверхностные течения в Мировом океане»

ты должен знать:

  • особенности взаимодействия океана с атмосферой и материками.
  • как влияет океан на климатические условия Земли.

ты должен уметь:

  • уметь работать с различными источниками информации
  • уметь сравнивать

Задание1. Чтобы понять, как происходит это взаимодействие необходимо вспомнить: Как осуществляется мировой круговорот воды?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание2: Почему происходит движение воздушных масс?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:Роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой.

Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней …. и ….

Холодный воздух …….. над более теплой поверхностью океана и наоборот. Над поверхностью океана образуются особые воздушные массы –……воздушные массы.

Задание 4: Значение течений во взаимодействии океана с атмосферой

Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения

________________________________________________________

________________________________________________________

___________________________________

   Название течения

Географическое       положение

Географическая широта

Тип течения по температуре

 Ср. января

Ср. июля

Среднегодовое кол-во осадков ( в мм)

Вывод: Полученные данные о климате данных территорий позволяют сделать следующие выводы__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5: Вспомни, как называются сезонный ветер, и заполни пропуски.
Ветры, меняющие своё направление на противоположное два раза в год, называются
сезонными. Сезон года по-арабски –   «_____________________  ». Это название сохранилось до сих пор.Они меняют своё направление ____________ в год . К этой группе относят ______________ ____________ и _________ Зимой муссоны дуют с ________ в сторону _____________, а летом с _______________ на ____________________________

Задание 5:Поставь стрелки на схеме, направления движения муссонов, в разное время года:

Указав над стрелками лето, зима.

C:\Users\uch28\Desktop\отчёты\мероприятия для аттестации\воды мирового океана\моя\Презентация Microsoft PowerPoint (2).jpg

Задание 6: Дополни текст, словами, чтобы он был верным.

Воды океана поглощают______________, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши ___________нагревается,но ________удерживает тепло. Поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца.

Поверхность океана активно взаимодействует с____________, обмениваясь с ней___________________________________.

Над поверхностью океана образуется особый подтип - _______ ____________________________, которые отличаются от континентальных _________________________________________________

Сезонные ветры, образующиеся на границах больших массивов суши и океанов называются _______________________________.

Задание 7. Попытайтесь объективно оценить свою работу и поставьте себе оценку.

 Ставлю себе

Задание на дом: §12, работать с новыми терминами словаря в тетради к уроку,  подготовить доклады по теме «Гидросфера».

                                              СЛОВАРИК

Большой, или мировой, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная — очищается.

Малый, или океанический, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, сконденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан.

Внутриконтинентальный круговорот — вода, которая испарилась над поверхностью суши, опять выпадает на сушу в виде атмосферных осадков.В конце концов, осадки в процессе движения опять достигают Мирового океана.

Период обновления запасов - воды, входящих в состав живых организмов, восстанавливаются в течение нескольких часов. Это наиболее активная форма водообмена. Период обновления запасов воды в горных ледниках составляет около 1 600 лет, в ледниках полярных стран значительно больше — около 9 700 лет. Полное обновление вод Мирового океана происходит примерно раз в 2 700 лет.

Ве́тер — движение воздуха в горизонтальном направлении

Пассат это постоянный ветер. Он дует с постоянной силой вне зависимости от времени года. Направление пассата практически не изменяется

Бриз – это теплый ветер, который характерен для мест, близко расположенных морю. Ночью движение воздуха направлено с берега к морю. Дневной бриз дует с моря на берег и называется морским бризом.

Фён – легкий ветер, который характерен для гористой местности. Дует он, как правило, с гор на равнину.
Бора – это резкий сильный ветер, направление которого также подобно фёну. Он дует с гор на побережье.
Сирокко – сильный южный ветер, который характерен для Северной Африки, а также близлежащих регионов. Этот вид ветра зарождается в пустыне Сахара. Он несет очень жаркий и сухой воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка схемы конспекта урока-практикума по технологии для 4 класса (учебник и рабочая тетрадь Т. М Геронимус) Тема урока: "Каскад колокольчиков"

Схема конспекта    урока-практикумапо технологиидля 4 класса Карточка    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4135195","attributes":{"alt":"","class":"media...

Рабочие тетради к уроку по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"

В содержании "Рабочих тетрадей" освещается теоретический материал урока, анализ стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." и вариативные задания для самостоятельной работы....

Рабочая тетрадь к уроку математики на тему «Задачи линейного программирования»

Рабочая тетрадь к уроку математики на тему «Задачи линейного программирования» разработана мною для одноимённого урока математики (повышенный уровень). может быть использована как на уроке, семинарско...

Технологическая карта урока по теме "Взаимодействие атмосферы и гидросферы. Влажность воздуха"

Технологическая карта урока по теме "Взаимодействие атмосферы и гидросферы. Влажность воздуха"  в соответствии со стандартами третьего поколоения...

План-конспект урока географии на тему: «Жизнь в Мировом океане» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро...

Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"

Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"...

Урок по географии 7 класс на тему "Взаимодействие океана с атмосферой и сушей"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Технологии урока. ИКТ (презентация), проблемное обучение (проблема в начале урока)Цели урока: Рассмотреть особенности взаимодействия океа...