Рекомендации при подготовке к ГИА по географии
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме
Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала обучающиеся овладели на самом уроке,но усваиваться эти основы должны не механически,а осознанно.ГИА-важный шаг каждого выпускника,обдумывающего выбор своего будущего,стремящегося продолжить образование и овладеть проффессиональными навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gia.docx | 164.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по сопровождению государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в независимой форме
по предмету «География»
Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.
Результаты аттестации показали, что на протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях, и объяснять эти события с привлечением изучаемых географических знаний.
Необходимо уделять больше внимания отработке таких важных надпредметных и метапредметных умений, как чтение графиков и диаграмм разных видов. Анализ типичных ошибок чтения климатограмм показывает, что значительная доля ошибок связана с тем, что учащимся трудно прочитать графики с положительными и отрицательными значениями температуры воздуха.
Также для многих выпускников является проблемой использование разнообразных шкал, которые применяются для представления графических информаций (в частности, им трудно определить цену деления). Это показывает анализ ошибок при определении количества выпадающих атмосферных осадков по климатограммам, нахождении объекта по географическим координатам, при определении расстояний с помощью масштаба по карте. Это умение формируется в процессе изучения многих предметов, но, вероятно, требуется более последовательная и осознанная его отработка, в том числе и при изучении географии.
Такое умение, как выявление зависимости между географическим положением объекта и особенностями его климата по данным таблицы, и интерпретация этой информации также вызвало некоторые затруднения у учащихся. Можно предположить, что недостаточный уровень сформированности этих умений связан как с отсутствием во многих УМК заданий, направленных на формирование соответствующих умений, так и с нехваткой времени у учителей на их отработку. Очевидно, что ограниченность времени в VI классе и возрастные особенности мышления шестиклассников не позволяют обеспечить достижение большинством учащихся соответствующих требований стандарта к уровню подготовки выпускников. В связи с этим рекомендуется при планировании работы в VIII классе предусмотреть соответствующие виды деятельности учащихся при изучении тем «Различия вo времени на территории России» и «Климат России». При этом необходимое время возможно выделить за счет сокращения времени на отработку и проверку знаний фактологического характера.
Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольной функциях с учетом того, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами и отраженные в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов.
В подготовке школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля.
Таким образом, успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.
Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.
В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. Обучающихся целесообразно ознакомить с планом экзаменационной работы.
Учитывая ограниченность времени при повторении важно, во-первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а во-вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.
Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения:
- определение внутри каждой темы круга проблемных вопросов для обязательного повторения;
- вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);
- обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.
Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:
- представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 классе по географии;
- помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам, аспектно – содержательным линиям;
- привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;
- ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;
- дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задания различных типов и системы выставления баллов за них.
В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено содержание проверяемых на экзамене знаний. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам:
- источники географической информации;
- природа Земли и человек;
- материки, океаны, народы и страны;
- природопользование и геоэкология;
- география России.
В начале учебного процесса учитель проводит вводное занятие.
Это занятие предполагает рассмотрение вопросов общего характера: назначение государственного экзамена в 9 классах, структура и содержание экзаменационной работы, основные типы заданий и подходы к их выполнению.
Характеризуя часть 1, объясним выпускникам, что она содержит 18 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). Это задания базового уровня сложности, с помощью которых проверяются знания основных географических фактов и закономерностей, признаков географических объектов и явлений, умения описывать положение на карте этих объектов и ареалы распространения географических явлений, определять расстояние и географические координаты на картах и планах местности; умение извлекать из различных источников ( карты, статистические данные) информацию, представленную в явном виде.
Целесообразно на конкретных примерах показать учащимся особенности каждого вида заданий экзаменационной работы.
Часть 2 включает 9 заданий с кратким ответом (из них 3 задания, требующих записи ответа в виде одного слова или словосочетания, и 6 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв). Это задания повышенного уровня сложности, с помощью которых проверяются умения определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления на основе, предъявляемой в разном виде информации, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам, сравнивать географические объекты и явления, выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений.
Часть 3 состоит из 3 заданий с открытым развернутым ответом. Это задания высокого уровня сложности. Географические задачи с развернутым ответом строятся на материале курса географии основной школы. Их решение требует применения умений анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и хозяйстве отдельных территорий. Назначение заданий высокого уровня сложности – проверка умения выпускников применять географические знания и умения в новых ситуациях для объяснения географических явлений и свойств географических объектов.
В ходе выполнения заданий подобных заданиям типа С необходимо сформированности способности увидеть в реальных ситуациях географические аспекты и применить школьные знания для их понимания и объяснения. Для этого необходимо понимать взаимосвязи, существующие между географическими объектами и явлениями, уметь выбрать в атласе карту, которая поможет найти информацию, необходимую для объяснения того или иного явления.
При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование географической компетентности:
- умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;
- владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);
- умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;
- умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;
- умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.
Необходимым условием формирования географических компетенций является наличие у учащихся опыта решения различных проблем познавательного и практического характера и использованием широкого спектра знаний и умений, которые им дает школьная география. Поэтому наиболее органичным представляется планирование соответствующих видов деятельности учащихся на уроках обобщения знаний в конце изучения отдельных разделов и тем курсов школьной географии.
Поскольку географическая компетентность проявляется в реальных жизненных ситуациях, то необходимым условием реализации компетентностного подхода в обучении является моделирование ситуаций-контекстов.
Недостатки географической подготовки за курс основной школы требуют корректировки преподавания географии на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы.
На этапе планирования результатов обучения по отдельным темам и разделам курсов школьной географии важно четко представлять, какие именно умения должны быть сформированы у учащихся в результате изучения той или иной темы.
Характер выявленных недостатков подготовки выпускников свидетельствует о том, что важные направления совершенствования преподавания географии связаны с этапом объяснения, отработки и закрепления знаний.
Общими для всех групп выпускников являются ошибки, связанные с неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи.
При организации самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование умений применять знания в измененной ситуации, большое значение имеет актуализация опорных знаний, необходимых для выполнения соответствующих заданий, определения алгоритма их выполнения.
Эффективна, например, такая работа: из таблицы, характеризующей демографическую ситуацию в регионах России, учитель удаляет строку с данными о показателе смертности и дает задания для слабых учащихся установить, какие данные необходимы для определения естественного прироста населения; для сильных учащихся – провести расчеты с целью сравнения плотности населения в отдельных регионах России.
Этап контроля позволяет проверить соответствие достигнутых результатов обучения поставленным целям. Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля.
При организации контроля усвоения основных понятий рекомендуется уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий, отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их примеры, умение их применять.
Рекомендуется уделить внимание в учебном процессе элементам содержания. Целенаправленно формировать умения грамотно выразить свои мысли. Начиная с 5-го класса целесообразно определить темы, входящие в структуру экзаменационной работы и отрабатывать их.
5-6 класс – масштаб. Работа с топографической картой. Градусная сеть.
Примерные задания ГИА с комментариями
Задание выполняется с использованием приведенной ниже карты
- Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.
В каком направлении от точки отдельно стоящего дерева находится вершина горы Малиновки?
- северо-западном 3) северном
- северо-восточном 4) восточном
На этом рисунке направление северо-юг соответствует направлению вверх-вниз, поэтому легко можно определить, что вершина горы находится к северо-востоку от отдельно стоящего дерева. Ответ – 4.
- Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до вершины горы Малиновки. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ: _____________________________ м.
Измерив линейкой расстояние между точкой А и отдельно стоящим деревом получаем 2 см. Масштаб данной карты – в 1 см 100 м, значит в 2 см – 200м. Ответ:200м.
- Определите по карте азимут, по которому надо идти от отдельно стоящего дерева до вершины горы Малиновки. Ответ запишите цифрами.
Ответ: ____________________________ градусов.
Через точку, где находится отдельно стоящее дерево, на карте проводим прямую линию, параллельную направлению север – юг. В данном случае это вертикальная линия. Через основание дерева и точку, обозначающую самую высокую точку горы Малиновки, также проводим прямую линию. Полученный угол измеряем. Важно помнить, что азимут – угол между направлением на север и предмет, поэтому он всегда измеряется от направления на север вправо. В данном случае получается 50°.
Ответ – 50.
- Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для создания школьной спортплощадки. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.
Эти задания проверяют сформированность способности использовать географические источники информации для решения конкретной жизненной задачи. Вначале следует подумать о критериях, по которым нужно выбрать более подходящее место для предлагаемого в задании объекта. В данном случае нужно разместить спортплощадку. Для нее нужно открытое и ровное место. Это участок 1. Он на ровной поверхности и расположен на лугу. Участки 2 и 3 расположены на довольно крутых склонах, играть в футбол, баскетбол и другие спортивные игры на склонах плохо. Участок 3 расположен в лесу, что делает его ещё более неподходящим. В экзаменационной работе следует чётко написать, какой участок лучший и объяснить почему. Для успешного выполнения заданий такого типа нужно знать условные обозначения топографических – луг, кустарник, лес, болото, вырубленный лес и пр. и уметь определять особенности рельефа по горизонталям.
- Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенести основу для построения профиля на бланк ответа № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5м.
Прочитав текст задания, уточняем требуемый масштаб. Устанавливаем, что профиль нужно построить, используя горизонтальный масштаб в два раза больше, чем на карте (масштаб карты – в 1 см 100 м, масштаб профиля – в 1 см 50 м).Также обращаем внимание, что на карте горизонтали проведены через 2,5м, а на профиле в 1 см по вертикали будет 5 м (в 1 мм – 50 см).
Переносим на лист ответов основу построения профиля. Внимательно обозначаем высоту для точек А и В. А – 154, В – на высоте 145 м. Анализируя карту, находим, какие обозначения помогут определить высоты горизонталей (кроме обозначенных на основе профиля высот точек А и В). В данном случае на карте подписана горизонталь с высотой 150м и обозначена высота г. Малиновки – 156,0 (также подсказкой является то, что рельеф обычно понижается в сторону реки, и еще в числе 150, обозначающем высоту горизонтали, низ цифр показывает в сторону понижения рельефа). Далее по карте нужно определить, какие горизонтали пересекает линия А – В и на каком расстоянии находятся точки пересечения, а на основе профиля обозначить эти точки. Начинаем от точки А. Первая горизонталь, которую пересекает линия А – В, это горизонталь 155. Она находится на расстоянии 0,3 см от точки А (на рис. обозначена буквой а). Поскольку горизонтальный масштаб профиля в два раза больше масштаба карты, то на профиле это расстояние будет тоже в два раза больше 0,3см × 2 = 0,6см. Первая точка нашего профиля находится на высоте 155 и на расстоянии 6мм от точки А. Соединяем точку А с точкой. Далее линия А – В снова пересекает горизонталь 155 (точка b ). Это на расстоянии 3,2см от точки А (или можно определить расстояние от предыдущей точки пересечения – 2,9см). Значит, следующая точка профиля снова на высоте 155 и на расстоянии 3,2см × 2 = 6,4см от точки А. Обозначаем её. У нас две точки с высотой 155. Их можно соединить прямой линией, но по карте мы видим, что между этими точками высокая часть холма. Значит, лучше показать, что здесь рельеф повышается, и провести небольшую дугу. Но не показывать это повышение выше 2мм от линии 155 (т.к. самая высокая точка холма – 156м, т.е. всего на 1м выше нашей горизонтали, а в вертикальном масштабе профиля 1м = 0,2 мм). По карте видно, что на горизонтали 155м в месте пересечения b обозначен обрыв (эти условные знаки нужно знать). Его нужно обязательно обозначить на профиле. Его глубина на карте не показана, но явно меньше 2,5м – высоте сечения рельефа. Поэтому высоту выбираем произвольно, соизмеряясь с масштабом карты. Следующая горизонталь, которую пересекает линия А – В, 152,5м. Точка пересечения (на рис. обозначена с) находится на расстоянии 0,7мм от точки b,на профиле это будет 1,4см. Обозначаем точку, рисуем понижение рельефа. Следующая горизонталь 150м пересекает линию А – В в точке d. Она расположена на расстоянии, 1,1см от точки c, т.е. на профиле обозначаем ее через 2,2см. Точка e имеет высоту на 2,5м ниже 150 – 147,5. Она расположена на расстоянии 0,5см от точки d, на профиле это 1см. Соединяем все точки.
Ответ:
В данном примере для ясности нарисованы вспомогательные линии. В чертеже, являющемся ответом на экзамене, они не обязательны. Но если вы их нарисовали, стирать их не нужно.
На экзамене лучше строить профиль аккуратно. Важно знать условные обозначения форм рельефа (оврага, обрыва, ямы, карьера), путей сообщения (просёлочной, грунтовой, железной дороги), зданий (церкви, школы, фермы, дом лесника, завода), других объектов (колодца, ветряной электростанции и пр). Прежде чем начинать вычерчивание профиля, целесообразно проанализировать общее направление близко друг к другу – склон круче, где далеко – склон более пологий. Если линия рельефа пересекает круговую горизонталь, посмотреть, как изменяется рельеф между точками пересечения – повышается или понижается. Важно сразу установить, какие особенные формы рельефа пересекает линия профиля. Перед началом, еще раз прочитав текст задания, уясните, отличается ли масштаб профиля от масштаба карты. Если да, то не забывайте переносить измеряемые по карте расстояния в требуемый масштаб. При вычерчивании профиля лучше тщательно вымерять все расстояния, каждый раз определять высоты точек.
6-7класс – взаимосвязь рельефа строения земной коры, полезные ископаемые. Распределение поясов атмосферного давления.
Задания повышенного уровня сложности
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке
увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
А) песок
Б) известняк
В) песчаник
Ответ
Для решения таких задач нужно внимательно прочитать вопрос и определить характер последовательности, т.е. в порядке увеличения (возрастания) или уменьшения (убывания) предлагается выстроить ответ. Для решения данного примера следует помнить, что чем ниже расположен слой горных пород, тем он древнее (старше).
Построение профиля рельефа по карте
Изображение рельефа на картах. Рельеф на картах изображается горизонталями, особыми условными знаками и отметками высот.
Горизонтали – линии на карте, вдоль которых все точки земной поверхности имеют одинаковую абсолютную высоту. Разность двух высот соседних горизонталей называют сечением рельефа. Чем меньше сечение рельефа, тем он изображен подробнее. Величина сечения рельефа зависит от масштаба карты и характера самого рельефа. Наиболее подробно рельеф изображается на топографических картах. Например, на карте масштаба 1:25 000 (в 1см 250) сплошные горизонтали проведены через 5м, а на карте масштаба 1:100 000 (в 1см 1км) применяют сечение рельефа 20м для равнинных территорий и 40м для горных. На мелкомасштабных картах обычно применяют неравномерное сечение рельефа: более частое в равнинных районах и укрупненное в горных областях. Так, на физической карте России масштаба 1:25 000 000 горизонтали проведены на высоте 0, 200, 500, 1000, 2000, 3000, 4000. Так же показаны изобаты (изолинии глубин).
По горизонталям можно легко определить абсолютную высоту любой точки земной поверхности и относительную высоту двух точек (превышение одной над другой). Горизонтали также помогают определить крутизну склонов. Чем ближе расположены горизонтали одна к другой, тем круче склон. Дополнительную информацию о рельефе на топографических картах дают бергштрихи – небольшие штрихи, проведенные перпендикулярно горизонталям, указывающие, в какую сторону идет понижение рельефа. Для изображения форм рельефа, не выражающихся горизонталями (например, резких уступов, обрывов, оврагов и т.п.) применяются специальные условные знаки.
Абсолютные высоты вершин или впадин на картах подписывают цифрами. Например, число 8848 около точки, обозначающей гору Эверест, означает, что её абсолютная высота 8848 м. Абсолютные высоты указываются в метрах.
Изображение холма горизонталями
8 класс – Разница во времени на территории России. Новые часовые пояса. Климатообразующие факторы. Взаимосвязь природы и человека.
9 класс – Субъекты Федерации. Агропромышленные ресурсы. Импорт и экспорт. ВВП. Географический прогноз.
По этим темам целесообразно проводить срезы знаний (небольшие письменные работы, тесты, зачеты). Тестовые задания могут быть индивидуальные или в небольших группах. Ответы должны обсуждаться. Ответы на мини-тесты должны писаться 5-7 мин.
При изучении на базовом уровне разделов географии «Природа Земли», «Население России», «Источники географической информации» целесообразно проводить тестирование.
Успешность выполнения экзаменационной работы во многом определяется тем, насколько девятиклассники знакомы и умеют выполнять все типы заданий. Вот почему рекомендуется включать эти задания в учебный процесс и в качестве обучающих, и в качестве контрольных.
Подобный анализ различных типов заданий готовит школьников к экзамену. В рамках предэкзаменационного повторения обобщенная характеристика, всей работы будет полезна для выпускников.
Анализ результатов экзамена подтвердил правомерность выбранных подходов к созданию контрольно измерительных материалов с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии.
При подготовке к экзамену целесообразно продолжить работу по формированию и совершенствованию у выпускников умений работать с различными источниками географической информации и применять знания и умения для решения конкретных задач.
Результаты аттестации показали, что на протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях и объяснять эти события с привлечением географических знаний.
Следует уделять больше внимания отработке таких важных надпредметных и метапредметных умений, как чтение графиков и диаграмм разных видов. Анализ типичных ошибок при чтении климатограмм показывает, что значительная доля ошибок связана с тем, что учащимся трудно прочитать графики с положительными и отрицательными значениями температуры воздуха.
Также для многих выпускников является проблемой использование разнообразных шкал, которые применяются для представления графической информации (в частности, им трудно определить цену деления). Это показывает анализ ошибок, допущенных при определении количества выпадающих атмосферных осадков по климатограммам, при нахождении объекта по географическим координатам, при определении по карте расстояний с помощью масштаба. Умение пользоваться шкалой формируется в процессе изучения многих предметов, но, вероятно, требуется более последовательная и осознанная его отработка и при изучении географии.
Такое умение, как выявление зависимости между географическим положением объекта и особенностями климата по данным таблицы и интерпретация этой информации, также вызвало некоторые затруднения у учащихся. Можно предположить, что недостаточный уровень сформированности этих умений связан как с отсутствием во многих учебно-методических комплектах заданий, направленных на формирование соответствующих умений, так и с нехваткой времени у учителей на их отработку. Очевидно, что ограниченность количества учебных часов по географии в VI классе и возрастные особенности мышления шестиклассников не позволяют обеспечить достижение большинством учащихся соответствующих требований стандарта к уровню подготовки выпускников. В связи с этим, рекомендуется при планировании работы в VII классе предусмотреть соответствующие виды деятельности учащихся при изучении тем: «Различия во времени на территории России», «Климат России». При этом необходимое время можно выделить за счет сокращения времени на отработку и проверку знаний фактологического характера.
В целом материал по экономической и социальной географии усвоен выпускниками IX классов лучше, чем по физической географии. Это проявляется и в усвоенности понятий, и в понимании связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов России, и в сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи. Так, понятия физической географии (режим рек, антициклоны) усвоены хуже, чем демографические понятия (воспроизводство населения, миграция населения). Также для учащихся оказывается несколько труднее определять по описанию (слогану) регион России, если в этом описании преобладают особенности природы, а не хозяйства. В связи с этим, рекомендуем уделять больше внимания взаимосвязи природных и экономических явлений при изучении географии России, особенно ее регионов. Целесообразно несколько больше акцентировать внимание на уникальности черт природы различных регионов.
Еще одно направление подготовки к экзамену по географии – формирование более четких пространственных представлений о размещении типов почв и природных зон на территории России. Эта рекомендация основана на анализе типичных ошибок, допущенных в экзаменационных работах (около 45% выпускников не знают, в каких регионах России почвы наиболее плодородны, около 40% считают, что Ямало-Ненецкий АО находится в зоне тайги). Также можно предположить, что такие ошибки связаны с незнанием расположения субъектов РФ (хотя по другим заданиям этого не выявлено) или с тем, что у учащихся слабо сформировано умение использовать карты природных зон или почвенные карты атласов (для выполнения заданий другого содержания учащиеся используют карты атласов более успешно).
При изучении рельефа и геологического строения любой территории в VI, VII или в VIII классах необходимо больше внимания уделять формированию представлений о последовательности залегания слоев горных пород. Это важное мировоззренческое представление должно быть сформировано у большего количества выпускников. Очевидно, что для формирования соответствующих представлений не требуется большого количества учебного времени. Достаточно просто акцентировать внимание учащихся на названной выше закономерности. Причем сделать это можно не только при изучении темы «Горные породы» в VI классе, но и при изучении рельефа и геологического строения любой территории в VII или в VIII классах.
Рекомендуем обратить больше внимания на формирование географических понятий, причем проверку их сформированности проводить не в форме воспроизведения определения, а в форме какой-либо деятельности (выделить признаки, узнать проявление, рассчитать показатель и т.п.). Эта рекомендация основана на анализе ошибок, допущенных при определении средней плотности населения, рождаемости, годовой амплитуды температур воздуха, а также при узнавании проявления демографических процессов (35% учащихся путают понятия «возрастная структура населения» и «воспроизводство населения»).
Ввиду недостаточного уровня сформированности знаний о факторах размещения отдельных производств, например производства азотных удобрений, предприятий передельной металлургии, а также понятия ЭГП (лишь 15% выпускников продемонстрировали знание особенностей ЭГП г. Россошь, повлиявших на решение о размещении ОАО «Минудобрения» в этом городе, и столько же выпускников имеют верное представление об особенностях хозяйства Дальнего Востока, объясняющих экономическую целесообразность размещения в Комсомольске-на-Амуре предприятия «Амурсталь»), требуется больше внимания уделять этим вопросам при изучении регионов России.
К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, относится метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В процессе работы, над проектом обучающиеся создают презентации, которые помогают им подготавливаться к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме в девятых классах.
В течение учебного года, подготавливаются презентации для создания электронного образовательного справочника на уроках географии в 6-9 классах.
Перед обучающимися учитель ставит задачу по созданию презентации по изучаемым темам. Так, например, в шестом классе это могут быть следующие темы:
- Источники географической информации.
- Земля – планета Солнечной системы.
- Литосфера и рельеф Земли.
- Гидросфера Земли.
- Атмосфера Земли.
- Биосфера Земли.
- Географическая оболочка Земли.
- Земля – планета людей.
Мультимедийные презентации могут создаваться в течение уроков отводящихся на изучение определенной темы, в программе Power Point. Исходя из задач, содержания и хода уроков, обучающиеся выбирают материал с помощью учителя: даты, факты, географические понятия. Для создания такой презентации отбирается необходимая информация, которая входит в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Презентации, помогают обучающимся излагать учебный материал, формируют навыки наблюдения, обеспечивают систематизацию материала и прочное усвоение новых знаний, повышают интерес к предмету. Подготовленная презентация позволяет учителю сократить время при проверке домашнего задания и ускорить изложение нового материала.
При завершении изучения начального курса географии в 6 классе, накапливается определённое количество презентаций, которые можно соединить в электронный образовательный справочник по подготовке к государственной (итоговой) аттестации по географии в 9 классе в независимой форме.
Такая деятельность способствует развитию системного мышления, аналитических способностей школьника, интеграции учебных дисциплин, поднимает на новый уровень взаимодействие учителя и ученика.
Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика. Обучающиеся приобретают навыки работы с разными электронными носителями, а так же умения выделять главную мысль текста, ориентироваться в современном информационном пространстве.
Работая над проектом, ученик привлекает все доступные медийные средства: компьютер, видео- и аудиотехнику, Интернет.
Использование разнообразных источников информации, часто требующих сопоставления и подтверждения, стимулирует ученика на более осмысленное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать необходимую информацию, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень интегрированных, межпредметных связей и надпредметных понятий.
Таким образом, разработка собственных учебных медиа-материалов дает дополнительную возможность учащимся активно добывать и присваивать знания, мобильно использовать полученные ранее навыки из разных сфер деятельности, реализовывать свой творческий потенциал, создавать актуальные информационные ресурсы, используемые другими школьниками в процессе освоения учебного материала и во внеучебной деятельности.
Результаты аттестации показали, что на протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях и объяснять эти события с привлечением географических знаний.
Администрации образовательных учреждений
1.Проанализировать результаты итоговой аттестации по географии в 9 классах.
2. Совершенствовать методику преподавания географии, используя:
- рекомендации методистов «Сар ИПК и ПРО» по данному предмету;
- занятия в межкурсовой период по актуальным вопросам преподавания географии;
- передовой педагогический опыт учителей- победителей ПНПО;
- активное применение дистанционных форм обучения с использованием сети Интернет.
Руководителям РМО и ШМО
1. Проанализировать результаты итоговой аттестации по географии в 9 классах своего района.
2. Ознакомиться со следующими документами:
- «Анализ результатов экзамена по географии обучающихся 9 классов Саратовской области в 2012 году».
3. Провести семинары для учителей своего района по итогам проверки экзаменационных работ по географии за курс основной школы.
Учителям географии
- На заседаниях ШМО провести анализ результатов итоговой аттестации по географии за курс основной школы с вынесением конкретных рекомендаций и сроков исполнения.
- С учетом результатов экзамена по географии рекомендовать учителям изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание экзамена в новой форме, обращая внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.
- Недостатки географической подготовки за курс основной школы требуют корректировки преподавания географии на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы.
- Совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом новых форм итогового контроля по географии
- Подготовку к экзамену по географии следует начинать с I четверти IX класса и проводить по нескольким направлениям
- При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование компетентности:
- умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;
- владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);
- умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;
- умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;
- умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.
7. Посещение постоянно действующих семинаров в ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» по теме «Методические аспекты подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по географии в IX классах.
8. На уроках необходимо развивать умения читать и анализировать рисунки, схемы, графики, диаграммы. Чаще давать задания проблемного и практического характера. Рекомендовать ввести элективный курс по подготовке к государственной (итоговой) аттестации.
Методическую помощь учителю и учащимся могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
- документы, определяющие структуру и содержание КИМ для государственной (итоговой) аттестации по географии выпускников IX классов (в новой форме) 2013 г.
- кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ;
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов 2013 г.
- перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ.
Приложение № 1
ПАМЯТКА
Деятельность педагога в рамках подготовки
девятиклассников к итоговой аттестации
На подготовительном этапе учитель должен обратить к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения географии за период основного общего образования (обязательный минимум или федеральный компонент, примерные программы, авторскую программу), и согласовать деятельность на уроках с основными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы.
На организационном этапе педагогу необходимо ознакомить обучающихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена, с критериями оценки составных частей экзаменационной работы.
На содержательном этапе учитель должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы, и выстроить на завершающем этапе обучения подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы как можно рациональнее было использовано оставшееся время, отобрав при этом для повторения и обобщения такие темы, которые вызывают затруднение у большинства обучающихся.
Приложение № 2
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как составлять простой план
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план.
План должен полностью охватывать все содержание текста.
В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Как составлять сложный план
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Приложение № 3Использование компьютерных технологий
для подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации в 9 классах по географии
В соответствии с утвержденными в 2010 г. новыми федеральными стандартами основного общего образования развернута планомерная, систематизированная разработка электронных изданий по всем основным учебным дисциплинам, в том числе по географии с разделением по классам и видам учебной деятельности.
Средства информационных и коммуникационных технологий стали применять в школах для автоматизации процессов контроля и измерения результативности обучения школьников. Создавая и используя компьютерные средства автоматизации педагогических измерений, важно понимать, что все эти средства и методы их использования сильно варьируются в зависимости от целей измерений и контроля.
Виды классификаций тестовых материалов
Современные измерительные материалы и средства измерений все чаще называют тестами. Этот термин используется практически всегда, когда речь заходит о применении информационных и коммуникационных технологий в автоматизации измерений. Современное понятие тестов включает практически все измерительные материалы, которые используются в школе, вне зависимости от их формы и содержания.
Под тестированием понимается измерение или формализованное оценивание на основе тестов, которое завершается количественной оценкой, опирающейся на статистически обоснованные шкалы и нормы. Существенными с точки зрения компоновки тестов могут оказаться отдельные тестовые задания — минимальные составляющие единицы теста, которые состоят из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания могут содержать или не содержать набор ответов для выбора.
В процессе информатизации могут учитываться группы тестовых материалов, объединенных по их назначению. В такие группы собираются:
- тесты интеллекта, используемые для анализа уровня развития познавательных процессов и функций мышления школьников;
- тесты способностей, предназначенные для оценки возможности в овладении школьниками различными видами деятельности;
- тесты достижений, с помощью которых оценивают развитие знаний, умений, навыков учеников по результатам обучения;
- тесты личности, служащие для оценки эмоционально-волевых качеств школьника.
При этом из всех видов тестов, используемых в общем среднем образовании, самыми многочисленными и распространенными являются тесты достижений.
Кроме этого, для группировки тестов и адекватного использования компьютерных средств автоматизации тестирования существует классификация тестовых материалов по уровням сложности.
Тесты I уровня предназначаются для проверки умений школьников выполнять деятельность с подсказкой. Это тесты на опознание (условия задания требуют ответа «да» либо «нет»); тесты на различение (определение правильности каждого из нескольких вариантов предложенных ответов); тесты на классификацию (решение задачи на соответствие элементов).
Тесты II уровня предназначаются для выявления умений школьников самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные знания, умения и навыки в алгоритмической форме. К ним относятся: тесты на подстановку (в заданиях необходимо дополнить контролируемую пропущенную составляющую); конструктивные тесты (задания этих тестов требуют самостоятельного воспроизведения ответа (действия) по памяти); тесты – типовые задачи (задания можно решить путем буквального, не преобразованного использования усвоенных алгоритмов).
Тесты III уровня предназначаются для выявления готовности школьников к продуктивным действиям эвристического типа, это нестандартные задачи и ситуации (в задании известна цель, но неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, требуется самостоятельная предварительная трансформация усвоенных правил типового действия и применение их для решения в данной, ранее незнакомой ситуации).
Тесты IV уровня предназначены для выявления творческих умений школьников – их исследовательских возможностей по получению новой информации. Чаще всего результаты выполнения тестов IV уровня нуждаются в ручной проверке.
Педагогические возможности тестирования на базе ИКТ
При использовании средств ИКТ, нацеленных на автоматизацию педагогических измерений, необходимо учитывать один из двух основных подходов к измерению результатов обучения школьников и оценки достижения ими требований государственных стандартов общего среднего образования. Первый из них, нормированный подход, предполагает сравнение школьников друг с другом по уровню усвоения определенного содержания в рамках устоявшихся норм выполнения заданий. Второй, критериальный подход, предполагает сравнение образовательных достижений школьников с содержанием курса или критерием в виде требований к результатам обучения.
Оценивание знаний при помощи тестирования с использованием компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон. Это:
- высокая степень формализации и унификации процедуры тестирования;
- возможность одновременного проведения тестирования на нескольких компьютерах;
- возможность организации дистанционного тестирования посредством локальной компьютерной сети либо через глобальную информационную сеть Интернет.
Тесты, как правило, применяются для целей контроля: с их помощью определяют качество знаний обучаемых, закончивших изучение темы, одного или нескольких учебных курсов.
Тестовые материалы могут служить инструментарием, применяемым для достижения целей диагностики. В этом случае, в зависимости от результатов тестирования, предпринимаются некоторые содержательные, методические или организационные усилия, способные положительно сказаться на качестве обучения.
Требования к тестам
Существует несколько основных требований к тестам. В их числе требования валидности, определенности (общепонятности), простоты, однозначности, надежности.
Валидностъ. Различают содержательную и функциональную валидность.
Содержательная валидность – это соответствие теста содержанию контролируемого учебного материала.
Функциональная валидность – соответствие теста оцениваемому уровню деятельности.
Определенность теста. Выполнение этого требования необходимо не только для понимания каждым учащимся того, что он должен выполнить, но и для исключения правильных ответов, отличающихся от эталона.
Простота теста. Это требование означает, что тест должен иметь одно задание одного уровня и не должен состоять из нескольких заданий разного уровня усвоения.
Однозначность теста. Она определяется как одинаковость оценки качества выполнения теста разными экспертами, т.е. имеется в виду наличие единообразной, жесткой системы перевода количества правильных ответов на тестовые задания в оценку по принятой шкале.
Надежность тестирования. Это требование определяется как вероятность правильного измерения уровня усвоения. Требование надежности заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же школьника.
В настоящее время вместе с компьютерами в школы поставляются комплекты образовательных CD-ROM. В комплект входит мультимедийные учебные пособия по географии; энциклопедия компании «Кирилл и Мефодий»; репетиторы по географии «1С» и «Кирилл и Мефодий», которые содержат инструменты для контроля и/или самоконтроля и оценки знаний. Учебные электронные издания можно разделить на виртуальные уроки и репетиторы/тренажеры.
Все предлагаемые виртуальные уроки содержат:
- представление нового материала в виде медиалекции, опорных конспектов, наглядного материала;
- закрепление в форме интерактивных вопросов;
- выводы и обобщения в конце каждого урока;
- задания для обработки практического навыка по теме урока;
- информацию о количестве правильно решенных текстовых заданий;
- информацию о количестве набранных баллов за тестовые задания и упражнения по всем темам;
- виртуальный экзамен;
- экспертную систему, позволяющую анализировать действия пользователя, находить ошибки, давать рекомендации по их исправлению.
Репетиторы позволяют провести тренинг упражнений и сдать экзамен.
Приложение № 4
Определение расстояний на карте
Изменение расстояний на карте и плане
Измерение расстояний с помощью масштаба. Нужно прочертить прямую линию (если нужно узнать расстояние по прямой) между двумя точками и с помощью линейки измерить это расстояние в сантиметрах, а затем следует умножить полученное число на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1:100 000 (в 1 см 1км) расстояние равно 5 см, т.е. на местности это расстояние составляет 1∙5 = 5 (км). Измерять расстояние по карте можно и с помощью циркуля-измерителя. В этом случае удобно пользоваться линейным масштабом.
Измерение расстояний с помощью градусной сети
Для расчёта расстояний по карте или глобусу можно использовать следующие величины: длина дуги 1° меридиана и 1° экватора равна приблизительно 111 км. Для меридианов это верно всегда, а длина дуги 1° по параллелям уменьшается к полюсам. На экваторе его можно тоже принять равному 111км. А на полюсах – 0 (т. к. полюс – это точка). Поэтому необходимо знать число километров, соответствующее длине 1° дуги каждой конкретной параллели. Чтобы определить расстояние в километрах между двумя пунктами, лежащими на одном меридиане, вычисляют расстояние между ними в градусах, а затем число градусов умножают на 111км. Для определения расстояния между двумя точками на экваторе, также нужно определить расстояние между ними в градусах, а затем умножить на 111км.
Приложение № 5
Изучение географических терминов
Изучение географических терминов не ограничивается заучиванием их определений. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежат смысловая группировка или разбивка на части с выделением главного. Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины.
Для качественного освоения научного языка можно использовать следующий алгоритм:
- проговаривание термина;
- запись на доске и в тетради;
- работа над орфографией;
- выявление этимологии термина;
- тренинг.
Приложение № 6
Основные приемы работы со школьным учебником
при подготовке к ГИА
При организации работы с различными структурными компонентами учебника выделяют несколько групп приемов:
1 группа – организационные приемы, предполагающие развитие умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый информационный материал в тексте;
2 группа – различные приемы работы с текстом;
3 группа – приемы работы с вопросами, заданиями, иллюстрациями.
Список литературы,
рекомендованной для подготовки и проведения ГИА в 9-м классе
К экзамену по географии можно подготавливать учащихся по учебникам, включённым в "Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях".
Помимо учебников, по которым ведется преподавание, рекомендуется использовать следующие издания:
- ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов /Под ред. Э.М. Амбарцумовой – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
- ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов/Под ред. Э.М. Амбарцумовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов /Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013 География / ФИПИ авторы-составители: Ю.А. Соловьева, В.В. Барабанов – М.: Астрель, 2012
- ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова – М.: Астрель, 2012
- Амбарцумова Э.М. Основные результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по географии в новой форме (ГИА-9) и рекомендации по подготовке ГИА-9 в 2011 г. // География в школе. – М., 2011. – № 1. – С. 24-33.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2009 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 128 с.
- География. 8-9 классы: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008. – 380 с.
- Настольная книга учителя географии. 6 – 11 классы / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. – М.: Эксмо, 2008. – 592 с.
- В.В.Барабанов Задания компетентностной направленности на аттестационных экзаменах по географии / Оценка качества образования № 6 2008 г. с. 38-46
- О.А. Хлебосолова, З.Н. Ткачева Итоговая оценка учебных достижений по географии в IX классе / География в школе № 8 2008 г. с. 38 – 41
- ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). География/ ФИПИ авторы составители: ЕГЭ-2008. География. Методические материалы/ ФИПИ авторы- составители: Г.П. Аксакалова, В.В. Барабанов – М.: Эксмо, 2008.
- Единый государственный экзамен 2007. География. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.В.Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е.Дюкова – М.: Интеллект-Центр, 2008.
- ЕГЭ-2008: География / ФИПИ автор-составитель: Ю.А.Моргунова – М.: Астрель, 2008.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2008. География/ ФИПИ автор составитель: Ю.А. Соловьева – М.: Астрель, 2008.
- Единый государственный экзамен 2007. География. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.В.Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е.Дюкова – М.: Интеллект-Центр, 2007.
- Единый государственный экзамен. География. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: Э.М. Амбарцумова, В.Б. Петунин – М.: Вентана-Граф, 2007.
- ЕГЭ-2007: География / ФИПИ автор-составитель: Ю.А.Моргунова – М.: Астрель, 2007.
- Сдаем единый государственный экзамен: География / ФИПИ авторы составители: В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова – М.: Дрофа, 2007.
- Эртель А.Б. География 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009. Методическое пособие для учителей и учащихся. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
- Эртель А.Б. География. Тематические тесты. Для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Интернет-ресурсы:
http://www.ege. edu. ru/
http://www. omc-sinergi. ru
http://www.fipi. ru
http://www.mioo. ru
http://www.mcko. ru
http://www.edu. ru /index/php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.
В работе дан теоретический и практический материал по подготовке учащихся к ГИА....
Методические рекомендации по подготовке к ГИА по географии 9 класс.
Методические рекомендации по подготовке к ГИА по географии 9 класс...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»
Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...
Рекомендации при подготовке к ОГЭ (ГИА) по географии
Данные рекомендации будут полезны и учителям и обучающимся 9-х классов, которые выбрали географию для прохождения итоговой аттестации за курс осного общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к проведению Всероссийских проверочных работ по географии
Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне...
Рекомендации по подготовке учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ по географии
Рекомендации подготовлены в форме презентации и содержат советы, которые может дать учитель своим ученикам на занятиях при рассмотрении сложных вопросов....
- Рекомендации по подготовке ОГЭ по географииРазбор заданий 2,3,7,8
ПРезентация содержит разделы: 1 Практические советы при подготовке к ОГЭ2 Рекомендации при работе с атласом.3 Методика дистанционной подготовки учащихся к сдаче ГИА.Разбор заданий 2,3,7,8...