рабочая программа по георафии
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

рабчая программа по географии 6 класс Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

I Пояснительная записка

Цель  способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «Географии»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства геопространства мира в его природно, социально-экономическом разнообразии и региональном единстве.

  II. Общая характеристика учебного предмета «География» В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.

     Курс «Наш дом Земля» представляет собой общеземлеведческую основу школьной географии. По своей сути – это традиционный курс начальной физической географии с элементами геоэкологии. Этот курс призван помочь шестикласснику понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной, неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов.  Основная цель курса «Наш дом Земля» – формирование современной географической картины мира и современного географического мышления. Особое внимание обращается на развитие географической культуры – географического языка, картографических умений и т.д. Важно, чтобы школьник понимал, зачем ему нужны знания о мире Земли, чтобы он умел их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческую основу географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учетом возрастных интересов шестиклассников. Внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников.

     В соответствии с принципом историзма знакомство с развитием научных географических идей ведется от древних греков, когда впервые были введены в географическую науку такие понятия, как «атмосфера», «гидросфера», «литосфера». Эти и другие геосферы нашей планеты, а также сама планета Земля рассматриваются с позиций происхождения и развития составляющего их вещества. Предполагается, что школьники, занимающиеся по образовательной программе «Школа 2100», к 6-му классу уже знакомы с историей географических открытий, со многими географическими терминами и понятиями, с крупными географическими объектами, с географическими картами и планами после усвоения пропедевтического курса «Окружающий мир: Наша планета Земля» (2-й класс) (Авт. коллектив под рук. А.А. Вахрушева) и историко-картографической части систематического курса школьной географии 5-й класс: « Наша Земля”.  Впервые в школьной географии среди компонентов окружающего нас мира в самых общих чертах рассмотрено особое состояние вещества – плазменное, о котором современные дети уже знают (звездное вещество, лазер, не говоря уже о молниях и полярных сияниях). При рассмотрении мира воды (раздел о гидросфере) в особый и довольно большой раздел вынесены сведения о твердой (кристаллической) воде. В качестве основного картографического пособия к курсу «Наш дом Земля» предполагается использовать самый массовый и знакомый учителям географии атлас для 6-го класса, составленный и подготовленный к изданию ПКО «Картография» (М., 1999)  или  изданный АСТ-ПРЕСС ШКОЛА (М., 2006).

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов И.ВДушина, Л.И. Елховская, Г.С. Камерилова, В.А. Кошевой, Т.Ю. Притула, О.А. Родыгина, Т.Л. Смоктунович

Изменения в программе:  В соответствии со стандартом основного  общего образования по географии  в 6 классе рекомендовано включить в программу курс  изучение краеведческого материала.  В программу внесены практические работы краеведческой направленности.

Общий  объем часов на изучение предмета составляет 34 часа.

III. Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на  предмет «География» в 6-ом классе отводится 34 часов  , 1 час  в неделю

 

IV. Результаты освоения учебного предмета.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:  ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

 гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

 представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

 осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов

    Преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами 

- объяснять роль различных источников географической информации.

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

- определять на карте местоположение географических объектов.

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Содержание учебного предмета

Введение.

Знать и уметь:  Определять содержание и структуру географии.

Раздел  I. От древней к современной географии. География – наука молодая. Источники географической информации.

Знать и уметь:  Определять компоненты мира Земли и их взаимосвязи. Анализировать различные источники географической информации.

Раздел II. Земля и Вселенная. Рождение Вселенной и Земли. Географические следствия формы и размеров Земли. Географические следствия движения Земли. Космические стихии и человек.

Знать и уметь:  Анализировать схему «Спираль развития Вселенной и Земли». Составлять и анализировать схему «Географические следствия формы и размеров Земли. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. Определять влияние космических стихий на жизнь и деятельность человека.

Раздел III. Оболочки Земли. Литосфера. Литосфера – каменная оболочка Земли. Архитекторы литосферы. Скульпторы литосферы.  Стихии литосферы. Человек и литосфера. Атмосфера.

Самая лёгкая оболочка Земли. Закономерности атмосферы. Климат. Опасные явления в атмосфере Опасные явления в атмосфере. Экологические проблемы атмосферы.

Гидросфера. Гидросфера и её образование. Географические закономерности в Мировом океане. Географические закономерности в Мировом океане. Географические закономерности озёр и болот. Снега и льды. Экологические проблемы гидросферы. Стихии гидросферы. Сфера жизни. Биосфера. Закономерности биосферы. Образование почв. Экологические проблемы биосферы. Стихии биосферы. Геосфера. Географические системы. Глобальные проблемы современности.

Планируемые результаты:

Знать и уметь:  Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа. Сравнивать различные слои атмосферы. Анализировать графики изменения температуры в течение суток. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур.. Выявлять зависимость уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются.  Выявлять главную причину разнообразия климатов и существования климатических поясов. Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты.  Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам.

Материально – техническое обеспечение.

1 Интерактивная доска.

2. Компьютер, принтер

3.Демонстрационная доска

4. Теллурий

5. Флюгер

5. Термометр

6. Глобусы

7. Модели строения Земли

8. Коллекция полезных ископаемых

9. Настенные карты.

10. Набор таблиц.

 Учебно – методическое обеспечение.

1.География «Наш дом Земля» . учебник для 6 класса общеобразовательной школы  под редакцией В.А. Кошевого, М: «БАЛАСС», 2012г. ОС «Школа 2100»

2.Методическое пособие для учителя  к учебнику географии «Мир Земли» под редакцией  В.А. Кошевого, М: «БАЛАСС», 2010 г. ОС «Школа 2100»

3.ОС «Школа 2100»: электронная поддержка учебного процесса. География, 5-9 кл. В помощь учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по георафии 10-11 класс

Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по георафии для 6 класса

Данная рабочая программа составлена для 6 класса....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по георафии 5-9 классы УМК "Полярная звезда"

Рабочая программа по георафии 5-9 классы УМК "Полярная звезда"...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...