Урок географии в 5 классе. Ориентирование на местности
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Урок географии в 5 классе "Ориентирование на местности" разработан в соответствии с тематической структурой учебника для 5-6 классов линии "Полярна звезда". Содержание урока включает в себя понятия: ориентирование, стороны горизонта, компас, азимут, план местности, особенности изображения местности на плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovanie_5_kl.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока: Ориентирование на местности

 Цель урока–

    - Уточнение понимания значения плана местности в жизни человека, особенностей плана;

    – формирование умений работать с планом и строить план местности;

    – формирование практических умений: работать с компасом, ориентироваться на местности, определять азимут,

  • введение понятий: ориентирование, азимут, компас,

Ожидаемый учебный результат

– Умение определять стороны горизонта по компасу, часам, Полярной звезде, местным признакам;

– приобретение опыта работы с планом местности;

– приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки и рефлексии,    приобретение опыта разрешения проблемных ситуаций;

Тип урока: урок изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная,  индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

( с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Формирование УУД

1

Организационный

  Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2.

Формулирование целей и задач  урока

Учитель просит  выполнить задания

1.описать учащихся дорогу в школу.

2. Описать дорогу к своему дому

Вопрос: что необходимо знать нам ,чтобы  уметь объяснять и определять своё местонахождение.

Выполняют задание. Объясняют каким образом можно определить местонахождение объекта

Ответы:  Необходимо  уметь ориентироваться , знать стороны горизонта

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Излагать свое мнение, аргументировать, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3.

Создание

мотивационной

установки

Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению;

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

- Для чего современному человеку

необходимо знать,  как ориентироваться

-Высказывает свое мнение.

- Высказывают свои

предположения, но не хватает

аргументов, которые необходимо

добыть на уроке

Выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что предстоит освоить

Построение логической цепи рассуждений

4

Изучение нового материала

  1. Для чего необходимо уметь ориентироваться?

Определение ориентирование стр. 30.

1.  Назовите, по каким природным объектам можно ориентироваться на местности

2.  Назовите основные стороны горизонта,  нарисуйте схему в тетради

1.Называют известные признаки

2. Рисуют схему в тетради

Наличие мотивации работы на результат,

Знакомство с основными понятиями, овладение элементарными практическими умениями

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Первичное закрепление

  1. Выполнение задания стр. 32. рис 22

Выполняют задание

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Введение нового материала

Что такое азимут?

Определение стр. 30.

Работа с рис. 19

Вспоминают  понятия : круг, величина окружности в градусах.

Работаю с рисунком , определяют азимуты на данные объекты.

Применение методов информационного поиска

Первичное закрепление

Раздаются компасы. Объясняется работа с компасами

Используя компасы определить азимуты на объекты находящиеся в классе  

Знакомятся с компасами, выполняют  задание

Преобразовывать информацию из одной формы в другую

Введение нового материала

Работа с текстом стр. 31. Для чего человеку необходим план местности?

Вопросы: 1. Что такое план местности

  1. для чего используются человеком планы местности
  2. Для чего применяются топографические карты, аэрофотоснимки и космические снимки

Читают данный пункт параграфа

Отвечают на вопросы.

Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний

5

Закрепление

Работа  в тетрадях «Мой тренажёр» (задания 1-4 стр 16, 20,21 стр 20-21

Выполнение тестовых заданий

Самопроверка

Выполняют задание в тетради.

Проверяют  по алгоритму

Оценивание усваиваемого содержания

4.Рефлексивный этап урока

Прием «Ассоциации»

К предложенному понятию каждый участник подбирает 2-3 слова (пишет в

тетради или вслух говорит), с которым оно у него ассоциируется. Можно взять

понятие «Компас».

Записывают на предложенных

листочках. Зачитывают вслух.

овладение  основами самоконтроля, самооценки

5. Объяснение домашнего задания

- Найти в тексте (параграф 8 с.30-31)

определения основных понятий урока и

выписать их в тетрадь.

- Выполните устно задание 1-4  с. 32

учебника.

-

- Находят в параграфе основные

понятия и выделяют в тексте их

определения.

- Готовят ответ на задания в конце

параграфа.

Дополнительное

задание (по желанию и по

выбору)

Найти информацию о создании компаса

Работают с дополнительными источниками

ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

1) Учебный комплекс  «География. Планета Земля». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока. Ориентирование. Построение плана местности. Экраны к урокам №4,5

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/28/?&onpage=20&onpage=20&page=3

2) Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока. Стороны горизонта. Ориентирование по звездам (анимация). Ориентирование по компасу. Ориентирование по местным признакам. Ориентирование по часам

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd60800200c9a66/28/?&onpage=20&page=2

3) Определение сторон горизонта по часам

Данное упражнение позволяет потренироваться или найти способ определения сторон горизонта по Солнцу и часам. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/44b02037-fe84-4175-8197-79c4f5345509/view/

4) Ориентирование на местности. Ресурс иллюстрирует понятия "ориентирование", "стороны горизонта"; дает наглядное представление о разных способах ориентирования, принципах работы различных компасов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/kompas_1.swf

5) Упражнение "Устройство компаса. Определение азимута"

Главная задача данного упражнения – освоить способ определения местоположения объекта относительно другого – определение азимута на объект.

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F3%EF%F0%E0%E6%ED%E5%ED%E8%E5+%F3%F1%F2%F0%EE%E9%F1%F2%E2%EE+%EA%EE%EC%EF%E0%F1%E0+&tg=

6) Работа с планом своего города (села), картой края. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15251/

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

7) Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане (со специальными возможностями для слабовидящих)

Модуль позволяет ознакомиться с понятием ориентирования, изучить способы ориентирования и измерения расстояний на местности и на плане. Последовательно рассматриваются следующие темы: ориентирование на местности и на плане, измерение расстояний на местности, измерение расстояний на плане.

загрузить (5.12 MБайт) тип: И

8) Способы ориентирования на местности

Целью данного модуля является: познакомиться со сторонами света и компасом, а также научиться ориентироваться на местности без карты. Особое внимание уделено изучению понятия сторон света, ориентированию по компасу, солнцу и часам, звездам, по кронам деревьев. Также рассматриваются возможность определения сторон света по мху и по муравейнику.

загрузить (5.69 MБайт) тип: И

9) Азимут. Практические задания (со специальными возможностями для слабовидящих)

В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: Истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение Азимут и стороны горизонта Нахождение истинного азимута движения Связь истинного и магнитного азимутов

загрузить (2.26 MБайт) тип: П

10) Практикум: План местности (со специальными возможностями)

Модуль содержит материал по темам "Условные знаки”, “Азимут".

загрузить (5.81 MБайт) тип: П

11) Практикум: План местности (упрощенный вариант)

Модуль содержит материал по темам "Условные знаки”, “Азимут". Рекомендуется для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне.

загрузить (6.07 MБайт) тип: П

12) Условные знаки плана местности. Практические задания

Модуль предназначен для детей, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Растительность», «Формы рельефа», «Дороги», «Водные объекты».

загрузить (2.24 MБайт) тип: П

13) План местности. Контрольные задания

Модуль предназначен для контроля полученных знаний повышенного уровня сложности. Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Компас», «Определение расстояния на местности», «Горизонтали», «Азимут».

загрузить (3.01 MБайт) тип: К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"Цели урока:Обучающие:создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азиму...

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....

Урок-презентация на тему: "Ориентирование на местности"

В презентации наглядно показаны способы ориентирования на местности по местным признакам, по звездам, солнцу и луне, при помощи часов и подручных средств....

урок географии 5 класс Ориентирование.

урок географии 5 класс Ориентирование. Папка содержит разработку и презентацию к уроку....