Интерактивные технологии в обучении географии.
учебно-методический материал по географии ( класс) на тему

Малышкина Наталья Владимировна

В основе интерактивных технологий лежит познавательная совмест­ная деятельность учителя и учащихся, которое опирается на соб­ственный опыт участников занятий, их прямое взаимодействии с областью осваиваемого зна­ния. На игре или при анализе ситуации не дают­ся готовые знания,  обучаемые побуждаются к самостоятельному поиску информации разно­образными дидактическими средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные технологии обучения на уроках географии»

Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность.

                                                                                  Бернард Шоу

Для развития общества нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Новые социально-экономические отношения, высокий уровень конкуренции требуют от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и качественнее происходит формирование этих компетенций  при активном взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Согласно Концепции модернизации образования базовым звеном образования является общеобразовательная школа, деятельность которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Реалии XXI в. требуют реализации процесса инновационного развития современного российского общества. Новая школа XXI в., в соответствии с требований ФГОС направляет образовательный процесс на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.  

Объем материала, изучаемого за школьный курс географии с VI по XI классы, значительный и с каждым годом происходит его уплотнение, изменение сетки часов. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Мы должны помнить, что перед нами школьник XXI в., который имеет широкие интересы, свои суждения. Именно поэтому от учителя требуется владение основными способами формирования у обучаемых взаимодействия с миром и с самим собой, умение использовать в дальнейшей жизни такие приемы, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с приобретенными во время школьного образования знаниями, умениями и навыками составляет компетентность современного выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.

В России интерактивные технологии получили широкое распространение с начала 2000 годов. Апробацией, развитием и активным внедрением технологий занималась группа московских ученых-педагогов: Ирина Ахметова, Татьяна Иванова, Андрей Иоффе и другие.

В основе интерактивных технологий лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащихся, которое опирается на собственный опыт участников занятий, их прямое взаимодействии с областью осваиваемого знания. На игре или при анализе ситуации не даются готовые знания,  обучаемые побуждаются к самостоятельному поиску информации разнообразными дидактическими средствами.

Особенности интерактивных методов заключаются в следующем:

  • Признание того, что общение – важнейшая жизненная потребность человека, распространяющаяся в полной мере на процесс обучения.
  • Создание возможности для диалога и полилога всех участников в процессе обучения.
  • Поэтапная социально-психологическая подготовка учебной группы к продуктивному общению, участие в диалоге требуют умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.
  • Умение работать в группе для нахождения общего, согласованного решения.

Интерактивное обучение — развивающее обучение, где учитель и учащиеся выступают субъектами образовательного процесса, но функции у них разные. В традиционном обучении функция учителя — транслировать предметную культуру; в развивающем — организовывать самостоятельную деятельность учащихся по овладению предметным содержанием; в интерактивном — организовывать такое взаимодействие субъектов, которое позволяет каждому его участнику реализовать свои способности.

Данная технология помогает решить очень важные педагогические задачи:

  • Уроки географии дети любят и с удовольствием их посещают.
  • Академическими знаниями по предмету школьники овладевают на достаточно высоком уровне.
  • Свободная форма общения на уроках формирует положительную Я-концепцию, воспитывает социально-успешную личность учащихся.

Для реализации интерактивного обучения я использую многообразные приемы и технологии:

ИГРА «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ». Перед проведением игры участники знакомятся с литературой по заданной теме и готовят пять-восемь заданий.  Группа распределяется на 2 команды. В них распределяются роли: нападающие, защитники, вратарь. Команда нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно, их команда получает право ставить вопрос. Если неправильно, вопрос переходит к вратарю. Если и тот не знает ответа, команда получает гол. Обеим командам насчитываются баллы, набранные во время игры.

МОЗГОВОЙ  ШТУРМ. Метод стимулирования идей всех участников относительно определенной темы на протяжении ограниченного периода времени. После презентации темы, понятия, проблемы участникам предлагается выразить свои идеи, ассоциации, комментарии,  фразы, связанные с темой.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ. Обсуждение конкретного вопроса, в котором принимают участие четыре-шесть участников, с целью выработки определенных решений, прогнозов, советов. Такая форма дает возможность всем участникам принимать активное  участие в обсуждении, а также ближе пообщаться. Все наработки малых групп обсуждаются позже всеми участниками урока.

АУКЦИОН  ЗНАНИЙ. Это активная форма проверки знаний. Предлагается вопрос «на продажу», команды называют балы за это вопрос. Если предложений больше от команд не поступает,  руководитель  говорит: «Продано». Зачитывается вопрос, команда «купившая» отвечает, если ответ правильный,         к начальному капиталу прибавляется то количество балов, которое назвала команда. Если ответ не правильный, от начального капитала отнимается это количество балов и право ответа переходит к другой команде.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Учебная игра, в ходе которой учащиеся имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения  или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании  игры и каждому  сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА. Учебная игра, в ходе которой участники создают определенные модели, алгоритмы действий. В отличие от предыдущего вида, данная игра не требует от участников входа в роль, она требует анализа конкретных ситуаций или проблем и определения шагов на пути  их решения.

ОБУЧАЯ – УЧУСЬ. Метод, сущность которого заключается в том, что объект процесса обучения превращается в субъект, выполняя временно его функции и обязанности. Этот метод направлен на получение информации и на ее распространение среди других участников группы. Полученная информация не считывается, а пересказывается, иногда по несколько раз. Таким образом обеспечивается ее лучшее запоминание.

ПИРАМИДА. Учитель предлагает группе построить пирамиду из знаний по разным темам и положительных впечатлений.

МИКРОФОН. Используя домашнее задание, ученики должны выступить с речью, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило – не прекращать речь, пока не кончится одна минута.

МОЗАИКА. Участники разбиваются на пары или на малые группы. Парам или группам раздают выдержки с текстом по данной теме, без названия, разрывные  части. Задание заключается в том, чтобы сложить выдержки и ответить, например, к какой закономерности природы принадлежит описание в данном тексте.

ЧЕМОДАН. На плакате перед учащимися нарисован чемодан, каждая группа по очереди должна рассказать  какие знания по рассматриваемой теме они возьмут в дорогу и поделятся своими ощущениями от  урока.

Анализируя свой педагогический опыт, могу сказать, что интерактивные технологии, применяемые на уроках географии, способствуют усвоению школьниками социального опыта. Учащиеся взаимодействуют друг с другом, обсуждают различные географические проблемы, учатся вести диалог. Как правило, такие технологии позволяют обучаемым моделировать деятельность специалистов в конкретной области,  принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты, усваивать основные правила поведения в природе и обществе и т.д.  

Создаваемые на уроке проблемные ситуации устанавливают в классе рабочую атмосферу, формирующую значимые для ученика навыки. Содержание общения наполняется жизненными вопросами, которые они хотели бы решить. Устанавливаются эмоциональные контакты между учащимися, они приучаются работать в команде, снимается нервное напряжение, возникает чувство защищённости, взаимопонимания и собственной значимости.

Таким образом, использование интерактивных технологий обучения способствует созданию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации, участвуют в ролевых играх, приходят к общему решению вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций.

И самое главное, происходит воспитание и становление конкурентоспособной личности,  востребованной в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные технологии в обучении иностранному языку

Статья на тему "Интерактивные технологии в обучении иностранному языку"...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

Интерактивные технологии в обучении физики

Интерактивные технологии в обучении физики...

Использование инновационных интерактивных технологий на уроках географии в школе

Инновационный процесс-представляет собой совокупность процедур и средств с помощью которых педагогическое открытие или идея превращается в социальное,образовательное нововведение (Определение было дан...

Мастер-класс "Интерактивные технологии на уроках географии как средства мотивации обучающихся»

   Данная  статья посвящена  описанию такой формы демонстрации опыта работа как мастер-класс. Учитель - мастер  делиться опытом  работы  по проблеме «По...