Урок географии в 8 классе "Люди и труд"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Смирнова Юлия Александровна

                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyudi_i_trud.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Люди и труд

9 класс

Цель: создать условия для усвоения учащимися знаний о трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Трудовые ресурсы страны и экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России, факторы их определяющие.

Трудовые ресурсы (ТР), экономически активное население (ЭАН), безработица, качество ТР.

Оборудование

Мультимедийный проектор, учебник географии, атлас по географии для 9 класса, политико-административная карта России.

  1. Орг. момент 1 мин. Приветствие.

  1. Проверка домашнего задания 10 мин:

Фронтальный опрос:

  1. Какова численность населения России?
  2. Что такое миграция населения?
  3. Назовите виды миграций?
  4. Что такое миграционный прирост?
  5. Что такое эмиграция, иммиграция?

3. Изучение нового материала 15 мин.

Вводное слово учителя

А у вас растут года

Скоро и 16.

Кем работать вам тогда

Чем вам заниматься?

Основное богатство любой страны – люди. Человек – главный производитель разнообразных благ. Поэтому будущее России, прежде всего, зависит от её человеческого потенциала. Для развития хозяйства важна не только общая численность населения, но и количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте.

 Какие граждане нашей страны находятся в трудоспособном возрасте? Найдите ответ на этот вопрос в тексте параграфа 44 на с 214.

- Каждый из вас в ближайшее время будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда. Что же нужно знать о рынке труда?

         (по ходу урока записываются на доске новые понятия)

        А) Трудовые ресурсы, трудоспособный возраст – читаем пункт в параграфе,   разбираем.

   (Под запись)  Трудоспособное население – это трудовые ресурсы, которые состоят из:

  • занятые в домашнем и личном хоз-ве;
  • учащиеся, студенты;
  • работающие пенсионеры.

Часть труд. ресурсов, непосредственно работающие и активно ищущие работу, называютсяэкономически активным населением.

        Б) Почему не все желающие работать могут найти работу? Почему возникает безработица? (обсуждение)

(под запись) Безработица – это превышение предложения рабочей силы над спросом на эту рабочую силу.

(Работа по схемам в учебнике)  Выясняем, при каком условии начнётся безработица?

(Работа с текстом) В России есть районы, где безработица проявляется сильнее всего. Найдите в тексте информацию об этом, запишите вывод в тетрадь.

        В) Какими качествами  и способностями надо обладать, чтобы найти достойную работу? (обсуждение)

Обратимся к иллюстрации в учебнике: - Кто чувствует себя уверенно на рынке труда?

  1. Физкульминутка 1 мин

5. Закрепление изученного материала 15 мин

Тест

1 вариант

 1.Наука, изучающая народы:

А.Демография  Б.Этнография  В. Топография

3.Естественный  прирост населения -это:

А.Разница между смертностью и рождаемостью

Б.разница  между рождаемостью и смертностью

В. Разница между эмиграцией и миграцией

3.Численность населения России:

А) 152 млн.чел    Б) 148 млн.чел    В) 143 млн.чел

4. По численности населения Россия занимает …. место в мире:

   а) 3     б) 6     в) 9

3. Выберите верные утверждения:

 а) численность населения в России постоянно увеличивается

 б) смертность  в России выше, чем рождаемость

 в) для России характерен  низкий естественный прирост населения

4. Средняя продолжительность жизни в России:

а) 60 лет    б) 79 лет    в) 67 лет

5. Какие из перечисленных народов входят в число самых многочисленных народов России:

  а) татары   б) буряты   в)русские   г) чуваши   д) чеченцы

6. Выберите верное утверждение:

 а) В России низкая плотность населения

 б) в России большая часть территории имеет плотность 50 чел/кв. км

 в) большая часть населения России проживает в европейской части  России

7.Самая многочисленная языковая семья  в России:

А. Алтайская  Б.Уральская  В. Индоевропейская  Г.Северокавказская

8.Соотношение мужчин и женщин в России:

А.одинаково   Б.мужчин больше, чем женщин    В.женщин больше, чем мужчин

9.Укажите трудоспособный  возраст в России:

А.от 16 до 55 лет; от 16 до 60 лет

Б. от 18 до 55 лет; от 18 до 60 лет

Часть В:

1. Напишите определения следующим понятиям:

Миграция, эмиграция, иммиграция, реэмиграция

2. Перечислите факторы, влияющие на продолжительность жизни.

3.Установите соответствие:

1.башкиры            а.православие

2.русские               б. ислам

3.евреи                   в. иудаизм

   

2 вариант

1.Наука о населении:

А.этнография     Б. демография   В. Топография

2.Что такое демографический кризис(депопуляция):

А. резкое увеличение численности населения

Б.резкое уменьшение численности населения

В.изменение численности населения

3. При каком воспроизводстве высокая рождаемость и высокая смертность

А. археотипе   Б. традиционном  В. современном

4.Выезд людей из страны:

А. миграция  Б. иммиграция  В. Эмиграция

5.Второй по численности народ России:

А.украинцы  Б. татары  В. Казахи

6.Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буддизм:

А.буряты   Б. калмыки.  В.коми

7.Экономическии активное население:

А. трудовые ресурсы     Б. безработные   В.иждивенцы

8.К внутренним  перемещениям относятся:

А.выезд их страны    Б.выезд из села в город   В .выезд из города в командировку

9.Какова численность населения в России:

А.145 лн.чел  б. 146 млн.чел  в. 150 млн чел.

Часть В:

1.В каком году была последняя перепись населения в России?

2.Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин?

3.Установите соответствие народ-семья:

1.Русские       а. кавказская

2.Чеченцы     б. алтайская

3.Татары         в. индоевропейская

6. Домашнее задание пар 44, письменно итоговые задания на с. 218 1 мин.

7. Орг. момент 1 мин


1 вариант

 1.Наука, изучающая народы:

А.Демография  Б.Этнография  В. Топография

3.Естественный  прирост населения -это:

А.Разница между смертностью и рождаемостью

Б.разница  между рождаемостью и смертностью

В. Разница между эмиграцией и миграцией

3.Численность населения России:

А) 152 млн. чел    Б) 148 млн.чел    В) 143 млн.чел

4. По численности населения Россия занимает …. место в мире:

   а) 3     б) 6     в) 9

3. Выберите верные утверждения:

 а) численность населения в России постоянно увеличивается

 б) смертность  в России выше, чем рождаемость

 в) для России характерен  низкий естественный прирост населения

4. Средняя продолжительность жизни в России:

а) 60 лет    б) 79 лет    в) 67 лет

5. Какие из перечисленных народов входят в число самых многочисленных народов России:

  а) татары   б) буряты   в)русские   г) чуваши   д) чеченцы

6. Выберите верное утверждение:

 а) В России низкая плотность населения

 б) в России большая часть территории имеет плотность 50 чел/кв. км

 в) большая часть населения России проживает в европейской части  России

7.Самая многочисленная языковая семья  в России:

А. Алтайская  Б.Уральская  В. Индоевропейская  Г.Северокавказская

8.Соотношение мужчин и женщин в России:

А.одинаково   Б.мужчин больше, чем женщин    В.женщин больше, чем мужчин

9.Укажите трудоспособный  возраст в России:

А.от 16 до 55 лет; от 16 до 60 лет

Б. от 18 до 55 лет; от 18 до 60 лет

Часть В:

1. Напишите определения следующим понятиям:

Миграция, эмиграция, иммиграция, реэмиграция

2. Перечислите факторы, влияющие на продолжительность жизни.

3.Установите соответствие:

1.башкиры            а. православие

2.русские               б. ислам

3.евреи                   в. иудаизм

2 вариант

1.Наука о населении:

А.этнография     Б. демография   В. Топография

2.Что такое демографический кризис(депопуляция):

А. резкое увеличение численности населения

Б.резкое уменьшение численности населения

В.изменение численности населения

3. При каком воспроизводстве высокая рождаемость и высокая смертность

А. археотипе   Б. традиционном  В. современном

4.Выезд людей из страны:

А. миграция  Б. иммиграция  В. Эмиграция

5.Второй по численности народ России:

А.украинцы  Б. татары  В. Казахи

6.Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буддизм:

А.буряты   Б. калмыки.  В.коми

7.Экономическии активное население:

А. трудовые ресурсы     Б. безработные   В.иждивенцы

8.К внутренним  перемещениям относятся:

А.выезд их страны    Б.выезд из села в город   В .выезд из города в командировку

9.Какова численность населения в России:

А.145 лн.чел  б. 146 млн.чел  в. 150 млн чел.

Часть В:

1.В каком году была последняя перепись населения в России?

2.Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин?

3.Установите соответствие народ-семья:

1.Русские       а. кавказская

2.Чеченцы     б. алтайская

3.Татары         в. индоевропейская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Разработка урока географии в 9 классе по теме Рынок труда и занятость населения

Урок с элементами технологии проблемного обучения в системе ЛОО способствует формированию универсальных учебных действий через системно-деятельностный подход. форма организации обучения - дискуссия, п...

урок географии Рынок труда и занятость населения

Категориальный аппарат усвоения: рынок труда; трудовые ресурсы; трудоспособный возраст; экономически активное население; безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйс...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Сценарий урока географии в 8 классе "С чем идти на рынок труда"

Ежегодно образовательные учреждения в России заканчивают сотни тысяч человек. И наступает время выбора профессии. Сегодня за хорошо оплачиваемые рабочие места – большая  конкуренция, и рабо...

Урок географии по теме: «Географические сведения о Курской области и труде населения».

Урок знакомит обучающихся с географическим положением Курской области, рельефом, климатом, природными зонами, хозяйственной деятельностью населения....