Разработка урока по теме "Воды суши"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Конспект урока по теме ;Воды суши" для урока географии 6 класса, можно и для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrytyy_urok_v_6_klasse.docx250.98 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
  • Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
  • Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • Обучающие:
  • формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
  • формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;
  • формирование умения составлять описание географического объекта;
  • формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
  • Развивающие:
  • развитие навыков работы с информационным материалом.
  • развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
  • формирование критического мышления.
  • Воспитательные:
  • способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.

Предполагаемые результаты обучения:

  • Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
  • Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
  • Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, Калмыкии, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.

Ресурсы:

  • Основные: учебник «География 6 класс», атлас и контурные карты 6 класс, карта полушарий, физическая карта России.
  • Дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.
– Здравствуйте! Скажем мы новому дню! 
– Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям! 
– Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!

Все готовы – все готовы
Все в порядке – все в порядке
И учебники – и учебники
И тетрадки – и тетрадки
С добрым утром начат день, 
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать, 
А работать и искать

Мобилизующий этап (проверка домашнего задания)

Входной тест:(2 мин.)

1. Расположите океаны в порядке уменьшения их площади: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
2. Часть океана, глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном, называется: заливом, проливом, морем.
3.Выбрать самый большой залив: Аравийский, Гвинейский, Персидский. 
4. Выступающая часть суши, с трех сторон окруженная водой, называется: остров, полуостров, архипелаг.
5. Выбрать самый большой остров: Гренландия, Тасмания, Мадагаскар.
6. К внутреннему морю относится: Баренцево, Аравийское, Черное.
7. Самое соленое море на Земле: Балтийское, Черное, Красное.

Установка познавательной задачи (2 мин.)

Медитация

Звуки в природе. Ручей в лесу

Продолжаем изучать водную оболочку Земли – а символом этой оболочки является – вода.Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», – писал Антуан де Сент-Экзюпери, известный французский писатель. (Слайд 2)

 

Предлагаю отгадать загадки:

  1. Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.
  2. Не конь, а бежит, 
    Не лес, а шумит.
  3. Между гор, между дол
    Бежит белый конь.
  4. В нее льется, из нее льется,
    Сама по земле плетется

Целеполагание (2 мин.)

Сообщаю тему урокаВы уже поняли, что тема урока … (Реки)
Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.

Ученик читает стихотворение.

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке. 
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество – больших и скромных…

Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:

  • Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
  • Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
  • Научиться показывать реки мира, России на карте.
  • Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Изучение нового материала (10 мин.)

– Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?
–Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки 
(показ фрагментов картин.А.М Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).
–Васнецов, Аполлинарий Михайлович, Исаак Ильич Левитан, Николай Владимирович Ремизов... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…»

Чуден Днепр при тихой погоде,
когда вольно и плавно,сквозь горы,леса,
гордо он мчит свои полные воды,
вылитый, будто весь с серебра.

–Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты.

Творческое задание: чтение учащимися стихотворений о реках.

А.Твардовский «За далью даль»

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала –
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздила шар земной.

Н.А.Некрасов «На Волге»

О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов…
«…О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям, 
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…»

(М.Ю.Лермонтов)

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

А.С.Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей

– Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.

– Кто может назвать крупные реки мира, России?

  • 1 группа: Самая длинная река мира – Нил (Африка) – 6671 м
  • 2 группа: Самая полноводная в мире – Амазонка (Ю. Америка) – 7,2 млн. кв. км
  • 3 группа: Самая длинная у нас в стране – Обь с Иртышом – 5410 км,
  • 4 группа: Самая полноводная в нашей стране – Енисей

Слайды 10, 11.

Работа в группах

Дети находят и показывают в атласах, а затем на карте у доски.

–Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно (Дети дают определения).

Слайд 12

– А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь (работа с учебником стр. 96. и раб тетрадью стр. 50).

– Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной 
И у реки есть место рождения. Как же оно называется? См. стр. 96 Оно называется – родник или исток.

Слайды 14-16.

http://festival.1september.ru/articles/644662/img1.jpg

Учитель: Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности.
«…Вот отсюда, именно отсюда
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо – 
Русская, великая река
Лёгкий дом, как девичья светёлка,
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель

М. Пляцковский

http://festival.1september.ru/articles/644662/img2.jpg

Исток Волги

Видеоролик «Исток Волги»

Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас. Это и есть смысл жизни. 
У реки есть так же смысл жизни. Это донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе. Как же называется это место?

Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют – устье.

Слайды 17, 18 и учебник стр. 96

http://festival.1september.ru/articles/644662/img3.jpg

 

Первичная проверка понимания (5 мин.)

Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий: найдите на карте истоки и устья разных рек:

I гр – Обь, Енисей, 
II гр – Терек, Нил, 
III гр – Амазонка, Конго. 
IV гр – Лена, Амур

Объясняют как определить правый и левый берег.

Важно! Исток не может находиться в море или океане.

Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова речная система, водораздел, бассейн.

Работа с учебником: найти эти определения (Слайд 19). Линии водоразделов не только определить бассейн реки, но и отнести реки к бассейнам океанов.

Работа с учебником стр. 97 (по группам) рис. 62 и зад стр. 51 р.т.

Работа с мультемедиа-учебником (Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс – урок «Воды сши. Реки.») рассказываю о строении реки.

Физкультминутка (2 мин.)

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. 
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. 
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем
. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. 
(Дети садятся.)

Работа в группах: выполнить задание № 2 в рабочей тетради стр. 50-51 (5 мин.)

– Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как наша Волга.

Слайды 20-23

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 98 или просмотр видеофильма «Горные и равнинные

(М.Ю.Лермонтов)

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь, 
Морю Каспию, журчит

– Кем бы вы хотели стать? Вы мечтаете создавать, творить (о хорошей работе)? И река так же создает, творит, работает. Углубление, которое создала река своим течением, называется – речная долина. Река, размывая горные породы, создает пороги и водопады(Самый высокий водопад – Анхель 1054 м).

Слайды 26-28. Ниагарский красивый

Сообщения находим о них в интернете

http://festival.1september.ru/articles/644662/img4.jpg

Пороги

http://festival.1september.ru/articles/644662/img5.jpg

Найдите в Интернете данные о самом высоком в мире водопаде Анхель

Легенда:Медовые водопады (Кавказ).

…И король сказал: "Найдите мне рай на земле!" И люди короля пошли в путь. Они перешли равнины, реки, горы… Они уже потеряли надежду, но неожиданно перед собой увидели уникальное по красоте место – ущелье реки и каскад водопадов – рай на земле. На берегу реки и в скалах обитали рои диких пчёл. Дожди размывали пчелиные соты, и капли мёда стекали по скалам. Людям, стоящим под скалами, на губы капал мёд.…Поэтому это райское место назвали "Медовые водопады".
Уже тысячи лет горы и солнце встречаются в районе медовых водопадов. Здесь живут история и природа, красота и любовь.

Групповая работа: Задание в рабочей тетради №3 стр 51.

– У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни:

  • Орошение
  • Водоснабжение
  • Транспортный путь
  • Рыболовство
  • Зона отдыха и т.д.

Слайд 29

Групповая работа: познакомиться с описанием реки по плану (5 мин.)

Слайд 31

Например – Енисей (по группам)

– Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя России Льва Николаевича Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди».

Проверка полученных результатов (3 мин.)

1. Главная река со всеми ее притоками – это:

а) речная система,
б) режим реки,
в) бассейн реки.

2. Место, где река берет начало – это:

а) исток, 
б) устье.

3. Самая полноводная река России

а) Енисей;
б) Лена; 
в) Амур;
г) Волга.

5. Реки бассейна Тихого океана:

а) Уссури;
б) Анадырь; 
в) Колыма;
г) Амур.

6. Реки бассейна внутреннего стока:

а) Урал;
б) Дон;
в) Кама;
г) Северная Двина

и задание на слайде 29.

8. Домашнее задание (2 мин.)

Слайд 38

9. Самооценка (2 мин.)

1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было нелегко …
4. Я понял, что …
5. Мне понравились задания …
6. Я научился …
7. Меня удивило …

Составить синквейн (2 мин.)

Реки
Равнинные и горные
Текут, разливаются, изменяются
Голубое чудо (жизнь)

В завершение урока:

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку светлую мою!

Слайды 26, 27

Ресурсы проведения урока.

  1. Презентация
  2. Иллюстрации: пороги, водопады, устье реки, вдп. Анхель
  3.  Интернет-ресурс
  4. Учебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Суша планеты"

План -конспект 2-х уроков природоведения по теме "Суша планеты".1 урок - изучение нового материала, 2 урок- игра....

разработка урока "Рельеф суши. Горы"

Урок посвящён изучению понятия рельефа, на примере гор изучаются особенности рельефа. В ходе урока ученики самостоятельно находят нужную информацию, учатся оценивать свою деятельность....

«Когда владыками суши были драконы».(Разработка урока по природоведению − 5 класс по программе «Школа 2100» с применением компьютерной презентации.)

Методическое сопровождение к урокуХраброва Татьяна ВладимировнаУчитель химииГБОУ СОШ № 456Колпинского районаСанкт-Петербурга Тема урокаКогда владыками суши были драконыПредметПриродов...

Разработка урока географии "Равнины суши" 6 класс

Комбинированный урок географии 6 класса по теме "Равнины суши" с использованием различных методов обучения. Включает методику лекций, бесед, игровые элементы....

Разработка урока по теме "Горы суши"

Учебно-воспитательные задачи:сформировать понятие «горы»;выяснить, как различаются горы по высоте, размерам;формировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности л...

Разработка урока по теме "Равнины и суши"

Разработка урока по теме "Равнины и суши"...