Антарктида. Материк-загадка
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

СКВОРЦОВА СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА

Плановый урок в 7 классе при изучении темы "Антарктида".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materik-zagadka.docx22.33 КБ
Файл antarktida_prilozhenie.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Скворцова Светлана Витальевна

Класс: 7

Учебник: Душина И.В., Смоктунович Т.Л.

Тема: «Материк – загадка»

Цель урока:  Сформировать представление о своеобразии и уникальности материка Антарктида.

Задачи урока:

Обучающие: 

1)выявить особенности ГП материка, сурового климата, причины возникновения и взаимосвязь с физико-географическим положением;

2)углубить познания учащихся об Антарктиде.

Развивающие: 

1)продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления;

2)развивать умение формулировать выводы;

3)развивать четкость и образность речи.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье: своё и окружающих;

продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы;

- воспитание толерантности.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Оборудование: карты: физическая Антарктиды, физическая карта мира, климатическая карта Антарктиды; атласы для 7 кл., презентация к уроку, контурные карты.

Основное содержание: Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Растительный и животный мир.

Ход урока:

  1. Приветствие. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Мы продолжаем изучение южных материков. Какие изученные материки относятся к южным? Что их объединяет?

  1. Мотивация к изучению нового материала.

Ребята, посмотрите на слайд. Почему видим знак вопроса? Мы знаем, что сегодня будем изучать?

Послушайте, пожалуйста. Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды. 

Вопрос: что необычного, на ваш взгляд, можно отметить в описании материка? Поняли, о каком материке идет речь?

Да, это Антарктида.

Как красиво описал этот материк английский ученый, исследователь Ричард Бэрд. « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»

Что сегодня на уроке мы должны узнать? ( Почему материк так называется? Где он расположен? Климат, рельеф материка? Почему восход и заход солнца можно увидеть один раз в год?)

  1. Открытие нового знания.

Предположения о существовании южного континента высказывались еще античными авторами (Аристотель и др.), которые полагали, что в Южном полушарии находится соединенный с Африкой материк, противостоящий и уравновешивающий северные континенты.  Отсюда он получил и свое название - anti arctos (противостоящий медведю, т. е. Арктике). Название Антарктиды происходит от греческого языка “анти” – против, т.е. лежащий против Арктики.

Как и при изучении любого материка, мы начинаем  определения географического положения по плану. Открываем атласы, начинаем работу.

Слайд 8. Загадка 1. Почему Антарктиду называют страной жестокого солнца и пурги?

Холодильник Земли?

Континент науки и мира?

Есть ли вода в Антарктиде?

Слайд 9-10. Работа с климатической картой.

  1. По карте «Климатические пояса» определите, в каком климатическом поясе расположен материк Антарктида?
  2. Сравните температуры января и июля. Высчитайте амплитуду.
  3. По карте определите количество осадков на материке. В каких частях материка осадков выпадает меньше всего?

Слайд 11. Антарктида – самый холодный материк.

Почти вся Антарктида находится в антарктическом климатическом поясе.

Особенно суров климат во внутренних областях материка. Средняя суточная температура там даже летом не поднимается выше -30 °С, а зимой бывает ниже -70 °С.

Полярниками на станции «Восток» зарегистрирована самая низкая температура на Земле (-89,3 °С).

Антарктиду называют «холодильником» Земли. Южное полушарие из-за ее влияния значительно холоднее Северного.

Загадка 2. Ребята, как вы думаете возможна ли жизнь в таких суровых условиях? Посмотрите (слайд 12-15)

Слайд 16. Жизнь большинства животных связана с океаном. В прибрежных водах много планктона, которым питаются рыбы, киты, тюлени.

На побережье обитают около  10 видов птиц: пингвины, буревестники, поморники и др.

Слайд 17. Загадка 3. За период полярного дня, который длится полгода, Антарктида получает в 2 раза больше солнечного тепла и света, чем Африка.

Почему Антарктида самый холодный материк, а Африка – самый жаркий? Вспомните о влиянии ГП, подстилающей поверхности, количестве солнечного тепла.

Загадка 4. Можно ли в стране вечного льда и холода найти реки и озера?

Слайд 18-20. В 90-х годах XX века российскими учеными было обнаружено подледниковое незамерзающее озеро Восток – крупнейшее из антарктических озер, имеющее длину 250 км и ширину 50 км; озеро вмещает около 5400 тыс. км³ воды.

Российские ученые после более 30 лет бурения проникли в озеро. Озеро Восток в Антарктиде, скрытое под четырехкилометровой толщей льда, является уникальной водной экосистемой, изолированной от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. Его изучение играет огромную роль в построении сценария естественных изменений климата в ближайшие тысячелетия.

Загадка 5. Почему на материке отсутствует постоянное население? Материк никому не принадлежит? (Слайд 21-23)

 Антарктида – единственный континент, который не принадлежит никому, а является материком международного сотрудничества. Настоящими хозяевами континента являются научные работники из разных частей света.

В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооруженных судов южнее 60-го градуса широты запрещены. В 80-е годы XX века Антарктиду объявили еще и безъядерной зоной, что исключило появление в ее водах судов-атомоходов, а на материке – атомных энергоблоков.

  1. Закрепление материала.

Давайте обобщим то, что узнали на уроке. Какие факторы повлияли на формирование климата материка?

Факторы, влияющие на формирование климата Антарктиды:
      — малый угол падения солнечных лучей, что зависит от географической широты;
      — сильное охлаждение в период полярной ночи;
      — мощный ледяной покров, занимающий практически весь материк, вследствие чего происходит интенсивное охлаждение, 90% солнечной радиации отражается от ледяной поверхности;
      — огромная разница температур воздуха внутренних и прибрежных районов обусловливает постоянный сток холодного воздуха в сторону океана;
      — стоковые ветры; они препятствуют проникновению более теплых воздушных масс с океана на материк.

В ходе урока мы ответили на поставленные вопросы? Все загадки Антарктиды отгадали?

Самый главный вопрос: Кто и когда отрыл Антарктиду? Это будет вашим домашним заданием. 

  1. Домашнее задание:

§ 38, стр.158-162;

 На контурную карту нанести географические объекты, связанные с именами исследователей материка;

Подготовить сообщение об открытии Антарктиды;

Подготовить рассказы об исследователях Антарктиды.

  1. Рефлексия.

Закончите высказывания:

  1. Сегодня на уроке я узнал…
  2. На уроке мне было …., потому что…
  3. На этом уроке я сделал для себя открытие…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕРИК- ЗАГАДКА МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» Учитель географии Скворцова Светлана Витальевна

Слайд 2

Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды.

Слайд 3

« На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое . Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми , голубыми , золотистыми и зелеными тонами…» Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэрд о материке, с которым мы познакомимся на уроке.

Слайд 4

Антарктида

Слайд 5

Предположения о существовании южного континента высказывались еще античными авторами (Аристотель и др.), которые полагали, что в Южном полушарии находится соединенный с Африкой материк, противостоящий и уравновешивающий северные континенты. Отсюда он получил и свое название - anti arctos (противостоящий медведю, т. е. Арктике) Название Антарктиды происходит от греческого языка “анти” – против, т.е. лежащий против Арктики.

Слайд 6

План описания ГП материка. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана. Найдите крайнюю точку материка, определите её координаты. Определите, какие океаны и моря омывают материк. Как расположен материк относительно других материков? Сделайте вывод о влиянии географического положения материка на его природные особенности.

Слайд 7

▲ Почему Антарктиду называют страной жестокого солнца и пурги? ▲ Холодильник Земли? ▲ Континент науки и мира? ▲ Есть ли вода в Антарктиде?

Слайд 8

Работа с картой. По карте «Климатические пояса» определите, в каком климатическом поясе расположен материк Антарктида? Сравните температуры января и июля. Высчитайте амплитуду. По карте определите количество осадков на материке. В каких частях материка осадков выпадает меньше всего?

Слайд 10

Антарктида – самый холодный материк. Почти вся Антарктида находится в антарктическом климатическом поясе. Особенно суров климат во внутренних областях материка. Средняя суточная температура там даже летом не поднимается выше -30 °С, а зимой бывает ниже -70 °С. Полярниками на станции «Восток» зарегистрирована самая низкая температура на Земле (-89,3 °С). Антарктиду называют «холодильником» Земли . Южное полушарие из-за ее влияния значительно холоднее Северного.

Слайд 15

Жизнь большинства животных связана с океаном. В прибрежных водах много планктона, которым питаются рыбы, киты, тюлени. На побережье обитают около 10 видов птиц: пингвины, буревестники, поморники и др.

Слайд 16

За период полярного дня, который длится полгода, Антарктида получает в 2 раза больше солнечного тепла и света, чем Африка. Почему Антарктида самый холодный материк, а Африка – самый жаркий?

Слайд 18

В 90-х годах XX века российскими учеными было обнаружено подледниковое незамерзающее озеро Восток – крупнейшее из антарктических озер, имеющее длину 250 км и ширину 50 км; озеро вмещает около 5400 тыс. км³ воды. Российские ученые после более 30 лет бурения проникли в озеро. Озеро Восток в Антарктиде, скрытое под четырехкилометровой толщей льда, является уникальной водной экосистемой, изолированной от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. Его изучение играет огромную роль в построении сценария естественных изменений климата в ближайшие тысячелетия.

Слайд 20

Кому принадлежит Антарктида?

Слайд 21

Антарктида – единственный континент, который не принадлежит никому, а является материком международного сотрудничества. Настоящими хозяевами континента являются научные работники из разных частей света. В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному госу дар ству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооруженных судов южнее 60-го градуса широты запрещены. В 80-е годы XX века Антарктиду объявили еще и безъядерной зоной, что исключило появление в ее водах судов-атомоходов, а на материке – атомных энергоблоков .

Слайд 23

Факторы, влияющие на формирование климата Антарктиды: — малый угол падения солнечных лучей, что зависит от географической широты; — сильное охлаждение в период полярной ночи; — мощный ледяной покров, занимающий практически весь материк, вследствие чего происходит интенсивное охлаждение, 90% солнечной радиации отражается от ледяной поверхности; — огромная разница температур воздуха внутренних и прибрежных районов обусловливает постоянный сток холодного воздуха в сторону океана; — стоковые ветры; они препятствуют проникновению более теплых воздушных масс с океана на материк.

Слайд 24

▲ Почему Антарктиду называют страной жестокого солнца и пурги? ▲ Холодильник Земли? ▲ Континент науки и мира? ▲ Есть ли вода в Антарктиде?

Слайд 25

самый последний был открыт; самый южный; самый высокий; самый холодный, самый суровый климат; самая низкая температура – 89,2 С; самые сильные ветры; самый безлюдный; самый изолированный, удалённый; самый ледяной, 99% территории; мощность до 2000 м; самые большие запасы пресной воды до 80%; самые большие айсберги; самый бедный органический мир; самые многочисленные колонии пингвинов; самый безмолвный, пустынный; самый белый; самые крупные животные планеты питаются у берегов; самый загадочный, мало исследованный. Самый мирный Самый, самый…

Слайд 26

А кто же открыл Антарктиду?

Слайд 27

Домашнее задание: v § 38, стр.158-162; v На контурную карту нанести географические объекты, связанные с именами исследователей материка; v Подготовить сообщение об открытии Антарктиды; v Подготовить рассказы об исследователях Антарктиды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антарктида

Презентация для 6 класса, объяснение нового материала....

Антарктида

Урок географии за курс "География материков и океанов" по теме "Антарктида" (история открытия Южного полюса)....

Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс

Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...

Разработка и презентация урока по географии "Природа Антарктиды или, почему пингвины в Антарктиде живут"

Данный урок содержит материал о природе Антарктиды: климате, ледниковом покрове, подледном рельефе, животных. На этапе усвоения новых знаний использованы ресурсы из ФЦИОР. Яркая презентация способству...

Анимированный кроссворд "Рекорды Антарктиды" по географии для обобщающего урока по теме "Антарктида" 7 класс

Быстро можно проверить географические  знания учащихся  по теме "Антарктида". Учиться надо весело!...

Конспект урока "Путешествие в Антарктиду. Антарктида - какая она..."

Развернутый конспект урока по географии для учащихся 7 класса, посвященный 200-летию открытия Антарктиды....